Файл: Разработка годового финансового плана предприятия (Финансовое планирование в ООО «Магнум Плит»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 641
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы разработки финансового плана на предприятии
Глава 2 Финансовое планирование в ООО «Магнум Плит»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Финансовое планирование на предприятии
Глава 3 Разработка годового финансового плана ООО «Магнум Плит» методом бюджетирования
3.1 Организационные аспекты системы бюджетирования
3.2 Разработка операционных бюджетов на предприятии
3.3. Разработка финансовых бюджетов и эффективность, внедрения бюджетирования на предприятии
На практике для распределения общепроизводственных (накладных) расходов по объектам затрат выбираются следующие базы распределения:
- прямые затраты. В этом случае применяются ставки распределения общепроизводственных расходов в процентах от стоимости потребленных на изделие основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих;
- заработная плата производственных рабочих. Данный показатель используется в тех случаях, когда заработная плата занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах, чем расходы на содержание оборудования;
- планируемое время работы производственных рабочих (человеко-часы). Коэффициент распределения определяется путем деления общей суммы общепроизводственных расходов на общее число затраченных человеко-часов;
- машино-часы. Этот показатель применяется при наличии информации о времени работы оборудования, затраченного на выпуск конкретного продукта;
- стоимость основных материалов. Общепроизводственные расходы распределяются пропорционально стоимости использованных основных материалов;
- объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении. Данный метод используется в случае производства структурным подразделением одного вида продукции;
- распределение пропорционально установленным нормативным ставкам. Такая ставка может быть рассчитана как по организации в целом, так и для каждого подразделения отдельно. Единую ставку распределения общепроизводственных расходов используют в том случае, если на все работы во всех подразделениях затрачивается примерно одинаковое количество времени. Когда на эти работы затрачивается разное время, ставки распределения общепроизводственных расходов устанавливают дифференцированно для каждого подразделения, чтобы на все виды продукции распределялись соответствующие им накладные расходы.
Выбранный способ должен соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, быть максимально приближен к фактическим расходам на данный вид продукции. При выборе базы распределения следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по учету, планированию и калькулированию себестоимости; если такие рекомендации отсутствуют - экономическим смыслом и особенностями производственной деятельности коммерческой организации.
Для рассматриваемого предприятия базой распределения общепроизводственных расходов между отдельными видами продукции является планируемая трудоемкость изготовления продукции (в соответствии с учетной политикой). На основании данных о трудоемкости каждого вида продукции определяется величина общепроизводственных расходов приходящихся на каждый вид продукции (таблица 9).
Таблица 9 - Бюджет общепроизводственных накладных расходов на 2016 г.
Показатели |
1 кв. |
2кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого за 2016 год |
Планируемая трудоемкость изготовленной продукции, чел.-час. |
127225,3 |
170866,6 |
192972,3 |
143375,8 |
634440,0 |
Ставка переменных накладных расходов, руб./чел.- час. |
29,6 |
29,6 |
29,6 |
29,6 |
18808608,7 |
Планируемая сумма переменных накладных расходов, руб. |
3771721,4 |
5065512,0 |
5720856,9 |
4250518,5 |
18808608,7 |
Планируемая сумма постоянных накладных расходов, руб. |
10520890,9 |
14129807,9 |
15957836,0 |
11856454,1 |
52464988,9 |
Общая сумма общепроизводственных расходов, руб. |
14292612,2 |
19195319,9 |
21678692,8 |
16106972,6 |
71273597,6 |
Величина начисленной амортизации, руб. |
2658500 |
2658500 |
2658500 |
2658500 |
10634000 |
Расход денежных средств предприятия по оплате накладных расходов, руб. |
11634112,2 |
16536819,9 |
19020192,8 |
13448472,6 |
60639597,6 |
Амортизация не вызывает реального оттока денежных средств, поэтому вычитается из общего объема общепроизводственных расходов.
После того как составлены бюджеты производства, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда и общепроизводственных расходов, можно скалькулировать производственную себестоимость продукции и разработать бюджет производственных запасов.
Формирование производственных запасов необходимо для обеспечения производства продукции заданного объема. Основой для расчета объема производственных запасов является производственный бюджет. Бюджет производственных запасов необходим для составления прогнозного баланса.
Для того чтобы оценить запасы готовой продукции в денежном выражении, необходимо вычислить плановую себестоимость единицы продукции.
Себестоимость готовой продукции будет зависеть от выбранного метода калькулирования себестоимости и оценки запасов.
Различают следующие методы учета и калькулирования себестоимости:
-
-
- метод полного включения затрат в себестоимость продукции, т.е. традиционный для отечественной промышленности учет по полной себестоимости, или «стандарт-костинг», принятый в зарубежной практике;
- метод неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объемов производства, или метод «директ-костинг».
-
При оценке готовой продукции с использованием метода неполного включения затрат в себестоимость во внимание принимают только сумму прямых затрат (материалов, оплаты труда), относящихся к готовой продукции.
При исчислении себестоимости единицы продукции мы использовали метод полного включения затрат в себестоимость, то есть принимали во внимание сумму прямых и общепроизводственных затрат.
Однако себестоимость готовой продукции (себестоимость, которая используется при составлении отчета о прибылях и убытках) определяется не только производственными затратами, но и величиной остатков незавершенного производства.
На начало бюджетного периода на предприятии существует остаток незавершенного производства Незавершенное производство - это продукция, не прошедшая все стадии, предусмотренные технологическим процессом, а также изделия, не укомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку.
При планировании запасов незавершенного производства на конец планового периода учитывают цикл производства, который включает время:
- непосредственного процесса обработки (технологический запас);
- нахождения обрабатываемой продукции у рабочих мест (транспортный запас);
- пребывания обрабатываемой продукции между отдельными операциями и отдельными цехами (оборотный запас);
Расчет объема незавершенного производства в различных отраслях может производиться несколькими методами в зависимости от характера производства.
Стоимостная оценка незавершенного производства определяется на основе плановой производственной себестоимости. Плановая производственная себестоимость для расчета незавершенного производства может быть определена одним из трех способов:
- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, израсходованных на незаконченные изделия;
- по прямым статьям затрат (материалам, оплате труда)
- по полной себестоимости.
Далее приходит очередь составления бюджета коммерческих расходов. Коммерческие расходы - это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж, например комиссионные. Другая часть является постоянной составляющей бюджета. Как правило, чем больше объем продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта, соответственно, растет величина коммерческих расходов.
Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии развития коммерческой организации. Большинство расходов на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж (размер процента зависит от стадии жизненного цикла товара). При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.
При составлении бюджета коммерческих расходов следует помнить, что расходы на рекламу и представительские расходы нормируются для целей налогообложения.
В нашем случае для распределения переменных расходов мы использовали норматив их распределения, рассчитанный на один рубль выручки. Для определения величины постоянных расходов использовали фактические данные за прошлый год.
Таблица 10 - Бюджет коммерческих расходов на 2016 г., руб.
Показатели |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого за 2016 год |
Суммарная планируемая выручка, руб. |
45426488,3 |
60385478,4 |
68018481,7 |
49912558,2 |
223743006,6 |
Ставка переменных коммерческих расходов на 1 руб. продаж в т.ч.: |
0,0267 |
0,0267 |
0,0267 |
0,0267 |
|
ставка расходов на транспортировку (доставку продукции) |
0,01335 |
0,01335 |
0,01335 |
0,01335 |
|
ставка расходов на упаковку |
0,00801 |
0,00801 |
0,00801 |
0,00801 |
|
ставка расходов на хранение и складирование |
0,00534 |
0,00534 |
0,00534 |
0,00534 |
|
Величина плановых переменных коммерческих расходов, руб. |
1214610,8 |
1614583,4 |
1818674,2 |
1334559,0 |
5982427,36 |
Величина плановых постоянных коммерческих расходов, руб. в т.ч.: |
709169,2 |
572779,5 |
572779,5 |
709169,2 |
2563897,4 |
зарплата сбытового персонала (оклад) |
90000 |
90000 |
90000 |
90000 |
360000 |
расходы на рекламу |
550800 |
469200 |
469200 |
550800 |
2040000 |
Общая планируемая сумма коммерческих расходов, руб. |
1855585,1 |
2255557,7 |
2459648,5 |
1975533,4 |
8546324,8 |
Расходы на рекламу планируются на основе медиаплана, составляемого отделом маркетинга и утверждаемого финансовым директором. Из таблицы видно, что в первом и последнем кварталах расходы на рекламу выше, чем во втором и третьем кварталах. Соответственно в средствах массовой информации появляется больше рекламы. Это делается для того, чтобы сократить спад уровня продаж в зимние месяцы.
Расходы на приобретение оборудования для коммерческих целей, относимого в разряд основных средств, списываются на себестоимость частями в виде амортизации. Так как период амортизации не превышает года, величину начисленной амортизации отражать в бюджете коммерческих расходов не имеет смысла.
Для определения общих и административных расходов, необходимых для управления коммерческой организацией в целом составляется бюджет управленческих расходов (таблица 11).
Таблица 11- Бюджет управленческих расходов на 2016 г.
Показатели |
1 кв. |
2кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого за 2016 год |
Зарплата управленческого и прочего общезаводского персонала, руб. |
1623344,0 |
2303196,3 |
2650099,1 |
1827225,7 |
8403865,1 |
Командировочные расходы, руб. |
234760,5 |
333077,6 |
383245,1 |
264244,9 |
1215328,2 |
Аренда, руб. |
449541,4 |
637808,21 |
733873,6 |
506000,97 |
2327224,2 |
Канцелярские расходы, руб. |
23476,1 |
33307,8 |
38324,5 |
26424,5 |
121532,8 |
Связь, руб. |
139857,3 |
198429,2 |
228316,2 |
157422,5 |
724025,3 |
Расходы на подготовку и переподготовку кадров, руб. |
8990,828 |
12756,164 |
14677,472 |
10120,019 |
46544,5 |
Прочие, руб. |
17482,2 |
24803,7 |
28539,5 |
19677,8 |
90503,2 |
Величина начисляемой амортизации, руб. |
678750 |
678750 |
678750 |
678750 |
2715000 |
Планируемая сумма управленческих расходов предприятия, руб. |
3176202,2 |
4222128,9 |
4755825,5 |
3489866,5 |
15644023,2 |
Расходы денежных средств предприятия по оплате управленческих расходов, руб. |
2497452,2 |
3543378,9 |
4077075,5 |
2811116,5 |
12929023,2 |