Файл: Разработка годового финансового плана предприятия (Финансовое планирование в ООО «Магнум Плит»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 646
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы разработки финансового плана на предприятии
Глава 2 Финансовое планирование в ООО «Магнум Плит»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Финансовое планирование на предприятии
Глава 3 Разработка годового финансового плана ООО «Магнум Плит» методом бюджетирования
3.1 Организационные аспекты системы бюджетирования
3.2 Разработка операционных бюджетов на предприятии
3.3. Разработка финансовых бюджетов и эффективность, внедрения бюджетирования на предприятии
Правильно сформированная система управления позволяет своевременно обнаруживать отклонения фактических данных от запланированных, корректировать планы, обеспечивая тем самым практическое применение разработанных планов.
3.2 Разработка операционных бюджетов на предприятии
Современный рынок деревообрабатывающей продукции постепенно превращается в олигополистический. Данный рынок характеризуется тем, что на рынке присутствует несколько фирм, товар достаточно однороден, контроль над ценами затруднен взаимной зависимостью, продукция такого рынка подвержена активной рекламе, с проведением различных акций (в этом легко убедится, просмотрев блок рекламы по телевидению). Небольшим предприятиям на этот рынок очень трудно пробиться, так как минимум издержек достигается только при больших объемах производства и для того, чтобы выйти на рынок, нужна активная рекламная кампания, проведение которой стоит не дешево. ООО «Магнум Плит»находится на такой стадии развития, при которой предприятие нельзя отнести к числу малых предприятий, но и к числу больших так же отнести невозможно. Поэтому на сегодняшний день предприятие проводит активную инвестиционную политику (осваивая в среднем 15 млн. инвестиционных ресурсов в год), чтобы достичь размеров заводов-конкурентов. Этим ООО «Магнум Плит»достигает цель снижения себестоимости продукции до уровня конкурентов. Снижение себестоимости при увеличении объемов производства объясняется наличием положительного эффекта от масштаба.
Такое развитие требует жесточайшего контроля над расходами, определения оптимального размера кредита, чтобы не допустить возможности неплатежей по кредиту, требуется так же эффективный контроль за каждым видом оборотных средств (запасы материалов, готовой продукции, незавершенного производства, дебиторской задолженности и т.д.) Такой жесткий контроль может обеспечить система бюджетирования. Именно контрольная функция бюджета послужила основной причиной постановки системы бюджетирования.
Так как финансовая политика четко выражает цели деятельности предприятия, то в качестве отправных критериев его деятельности руководство фирмы ставит перед собой следующие задачи: обеспечить рентабельность продаж по чистой прибыли на уровне 6%, обеспечить выплату дивидендов в размере 80 руб. на акцию, приобрести основных средств на сумму 28,8 млн. руб.
Работу по планированию необходимо начать с разработки бюджетов по текущей (основной) деятельности предприятия.
Составление таких планов начинают с определения выручки путем составления плана продаж. План продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга.
Задача службы маркетинга - грамотно рассчитать цену на товар, которая принесёт максимальный доход, и количество товаров, которые предполагается продать по этой цене.
К факторам, влияющим на объём продаж, относятся:
- объём продаж предпланового периода. Повышение цен на услуги, усиление конкуренции, ряд других факторов - все это может привести к снижению спроса, следовательно, уменьшению выручку от продаж;
- ценовая политика предприятия. Предприятие стремится к тому, чтобы максимально сократить повышение цен на свои услуги. Кроме того предусмотрена система скидок постоянным клиентам;
- зависимость продаж от выбора секторов и сегментов рынка, выбора региона продаж. Основные потребители продукции предприятия - жители г.Екатеринбурга и Свердловской области;
- спрос со стороны покупателей;
- производственные мощности. Склад готовой продукции не реконструировался с конца 90-х годов. Всю готовую продукцию порой невозможно уместить на складе и приходится искать свободные площади в других цехах для хранения готовой продукции. Поэтому для сбалансированности производственных мощностей предприятие расширяет возможности отстающих цехов;
- зависимость продаж от общеэкономических показателей - цен, уровня занятости, личных доходов. Невысокий уровень доходов населения в стране и конкретно в Свердловской области ограничивает рост спроса на продукцию предприятия.
План продаж формируется на базе заключенных договоров, анализа деятельности предыдущих лет. В связи с тем, что предварительные договора заключаются на незначительный период времени, сложно сформировать план продаж на целый год, поэтому попытаемся спрогнозировать объём продаж, исходя из деятельности в предыдущие годы.
Объем реализации и соответственно выручка на предприятии планируется по месяцам. Самой большой трудностью при планировании является определение помесячного объема реализации.
Прогнозирование может проводиться разными методами экстраполяции: простыми (по среднему значению уровня ряда, по среднегодовому темпу роста, по среднему абсолютному приросту) и сложными (метод аналитического выравнивания динамических рядов, метод экспоненциального сглаживания, метод скользящих средних).
В ООО «Магнум Плит»план реализации продукции составляется при взаимодействии с одной стороны ведущего экономиста предприятия, который представляет техническую сторону разработки этого плана, а с другой стороны службы маркетинга, которая знает текущую ситуацию на рынке. В таблице 4 представлен планируемый бюджет продаж ООО «Магнум Плит».
Таблица 4- Бюджет продаж на 2016 г.
1.Запланированные продажи, ед. |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого за 2016 год |
|
181,73 |
202,10 |
214,63 |
196,72 |
- |
1.2.Плиты МДФ цельнопрессованные, тыс. м2 |
45,20 |
76,31 |
92,46 |
50,1 |
- |
1.3.Плиты МДФ ламинированные, тыс. м2 |
5,29 |
7,62 |
7,91 |
6,44 |
- |
2. Цена за ед. прод. без НДС, руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
2.1.Плиты ДВП марки ТСН-40 (евростандарт), руб. за 1 тыс. м2 |
149980,0 |
149980,0 |
149980,0 |
149980,0 |
- |
2.2.Плиты МДФ цельнопрессованные, за 1 тыс. м2 |
348000,0 |
348000,0 |
348000,0 |
348000,0 |
- |
2.3.Плиты МДФ ламинированные, руб. за 1 тыс. м2 |
461441,0 |
461441,0 |
461441,0 |
461441,0 |
- |
3.Запланированные продажи, руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
3.1. Плиты ДВП марки ТСН-40 (евростандарт), руб. |
27255865,4 |
30310958,0 |
32190207,4 |
29504065,6 |
119261096 |
3.2. Плиты МДФ цельнопрессованные, руб. |
15729600,0 |
26558340,0 |
32178276,0 |
17436812,6 |
91903029 |
3.3. Плиты МДФ ламинированные, руб. |
2441022,9 |
3516180,4 |
3649998,3 |
2971680,0 |
12578881,6 |
Итого |
45426488,3 |
60385478,4 |
68018481,7 |
49912558,2 |
223743006,6 |
Из таблицы 8 следует, что наряду с планом физического объема продаж
необходимо составить план отпускных цен организации. Это приходится делать, прежде всего, в условиях инфляции. В государственном бюджете уровень инфляции заложен достаточно на небольшом уровне, поэтому руководители предприятия планируют в этом году не поднимать отпускные цены, то есть на предприятии применяется стратегия неизменных цен. Также в планируемом году предполагается увеличить объемы производства, и повышение цен неблагоприятно скажется на увеличении объемов продаж.
После определения объема продаж, на основе указанной модели, вводят поправочный коэффициент. Этот коэффициент определяют исходя из направления инвестиционной политики. Другими словами объем продаж будет зависеть также от того, какие основные средства будут приобретены. Если приобретается новое оборудование для замены старого, то объем производства не увеличиться, а если для расширения существующего объема производства, то, естественно, мощности предприятия по выпуску продукции увеличатся. Но этот коэффициент начнут применять в расчетах лишь в том случае, если отдел маркетинга подтвердит правильность данной инвестиционной политики, направленной на увеличение объемов производства, то есть дополнительное производство продукта найдет спрос на рынке или отдел маркетинга обеспечит его сбыт, используя маркетинговые методы его увеличения.
После составления бюджета продаж составляется производственный бюджет. В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используются показатели бюджета продаж по продукции каждого вида.
В производственном бюджете указывается необходимый размер остатков готовой продукции на начало и конец периода и исходя из этих данных определяется то количество продукции, которое необходимо произвести предприятию в течение планируемого года.
Для определения величины производства необходимо из величины запланированных продаж вычесть величину остатков на начало периода и к полученной величине прибавить величину планируемых остатков на конец периода.
Таблица 5 - Производственный бюджет на 2016 г.
Показатели |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
Итого за 2016 год |
|||||
1. Запланированные продажи, ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
|
181,73 |
202,10 |
214,63 |
196,72 |
795,18 |
|||||
1.2.Плиты МДФ цельнопрессованные, тыс. м2 |
45,20 |
76,31 |
92,46 |
50,1 |
264,07 |
|||||
1.3.Плиты МДФ ламинированные, тыс. м2 |
5,29 |
7,62 |
7,91 |
6,44 |
27,26 |
|||||
2. Плановые остатки готовой продукции на конец периода, ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
|
12,20 |
12,10 |
11,8 |
11,6 |
47,7 |
|||||
2.2.Плиты МДФ цельнопрессованные, тыс. м2 |
3,7 |
3,9 |
3,6 |
3,6 |
14,8 |
|||||
2.3.Плиты МДФ ламинированные, тыс. м2 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
2,9 |
|||||
3. Плановые остатки готовой продукции на начало периода, ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
|
10,6 |
10,5 |
10,1 |
10,0 |
41,2 |
|||||
3.2.Плиты МДФ цельнопрессованные, тыс. м2 |
3,5 |
3,5 |
3,2 |
3,0 |
13,2 |
|||||
3.1.Плиты МДФ ламинированные, тыс. м2 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,0 |
|||||
4. Объем пр-ва продукции, ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||
|
183,33 |
203,7 |
216,33 |
198,32 |
801,68 |
|||||
4.2.Плиты МДФ цельнопрессованные, тыс. м2 |
45,4 |
76,71 |
92,86 |
50,7 |
265,67 |
|||||
4.3.Плиты МДФ ламинированные, тыс. м2 |
5,39 |
7,92 |
8,21 |
6,64 |
28,16 |
При составлении производственного бюджета учитывается мощность предприятия, то есть рассчитывается количество изделий, которое предприятие способно произвести, за определенный промежуток времени. Далее рассчитывается продолжительность рабочей смены в сутки, необходимой для выполнения плана производства. Так как уровень производства в каждом квартале значительно отличается друг от друга (таблица 9), то продолжительность рабочей смены в каждом квартале разная. В первом квартале она составляет 7 часов, а во втором 9.
Поскольку прогнозируемый объем продаж в плановом периоде может колебаться, на этапе разработки производственного бюджета обычно выбирают стратегию использования ресурсов для реализации необходимого объема продаж.
В данном случае мы использовали стратегию преследования, то есть объем производства примерно равен объему продаж. Запасы готовой продукции сведены к минимуму (это видно из таблицы 9).
Следующим шагом является определение размера денежных поступлений от продажи продукции. Объемы поступлений денежных средств определяются в процессе расчета графика их поступления.
Бюджет продаж также является исходной формой для расчета графика поступления денежных средств от продаж. Данная форма позволяет видеть, сколько всего денег от продаж получит организация в каждом периоде, кроме того, на графике видно состояние дебиторской задолженности. При расчете величины поступлений, пользуются следующим алгоритмом: планируемая сумма погашения дебиторской задолженности складывается с планируемой суммой поступления денежных средств от продажи продукции в текущем квартале. Для определения величины поступления денежных средств в текущем периоде выручку от реализации умножают на коэффициент инкассации. Размер дебиторской задолженности определяют вычитанием из планируемой выручки предшествующего квартала денежных средств, реально поступающих от продажи продукции в предшествующем квартале.
При составлении графика движения денежных средств планируют коэффициенты инкассации денежной выручки. Коэффициент инкассации показывает, какая часть отгруженной продукции будет оплачена сразу в квартале отгрузки, во втором квартале после отгрузки и т. д. Практика показывает, что около 2/3 денежных средств поступает в квартале отгрузки, а 1/3 поступает во втором квартале, поэтому при планировании коэффициент инкассации равен 0,67 в первом квартале и 0,33 во втором.
Таблица 6 - График поступления денежных средств от продаж на 2016г.