Файл: Разработка годового финансового плана предприятия (Финансовое планирование в ООО «Магнум Плит»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы разработки финансового плана на предприятии
Глава 2 Финансовое планирование в ООО «Магнум Плит»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Финансовое планирование на предприятии
Глава 3 Разработка годового финансового плана ООО «Магнум Плит» методом бюджетирования
3.1 Организационные аспекты системы бюджетирования
3.2 Разработка операционных бюджетов на предприятии
3.3. Разработка финансовых бюджетов и эффективность, внедрения бюджетирования на предприятии
Показатели |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого за 2016 год |
1. Выручка, руб. |
45426488,3 |
60385478,4 |
68018481,7 |
49912558,2 |
223743006,6 |
2. График поступления денежных средств, руб. |
|||||
погашение дебиторской задолженности на начало периода |
15159000 |
15159000 |
|||
поступление денежных средств от продаж , 1 кв., руб. |
30435747,2 |
14990741,1 |
45426488,33 |
||
поступление денежных средств от продаж 2 кв., руб. |
40458270,5 |
19927207,9 |
60385478,38 |
||
поступление денежных средств от продаж, 3 кв., руб. |
45572382,8 |
22446098,97 |
68018481,74 |
||
поступление денежных средств от продаж, 4 кв., руб. |
33441413,99 |
33441413,99 |
|||
Дебиторская задолженность на конец периода |
16471144,21 |
0 |
|||
Итого поступлений денежных средств, руб. |
45594747,2 |
55449011,7 |
65499590,6 |
55887513,0 |
222430862,4 |
После составления бюджета производства приходит очередь составления бюджета прямых затрат на материалы. Его назначение состоит в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.
Все материалы, которые используются при производстве продукции можно разделить на 2 вида. Материалы, из которых непосредственно изготавливают продукцию, и материалы которые используются при обслуживании производства (в данном случае мы их отнесли к общехозяйственным). Материалы, используемые на стадии отгрузки и сбыта, включаются в бюджет коммерческих расходов.
В нашем случае предприятие производит 3 группы продукции, в каждую группу входят несколько видов товаров и по каждому виду продукции применяется очень большое количество материалов и сырья. Для составления бюджета прямых затрат используют два метода: нормативный и аналитический. В нашем случае мы использовали оба этих метода.
Для определения потребности в сырье в натуральных единицах используется нормативный метод. Суть этого метода состоит в том, что для определения потребности используются заранее установленные нормативы расхода сырья. Определение потребности в сырье не составляет проблем,
В бюджете прямых затрат на материалы указывается величина запасов на начало и на конец квартала. Именно определение величины запасов является самой большой трудностью. Обязанность по определению величины запасов возложена на службу снабжения. Этой службой разрабатывается политика управления материальными запасами. Для управления запасами используют информацию о времени с момента формирования заказа до поступления материалов на склад, о стоимости доставки материалов, о стоимости из хранения и другую информацию. Оптимальный размер запасов определяется по каждому виду материалов. Для этого используют модель экономически обоснованного размера заказа. На мой взгляд на сегодняшний день более эффективным методом по определению оптимального уровня запасов является симплекс метод. Данный метод позволяет определять оптимальный уровень запасов не отдельно по каждому виду материалов, а в комплексе по всем материалом одновременно. Поскольку данный метод реализуется с помощью специальных компьютерных программ, то это обеспечивает оперативность управления запасами. Изменение какого-либо параметра тут же приводит к формированию новых показателей.
Следует отметить, что установление оптимального уровня остатков запасов на конец периода является достаточно сложной управленческой задачей. Дело в том, что увеличение производственных запасов (материалов, готовой продукции, незавершенного производства) оказывает двоякое влияние на финансовое состояние организации.
Положительное влияние:
- Можно оперативно выполнить заказ покупателя вследствие достаточного уровня запасов.
- Создание больших запасов связано с выполнением крупных заказов.
- Закупки в большом количестве, как правило, позволяют добиться существенных скидок.
Отрицательное влияние:
- Формирование крупных заказов сопряжено с возникновением вмененных затрат (упущенной выгоды вследствие отказа от альтернативных направлений использования ресурсов).
- Возникают дополнительные издержки по хранению, перевозке, страхованию запасов.
- Возникают возможные убытки, связанные с устареванием продукции.
После составления бюджета прямых затрат на материалы составляется
бюджет закупок. Бюджет закупок материалов составляется по каждому виду продукции. Бюджет закупок составляется с учетом необходимого запаса материалов на складе. Этот бюджет является основой для работы отдела снабжения, ставит перед ним конкретные задачи по обеспечению производства сырьем в нужном количестве. Также бюджет закупок помогает кладовщику более рационально осуществлять складирование и эффективнее хранить.
Составив бюджет закупок материалов, приходит очередь составления графика оплаты приобретенных материалов. Существует временной шаг между моментом совершения покупки и моментом реальной оплаты материальных ресурсов. Здесь учитываются сроки погашения кредиторской задолженности, а также выплаченных авансов за материалы. По сведениям отдела снабжения ООО «Магнум Плит»50 % закупок материалов происходит по предоплате, 40 % оплачивается в текущем периоде и на оставшуюся долю предоставляется отсрочка платежа.
Таблица 7 - График оплаты приобретенных материалов на 2016 г.
Показатели |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
1 кв. 2013 г. |
Итого за 2016 год |
Суммарные затраты предприятия по закупке материалов |
18130670,8 |
23942888,0 |
24075303,2 |
18878026,9 |
85026888,9 |
|
Погашение кредитной задолженности на начало года. |
2682000 |
2682000,0 |
||||
Оплата материалов приобретенных в 1-м кв. |
7252268,3 |
1813067,1 |
9065335,4 |
|||
Оплата материалов приобретенных во 2-м кв. |
11971444,0 |
9577155,2 |
2394288,8 |
23942888,0 |
||
Оплата материалов приобретенных в 3-м кв. |
12037651,6 |
9630121,3 |
2407530,3 |
24075303,2 |
||
Оплата материалов приобретенных в 4-м кВ. |
9439013,4 |
7551210,7 |
16990224,2 |
|||
Оплата материалов приобретенных в 1-м кв. 2016 г. |
8880726,7 |
8880726,7 |
||||
Кредиторская задолженность на начало 2016 года. |
1887802,7 |
|||||
Итого |
21905712,3 |
23427873,9 |
21463423,5 |
18839467,8 |
85636477,5 |
График оплаты приобретенных материалов должен жестко соблюдаться как отделом снабжения, так и бухгалтером по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Так как бюджет очень жесткий, поэтому незначительное превышение оттока денежных средств над запланированным уровнем может вызвать их дефицит.
Эти данные автоматически попадают в прогноз баланса. Выплаты по закупкам материалов также автоматически попадают в бюджет движения денежных средств.
После разработки бюджета прямых затрат на материалы или одновременно с ним можно составлять бюджет прямых затрат на оплату труда.
Затраты на оплату труда включают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы, которые можно прямо, непосредственно и экономично отнести на определенный вид готовой продукции. Аналогично основным материалам прямые затраты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов. При этом также применяют два метода составления бюджета: метод нормирования и аналитический метод.
Однако, с производством связаны и подсобные рабочие, менеджеры и мастера, контролеры и другой вспомогательный персонал. Их заработная плата также входит в состав производственных затрат. Поскольку эти затраты на оплату труда нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовой продукции, они называются косвенными (непрямыми) расходами. Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату труда включаются либо в бюджет общепроизводственных расходов (например, заработная плата вспомогательного персонала), либо в бюджет управленческих расходов (например, заработная плата административно-управленческого персонала). Косвенные расходы на оплату труда относят на себестоимость отдельных продуктов, распределяя пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции.
Деление расходов на оплату труда на прямые и косвенные в большой степени зависит от конкретных ситуаций. Если в организации производится одно изделие, то заработная плата не только основного производственного, но и управленческого персонала может быть включена в бюджет прямых затрат на оплату труда.
Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, подлежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.
В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:
- фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;
- сдельную (переменную) часть оплаты труда.
Переменная часть оплаты труда включает оплату операций и работ по сдельным нормам и расценкам, тарифным ставкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организациях формами и системами оплаты труда.
Чтобы рассчитать общее время использования основного производственного персонала, необходимо ожидаемый объем производства в каждом периоде умножить на трудоемкость изготовления единицы изделия и умножить полученный результат на стоимость одного человеко-часа.
Чтобы рассчитать общее время использования основного персонала, необходимо ожидаемый объем производства в каждом периоде умножить на трудоемкость изготовления единицы изделия и умножить полученный результат на стоимость одного человеко-часа. Мы составили бюджет прямых затрат на оплату труда, то есть заработная плата только тех рабочих, которые непосредственно участвуют в процессе производства.
Для контроля за расходованием денежных средств на оплату труда, а так же для контроля за задолженностью по оплате труда составляется график погашения задолженности по оплате труда.
Таблица 8 - График погашения задолженности по оплате труда на 2016г.
Показатели |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого за 2016 год |
Суммарные затраты по оплате труда, руб. |
4550849,0 |
6111899,0 |
6902619Д |
5128551,7 |
22693918,8 |
Погашение кредиторской задолженности по з/п на начало года |
961000 |
961000 |
|||
Выплата з/п в каждом кв. в соответствии с утвержденным графиком |
3033899,34 |
5591549,01 |
6639045,73 |
5719907,49 |
20984401,57 |
Суммарные выплаты по з/п |
3994899,34 |
5591549,01 |
6639045,73 |
5719907,49 |
21945401,57 |
Кредиторская задолженность на начало 2016 г. |
1709517,23 |
Бюджет общепроизводственных расходов включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. Общепроизводственные расходы делятся на постоянные и переменные. К числу переменных расходов относятся: двигательная электроэнергия, заработная плата вспомогательных рабочих, некоторые сопутствующие материалы. К числу постоянных расходов в составе общепроизводственных расходов относят заработную плату цеховых ОТК, ИТР, капитальный и текущий ремонт оборудования цеха, амортизацию оборудования цеха и пр.
Наиболее сложной является задача распределения общепроизводственных расходов по объектам затрат: на конкретные виды выпускаемой продукции, структурные подразделения цеха. В качестве базы распределения, как правило, выбирается тот показатель, который в наибольшей степени соответствует общепроизводственным расходам конкретного производственного подразделения.