Файл: Мотивация и её теории (1. Теоретические основы мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждая психологическая школа подразумевает под мотивом что-то свое. Единственное в чем они сходятся так это в том, что мотив – это какой-то феномен, и этот феномен по своей сущности конкретен и психологичен [Тузова, А.А. Мотивация персонала / А.А. Тузова – М.: Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2016. – с.12].

В качестве мотива назывались самые различные психологические феномены, такие, как:

  • намерения, представления, идеи, чувства, переживания [Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Л.И. Божович, Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; Ред. Д. И. Фельдштейн. – М.: Институт практ. психологии, 1995];
  • потребности, влечения, побуждения, склонности [Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001];
  • желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга [Рудик, П.А. Мотивы поведения деятельности / П.А. Рудик – М.: Наука, 1988];
  • морально–политические установки и помыслы [Ковалёв, Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика / Г.А. Ковалёв. – М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1991];
  • психические процессы, состояния и свойства личности [Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1984];
  • предметы внешнего мира [Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд–во Моск. Ун-та, 1971. – 40 с.];
  • установки [Маслоу, Абрахам Г. Мотивация и личность / Абрахам Г. Маслоу; Пер.с англ. А.М. Татлыбаева; Вступ.ст. Н.Н. Акулина. – СПб.: Евразия, 1999];
  • условия существования [Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас – СПб.: Речь, 2006];
  • побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий [Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / Под ред. Е. А. Климова; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-соц. Ин-т. – М.: Ин-т практической психологии, 1996];
  • соображение, по которому субъект должен действовать [Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. Т.1 – М.: Мир, – 1992. – с.240].

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Так или иначе практически основой всех теорий мотиваций являются такие понятия как «потребность», «мотивы», и «побуждение», которые иногда переплетаются между собой, и даже используются как синонимы.

Принятие потребности за мотив происходит прежде всего потому, что она объясняет в значительной степени, почему человек хочет проявить активность. Кроме того, как писал С. Л. Рубинштейн, «в потребности содержится активное отношение (стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды» [Рубинштейн, С. Л Основы общей психологии: Учеб.пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб. и др.: Питер, 2007. – с.234]. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности.


Эта роль, потребностного побуждения обстоятельно и с критических позиций рассмотрена в обзоре зарубежных работ Е.Н. Баканова и В.А. Иванникова [Баканов, Е.Н. О природе побуждения / Е.Н. Баканов, В.А. Иванников // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. – 1983. – №4. – с. 146-155.]. Основные положения этого обзора сводятся к следующему принятие потребности за побудитель приводит к двум следствиям: 1) как только субъект переходит в состояние потребностного напряжения (драйва, нужды), начинается активность организма с высвобождением и тратой энергии; 2) чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение. Поэтому в случае, когда условия не позволяют удовлетворить потребность, энергия должна возрастать и проявляться во все увеличивающейся «нецеленаправленной», «спонтанной», «общей» активности субъекта. Именно такое представление о детерминации активности господствовало в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий и сохраняется у многих авторов сегодня. Оно получило экспериментальное подтверждение во многих работах.

По сути, потребность – это испытываемый человеком недостаток в чем-либо, принявший специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. О существовании потребностей можно судить лишь опосредованно, на основе анализа поведения людей. В результате такого анализа психологи пришли к выводу, что потребность определяет мотив к действию. Потребность, осознаваемая человеком, побуждает в нем состояние устремленности. Тогда мотив – это стремление удовлетворить осознанную потребность. При этом побуждение заставляет человека осуществить набор совершенно определенных действий, для того чтобы достичь удовлетворения потребности. На основе этих выводов была составлена упрощенная модель мотивации поведения человека через потребности (рис. 1.1).

Представленная схема является довольно условной и дает лишь самое общее представление о взаимосвязях потребностей и мотивов. Реальный же мотивационный процесс может быть значительно более сложным. Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов – способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно [Ричи, Шейла. Управление мотивацией: Учеб. пособие / Шейла Ричи, Питер Мартин, Е. А. Климова. – М.: ЮНИТИ, 2004].


Потребности

Мотивы

Поведение

Цели

Результат

удовлетворение

Рисунок 1.1 – Упрощенная модель мотивации поведения [Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Майкл М.М, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд. – М. [и др.]: Вильямс, 2008. – с.75]

Как мы можем увидеть, ни в понимании сущности мотивации, ни в понимании ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Все определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. То есть с точки зрения управления персонала мотивацию целесообразно рассматривать как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

С этой точки зрения, наиболее полное и взвешенное определение мотивации дал В.Р. Веснин «Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, регулирующих интенсивность его труда, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность при достижении целей» (рис.1.2) [Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика / В.Р. Веснин. – М.: Кнорус, 2009].

Рисунок 1.2 – Процесс пробуждения к достижению цели

Исходя из этого Е.П. Ильин самом общем виде представляет трудовую мотивацию, как сложное психологическое явление, определяющее поведение человека в процессе трудовой деятельности, которое проявляется в трех взаимосвязанных и взаимопроникающих состояниях: заинтересованности в конечных результатах труда, в удовлетворенности работой и в степени приверженности работника организации, то есть в степени его преданности целям и интересам своей организации [Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000].

Таким образом решение задачи эффективного управления персоналом и его мотивации сводится к совершенствованию навыков работников и к изысканию наилучших способов побуждения сотрудников к результативной работе.

Из-за сложности самого явления трудовой мотивации вряд ли возможно дать однозначный ответ на вопрос о том, как мотивировать людей к хорошей работе. С одной стороны, люди изначально существенно отличаются друг от друга, с другой стороны, их мотивация также может изменяться со временем и в зависимости от смены обстоятельств. И наконец, поведение человека и его отношение к работе определяет одновременно множество мотивов. Сложность человеческой мотивации вообще и трудовой мотивации в частности является причиной того, что универсальной, единой теории мотивации пока не разработано, но можно выделить в качестве основных и наиболее эффективных в практике теорий мотивации, о которых подробнее рассказано ниже.


2. Обзор основных теорий мотивации

2.1 Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. В целом, содержательные теории мотивации опираются на психологическую науку. К наиболее известным содержательным теориям мотивации относятся теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, теория приобретенных потребностей Дэвида Мак Клелланда, двухфакторная теория Фредерика Герцберга, теория СВР Клейтона Алдерфера и некоторые другие.

Первым ученым, предложившим подход, действительно связанный с личностью, а не с социо-техническими системами, был Абрахам Маслоу (1908-1970 гг.). Его оригинальная теория развития и мотивации личности впервые была опубликована в 1943 г. Основная предпосылка Маслоу такова: люди – это существа, движимые желаниями, и они всегда хотят большего, и то, чего они хотят, зависит от того, что у них уже есть. Он предположил, что человеческие потребности можно разделить на несколько уровней иерархии или важности, такие как: само-актуализация, уважение, любовь, безопасность, физиологические потребности [Стаут, Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / Л.У. Стаут. пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2006. – с. 200].

Данная теория включает следующие основные идеи и предпосылки:

  • люди постоянно ощущают какие-то потребности;
  • люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы;
  • группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу (пирамида потребностей Маслоу, рис. 2.1);
  • потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей;
  • если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность;

Рисунок 2.1 – Иерархическая модель потребностей Маслоу

  • обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;
  • потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения;
  • потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;
  • потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня. [Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006]

Теория Маслоу утверждает, что в каждый конкретный момент времени человек будет удовлетворять ту потребность, которая для него будет наиболее важной и сильной. Но когда человек развивается как личность, то расширяются и его потенциальные возможности. Поэтому самая высшая потребность – потребность самовыражения никогда не сможет быть полностью удовлетворена. А раз так, то и процесс мотивации человека через его потребности, представляет собой бесконечный процесс.

В соответствии с данной теорией существует 5 групп потребностей (рис. 2.1) или уровней.

Данные потребности составляют пять основных уровней:

1. Основные физиологические потребности - это потребности в пище, воде, сне, жилище, мускульной активности, сексуальном удовлетворении. Их чаще называют первичными, базовыми [Фрейджер, Роберт. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. – 5-е междунар. изд. – СПб.: Олма-Пресс, 2002. – с.386]. Вполне очевидно, что важнейший стимул к их удовлетворению – деньги, то есть перспектива экономической состоятельности, жизни без материальных лишений.

2. Потребность в безопасности. Каждый человек хочет избежать болезней и травм, сохранить здоровье и работоспособность на долгие годы. Этим потребностям отвечают такие стимулы, как гарантированная работа, социальное страхование, пенсионное обеспечение, возможность безбоязненно размещать деньги, ценные бумаги в банках, инвестиционных учреждениях.

3. Социальные потребности. Э. Мэйо в свое время открыл такую характеристику личности, как социабельность [Кравченко, А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2002]. Данная потребность имеет многообразные проявления: в эмоциональной привязанности, любви, поддержке и т.д.

4. Потребности в уважении и самоуважении. Мало чувствовать собственную нужность для предприятия, люди хотят быть в своей среде уважаемыми, признаваемыми в качестве уникальных личностей.

5. Потребности в самореализации, самоактуализации. Более широко эта потребность понимается как потребность в творчестве. Предполагается, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно самосовершенствоваться, найти свое место в жизни. Самоактуализирующаяся личность – это также независимая, нонконформистская персона. Она не завершает свое совершенствование, она все время реализует свои способности [Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента. Учебник / Под ред. М.М. Глазова. – СПб.: ООО «Андреев-ский издательский дом». 2007. –с.15-16].