Файл: Мотивация и её теории (1. Теоретические основы мотивации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
Подводя итог рассмотрению процессуальных теорий, выделим, что мотивация это не простой результат действия совокупности мотивирующих воздействий, идущих от организации и руководителя. Мотивация появляется как результат восприятия и оценки своего труда в организации и комплекса мотивирующих воздействий, направленных на него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы можно сделать следующие выводы:
Исходя из представленных определений также можно сделать вывод о том, что в целом существует два подхода к понятию мотивации. Согласно первому подходу, мотивация рассматривается, как совокупность факторов или мотивов, а согласно второму – как процесс, механизм. Это в целом объясняет то, что на сегодняшний день в целом существует 2 группы теорий мотивации: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. В целом, содержательные теории мотивации опираются на психологическую науку.
В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
К основным содержательным теориям относится:
- Теория мотивации Маслоу, в которой Абрагам Гарольд Маслоу выделил свою знаменитую "Иерархию потребностей". То есть Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что их можно разделить на пять основных категорий. При этом он своей знаменитой пирамидой хотел показать, что все потребности удовлетворяются индивидом в иерархическом порядке: от низших к высшим, то есть от основания пирамиды к ее вершине.
- Теория Герцберга, согласно которой мотивирующие факторы можно подразделить на две большие категории – мотивирующие факторы (мотивация) и гигиенические факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие факторы - с самим характером и сущностью работы.
- Теория мотивационного процесса, которая исходит из бихевиористской концепции мотивации, разработанной Кларком Халлом. Согласно этой концепции, любое живое существо является "пассивной жертвой" окружающей реальности, а иногда у них появляются какие-то потребности, мотивы к поведению. А удовлетворение этих потребностей происходит через мотивационный процесс.
- Теория мотивации Дэвида Мак Клэлланда делает основной упор на потребности высших уровней. При этом он считал, что людям присущи три потребности: власти, достижения, аффилиации и избегания.
- Согласно теории мотивации Зигмунда Фрейда, на мотивацию человека оказывают влияние две противоречивые группы факторов, и поэтому поведение человека всегда противоречиво
- И др.
В процессуальных теориях мотивации не оспаривается существование потребностей, но доказывается, что поведение людей определяется не только ими. То есть в процессуальных теориях мотивации поведение личности зависит от его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Среди основных теорий мотивации данной группы можно выделить:
- Теория ожидания, которая ассоциируется с работами Виктора Врума. Основное положение этой теории мотивации заключается в том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен быть уверен в том, что он получит результат. Чем больше уверенности, тем больше мотивация.
- Теория справедливости по-другому объясняет то, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей.
Согласно теории справедливости, человек в первую очередь смотрит на окружающих, как их вознаградили за то или иное действие. И сравнивает со своим вознаграждением, а затем делает выводы о том, как ему выполнять эту же работу.
- Теория дерева целей, согласно которой человек постоянно ставит себе новые и новые цели, как ветки на дереве. Большие и толстые ветки – это главные цели. Маленькие ответвления от них – это маленькие цели, достижение которых незначительно влияют на рост большой, толстой ветки. Но чем больше маленьких веток, тем подробнее план и точнее действия по его реализации.
Сущность теории мотивации дерево целей в том, что величина усилий, которые человек готов приложить для достижения целей зависит от общего принципа SMART (конкретный, измеримый, достижимый, актуальный, ограниченный во времени).
Стоит отметить, что на сегодняшний день существует ряд теорий, которые не входят ни в одну из указанных групп. Одной из особо представляющих интерес в практике является так называемая теория мотивации подкрепления. В основе теории мотивации подкрепления лежит изучение изменения поведения людей в процессе труда в результате правильного использования вознаграждений и наказаний (регулирования поведения). Также большое распространение получает партисипативная теория мотивации, которая основана на мотиве участия работника в управлении компанией. При этом участие работника может проявляться в финансовой и управленческой формах.
Обобщая проведенное исследование стоит сказать, что каждая теория имеет свою интерпретацию психологических механизмов, заставляющих людей работать. При этом каждая из них в целом является дополнением к друг другу и использование только одной какой-то теории на практики не сможет дать ощутимого эффекта, эффективное управление мотивации должно строится на комплексном и взаимодополняющем использовании каждой из теорий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Баканов, Е.Н. О природе побуждения / Е.Н. Баканов, В.А. Иванников // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. – 1983. – №4. – с. 146-155.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Л.И. Божович, Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; Ред. Д. И. Фельдштейн. – М.: Институт практ. психологии, 1995. – 352с.
- Боронова, Г.X, Прусова, Н.В. Психология труда. Конспект лекций / Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
- Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика / В.Р. Веснин. – М.: Кнорус, 2009. – 368 с.
- Вигман, С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах: Учебное пособие / С. Л. Вигман. – М.: Проспект, 2004. – 292 с.
- Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас – СПб.: Речь, 2006. – 458 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 669 с.
- Герчиков, В.И. Управление персоналом: Работник - самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие / В.И. Герчиков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 280 с.
- Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. Т.1 – М.: Мир, – 1992. – 491 с.
- Джидарьян, И.А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных работ. – М.: Инст. Психологии АН СССР, 1988. – с.48–55.
- Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие / А. П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2003. – 319 с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
- Ковалёв, Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика / Г.А. Ковалёв. – М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1991. – 472 с.
- Косолапова, Е.А. Новые способы удержания и мотивации персонала // Управление человеческим потенциалом. – 2008. - №3. – С. 178-183
- Кравченко, А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2002. – 555 с.]
- Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд–во Моск. Ун-та, 1971. – 40 с.
- Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие / В.В. Лукашевич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 272 с.
- Магура, М.И. Секреты мотивации, или Мотивация без секретов / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: ИД "Управление персоналом", 2007. – 656 с.
- Маслоу, Абрахам Г. Мотивация и личность / Абрахам Г. Маслоу; Пер.с англ. А.М. Татлыбаева; Вступ.ст. Н.Н. Акулина. – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.
- Менеджмент: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.Д. Дорофеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
- Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М: ИНФРА-М. 1995. – 432 с.
- Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / Под ред. Е. А. Климова; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-соц. Ин-т. – М.: Ин-т практической психологии, 1996. – 448 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Майкл М.М, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд. – М. [и др.]: Вильямс, 2008. – 665 с.
- Михненко, П.А. Теория менеджмента / Михненко П.А. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2014. – 640 с.
- Мухин, В.И. Основы теории управления. Учебник / В.И. Мухин. – М.: Экзамен, 2002. – 256 с.
- Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский; Общ.ред. М.П. Переверзев; Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 288с.
- Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1984. – 175с.
- Полукаров, В.Л. Психология менеджмента: учебное пособие / В.Л. Полукаров, В.И. Петрушин. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 274 с.
- Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: Учебник / В.П. Пугачев. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 277с.
- Ричи, Шейла. Управление мотивацией: Учеб. пособие / Шейла Ричи, Питер Мартин, Е. А. Климова. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 399 с.
- Рубинштейн, С. Л Основы общей психологии: Учеб.пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб. и др.: Питер, 2007. – 705 с.
- Рудик, П.А. Мотивы поведения деятельности / П.А. Рудик – М.: Наука, 1988. – 136 с.
- Семенова, Г.П., Короткий, С.В. Менеджмент: учебно-методический комплекс (информационные ресурсы дисциплины: учебное пособие) / Г.П.Семенова, С.В.Короткий. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2009. – 259 с.
- Стаут, Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / Л.У. Стаут. пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2006. – 536 c.
- Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия / В. В. Травин, В. А. Дятлов. – 5-е изд. – М.: Дело, 2003. – 270 с.
- Тузова, А.А. Мотивация персонала / А.А. Тузова – М.: Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2016. – 106 с.
- Управление персоналом: Учебник / Общ.ред. А. И. Турчинов. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 484 с.
- Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента. Учебник / Под ред. М.М. Глазова. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом». 2007. – 251 с.
- Управление персоналом в организации: Учеб.пособие для вузов / А.К. Саакян, Г.Г. Зайцев, Н.В. Лашманова, Н.В. Дягилева. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.
- Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 610 с.
- Фрейджер, Роберт. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. – 5-е междунар. изд. – СПб.: Олма-Пресс, 2002. – 863 с.
- Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 256 с.
- Цыпкин, Ю. А. Менеджмент: Учеб.пособие для вузов / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, Н. Д. Эриашвили; Ред. Ю. А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 439 с.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1994. – 315 с
- Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро – М.: ГроссМедиа, 2008. – 224 с.
- Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: Уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании / С. А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 206 с.