Файл: Неформальные объединения молодежи в современной России , как объект молодежной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Группа действует как коллективный субъект, связи и отношения внутри которого многократно усиливают его возможности». Следует отметить, что существуют неформальные молодежные объединения, обладающими ценностными ориентациями молодежных субкультур, которые можно характеризовать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Стремление к свободе и дружбе совмещается со злоупотреблением алкоголем, наркотиками, отрицанием общества, основ государства, собственности у панков и хиппи.

Тягой к знаниям и слишком большой увлеченностью темой смерти характеризуются готы. Любовь к природе и естественности, пренебрежение материальными ценностями и стремление к бродяжничеству демонстрируют индеанисты и хиппи. Влечение к красоте, особой изысканности, ничего неделанию, отказу от ценностей старшего поколения, ориентация на здоровый образ жизни, порча объектов социального назначения – рэперы, роллеры и графферы. Особенное чувственное мироощущение, выражение эмоций, тягу к суициду, инфантильность демонстрируют эмо. Особые формы патриотизма и ответственности, агрессивность и злоупотребление алкоголем отличает байкеров, рокеров и металлистов. Стремление к успеху в профессиональной сфере и чрезмерная погруженность в виртуальный мир – геймеров. [18]

К ценностям молодежных субкультур с отрицательной коннотацией следует отнести цинизм, чрезмерную критичность в отношении всего, агрессивность, негативное отношение к старшему поколению, отрицание общества, основ государства, семейного образа жизни, бродяжничество, злоупотребление алкоголем, наркотиками. К их носителям относятся гопники, скинхэды, сатанисты, футбольные хулиганы. По мнению экспертов, численность гопников в России измеряется сотнями тысяч человек, количество скинхэдов – около 35 тыс. человек, сатанистов – несколько тысяч человек, хулиганствующих футбольных фанатов – около 50 тыс. человек.

Субкультуры необходимы для социализации личности – это одна из важных их функций в современном обществе. Переход виную возрастную и социальную группу характеризуется обострением отношений с окружающим миром, возникновением стрессовых и напряженных ситуаций. Субъективность индивида в рамках социальной системы требует новых сложных навыков общения, других по сравнению с семьей и родственниками. Чтобы стать субъектом социального действия, необходимо умение не только соблюдать социальные нормы, но и изменять их в соответствии с меняющейся реальностью, нужно самостоятельно определять для себя значимые цели, совершать выбор основных форм деятельности.[19]


Именно на этом жизненном этапе у молодого человека возникает острая нужда в контактах со сверстниками, индивидами, решающими аналогичные проблемы. В этом случае возрастает тенденция к возникновению гомогенных групп, обслуживающих пере акцентировку идентификации и экстраполяцию солидарности с одной совокупности отношений на другие, отличающиеся по своему характеру, структурированные в соответствии с качеством иными критериями. Влияние молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и феминимности).

Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести, исключительности. Субкультура выступает также как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравится прежде всего музыка, одежда и т. д. Что касается интегративной функции субкультуры неформальных молодежных объединений, то здесь следует отметить, что принадлежность к определенной субкультуре формирует у молодых людей чувство общности. Конкретная субкультура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на ценностной основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри них могут возникать субкультурные конфликты. [20]

Таким образом, субкультура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. Дезинтегративная функция субкультуры неформальных молодежных объединений может выражаться в том, что для некоторых из них характерен так называемый «стадный инстинкт», суть которого заключается в том, что заражение и подражание (в поведении членов группы наблюдаются «интенсивные специфические социально-психологические процессы, обозначаемые понятием “контагиозности”»), наслаиваясь на индивидуальное стремление к выделению, искажают цель, ради которой молодежь предпринимает те или иные неформальные действия, и в результате не выделяют, а чаще растворяют молодого человека среди себе подобных.

Непременным атрибутом «стадного инстинкта» является «наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов». Отметим, что неформальные молодежные объединения весьма неоднородны и подчас являются враждебными по отношению друг к другу. Для определенной части неформалов характерна тенденция к саморазрушению личности, проявляющаяся в направленной жестокости. Данная тенденция может выражаться в духовном противопоставлении себя обществу, окружающим, отклоняющемся поведении, разрушении морально-этических и эстетических ценностей. Подобные проявления отмечаются прежде всего среди неформальных молодежных объединений панков, метал-листов, хиппи, рокеров, футбольных фанатов, эмо и некоторых других. И все же для определенной части неформальных молодежных объединений не свойственна такая негативная направленность, а характерна осознанность в выборе цели и соответствие между целью и мотивацией деятельности. Здесь многое зависит от архетипической матрицы, носителем которой выступает молодой человек.


От содержания прививаемых ценностей и предпочтений зависит линия поведения члена неформальной группы. Именно в данных группах, где общение приобретает личный и непосредственный характер, а жажда членства в ней может привести к полной готовности воспринять групповые нормы, в поведении членов группы наблюдаются интенсивные специфические социально-психологические процессы, обозначаемые уже упомянутым понятием «контагиозности». [21]

Познавательная (гносеологическая) –функция субкультуры неформальных молодежных объединений тесно связана с процессом передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из него. Субкультуpa, концентрируя различный опыт множества людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, а в молодежные субкультуры хранят их значительный запас. В этом плане явление интеллектуальных молодежных клубов становится основой успешной социализации и самоопределения молодежи.

Субкультуры также могут рассматриваться как система, регулирующая осуществление интересов и потребностей молодежи -в обществе. Субкультуры, выделяемые по критерию социальной направленности, характеризуются соответствующими социальными действиями своих субъектов. Так, действия и субъектов асоциальных молодежных субкультур по отношению к обществу выражены в правонарушениях, экстремизме, национализме. К примеру, криминальная субкультура сплачивает правонарушителей, выступает в качестве регулятора их поведения. Но главная ее опасность в том, что она искажает общественное сознание, трансформирует преступный опыт, расшатывает добропорядочность населения, блокирует процесс социализации молодежи, формирует общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм, создает положительный имидж некоторым категориям преступников, и наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным органам в их задержании.[22] Другими словами, криминальная субкультура является основным механизмом разрушения общностей, и прежде всего молодежной среды. Действия субъектов про социальных видов этих субкультур направлены на создание всевозможных молодежных образований, занимающихся, напри-мер, охраной правопорядка, окружающей среды, исторических памятников. Наконец, действия субъектов нейтральных видов молодежных субкультур (готы, металлисты, эмо, гей-меры, рэпперы) не имеют ярко выраженной асоциальной или про социальной направленности. Субкультуры такого рода требуют особого внимания, поскольку, попадая под их влияние, молодежь может выбрать как позитивные, так и негативные направления своих социальных действий.


2.2. Анализ молодежной политики в сфере неформальных объединений молодежи

Эффективность молодежной политики по оптимизации транзита российской молодежи и адекватному включению ее в жизнедеятельность общества во многом определяется успешностью взаимодействия всех социальных институтов, выступающих агентами социализации. В условиях снижения роли традиционных социальных институтов (семья, система образования, государственные органы по делам молодежи) на первое место в процессе усвоения молодыми людьми нормативных, ценностных и поведенческих моделей выходят повседневные социализирующие практики, транслируемые разнообразными социальными сетями, в которые включен молодой человек.

Современные юноша и девушка являются участниками большого количества социальных групп как реальных (компании по месту жительства, общественные объединения, студенческие группы и т. д.), так и виртуальных (Интернет-форумы, сообщества, чаты, проекты типа «Одноклассники», «Живой журнал» и т. п.). Для анализа влияния этих групп на развитие молодого человека мы используем концепцию peer group (группы равных), основы которой были заложены Т. Парсонсом. [23]

Именно он впервые обратил внимание на позитивный характер таких групп, раннее рассматривавшихся только в контексте девиантного поведения. Такие группы обладают важным социализирующим качеством и позволяют молодому человеку усвоить нормы и модели поведения, характерные для современного ему общества. Несмотря на то, что зачастую подобные группы становятся в оппозицию к действующим в обществе культурным и социальным нормам, при определенном, «мягком» управлении они способны стать важнейшим социализирующим инструментом общества в отношении молодого поколения.

Основные идеи концепции peer group можно сформулировать следующим образом:

- в подростковом и молодом возрасте люди стремятся к объединению со своими сверстниками, создавая так называемые peer group;

- peer group могут иметь как статус неформального объединения, создаваемого самой молодежью спонтанно, независимо от взрослых, так и формального, создаваемого взрослыми людьми специально для молодежи;

- peer group выполняют функцию транспортировки молодежи из детства во взрослое общество, создавая возможность для усвоения социальных ролей, позиций и статусов;


- peer group может нести в себе как деструктивный, так и общественно одобряемый заряд;

- peer group - это, в первую очередь, функция свободного времени, другими словами, подростки и молодежь создают объединения как форму организации своего досуга.

В нашей стране, можно выделить три типа реальных (не виртуальных) peer group. Во-первых, это молодежные субкультуры. Для этой группы молодежи типичной является самоорганизация на основе существующих в мировой или отечественной практике молодежных субкультур, копирование их стиля поведения, ценностно-нормативных образцов и стереотипов, моделей отношения к себе и миру.

Во-вторых, девиантные или полукриминальные молодежные группировки. Речь идет о разнообразных дворовых объединениях, компаниях по месту жительства. Основной формой проведения досуга таких групп являются посиделки во дворе, распитие спиртных напитков, мелкое хулиганство, драки и т. д. (в данном случае мы не рассматриваем криминальные группировки, в которых молодые люди становятся профессиональными преступниками).[24]

В-третьих, молодежные общественные объединения (формальные peer group). В эту группу входят молодые люди, которые участвуют в деятельности формальных или контролируемых органами по делам молодежи, системой образования объединений.

Полагаем, что потенциал формальных peer group как механизма эффективной социализации молодежи достаточно высок. В условиях неразвитости молодежных субкультур, неконтролируемости и аморфности девиантных группировок задачей органов по делам молодежи является удовлетворение потребности в объединении молодежи путем инициирования процессов самоорганизации молодых людей и мотивации их к созданию молодежных общественных объединений (МОО). На сегодняшний день такая задача успешно выполняется.

Молодежная политика переживает своеобразный бум создания и развития молодежных общественных объединений самой разнообразной направленности (от скаутских организаций до возрождения тимуровского и пионерского движения). К сожалению, социализирующий эффект этих объединений недостаточно высок, о чем и пойдет речь ниже. Основной социальный эффект peer group (в дальнейшем мы будем употреблять термины «формальные peer group» и «молодежные общественные объединения» как синонимы) лежит в плоскости реализации ими латентных функций, в мертоновском понимании этого термина. Полагаем, что их предназначение не в реализации заявленных целей и задач (явные функции), а в создании и поддержании пространства свободного общения молодых людей, механизма обмена социальным опытом, апробации и корректировки поведенческих моделей.