Файл: Неформальные объединения молодежи в современной России , как объект молодежной политики.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы молодежной политики в России
1.1 Развитие молодежной политики в России
1.2. Нормативно-правовое регулирование молодежной политики в России
2.1. Характеристика неформальных объединений в России на современном этапе
2.2. Анализ молодежной политики в сфере неформальных объединений молодежи
Введение
Актуальность исследования молодежной сферы подтверждается многими факторами. Во-первых, в любые исторические периоды молодежь выступает в качестве движущей силы развития общества в целом, то же самое мы можем сказать и о современной молодежи. Во-вторых, в современном российском обществе происходит процесс поляризации среди молодежи, что требует более глубокого изучения позиции молодых людей, в частности, изучения ценностей молодежи, мотивов, которые лежат в основе их поведенческой активности. В-третьих, молодежи присуща динамичность с точки зрения подверженности влиянию политических и экономических факторов.
Изучение молодежных неформальных объединений уже давно составляет важное направление в социологии молодежи. На западе к этой проблематике обратились ведущие специалисты еще в шестидесятые годы прошлого века, в отечественной же науке анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований.
Стремление молодежи объединяться в неформальные организации - это, во многом, естественный процесс. Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.
Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что молодежь легко воспринимает асоциальные идеи и взгляды, склонна к крайностям, подражанию, некритическому восприятию контркультур и девиантному поведению. Это может способствовать распространению в молодежной среде экстремистской идеологии и появлению неформальных объединений негативной направленности. Необходимость обращения к данной теме связана и с недостаточной ее разработанностью в научной литературе. В имеющихся исследованиях эта актуальная проблема не получила достаточного внимания. Это затрудняет ее решение в деятельности органов местного самоуправления. Сегодня не смотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. Рассмотренная мной тема имеет большое значение и для меня лично. Что бы проникнуть в суть мироздания, выбрать наиболее правильную жизненную позицию, необходимо изучить закономерные и феноменальные явления в обществе, понять причины возникновения и прохождения различных процессов во всемирном социокультурном пространстве.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных молодежных субкультур как социального феномена в условиях современной России.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие основные задачи:
- рассмотреть этапы становления молодежной политики в России;
- изучить нормативно-правовое регулирование молодежной политики;
- дать характеристику неформальным объединениям молодежи на современном этапе;
- проанализировать деятельность молодежной политики с сфере неформальных объединений молодежи;
- выявить проблемы в молодежной политике и рассмотреть ее совершенствование в сфере неформальных объединениях молодежи.
Объект исследования моей работы это субкультура молодежи и неформальные объединения.
Предмет исследования: неформальные объединения как социально - культурный феномен.
Методы исследования: анализ литературы, интернет - ресурсов, наблюдение, беседа, анализ примеров деятельности.
Структура курсовой работы: соответствует поставленной цели и задачам исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Глава 1. Теоретические основы молодежной политики в России
1.1 Развитие молодежной политики в России
Трансформация всех сфер общественной жизни резко изменила социальные условия формирования поколения россиян, родившихся в перестроечный и постперестроечный период. Вопрос о позиции молодого поколения, о его отношении к происходящим переменам получил огромное политическое значение, так как обретающий социальную самостоятельность молодой человек в этих условиях сталкивается с труднейшей задачей - освоением новых для себя и всего общества политических практик.[1]
Фундаментальные изменения, произошедшие в российском обществе, значительно повлияли на образ жизни и ценности современной молодежи, изменилась и сама молодежь. Перспективы развития общества и само будущее России во многом связаны с приходом в общественную среду молодых, так как сегодняшняя молодежь через 15-20 лет повзрослеет, наберется опыта, сил и станет наиболее влиятельной социальной группой, определяющей положение дел в стране. В этих условиях молодежная политика государства должна преследовать цель не просто создать благоприятные условия, способствующие улучшению качества жизни, а обеспечить социально-политическое развитие молодежи, осуществляемое путем реализации ее коренных интересов с учетом интересов всего общества.[2]
Для реализации молодежного потенциала в обществе необходимо четко определить цели, задачи, формы и методы работы с молодежью, условия для политического образования и воспитания подрастающего поколения. Ни одна страна в мире не может нормально развиваться без четкой и глубоко продуманной системы молодежной политики. Однако Российское государство пошло по иному пути.[3]
Формально система государственной молодежной политики начала складываться в России в 1992 - начале 2000-х годов. Тогда были приняты нормативные документы по вопросам молодежной политики, разработаны и введены в действие федеральные и в ряде случаев региональные целевые программы. Во второй половине 1990-х годов законы о молодежной политике имелись в большинстве регионов, но единый федеральный закон о молодежи так и не был принят. С 1994 г. действовали федеральные и местные целевые программы «Молодежь России». Но в рассматриваемый период государство не имело реального, обеспеченного серьезными ресурсами механизма осуществления идей и положений, которые артикулировались в нормативных документах по молодежной проблеме, как на федеральном, так и на местном уровне. Например, в Воронеже, в городе, где только численность студентов составляет около ста тысяч человек, на финансирование муниципальной программы «Молодежь-2002» было выделено всего 1,78 млн. руб.[4]
Фактически с начала практического переустройства общественной жизни в конце 1980-х годов молодежь в нашей стране оказалась предоставлена самой себе. Государственные молодежные программы были недееспособны, молодежь экономически не защищена. К середине первого десятилетия XXI в. такая практика привела к целому ряду негативных последствий. В частности, по сведениям Росстата, четверть бедняков в России в 2005 г. были молодыми людьми в возрасте до 30 лет.
Такое положение не могло не отразиться в политической плоскости. Так, результаты опросов, проводимых ФОМ показывали, что о своем недоверии Правительству РФ заявляли 76% российской молодежи, не доверяли Государственной Думе 63%, негосударственным организациям - 60% молодых россиян. По мнению ряда экспертов, в первые годы XXI в. численность молодых левых радикалов в России, по приблизительным оценкам, достигла 50 тыс. активистов. Появилась реальная угроза правящей элите со стороны леворадикальной молодежи, которая в случае объединения могла стать мощной агрессивной уличной силой. Однако лидирующее место в России по активности и популярности среди молодежи заняли многочисленные праворадикальные группы молодежи. По неофициальным данным, в России начала XXI в. действовало 250 таких групп в 85 городах страны.
В начале XXI в. сложилась ситуация, когда массовый правовой нигилизм молодежи, распространение радикальных и экстремистских идей могли привести к дестабилизации российского общества. Назрела острая необходимость модернизации молодежной политики России. Череда «цветных революций» в странах СНГ, где ключевую роль сыграла молодежь, заставила ускорить процесс реформирования молодежной политики в России.[5]
Базовые принципы новой системы работы с молодежью были заложены в целевой программе «Молодежная политика - 2006», основным лейтмотивом которой стало формирование лояльных по отношению к правящей элите молодежных политических организаций. На это государство выделило почти 2 млрд. руб. (объем финансирования программы «Молодежь России» в 2005 г. составил 96 млн руб.). Впервые за много лет целевые молодежные программы получили удовлетворительное финансирование.
Главным молодежным кремлевским проектом стали «Наши» - пропрезидентское, антифашистское и антиоппозиционное молодежное движение. Появление «Наших» значительно изменило расстановку сил на российской политической арене. Движение стало альтернативной уличной силой, направленной против оппозиционных и экстремистских организаций, причем силой агрессивной и готовой на любые методы борьбы. Важным элементом работы движения стал ежегодный слет сторонников на озере Селигер, где молодежь получает мощную идеологическую обработку.
Другим молодежным проектом стала «Молодая гвардия Единой России», которая отвечает всем принципам создания провластных молодежных организаций: молодежи предлагается возможность карьерного роста, участие в различных социально-экономических и культурных программах, приветствуется патриотизм, декларируется «антиоранжевый» характер организации.[6]
«Наши» и «Молодая гвардия» стали образцом для формирования региональных и местных молодежных движений и организаций по всей стране.
Дополнительным элементом государственной системы работы с молодежью выступила сеть молодежных парламентов, появившихся в большинстве регионов современной России и получивших возможность стать аккумулятором идей молодежи и содействовать реализации молодежной политики.
Создание проправительственных молодежных организаций и сети молодежных парламентов позволило привлечь в них наиболее активную часть молодежи, сформировать образец социально одобряемого поведения и тем самым снизить популярность экстремистских и оппозиционных идей в молодежной среде. Все это привело к относительной стабилизации российского общества и явилось важным шагом на пути к достижению общественной консолидации. Значительно растет доверие молодежи к представителям власти. По данным социологов, в марте 2009 г. рейтинг доверия президенту Медведеву среди молодежи составлял 48%, премьеру Путину - 72%. «Единая Россия» как «партия власти» в июне 2009 г. пользовалась доверием 64% молодых россиян. В целом сложившееся взаимодействие современного Российского государства и общества с молодежью имеет много позитивных моментов.
Система управления государственной молодежной политикой на федеральном уровне представляет собой сложный процесс, включающий деятельность всех ветвей власти. Заявленная В. Путиным и Д. Медведевым стратегия развития России с опорой на инновационный капитал общества позволяет надеяться на серьезные позитивные изменения в области молодежной политики Российского государства. Активизировалась работа с молодежью в российских регионах. Но главное, что молодежи есть место в политике современной России. Сегодня это уже не вызывает сомнений. По данным ВЦИОМ, определенно «за» участие в политике выступают 40% молодых. Среди респондентов в возрасте до 30 лет 4% уже состоят в политических организациях. В принципе не против членства в партии 21% молодежи.[7]
Весьма привлекательной для повышения уровня толерантности в российском обществе выглядит инициатива Кремля по привлечению радикальной молодежи к работе в молодежных парламентах. По этой инициативе в ряд региональных парламентов внесены проекты создания молодежных общественных палат с участием представителей всех молодежных организаций. Молодежная палата может стать одним из механизмов, позволяющих направить в конструктивное русло энергию молодежи.
Регулярными стали встречи первых лиц государства с представителями молодежных организаций. В июне 2009 г. по инициативе президента Медведева в Госдуме состоялись первые молодежные дебаты. Такая практика повышает интерес молодежи к участию в публичной политике, ориентирует молодых на развитие своего творческого потенциала в рамках деятельности по решению конкретных проблем юного поколения и общества в целом.
Однако государственная система молодежной политики пока далека от идеала. Стратегические ошибки разработчиков молодежной политики привели к тому, что деятельность государства в области работы с молодежью во многом ориентирована лишь на решение сиюминутных тактических задач. В результате была создана инфраструктура, призванная решать в основном проблемы государства, связанные с деструктивными проявлениями в молодежной среде. Системы работы с молодежью, ориентированной на учет потребностей этой важнейшей социальной группы, на текущий момент фактически не существует. Нормой стало использование административного ресурса при работе с молодежными организациями.[8]
Серьезно сдерживает раскрытие потенциала молодежных общественных организаций отсутствие механизмов, позволяющих молодежи принимать участие в принятии государственных решений. Неясной остается перспектива профессионального роста лидеров молодежных движений и молодежных парламентских структур. Карьера в них пока носит лишь декларативный характер, так как обеспечить карьерную лестницу для активистов эти организации не способны - речь может идти лишь о единицах.