Файл: Неформальные объединения молодежи в современной России , как объект молодежной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не решена в России на сегодняшний день и проблема молодежного экстремизма. Как и в предыдущие годы, помимо действий наци-скинхедов, отмечены и случаи насилия, обусловленные бытовыми ксенофобными установками.

Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в процессе становления молодого поколения россиян. Эти противоречия сохраняются с середины 1990-х годов и не раз описаны рядом экспертов. Они связаны с нарастанием кризисных явлений в экономике страны, слабостью гражданского общества, коррупцией, административными методами воспитания и управления, растущей социальной и имущественной дифференциацией молодежи, непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию.

Неразрешенность основных социальных проблем молодежи, безальтернативность легальной политической деятельности, агрессивное подавление оппозиции не ведут к формированию у молодежи демократического типа личности, а значит, открытым остается вопрос о возможности строительства в России демократии. Открытым же остается вопрос о возможности эффективной работы новой системы государственной молодежной политики на протяжении длительного времени. Ее эффективность во многом будет зависеть от способности правительства решить ключевые проблемы молодежи и нивелировать последствия влияния мирового финансового кризиса на развитие молодого поколения.[9]


1.2. Нормативно-правовое регулирование молодежной политики в России

Государственная молодежная политика (далее - ГМП) затрагивает интересы всех молодых граждан России.[10] Несмотря на общую тенденцию последних лет, связанную с выправлением демографической ситуации в России и увеличением численности населения с 143,7 млн. чел. в 2013 году до 146,8 млн. чел. в 2016 году, общая численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет за аналогичный период сократилась на 8,2% (с 34,2 млн. чел. в 2013 году до 31,4 млн. чел. в 2016 году). Однако учитывая тенденции роста рождаемости в Российской Федерации и увеличение общей численности граждан в возрасте от 0 до 14 лет (с 22,8 млн. чел. до 25,5 млн. чел.) в период 2018-2022 гг. можно прогнозировать позитивную динамику роста численности молодежного контингента.


Государственная молодежная политика как отдельная отрасль управления должна опираться на актуальные данные, свидетельствующие о настроениях и ориентациях молодежной среды. Изучение ценностных устремлений молодых людей позволяют выстроить востребованную и современную систему мер государственного реагирования на те или иные запросы поколения. В этой связи системные исследования вышеуказанного блока вопроса являются способом изучения динамично меняющейся обстановки в молодежном сообществе с целью выработки мер гибкого реагирования на меняющуюся конъюнктуру.

Изучению данных вопросов была посвящена аналитическая работа, в составе коллектива исследователей Государственного университета управления в 2017 году. Исследование содержит актуальные показатели ценностных ориентиров молодежи в свете активизации интереса к молодежной повестке после мартовских и июньских событий 2017 года, а также парламентских слушаний «О молодежной политике в Российской Федерации», состоявшихся 22.05.2017 в Государственной Думе Федерального Собрания Российский Федерации. Кроме того, был проанализирован опыт работы сферы ГМП согласно статистической и официальной информации.[11]

Очевидно, что для совершенствования работы в сфере молодежной политики следует обратить внимание на нормативно-правовое, инфраструктурное и финансовое обеспечение. Сегодня мы можем констатировать факт становления государственной молодежной политики как отдельной сферы. Но на пути обособления в самостоятельный институт у ГМП существует ряд барьеров, которые препятствуют активному развитию данного направления.

Одной из существенных проблем для государственной молодежной политики является нормативно-правовое регулирование сферы.

Прекращение существования профильной программы по работе с молодежью в 2006 году (федеральная целевая программа «Молодежь России») - один из самых болезненных вопросов сферы государственной молодежной политики за последние 12 лет. В настоящее время мероприятия по работе с молодежью зафиксированы в разных нормативных документах, среди которых ключевое место занимает Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг., а также ряд других ведомственных актов. Однако на сегодняшний день отсутствует единая межведомственная система целей, задач и показателей эффективности в вопросах работы с молодым поколением.[12] Принятие новой государственной программы «Молодежь России» может стать мерой, которая позволит осуществить политический и содержательный прорыв в сфере государственной молодежной политики. Ее принятие может стать главным двигателем изменения работы сферы ГМП в сторону усиления системности и результативности, а также обеспечит: решение основных нормативных проблем развития сферы; на качественно ином уровне межведомственное взаимодействие, которое в настоящий период демонстрирует критически низкий уровень эффективности; определение основного набора направлений и ключевых мероприятий молодёжной политики, которые будут иметь охват на всех уровнях реализации (муниципальный, региональный, федеральный), а также показатели эффективности работы во всех сферах государственной политики; оснащение федеральных органов, реализующих молодёжную политику, необходимыми аргументами во взаимодействии с регионами и на уровне межведомственного взаимодействия, позволяющими добиваться нужного результата; исключение дублирования проводимых мероприятий.


При разработке новой целевой программы можно учесть опыт создания государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая стала инструментом межведомственной интеграции мероприятий и проектов разной направленности, что позволило создать общую идеологическую базу работы в сфере патриотической работы, а также обозначить основные подходы к работе.

В 2006 году распоряжением Правительства была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, основным инструментом реализации которой должна была стать новая программа «Молодежь России», однако, после отказа в ее принятии, ключевые направления работы, определенные в Стратегии, оказались продекларированными, но не достигнутыми. В 2014 году был принят новый документ, отменивший вышеуказанную Стратегию, - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Однако, нормативный статус Основ, а также имеющаяся законодательная база молодежной политики не позволяет говорить о том, что правовая база сферы в достаточной степени обеспечивает полноценность и системность работы в отрасли.[13]

Несмотря на достаточно большое количество нормативно-правовых актов, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики урегулирована лишь часть отношений. ГМП остается той отраслью, которая регулируется преимущественно законодательством субъектов Российской Федерации. Так на 01.01.2017 в 79 регионах были приняты базовые нормативно-правовые акты, определяющие рамки работы сферы ГМП, в то время как на федеральном уровне вся сфера государственной молодёжной политики регулируется в основном двумя федеральными законами: №98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Отсутствие в настоящий момент на федеральном уровне базового закона приводит к определенным системным недостаткам работы ГМП. В России не создано единое правовое пространство сферы молодёжной политики, а также наблюдается недостаток унификации работы органов исполнительной власти в этой области, а темпы развития регионального законодательства в области молодёжной политики опережают развитие нормативно-правовой базы на федеральном уровне, что на практике приводит к разнонаправленным действиям ответственных органов власти. Сама сфера молодёжной политики не имеет четкого определения, её значимость недооценивается, вследствие чего молодёжная политика и ответственные за нее структуры в первую очередь подвержены сокращению финансирования и штата.[14] Помимо этого, фактически отсутствуют законодательное закрепление прав, обязанностей и полномочий органов управления по реализации молодежной политики и чёткое распределение ответственности и полномочий между федеральными, региональными и муниципальными уровнями органов власти по работе с молодёжью, более того, нет юридически зафиксированной профессиональной терминологии в сфере молодёжной политики. Такое положение дел нередко приводит к коллизиям и противоречиям во время взаимодействия профильных органов власти и общественных организаций.


Таким образом, отсутствие соответствующего законодательного обеспечения - очевидно болезненный вопрос. В этой связи, разработка, обсуждение и принятие федерального закона о государственной молодежной политике представляются важнейшим шагом в процессе развития отрасли. Принятие указанного закона позволит: обозначить четкие контуры сферы молодежной политики и придать правовые основания для деятельности Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по делам молодёжи, заинтересованных ведомств и всей сети региональных и муниципальных органов по работе с молодёжью; создать и укрепить единое правовое пространство сферы молодёжной политики во всей стране; четко распределить ответственность между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в сфере молодежной политики; зафиксировать полномочия органов по работе с молодёжью; закрепить профессиональную терминологию сферы молодёжной политики.[15]

Нормативно-правовое и программное обеспечение сферы, несмотря на видимую положительную динамику, в настоящий момент не имеет комплексного решения. Принятие федерального закона и государственной программы позволит придать отрасли четкие контуры работы, определить приоритеты и обозначить целевые перспективы роста.

Глава 2. Характеристика неформальных объединений молодежи и анализ молодежной политики на современном этапе

2.1. Характеристика неформальных объединений в России на современном этапе

В последние годы отмечается увеличение числа разнообразных молодежных субкультур. В связи с этим считаем актуальным изучение культуры неформальных молодежных объединений, представители которых защищают и отстаивают свои права и интересы, взаимодействуют с официальными структурами и тем самым способствуют формированию гражданского общества в современной России.


Субкультуры являются одним из важных инструментов социализации российской молодежи в условиях современной технологической цивилизации. Можно выделить следующие основные функции субкультуры неформальных молодежных объединений: ценностная, социализирующая, интегративная, познавательная, нормативно-регулирующая. [16]

Ценностная функция состоит в том, что субкультура формирует у субъекта вполне определенные ценностные потребности и ориентации. Они помогают найти человеку свое место в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Отношение молодого человека к социальным нормам и ценностям во многом определяет успешность его социализации. При этом эмоциональное принятие культурных стандартов и идеалов общества способствует формированию нормативности и реализации активности в социально одобряемых формах. Отметим, что молодежь ищет формы самодеятельности, не регламентируемые извне. Чаще всего такие формы находятся в сфере досуговых предпочтений и художественно-эстетических интересов, и именно в этой сфере молодежь выступает как субъект неформальных объединений. Переоценка этических ценностей, скептическое и апатичное отношение к официальным аксиологическим установкам – авторство этих изменений в мировоззренческом сознании общества в значительной степени принадлежит неформальным молодежным объединениям.

Непринятие норм и ценностей общества вследствие невозможности им соответствовать или несогласия с ними может реализоваться в стратегиях ухода в виртуальный или вымышленный мир (эскапизм) и агрессивного поведения, направленного на разрушение социальных норм и правил (деструктивность). Эскапизм и деструктивность можно рассматривать как крайние полюсы континуума, между которыми – все многообразие субкультур. Если говорить о ценностях молодежных субкультур с положительной коннотацией, то здесь следует выделить такие аксиоланты, как здоровый образ жизни, гуманизм, стремление к свободе, любовь к природе и естественности, негативное отношение к насилию в мире, ответственность перед обществом, патриотизм, тягу к знаниям, достижение успеха в профессиональной сфере, семья и любовь. [17]

К приверженцам данной группы ценностей относятся группы охраны и реставрации памятников природы, поисковики, ролевики-реконструкторы, клубы интеллектуальных игр. Опираясь на различные источники, можно предположить, что в России численность ролевиков-реконструкторов составляет около 40тыс. человек, в клубах интеллектуальных игр состоит приблизительно 300 тыс. человек, группы охраны и реставрации памятников природы немногочисленны – не более 10 тысяч человек, поисковиков – 60 тыс. человек. Положительная коннотация способствует формированию чувства ответственности молодого человека перед обществом. Необходимо здесь учитывать и то обстоятельство, что «за счет системного эффекта коллективная ответственность оказывается больше суммы составляющих ее индивидуальных проявлений ответственности.