Файл: Cовременные системы управления гостиничным бизнесом.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Интеграционные ᡪпроцессы ᡪв ᡪсфере ᡪгостиничного ᡪхозяйства ᡪвызваны ᡪобъективной ᡪнеобходимостью: ᡪ
- ᡪобеспечения ᡪстабильной ᡪзагрузки ᡪгостиницы. ᡪПоэтому ᡪв ᡪоснове ᡪкаждой ᡪгостиничной ᡪцепи ᡪлежит ᡪсобственная ᡪсистема ᡪбронирования, ᡪориентированная ᡪна ᡪпервоочередную ᡪзагрузку ᡪвходящих ᡪв ᡪцепь ᡪгостиниц. ᡪСледует, ᡪоднако, ᡪподчеркнуть, ᡪчто ᡪсистема ᡪгостиничного ᡪбронирования ᡪсама ᡪподвержена ᡪинтеграционным ᡪпроцессам ᡪ(системы ᡪгостиничного ᡪбронирования, ᡪпринадлежащие ᡪкрупным ᡪавиакомпаниям, ᡪа ᡪтакже ᡪсистемы ᡪбронирования ᡪномерного ᡪфонда ᡪгостиниц, ᡪпринадлежащие ᡪнезависимым ᡪконсорциумам). ᡪВключение ᡪв ᡪтакие ᡪсистемы ᡪэлектронного ᡪбронирования ᡪстоит ᡪдорого, ᡪи ᡪнезависимой ᡪгостинице ᡪэто ᡪне ᡪпод ᡪсилу;
- ᡪформирования ᡪкачественной ᡪгостиничной ᡪуслуги, ᡪчто ᡪзависит ᡪот ᡪцелого ᡪряда ᡪфакторов: ᡪоформления ᡪинтерьера, ᡪкачества ᡪоборудования, ᡪквалификации ᡪперсонала ᡪи ᡪобеспечения ᡪбезопасности ᡪпроживающих ᡪи ᡪих ᡪимущества. ᡪ
Таким ᡪобразом, ᡪобразование ᡪмировых ᡪгостиничных ᡪцепей ᡪэто ᡪобъективный ᡪэволюционный ᡪпроцесс, ᡪобусловленный ᡪразвитием ᡪиндустрии ᡪгостеприимства ᡪв ᡪусловиях ᡪглобализации ᡪи ᡪтранснационализации ᡪэкономики.
2 ᡪАнализ ᡪсистем ᡪуправления ᡪв ᡪгостиничном ᡪбизнесе
2.1 ᡪНовые ᡪметоды ᡪуправления ᡪ
Метод ᡪуправления ᡪ— ᡪэто ᡪметод ᡪвоздействия ᡪсубъекта ᡪуправления ᡪна ᡪобъект ᡪуправления ᡪдля ᡪпрактического ᡪосуществления ᡪстратегических ᡪи ᡪтактических ᡪцелей ᡪсистемы ᡪуправления. ᡪЦелью ᡪсистемы ᡪуправления ᡪявляется ᡪдостижение ᡪконкурентоспособности ᡪвыпускаемой ᡪпродукции, ᡪвыполняемой ᡪуслуги, ᡪорганизации ᡪи ᡪдругих ᡪобъектов ᡪна ᡪвнешнем ᡪили ᡪвнутреннем ᡪрынке.
В ᡪнастоящее ᡪвремя ᡪв ᡪнаучной ᡪлитературе ᡪраскрываются ᡪи ᡪприменяются ᡪна ᡪпрактике ᡪтри ᡪгруппы ᡪметодов ᡪуправления: ᡪадминистративные ᡪ(организационные ᡪили ᡪорганизационно-распорядительные); ᡪэкономические ᡪи ᡪсоциально-психологические. ᡪЭти ᡪгруппы ᡪметодов ᡪуправления ᡪчаще ᡪвсего ᡪрассматриваются ᡪкак ᡪдополняющие ᡪдруг ᡪдруга.
Нам ᡪпредставляется, ᡪчто ᡪобщепринятая ᡪклассификация ᡪметодов ᡪуправления ᡪне ᡪв ᡪполной ᡪмере ᡪотражает ᡪих ᡪсущность. ᡪВместе ᡪс ᡪтем ᡪрезультаты ᡪэкономического ᡪуправления ᡪчаще ᡪвсего ᡪотражаются ᡪили ᡪфиксируются ᡪв ᡪнормативных ᡪ(административных) ᡪдокументах. ᡪ
Экономические ᡪвопросы ᡪнеправомерно ᡪрассматривать ᡪв ᡪотрыве ᡪот ᡪсоциальных ᡪи, ᡪнаоборот, ᡪсоциальные ᡪ- ᡪв ᡪотрыве ᡪот ᡪэкономических ᡪи ᡪправовых ᡪвопросов. ᡪВ ᡪоснование ᡪклассификации ᡪметодов ᡪуправления, ᡪна ᡪнаш ᡪвзгляд, ᡪследует ᡪположить ᡪиной ᡪпризнак ᡪ- ᡪстепень ᡪсвободы ᡪобъекта ᡪуправления ᡪв ᡪсвязи ᡪс ᡪвоздействием ᡪна ᡪнего ᡪсубъекта. ᡪИндивидуум ᡪкак ᡪобъект ᡪуправления ᡪможет ᡪиметь ᡪследующие ᡪстепени ᡪсвободы:
- ᡪограниченную ᡪсвободу, ᡪпри ᡪкоторой ᡪсубъект ᡪуправления ᡪпринуждает ᡪзависимый ᡪобъект ᡪвыполнять ᡪпланы ᡪили ᡪзадания;
- ᡪмотивационную ᡪсвободу, ᡪпри ᡪкоторой ᡪсубъект ᡪуправления ᡪдолжен ᡪнайти ᡪобоснованные ᡪмотивы, ᡪпобуждающие ᡪобъект ᡪуправления ᡪк ᡪвыполнению ᡪпланов ᡪили ᡪзаданий;
- ᡪвысокую ᡪстепень ᡪсвободы, ᡪпри ᡪкоторой ᡪсубъект ᡪуправления ᡪдолжен ᡪс ᡪиспользованием ᡪлогики ᡪи ᡪпсихологии ᡪформировать ᡪметод ᡪвоздействия ᡪна ᡪотносительно ᡪнезависимый ᡪобъект ᡪуправления, ᡪставя ᡪво ᡪглаву ᡪугла ᡪизучение ᡪпсихологического ᡪпортрета ᡪуправляемой ᡪличности ᡪи ᡪтенденции ᡪее ᡪразвития. ᡪДля ᡪобъекта ᡪуправления ᡪв ᡪэтом ᡪслучае ᡪудовлетворение ᡪпервичных ᡪфизиологических ᡪпотребностей ᡪне ᡪявляется ᡪприоритетным, ᡪдля ᡪнего ᡪважнее ᡪудовлетворение ᡪвысших ᡪпотребностей ᡪ(самореализация, ᡪсамовыражение).
Исходя ᡪиз ᡪрассмотренных ᡪстепеней ᡪсвободы ᡪобъекта ᡪметоды ᡪуправления ᡪцелесообразно ᡪподразделять ᡪна ᡪтри ᡪгруппы: ᡪпринуждения, ᡪпобуждения, ᡪубеждения. ᡪСравнительная ᡪхарактеристика ᡪэтих ᡪметодов ᡪприведена ᡪв ᡪтаблице.
Таблица ᡪ16
Сравнительная ᡪхарактеристика ᡪметодов ᡪуправления
Признаки ᡪметодов ᡪуправления |
Группы ᡪметодов ᡪуправления |
||
методы ᡪпринуждения |
методы ᡪпобуждения |
методы ᡪубеждения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
ᡪ1. ᡪОбщепринятое ᡪназвание ᡪгруппы ᡪметодов, ᡪпримерно ᡪсоответствующей ᡪновой ᡪгруппе |
Административные |
Экономические |
Социально- ᡪпсихологические |
ᡪ2. ᡪСубстанция ᡪметодов |
Директива, ᡪдисциплина |
Оптимизация ᡪмотивов |
Психология, ᡪсоциология |
ᡪ3. ᡪЦель ᡪуправления |
Выполнение ᡪзаконов, ᡪдиректив, ᡪпланов |
Достижение ᡪконкуренто-способности ᡪвыпускаемых ᡪобъектов |
Достижение ᡪвзаимопонимания |
ᡪ4. ᡪСтруктура ᡪуправления |
Жесткая |
Адаптивная ᡪк ᡪситуациям |
Адаптивная ᡪк ᡪличности |
ᡪ5. ᡪФорма ᡪсобственности, ᡪгде ᡪпреимущественно ᡪприменяются ᡪметоды |
Государственная |
Корпоративная, ᡪчастная, ᡪгосударственная ᡪи ᡪд.р. |
Частная |
ᡪ6. ᡪСубъект ᡪвоздействия |
Коллектив, ᡪиндивидуум |
Индивидуум |
Индивидуум |
7. ᡪФорма ᡪвоздействия |
При ᡪпомощи ᡪнормативно-методических ᡪдокументов |
Мотивация |
Управление ᡪсоциально- ᡪпсихологическими ᡪпроцессами |
Продолжение ᡪтаблицы ᡪ16
1 |
2 |
3 |
4 |
ᡪ8. ᡪОсновное ᡪтребование ᡪк ᡪсубъекту ᡪпри ᡪприменении ᡪметодов |
Исполнительность, ᡪорганизованность |
Профессионализм ᡪв ᡪданной ᡪобласти |
Психологическая ᡪустойчивость ᡪличности |
ᡪ9. ᡪПотребности, ᡪна ᡪудовлетворение ᡪкоторых ᡪнацелены ᡪметоды |
Физиологические, ᡪобеспечение ᡪбезопасности |
Физиологические |
Все ᡪпотребности |
10. ᡪТип ᡪорганизационной ᡪструктуры, ᡪдля ᡪкоторой ᡪв ᡪнаибольшей ᡪмере ᡪприемлемы ᡪданные ᡪметоды |
Линейная, ᡪфункциональная |
Проблемно-целевая, ᡪматричная |
Бригадная |
ᡪ11. ᡪПреимущественное ᡪнаправление ᡪуправляющего ᡪвоздействия |
Сверху ᡪвниз |
Вертикальное ᡪ(сверху ᡪвниз ᡪи ᡪснизу ᡪвверх) |
Вертикальное ᡪи ᡪгоризонтальное |
12. ᡪУровень ᡪиерархии ᡪуправления, ᡪгде ᡪпреимущественно ᡪприменяются ᡪметоды |
Высший ᡪи ᡪсредний |
Высший, ᡪсредний, ᡪнизший |
Низший |
ᡪ13. ᡪХарактер ᡪуправленческой ᡪинформации |
Качественная, ᡪдетерминированная |
Качественная, ᡪстохастическая |
Комплексная ᡪ(как ᡪфактор ᡪкачества), ᡪстохастическая |
ᡪ14. ᡪСтиль ᡪруководства, ᡪхарактерный ᡪдля ᡪданной ᡪгруппы ᡪметодов |
Авторитарный |
Смешанный |
Демократический |
15. ᡪТип ᡪтемперамента ᡪсубъекта ᡪуправления ᡪ(руководителя), ᡪнаиболее ᡪадекватный ᡪданной ᡪгруппе ᡪметодов |
Флегматик |
Сангвиник |
Сангвиник |
16. ᡪТо ᡪже ᡪотносительно ᡪобъекта ᡪуправления ᡪ(исполнителя) |
Сангвиник |
Флегматик, ᡪхолерик |
Меланхолик |
ᡪ17. ᡪТип ᡪчаше ᡪвсего ᡪпринимаемого ᡪуправленческого ᡪрешения |
Решения, ᡪоснованные ᡪна ᡪстрогом ᡪсоблюдении ᡪнормативно- ᡪметодических ᡪдокументов ᡪи ᡪдиректив |
Решения, ᡪоснованные ᡪна ᡪмоделировании ᡪи ᡪкомплексном ᡪобосновании |
Решения, ᡪоснованные ᡪна ᡪсуждении, ᡪинтуиции, ᡪопыте ᡪлица, ᡪпринимающего ᡪих |
Продолжение ᡪтаблицы ᡪ16
1 |
2 |
3 |
4 |
18. ᡪКонкретные ᡪметоды ᡪи ᡪспособы ᡪуправления |
1. ᡪГосударственное ᡪрегулирование ᡪэкономики. 2. ᡪСтандартизация ᡪи ᡪсертификация. 3. ᡪМониторинг ᡪэкосистемы. 4. ᡪНормативно-методическое ᡪрегулирование ᡪсистемы ᡪуправления. 5. ᡪПланирование, ᡪучет ᡪи ᡪконтроль |
1. ᡪЭкономическое ᡪстимулирование. 2. ᡪАнализ ᡪзатрат, ᡪкачества ᡪи ᡪдругих ᡪпараметров ᡪсистем ᡪ(фотография ᡪрабочего ᡪвремени, ᡪанкетирование, ᡪтестирование, ᡪфакторный ᡪанализ). 3. ᡪЭкономико- ᡪматематическое ᡪмоделирование. 4. ᡪБалансовые ᡪметоды |
1. ᡪМониторинг ᡪсоциально- ᡪпсихологических ᡪпроцессов. 2. ᡪМоделирование ᡪсоциально- ᡪпсихологических ᡪпроцессов. 3. ᡪПсихо-технологии. 4. ᡪМоральное ᡪстимулирование |
19. ᡪРекомендуемое ᡪсоотношение ᡪприменяемых ᡪметодов ᡪ(сумма ᡪравна ᡪ10) |
4 |
4 |
2 |
Примечание ᡪ– ᡪСоставлена ᡪпо ᡪданным ᡪ |
Приведенные ᡪв ᡪтаблице ᡪхарактеристики ᡪметодов ᡪуправления ᡪявляются ᡪукрупненными, ᡪотражающими ᡪпреобладание, ᡪили ᡪприоритет, ᡪконкретного ᡪпризнака ᡪпо ᡪконкретной ᡪгруппе ᡪметодов. ᡪНовизна ᡪ ᡪв ᡪсоответствии ᡪс ᡪтаблицей ᡪ16 ᡪзаключается ᡪв ᡪсистемности ᡪподхода ᡪк ᡪпроблеме. ᡪАнализ ᡪсоответствия ᡪхарактеристики ᡪконкретной ᡪсистемы ᡪуправления ᡪрекомендациям ᡪпозволит ᡪнайти ᡪ«узкие ᡪместа» ᡪв ᡪэтой ᡪсистеме.
Рациональное ᡪсоотношение ᡪметодов ᡪпринуждения, ᡪпобуждения ᡪи ᡪубеждения, ᡪна ᡪнаш ᡪвзгляд, ᡪпримерно ᡪследующее: ᡪ4:4:2. ᡪПоясним ᡪпочему.
Методы ᡪпринуждения ᡪ- ᡪсубстанция ᡪуправления. ᡪНизкое ᡪкачество ᡪсубстанции ᡪ- ᡪзаконодательных ᡪи ᡪнормативных ᡪактов ᡪ- ᡪприведет ᡪк ᡪнизкому ᡪкачеству ᡪпоследующих ᡪкомпонентов ᡪсистемы ᡪуправления. ᡪ
Если ᡪидеология, ᡪполитика, ᡪправо ᡪне ᡪбудут ᡪиметь ᡪкомплексного ᡪобоснования, ᡪто ᡪэкономика ᡪи ᡪпсихология ᡪничего ᡪне ᡪсделают ᡪв ᡪобласти ᡪразвития ᡪлюбых ᡪсистем. ᡪСубстанция ᡪуправления ᡪдолжна ᡪбыть ᡪвысшего ᡪкачества.
Методы ᡪпобуждения ᡪнацелены ᡪна ᡪэкономию ᡪресурсов, ᡪповышение ᡪкачества ᡪи ᡪконкурентоспособности ᡪтоваров ᡪи ᡪуслуг, ᡪинфраструктуры, ᡪкачества ᡪжизни ᡪнаселения ᡪв ᡪсоответствии ᡪс ᡪидеологией ᡪи ᡪполитикой ᡪразвития ᡪданной ᡪсистемы. ᡪ
Субстанцией ᡪметодов ᡪпобуждения ᡪявляются ᡪоптимизация ᡪуправленческого ᡪрешения ᡪи ᡪмотивация ᡪперсонала ᡪна ᡪего ᡪреализацию. ᡪЭто ᡪочень ᡪсложная ᡪработа, ᡪкачество ᡪкоторой ᡪопределяет ᡪэффективность ᡪсистем. ᡪВ ᡪусловиях ᡪрыночных ᡪотношений ᡪконкуренция ᡪзаставляет ᡪинвесторов ᡪи ᡪгосударство ᡪоптимизировать ᡪрешения ᡪи ᡪмотивы ᡪв ᡪцелях ᡪповышения ᡪкачества ᡪжизни ᡪнаселения.
ᡪПоэтому, ᡪна ᡪнаш ᡪвзгляд, ᡪроль ᡪметодов ᡪпобуждения ᡪв ᡪуправлении ᡪэффективностью ᡪобъектов ᡪоценивается ᡪпримерно ᡪв ᡪ40% ᡪсовокупности ᡪфакторов ᡪэффективности.
Методы ᡪубеждения ᡪв ᡪуправлении ᡪоснованы ᡪна ᡪисследовании ᡪпсихологического ᡪпортрета ᡪличности, ᡪмотивации ᡪее ᡪпотребностей, ᡪсоставляющих ᡪфизиологические, ᡪдуховные ᡪи ᡪсоциальные ᡪнужды. ᡪ
Структура ᡪи ᡪобъем ᡪпотребностей ᡪопределяются ᡪхарактером, ᡪобразованием, ᡪсоциальным ᡪположением ᡪи ᡪценностями ᡪличности. ᡪЧтобы ᡪуспешно ᡪуправлять ᡪлюдьми, ᡪнеобходимо ᡪхорошо ᡪих ᡪзнать. ᡪ
Методы ᡪубеждения ᡪприменяются ᡪк ᡪобъектам ᡪуправления ᡪс ᡪвысокой ᡪстепенью ᡪсвободы, ᡪчто ᡪделает ᡪзадачу ᡪеще ᡪболее ᡪтрудной. ᡪЛегче ᡪприказывать ᡪили ᡪэкономически ᡪстимулировать, ᡪчем ᡪубеждать. ᡪ
Чтобы ᡪумело ᡪубеждать ᡪсотрудника ᡪв ᡪнеобходимости ᡪкачественно, ᡪв ᡪсрок ᡪи ᡪс ᡪнаименьшими ᡪзатратами ᡪвыполнить ᡪзадание, ᡪсубъекту ᡪуправления ᡪследует ᡪзнать ᡪпсихологические ᡪустановки ᡪличности ᡪкак ᡪобъекта ᡪуправления.
Тем ᡪне ᡪменее, ᡪфакторов ᡪи ᡪусловий, ᡪопределяющих ᡪкачество ᡪи ᡪрезультативность ᡪуправленческих ᡪрешений, ᡪзначительно ᡪбольше, ᡪчем ᡪфакторов ᡪпсихологического ᡪпортрета ᡪличности, ᡪкоторыми ᡪследует ᡪруководствоваться ᡪ(учитывать) ᡪпри ᡪпринятии ᡪи ᡪреализации ᡪрешений. ᡪПоэтому ᡪ«весомость» ᡪметодов ᡪпобуждения ᡪпримерно ᡪв ᡪдва ᡪраза ᡪбольше ᡪ«весомости» ᡪметодов ᡪубеждения
Стратегический ᡪменеджмент ᡪв ᡪпринципе ᡪдолжен ᡪправильно ᡪ(рационально, ᡪрезультативно) ᡪсформулировать ᡪвсе ᡪстратегические ᡪтребования ᡪпо ᡪвсем ᡪсферам ᡪдеятельности ᡪфирмы.
ᡪПо ᡪнекачественной ᡪстратегии ᡪневозможно ᡪдостигнуть ᡪкачественных ᡪконечных ᡪрезультатов. ᡪК ᡪтому ᡪже ᡪпри ᡪформулировании ᡪтребований ᡪдолжны ᡪбыть ᡪучтены ᡪвсе ᡪэкономические ᡪзаконы ᡪи ᡪзаконы ᡪорганизации, ᡪнаучные ᡪподходы ᡪи ᡪпринципы, ᡪметоды ᡪи ᡪсредства ᡪдостижения ᡪцели. ᡪ
Если, ᡪнапример, ᡪв ᡪсоответствии ᡪс ᡪзаконом ᡪнаименьших ᡪкакой-либо ᡪвопрос ᡪиз ᡪкомплекса ᡪвопросов ᡪбудет ᡪслабо ᡪпроработан, ᡪто ᡪи ᡪобоснованность ᡪвсей ᡪпроблемы ᡪбудет ᡪна ᡪнизком ᡪуровне. ᡪ«Скорость ᡪэскадры ᡪопределяется ᡪскоростью ᡪсамого ᡪтихоходного ᡪсудна» ᡪ ᡪ- ᡪосновной ᡪпринцип ᡪзакона ᡪнаименьших. ᡪА ᡪсколько ᡪеще ᡪтаких ᡪпринципов, ᡪкоторые ᡪникогда, ᡪникем ᡪи ᡪнигде ᡪв ᡪКазахстане ᡪне ᡪсоблюдаются!
Если ᡪруководитель ᡪс ᡪпомощью ᡪметодов ᡪпринуждения, ᡪпобуждения ᡪи ᡪубеждения ᡪне ᡪумеет ᡪили ᡪне ᡪхочет ᡪреализовывать ᡪпринципы ᡪуспешного ᡪруководства, ᡪто ᡪникогда ᡪколлектив ᡪи ᡪсистема ᡪв ᡪцелом ᡪне ᡪбудут ᡪконкурентоспособными. ᡪВектор ᡪдостижения ᡪвысокой ᡪконкурентоспособности ᡪв ᡪпринципе ᡪи ᡪв ᡪцелом ᡪдолжен ᡪизначально ᡪисходить ᡪот ᡪруководителя. ᡪ
Частичные ᡪбессистемные ᡪконкурентоспособные ᡪкомпоненты ᡪне ᡪмогут ᡪопределять ᡪконкурентоспособность ᡪсистемы ᡪв ᡪцелом. ᡪК ᡪсожалению, ᡪнекоторые ᡪруководители, ᡪвозможно, ᡪот ᡪнедостаточного ᡪпрофессионализма ᡪи ᡪотсутствия ᡪстратегического ᡪмышления ᡪждут ᡪинициативы ᡪснизу.
Для ᡪуспешного ᡪпродвижения ᡪгостиничного ᡪбизнеса ᡪжелательно ᡪприменять ᡪ
«Стратегию ᡪуспешного ᡪинвестора». ᡪГлавное ᡪ- ᡪвовремя ᡪвыйти ᡪна ᡪрынок, ᡪа ᡪне ᡪбросаться ᡪскупать ᡪактивы ᡪфирмы, ᡪвокруг ᡪкоторой ᡪсоздан ᡪажиотаж. ᡪИнвестировать ᡪнадо ᡪв ᡪперспективные ᡪсекторы ᡪрынка ᡪи ᡪкомпании. ᡪВ ᡪотели ᡪинвестируют ᡪизвестные ᡪмиллиардеры, ᡪкутюрье ᡪи ᡪдаже ᡪкинозвезды. ᡪ