Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативно-розыскная деятельность подразумевает в отдельных случаях полную зашифровку должностных лиц и лиц, оказывающих помощь на конфиденциальной основе, проведение оперативными подразделениями оперативно-розыскного мероприятия, их местонахождение, характер деятельности и другие. Это значит, что могут скрываться не лишь только ведомственная принадлежность к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, субъектов оперативно-розыскного мероприятия или же факт их сотрудничества, но и их установочные данные. Кроме использования документов прикрытия это достигается с помощью легендированных объектов, под оперативным прикрытием которых действуют участники оперативно-розыскной деятельности.[59]

Данная норма является бланкетной при создании и функционировании отдельных легендированных объектов используются на общепризнанных нормах гражданского законодательства. Созданию легендированного, как и любого, предприятия обязана предшествовать разработка пакета учредительных документов, регистрация в Едином государственном регистре юридических лиц, постановка на учёт в налоговом органе, открытие расчётного счёта в банке, регистрация в юридическом отделе районной (городской) администрации и другие. Для обеспечения функционирования предприятия в соответствии с законодательством должны осуществляться подбор персонала, хозяйственная деятельность, финансовые расчёты и так далее независимо от цели и реального назначения этого объекта.

Функционирование легендированных юридических лиц подразумевает под собой осуществление ими какой-либо хозяйственной (коммерческой) или же иной деятельности, сотрудничество с организациями, гражданами, финансовыми органами и другими, что влечёт за собой необходимость выполнения принятых на себя обязательств, а в отдельных случаях и гражданско-правовой ответственности по ним.[60]

Из анализа задач оперативно-розыскной деятельности в их преломлении к деятельности оперативных подразделений органов оперативно-розыскной деятельности следует, также собственно что такие легендированные объекты должны создаваться прежде всего в интересах предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а ещё выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или же уже совершивших. В прочем цели создания объектов в качестве легендированных достаточно многообразны и не ограничиваются лишь только решением задач, прямо предусмотренных Законом, а могут использоваться для решения вспомогательных задач оперативно-розыскной деятельности.[61]


Должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, входят в их штаты, а значит обладают всеми правами сотрудников данных органов. Они обладают императивными возможностями, которыми согласно законодательству наделены должностные лица данных ведомств. Их законные требования обязательны для выполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Требования, выходящие за пределы компетенции, установленной законодательством, не могут рассматриваться в качестве обязательных для выполнения. В соответствии с этим, неисполнение лишь только законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.[62]

Вывод: данная глава говорит о том, что сотрудники органов осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и группы входящие в это же число не ограничиваются только правами одного законодательного акта, в их права входят и другие законы, так как в оперативно-розыскных мероприятиях принимают участие и органы других ведомств. Данная глава гласит о том, что права как и обязанности очень важны для исполнения своих основных задач расследования и раскрытия преступлений, они могут иметь разное направление, но у них одна цель исполнять свои обязанности должным образом, чтобы они в дальнейшем были использованы в поимке преступника совершившего, то или иное действие или бездействие.

У органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность есть право осуществлять свою деятельность не только гласно, но и негласно, а также зашифровано, что обеспечит безопасность как самого расследования, так и жизнь и здоровье сотрудников и членов их семей, если это расследование включает в себя, такую возможность.

Глава 4. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Каждая работа включает в себя цель, средства и результат. Дости­жение целей, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», гарантирует ус­пешное решение оперативно-розыскных задач. Задачи оперативно-розыскной деятельности можно разделить на общие и частные.


Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность, следуют из содержания статья 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся:

-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, соверша­ющих или совершивших;

-осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, след­ствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

-добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопас­ности Российской Федерации.[63]

Общие задачи оперативно-розыскной деятельности (статья 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, в следствии чего их правильнее будет рассматривать как вполне самостоятельные.

Предупреждение и пресечение преступлений – одна из задач оперативно-розыскной деятельности, ко­торая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, которые способ­ствуют совершению преступления, или же на поведение конкретного лица или группу лиц, с целью не допустить совершения ими общественно опасного де­яния. Главными направлениями данной деятельности являются:

-активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);

-организация и целенаправленное осуществление индивидуальных про­филактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ждать совершения преступ­лений;

-организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и других мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замыш­ляемых и подготавливаемых преступлений, а ещё пресечение поку­шений на преступление.[64]

Пресечение преступлений подразумевает под собой активное вмешательство опе­ративных работников в работе лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии при­готовления или же покушения (статья 30 Уголовного кодекса Российской Федерации).[65] Методы пресечения могут быть самыми разнообразными:

-задержание лица на стадии подготовки преступления;

-изъятие предметов, приспособле­ний, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений;


-прове­дение внезапных инвентаризаций и другие.[66]

При использовании оперативно-розыскных сил, средств, а также методов в профилактике преступлений важное значение придается такой тактической форме оперативно-розыскной деятельности, как оперативно-розыскная профилактика.

Оперативно-розыскная профилактика представляет собой систему целе­направленных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законодательством мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения пре­ступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготав­ливаемых преступлений, а также использования негласной информации в обще профилактической работе органов внутренних дел.

В содержание оперативно-розыскной профилактики включаются специ­альные средства собирания, проверки, хранения и использования гласной и негласной информации в отношении профилактируемых лиц. Данная информа­ция сосредоточивается в соответствующих делах оперативного учёта, карто­теках, информационных системах оперативно-розыскного, профилактического и справочного назначения. Собранную информацию таким образом можно ис­пользовать для целенаправленного оперативно-профилактического воздей­ствия на лиц, которые проявили себя совершением действий, носящих ярко выраженный антиобщественный характер.[67]

Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их под­готавливающих, совершающих или же уже совершивших, является одной из самых важных за­дач оперативно-розыскной деятельности.[68] Значимость данной задачи наглядно подтверждается статистическими данными о преступности. Так «в январе-ноябре 2016 года в 74 субъектах Российской Федерации наблюдалось снижение регистрируемых преступлений. Так в указанный период зарегистрировано более 2 006,7 тысяч преступлений, что на 8,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных сократился с 23% в начале года до 21,4%. 11,5 тысяч таких преступлений совершено организованными группами или преступными сообществами». С данной статистикой я ознакомился на сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации, которую нам сообщил официальный представитель Министерства внутренних дел России Ирина Волк.


[69]

Выявление преступлений- это значит установление события или же действия определённых лиц признаков состава того же или иного преступления из числа перечисленных в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом в задачи орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу про­изводства оперативно-розыскных мероприятий могут послужить достаточные данные, которые позволяют думать, собственно что преступление совершилось в форме законченного деяния или же покушения.

Использование в законе определения «выявить» и «раскрыть» вполне оправ­дано. Они указывают на то, что оперативно-розыскным методом можно ус­тановить, обнаружить не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и иные обстоятельства, которые с ним связаны. Особенно важно это для раскрытия латентных преступлений, где оперативно-розыскные меры могут быть направлены на установление мотивов, це­лей и результатов преступной деятельности, которые при очевидности самого события, как правило, наглядно не проявляются. Под латентными преступлениями понимаются такие преступные деяния, которые остаются за пределами уголовной статистики, а также преступления, которые остались неизвестны для правоохранительных органов.

Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативника, которая направлена на получение специальных сил, средств фактических данных, позволяющих обнаружить лицо, совершившее преступление. Важное значение имеют оперативно-розыскные меры в выявле­нии и раскрытии неочевидных преступлений, когда скрываются следы преступления и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившем.[70]

В случае если преступление совершено организованной преступной группой, то должны быть установлены все члены этой группы и определена роль каждого лица в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию преступлений подлежат также все факты и эпизоды преступления и причинённый им материальный ущерб. В некоторых случаях должны быть направлены все возможности оперативных подразделений на установление данных, характеризующих личность подозреваемого.[71]

Применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет своевременно: