Файл: Управление маркетингом в индустрии гостеприимства (Глава 1. Теоретические аспекты управления маркетингом в ресторанном комплексе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по 1 главе

Маркетинг представляет собой процесс определения потребностей рынка и реализацию товаров и услуг, которые наиболее востребованы потребителем и которые приносят производителям и продавцам максимальную прибыль. Процесс управления маркетингом на предприятии включает четыре этапа:

  • анализ рыночных возможностей;
  • выбор целевых рынков;
  • разработка комплекса маркетинга;
  • осуществление маркетинговых мероприятий.

Планирования маркетинга это систематизированная совокупность стадий и действий, которые взаимодействуют с анализом внешней рыночной среды, целями маркетинга, планами фирмы, реализацией плана маркетинга и контролем за его выполнением. Планирование маркетинга опирается на текущие и перспективные цели предприятия и анализ сложившейся ситуации на рынке.

Планы маркетинга имеют свою классификацию по определенным критериям: срокам, содержанию, широты охвата проблем объекта планирования, оптимальность проработки, способ разработки плана маркетинга.

Маркетинговый план нужен для того, чтобы на основе выбранной стратегии своевременно реагировать на рыночные изменения по ассортименту товаров и услуг, ценовой политике, сбытовым каналам, и коммуникациям, а также рекламе. Оптимально разработанный маркетинговый план ориентирует на то, чтобы правильно выполнить его направления и цели с максимальной ответственностью и объективными подходами к его реализации по срокам, затратам, ожидаемым результатам при получении дохода - финансовых средств.

Таким образом, маркетинговый план представляет собой программу действий для эффективного управления предприятием.

Глава 2. Управление маркетингом и исследование рынка на примере ресторана ООО «Восточная ночь»


2.1. Исследование рыночного сегмента ресторана «Восточная ночь» 

Общество с ограниченной ответственностью ресторан (ООО) «Восточная ночь» основано в 2014г., как предприятие по оказанию услуг общественного питания. Основное направление деятельности предприятия общественного питания «Восточная ночь»: выпуск собственной продукции и розничная тор­говля готовыми блюдами различной кухни.


Основной целью деятельности ООО «Восточная ночь» является организация полноценного, разнообразного питания населения города с обязательным соблюдением научно обоснованных физиологических норм питания человека и в соответствии с существующими санитарными правилами и нормами.

Основные виды деятельности определены в Уставе предприятия:

-организация ежедневного горячего питания;

-производство и реализация пива;

-торгово-закупочной деятельность;

-торговля продуктами питания;

-оказание услуг по проведению торжеств - для своих сотрудников, так и для третьих лиц;

-организация и проведение различных культурно-массовых мероприятий: досуга, отдыха, оздоровительных мероприятий, праздников, торжеств, банкетов и юбилеев;

-другие виды деятельности, разрешаемые действующим законодательством.

Ресторан готовит блюда кавказской, авторской, европейской, русской, японской кухни, также возможно выбрать бизнес-ланч из отдельного меню, заказать еду с доставкой, оформить выездной банкет.

Кухня ресторана: авторская, европейская, русская, кавказская;

Тип заведения: ресторан, банкетный зал, стейк-хаус, кулинарии;

Ресторан расположен в историческом центре Уфы, в нескольких минутах ходьбы от Речного Вокзала. Банкет-холл работает в банкетном режиме. Ежедневно для гостей открыта кулинария «Восточная ночь», где можно выпить чашечку кофе, пообедать, купить домой фирменные полуфабрикаты или готовые блюда, свежую выпечку. Банкет-конференц-холл «Восточная ночь» включает 4 отдельных зала (два уютных зала – до 35 персон, «каминный» зал на 40 персон и центральный белый зал на 75 персон). Дизайн этих залов подобран так, чтобы банкет выглядел стильным при минимальных дополнительных вложениях в оформление.

На банкеты также можно придти со «своим» алкоголем и прочими продуктами (торты, фрукты и пр.). Клиент может снять в аренду зал для проведения семинаров, конференций или переговоров любого типа.

Основными общими задачами ресторана «Восточная ночь» являются обеспечение оптимальной рентабельности и устойчивого положения предприятия на рынке. Структура продукции ресторана «Восточная ночь» представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура реализуемой продукции

Ресторан «Восточная ночь» работает с постоянным увеличением объемов реализации, максимизации прибыли, для создания собственной материальной базы. В табл.2. представлена динамика основных экономических показателей предприятия за 2016-2017 годы.


Таблица 2 - Основные экономические показатели деятельности ресторана

Показатели

2016 год

2017 год

2017/2016

План

Факт

% вып

плана

Откл.

(+;-)

Откл

(+;-)

Темп

изм,%

Товарооборот, тыс.руб

3500

3600

3774

105,7

+274

+174

+11,3

Издержки, тыс.руб.

1200

1260

1285

101,2

+25

+85

+1,4

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб

710

670

750

111,3

+180

+160

+26,5

Чистая прибыль, тыс.руб.

1300

1320

1350

120,2

+2760

+5820

+55,4

Численность работников, чел.

22

20

18

110,0

+4

+5

6,3

Расходы на оплату труда, тыс.руб

1410

1560

1323

96,8

-237

-87

-1,2

По результатам финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год ресторан «Восточная ночь» получил прибыль в сумме 750 тыс. руб. , что на 180 тыс.руб. выше плана. Структура ассортимента предприятия общественного питания представлена в табл.3.

Таблица 3 - Товарооборот ресторана «Восточная ночь», тыс. руб.

Товарные

группы

2016 год

2017 год

Отклонение

(+;-)

%

Горячие блюда

1254

1286

+192

114,1

Холодные закуски и салаты

1045

1154

+109

110,0

Выпечка

1874

1478

+204

110,2

Кондитерские изделия

479

417

-62

99,5

Хлеб и хлебобулочные изделия

444

477

33

100,1

Соки и напитки

749

997

+248

106,6

Фрукты

782

778

-14

77,1

Прочие

687

784

+110

114,1

Итого

3500

3774

+274

111,3


Вся продукция, реализуемая рестораном «Восточная ночь», подразделяется на продукцию собственного приготовления и продукцию от поставщиков. К продукции собственного производства относятся холодные закуски и салаты, и часть выпечки. Вся остальная продукция закупается у специализированных предприятий общественного питания: например, соки, напитки, десерты и пр.

Сравнивая выполнение плана товарооборота в отчетном году по сравнению с периодом прошлого года, следует отметить, что в целом он возрос на 111,3% . Основное увеличение наблюдается по таким товарным группам, как продажа горячих блюд – 114,1%, и прочие продукты - 112,2%.

Товарооборот ресторана «Восточная ночь» также перевыполнен – отклонение в сторону увеличения составило 274 тыс. руб.

Сравнивая выполнение показателей предыдущего года и отчетного года, можно сделать вывод, что в отчетном году предприятие значительно улучшило результаты своей деятельности по всем показателям. Так например, товарооборот увеличился на 274 тыс.руб., или на 11,3%. Прибыль от реализации увеличилась на 160 тыс.руб. , или на 26, 5%.

Полученная сумма прибыли определяет будущее планирование деятельности ресторана, так как от ее величины зависит социально-экономическое развитие ресторана[12].

2.2. Исследование конкурентов ресторана «Восточная ночь»

В целях повышения конкурентоспособности ресторана, маркетологи постоянно проводят маркетинговые исследования и составляют программы развития данного заведения, формируют маркетинговую, ассортиментную и товарную политики ресторана. Конкуренция — неотъемлемая составная часть ры­ночной среды, развитой рынок немыслим без конку­ренции. Конкуренция — главный двигатель рыночной экономики. У посетителей возникает возможность выбора. Основной задачей каждого предприятия явля­ется повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Структура потребительских предпочтений в разрезе различных видов продукции представлена на рис. 3.

Рис. 3. Потребительские предпочтения по видам продукции

Большинство потребителей готовых блюд предпочитают продукцию, изготовленную непосредственно в ресторане, соответствующую покупательским возможностям клиентов. Дизайн и цена продукции играет немаловажную роль, но наиболее важным критерием все же является вкус готовых изделий и их свежесть (рис. 4).


Структура

Критерии

Рис. 4. Критерии важности при покупке готовых пищевых продуктов

Факторы конкурентоспособности ресторана ООО «Восточная ночь» представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Факторы конкурентоспособности ресторана

Факторы

«Восточная ночь»

Конкуренты

«Башкирия»

«Садыка»

«Уфимка»

Качество

Всегда теплые, свежие, вкусные блюда и изделия

Еда не всегда свежая и качественная.

Пища привозная, полуфабрикаты

Ресторан быстрого питания

Местонахождение

Одна из центральных улиц города, рядом с транспортной остановкой, оживленное место. Есть место для парковки.

Оживленное место, центр города, недалеко от остановки.

Не очень оживленное место, есть место для парковки.

Непосредственно на остановке.

Уровень цены

Средняя

Выше средней

Выше средней

Средняя

Исключительность товаров

Много товаров- новинок и новых услуг

Распространенный

Распространенный

Обычный

Ассортимент

20-25 видов.

Не очень широкий ассортимент

Широкий ассортимент

Ограниченный ассортимент

Репутация фирмы

Фирма новая

Сомнительная

Известная, постоянные клиенты.

Известная, постоянные клиенты.

В итоге исследования рынка ресторан должен сделать вывод о том, где, кому, в каком объеме можно продавать продукт своей деятельности и что придется делать ему для обеспечения намечаемого объема продаж, какие мероприятия и стратегии применять. Кроме того, ресторан всегда должен следить за состоянием конкуренции на данном сегменте рынка.

ООО «Восточная ночь» функционирует во внешней и внутренней среде, где постоянно под воздействием деятельности предприятия изменяются факторы и условия, то ресторану определить свои сильные и слабые стороны в деятельности в условиях изменяющейся среды, а затем, на основе полученных результатов, сформировать стратегию дальнейшего развития. Для решения данной проблемы возможно применение SWOT- анализа, который будет способствовать выявлению и соотнесению между собой ограничений и возможностей, сильных и слабых сторон предприятия общественного питания.