Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (1. Перечень причин стресса на работе).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень причин стресса на работе
1.1 Рабочая нагрузка слишком большая
1.2 Наоборот слишком малая рабочая нагрузка
2.4 Неблагоприятные физические факторы
4. Организационно-экономическая характеристика объекта Самарского райпо
5. Исследование организационно-производственного стресса в Самарском райпо
Рассмотрим все эти факторы на примере таблицы. ( см. рисунок 2)
(Рисунок 2)
Конфликты как причина стресса на работе
Если речь идет о взаимодействии людей, то всегда существуют противоречия, которые приобретают форму разногласий, другими словами в коллективе всегда есть конфликты 6. Вследствие таких конфликтов может происходить хронический стресс.
Поэтому каждый руководитель должен четко представлять себе типологию, классификацию, пути возникновения конфликтов, средства и способы преодоления конфликтов в коллективе, что – бы исключить стрессовые ситуации, а если они уже наступили, то сумел бы их преодолеть.
Различные классификации конфликтов
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Руководителю необходимо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия, потому как они являются во главе стрессовых ситуаций.
В соответствии с классификацией Л. Кроузера7, конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными).
Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливыми, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
_________________
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: ЮНИТИ, 2009. – с.12-17
- http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
Основные типы конфликтов
- Внутриличностный конфликт.
Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.
- Межличностный конфликт 8.
Анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. конфликты могут возникнуть между руководителем и подчиненным при несовпадении интересов или отсутствии понимания требований одного к другому.
- Конфликт между личностью и группой.
Отступление от норм, принятых в группе, ведет к конфликту между «нарушителем» и группой. Разновидностью такого конфликта является конфликт между группой и руководителем, что ведет к стрессовым ситуациям внутри коллектива в отношении руководитель – подчиненный.
- Межгрупповой конфликт.
Конфликт между группами внутри большой организации. Может возникать конфликт между подразделениями одного уровня, между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. Члены одной группы не воспринимают членов другой группы как личностей, а воспринимают их как членов противоборствующей группы – явление «деиндивидуализации». Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам.
При межгрупповом конфликте проявляются социальное и межгрупповое сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, свой престиж и одновременно принижают, обесценивают другую группу.
_______________
8. Ермаков В.В. Менеджмент организации. - М.: Издательство МПСИ, 2005. – с.20-27
Межгрупповой конфликт характеризуется также проявлениями групповой атрибуции – когда конфликтующие стороны склонны во всем обвинять противоположную сторону по принципу «мы хорошие – мы правы», «они плохие – они не правы».
- Социальный конфликт.
«Ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга».
Социальный конфликт характеризуется 9:
- предельный случай обострения социальных противоречий,
- столкновение различных социальных общностей – классов, наций, государств и т.д.
- противоборствующие стороны преследуют свои цели, которые противоречат или взаимоисключают друг друга.
Психология конфликта.
Конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествует инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
Элементы конфликта:
- два участника или две стороны конфликта;
- взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;
- поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;
- применение силы для влияния на другую сторону;
_______________
9. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. - 2009. - № 2. - С. 22-32.
- противопоставленность действий, поведения сторон;
- стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;
- личностные особенности участников конфликта: агрессивность, авторитетность и пр.;
- характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т.д.
Управление разрешением конфликта.
Различают структурные и межличностные способы управления конфликтами. (см. рисунок 1)
Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого метода разрабатывались структурные методы управления конфликтами.
Ни один из психологических типов людей не блещет в конфликтных ситуациях, поэтому руководителю важно уметь себя вести так, чтобы не допустить конфликт, который неизбежно приведет к стрессовым ситуациям как сотрудников, так и самого руководителя.
3. Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений как способ избежание стрессовых ситуаций
Поведение человека в организации зависит от многих факторов, от его характера, от типа темперамента так же зависит как он будет реагировать на разные стрессовые ситуации. Ведь от того как он будет вести себя в организации и будет определяться психологический климат в коллективе. Поэтому важно изучить и проанализировать регулирование групповых и личностных взаимоотношений, что - бы в дальнейшем иметь представление как действовать в подобных стрессовых ситуациях.
Человек изначально существо социальное 10. Все мы живем в обществе, вступаем во взаимоотношения между собой. Люди стремятся к объединению в группы для решения стоящих перед ними целей и задач. Стрессовые ситуации чаще всего возникают вследствие того, что человек не может по ряду каких либо причин сосуществовать в социуме. Он становиться виновником конфликтных ситуаций, начинает вести себя не адекватно, что ведет за собой стрессы.
Поведение человека обусловливается целым рядом воздействий, которые восходят к моменту рождения. Поведение человека в группе есть результирующая всех этих воздействий. От того как он организован в группе и в коллективе, зависит его стрессоустойчивость.
Для изучения поведения в группе необходимо выделить предпосылки на основе которых члены группы ведут себя тем или иным образом, то есть те критерии или ориентиры, которые используются для сведения множества возможностей к единственному реальному действию.
Группы предпосылок, определяющих управленческий выбор
_______________
10. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 2009. – 83-85 с.
(определяют различие между целями и средствами).
Изучение предпосылок, лежащих в основе любого управленческого выбора, покажет, что их составляют два вида элементов:
- ценностные
- практические.
Условно, различие между ценностными и практическими элементами соответствует различию между целями и средствами.
Ценностные предпосылки управленческого выбора 11.
Существуют определенные типы ценностных предпосылок, которые встречаются в организационных решениях, в том числе и в управленческих решениях:
- цели организации,
- критерии эффективности,
- правила «честной игры»,
- индивидуальные ценностные установки принимающего решение.
Безусловно, наиболее важными из них будут ценностные предпосылки, определяемые целями организации, ибо именно общность целей во многом определяет необходимость объединения людей в группы - организации. Любое решение будет подвергаться оценке с точки зрения эффективности, неэффективные решения поставят под угрозу само существование группы. Для обеспечения существования группы, при отборе методов регулирования следует принимать во внимание не только их эффективность с точки зрения принуждения, но также и то, должным ли образом они обеспечивают права личности и собственности, другими словами, принимаются правила «честной игры».
Стрессоустойчивость и успех любой организации зависят от ее умения добиваться от сотрудников и других ее членов поведения, в достаточной
_______________
11. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2009. – 58-64 с.
степени соответствующего ценностям организации. Но надо четко понимать, что члены организации, как правило люди со своими уже сложившимися ценностями, и поэтому одно из самых важных воздействий, которое организация может оказать на своих членов, состоит в свободе отбора своих работников12.
Однако человек, принятый в организацию, неизбежно подвергается воздействию организации. В той степени, в какой участие человека в организации оказывает на него психологическое воздействие, обнаруживается, что поведение человека приобретает характерные черты:
- ценности на основе которых действуют члены организации, как правило, представляют собой цели организации и ее подразделения в котором они работают - происходит дробление целей организации на частичные задачи, которые выступают целями для конкретных работающих или подразделений организации,
- работники склонны воспринимать воздействие, которое на них оказывают другие члены организации, примером может служить наличие системы четкой подчиненности и ответственности что в конечном результате ведет к минимализации стрессовых ситуаций,
- работник склонен занимать не пассивную, а активную позицию по отношению к осуществлению целей организации, он не просто подчиняется руководителю, но проявляет инициативу, пытаясь самостоятельно отыскать способы осуществления целей, моральный дух организации - желание сотрудников выполнять цели организации,
- организация стремится воздействовать на своих членов, важными средствами воздействия являются поощрение и наказание,
- разделение труда, наделение членов организации конкретными обязанностями приводит к возникновению более тесных отношений,
_______________
12. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство. - М.: НОРМА - ИНФРА-М., 2010. – 57-60 с.
- возникают неформальные отношения, что влечет за собой благоприятную атмосферу, лишенную стрессовых конфликтов.
Практические предпосылки управленческого выбора.
Выбор, который индивидуум совершит при управленческом воздействии на него, зависит от:
- навыков, знаний, характера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненным опытом,
- конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения (через формальные и неформальные каналы).
Немаловажное значение в управленческом выборе играют «симптомы» проявления личности:
- объективность индивидуума,
- склонность к доминированию,
- честолюбие,
- импульсивность,
- социальность.
Типы сотрудников (существует множество классификаций, их можно свести к рассмотрению типов характера и темперамента).
Учет склонностей и интересов работников и руководителя при осуществлении управленческого воздействия13– это дополнительный мощный фактор для достижения стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.