Файл: Кадровая безопасность современного банка: стратегия и тактика управления (ОАО «Банка «Открытие»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-Проводит для всех мотивационные тренинги.

Банк ориентирован на привлечение, обучение и развитие молодых специалистов, что подтверждает активное сотрудничество с ведущими ВУЗами Москвы, наличие собственной Высшей Банковской Школы, наличие раздела «Карьера» на интернет-сайте Банка, где публикуются стартовые вакансии для молодых специалистов без опыта работы в банковской сфере.

Банк с 2012 года начал активно сотрудничать и с Высшей Школой Экономики. Вследствие чего Банк активно участвует во всех карьерных мероприятиях для студентов и активно привлекает их на практику, а нынешних выпускников на работу.

Банк участвует во многих карьерных выставках, как городских, так и вузовских. Лучшие университеты страны сотрудничают с Банком:

-НИУ ВШЭ

-МГУ имени Ломоносова

-Государственный университет управления

-Финансовый Университет при Правительстве РФ

-Московский физико-технический институт и другие

    1. Стратегия обеспечения кадровой безопасности КБ «Открытие»

В «Открытие» угрозы бывают по характеру потерь от реализованных угроз. Сюда относятся угрозы информационной безопасности, связанные с деятельностью персонала и реализуемые в форме разглашения конфиденциальной информации, а также искажения или уничтожения любых сведений и баз данных, используемых организацией в своей деятельности; угрозы имущественной безопасности, связанные с деятельностью персонала и реализуемые в форме хищения или умышленного повреждения (уничтожени) различных элементов имущества организации – от элементов ее основных фондов до наличных денежных средств.

Также, угрозы в «Открытие» бывают по экономическому характеру. Это угрозы материального характера, наносящие банку прямой и легко исчисляемый финансовый ущерб, например, похищенные денежные средства и товарно-материальные ценности, сорванный контракт, примененные штрафные санкции; угрозы нематериального характера, точный размер ущерба от реализации, которых обычно невозможно точно определить, например, сокращение обслуживаемого рынка, ухудшение имиджа банка в глазах клиентов и деловых партнеров, утеря ценного специалиста.

Угрозы бывают по источнику угроз. Сюда относятся угрозы со стороны конкурентов, стремящихся к усилению собственных позиций на соответствующем рынке путем использования методов недобросовестной конкуренции, например деловой разведки, переманивания высококвалифицированных сотрудников, дискредитации соперника в глазах партнеров и государства;угрозы со стороны криминальных структур и отдельных злоумышленников, стремящихся к достижению собственных целей, находящихся в противоречии с интересами конкретной кредитной организации-работодателя или ее клиентов, например захвату контроля над банком, хищению имущества, нанесению иного ущерба; угрозы со стороны государства в лице уполномоченных надзорных, регулирующих, фискальных и правоохранительных органов, деятельность которых в некоторых случаях может вызывать угрозы по кадровому направлению работы коммерческих банков;угрозы со стороны сотрудников банка, осознанно или в силу общей безответственности наносящих ущерб ее безопасности ради достижения личных целей, например минимизации трудовых усилий, улучшения материального положения, карьерного роста, мщения работодателю за реальные или мнимые обиды и т.п.


Последние угрозы, которые бывают в «Открытие», это угрозы по вероятности практической реализации - потенциальные угрозы, практическая реализация которых на конкретный момент имеет лишь вероятностный характер (соответственно у банка есть время на их профилактику или подготовку к отражению); реализуемые угрозы, негативное воздействие которых на деятельность банка находится в конкретный момент в различных стадиях развития (соответственно у банка имеются шансы на их оперативное отражение в целях недопущения или минимизации конечного ущерба); реализованные угрозы, негативное воздействие которых уже закончилось и ущерб фактически нанесен (соответственно банк имеет возможность лишь оценить ущерб, выявить виновников и подготовиться к отражению подобных угроз в дальнейшем).

В «Открытие» используется стратегия упреждающего противодействия угрозам. В основе данного варианта лежит стратегическая ориентация руководства банка на максимально жесткое противодействие возможным угрозам кадровой безопасности путем реализации принципов.

Принципом является выраженный приоритет профилактических методов противодействия возможным угрозам. Исходя из него, уполномоченные инстанции и должностные лица стремятся в первую очередь обеспечить такие условия функционирования кадрового направления деятельности организации, при которых соответствующие угрозы не смогут возникнуть вообще или будут пресечены еще на стадии их подготовки.

Из всех вариантов стратегии обеспечения кадровой безопасности рассматриваемый вариант является наиболее эффективным, поскольку позволяет работодателю своевременно предупреждать возможные угрозы или пресекать их практически сразу после возникновения. В результате риски имущественных или неимущественных потерь Сбербанка, связанные с функционированием кадрового направления ее деятельности, сводятся к минимуму.

В «Открытие» функции, полномочия и ответственность в системе управления кадровой безопасностью распределяется между топ-менеджерами, службой безопасности, службой персонала и руководителями структурных подразделений.

Топ-менеджмент, отвечает за выбор базовой концепции организации внутрибанковских трудовых отношений; за утверждение общей стратегии управления безопасностью; за выделение необходимых ресурсов; за контроль над общей эффективностью системы.

Служба безопасности, выполняет разработку и практическую реализацию стратегии управления кадровой безопасностью; методическое руководство деятельностью других подразделений организации; специальное обучение банковского персонала; общий мониторинг соответствующего направления деятельности других подразделений банка; организацию служебных расследований; выполнение соответствующих заявок со стороны других подразделений, включая службу персонала.


Служба персонала, отвечает за реализацию установленных функций по обеспечению должной ответственности и лояльности персонала; несет общую ответственность за эффективное противодействие угрозе переманивания сотрудников; выполняет оперативное взаимодействие со службой безопасности.

Руководители структурных подразделений выполняют текущую работу по специальному обучению своих подчиненных; текущий контроль над соблюдением подчиненными правил обеспечения безопасности; оперативное взаимодействие со службой безопасности.

    1. Мероприятия, направленные на противодействие угрозам
    2. Противодействие угрозе переманивания сотрудников организации.

Организация противодействия угрозе реализуется в «Открытие» преимущественно в рамках системы персонального менеджмента (а не системы менеджмента безопасности) на основе следующих принципов и распределения ответственности между инстанциями:

  • топ-менеджеры несут ответственность за выбор кадровой стратегии, основанной на требованиях доктрины «развития человеческого капитала организации»;
  • служба персонала несет общую ответственность за обеспечение безопасности наиболее ценных сотрудников организации от переманивания конкурентами путем внедрения в практику персонального менеджмента прикладных механизмов и технологий, направленных на сокращение до минимума перечня возможных причин инициативных увольнений;
  • служба безопасности привлекается к отражению рассматриваемой угрозы только в случае появления на соответствующем рынке труда «кадрового агрессора», т.е. конкурирующей организации, целенаправленно пытающейся лишить «Открытие» значительной части его наиболее ценных сотрудников.
    1. Противодействие угрозе склонения сотрудников к нелояльному поведению в отношении работодателя.
    2. Противодействие угрозе склонения сотрудников к нелояльному поведению в отношении работодателя.

Для того, чтобы предотвратить возможность несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, «Открытие» ведет надежную систему защиты документооборота.

Для оптимизации процесса подбора персонала с 2011 года в Банке используется автоматизированная система подбора персонала «E-staff Рекрутер». «Данный программный продукт – это система полного цикла, автоматизирующая большинство рутинных операций в рекрутинге. Функциональные возможности программы «E-staff Рекрутер» позволяют:


-управлять вакансиями (учет структурных подразделений компании, вакансий и заявок на подбор персонала);

-обрабатывать резюме кандидатов (импорт резюме из почтовых ящиков и документов Microsoft Word, сохранение полной истории работы с каждым кандидатом и др.);

-организовывать и поддерживать работу рекрутера (планирование событий и задач, работа с кандидатами,  отправка ответов на резюме и типовых сообщений по настраиваемым шаблонам, поиск любых данных в базе, как по формальным критериям, так и по произвольным словам и др.)»[16].

В 2010 году экспертами по оценке персонала совместно со специалистами отдела подбора персонала была разработана Система мониторинга процесса заполнения вакансий. С её помощью стало возможным четко организовывать, планировать и контролировать процесс подбора на вакантные должности. Данная система позволяет рассчитывать плановые сроки заполнения вакансии на основе нормативных документов, корректировать плановые сроки при наличии обоснования для корректировки и рассчитывать нагрузку рекрутеров.

Основной задачей моего исследования на данном этапе является проанализировать, насколько эффективно работает данное подразделение, и что можно сделать для еще большей его продуктивности.

Функция поиска и подбора персонала в банке возложена на Отдел подбора персонала ДПКР (далее ОПП). Вся деятельность по подбору персонала банка регламентируется внутренним нормативным документом – «Положением о подборе и переводах работников»[17]

В отдел подбора персонала входит три руководителя, Начальник отдела и двое руководителей групп, а также 13 рекрутеров и 1 офис-менеджер. Каждый рекрутер в среднем имеет по 45 – 70 вакансий в квартал (три месяца). Соответственно при закрытии их на 90 – 100% сотрудник выполняет свой план и получает премию. Средняя заработная плата у специалиста по подбору персонала 60.000 рублей. Т.е. за год если предположить, что все специалисты по подбору персонала абсолютно эффективно работают и закрывают хотя бы 90% всех вакансий, Банк тратит на их заработную плату, плюс социальный пакет и другие расходы, связанные с обеспечением хороших условий труда, примерно один миллион рублей.

Численность сотрудников отдела подбора персонала не меняется, а количество новых штатных единиц постоянно увеличивается. В связи с такой нормой нагрузки, Банк заключает договора с кадровыми агентствами. Чаще всего стоимость услуг агентства рассчитывается как, 20% от годовой заработной платы, подобранного кандидата. Т.е. если взять, к примеру, вакансию с заработной платой в 100.000 рублей, то за одного согласованного, предоставленного кандидата Банк заплатит кадровому агентству 240.000. Что равнозначно заработной плате рекрутера за 3 – 4 месяца. И услугами агентств пользуются постоянно. Конечно, можно рассуждать, с той точки зрения, что этот объем работы временный и не стоит раздувать штат отдела подбора, но всегда есть возможность взять сотрудника на договор возмездного оказания услуг, или обговорить в трудовом договоре сроки временной работы. «Открытие» успешно и быстро развивающийся Банк, каждый год открываются десятки точек по всей стране, и количество новых вакансий только увеличивается.


Следующим элементом эффективности, я бы хотела рассмотреть, насколько удобно выстроены отношения с подразделениями – заказчиками. Заказчики – это руководители самостоятельных структурных подразделений, которые отправляют в отдел персонала заявку на подбор нового сотрудника, где прописывают требования к кандидатам и условия труда.

Что отлично работает, так это заявка на подбор персонала. Заявка очень грамотно составлена и содержит в себе все необходимые вопросы по требованиям заказчика к кандидатам.

Руководителю бывает тяжело описать список навыков и компетенций, которыми должен обладать кандидат, тем более что рекрутер врядли сможет оценить насколько,например, хорошо человек разбирается в какой-либо уникальной программе и т.д. не имея специализированного образования. Но в таком случае руководитель, просто может прописать требование опыта работы в определенной компании, на определенной должности, зная, что там используются подобные методы работы. После этого, рекрутер сможет оценить кандидатов, и лучших отправить на интервью к заказчику.

Еще полгода назад, по-моему, мнению, процесс был недостаточно продуман и организован. Так как большой проблемой являлась обратная связь по кандидатам. Заказчики, могли долгое время не давать никаких комментариев по кандидатам, либо давать очень размытые ответы, в силу нехватки времени и т.д. Но процесс не стоит на месте, и за то время пока идет согласование, включая оформление документов, как правило это занимает около месяца, очень часто люди находят другое предложение о работе.

Понимая эту проблему около полугода назад, отдел подбора персонала банк разработал форму оценки кандидата заказчиком. Это специальный лист оценки, которые содержит в себе список компетенций, необходимых для работы в определенном подразделении. Листы оценки делятся на: подразделения сервиса и подразделения бизнеса. Теперь при назначении встречи заказчику с кандидатом, рекрутер отправляет помимо резюме данный лист. И после собеседования, руководитель в обязательном порядке его заполняет и отдает либо высылает рекрутеру. Таким образом, обратная связь систематизировалась, и количество отказавшихся самостоятельно кандидатов снизилось.

Другой проблемой связанной с заказчиками нередко является отсутствие у руководителя понятных и эффективных инструментов оценки личных качеств кандидатов. Не располагая необходимым оценочным инструментарием и навыками проведения интервью, руководители часто совершают ошибки при принятии решения о приеме на работу того или иного кандидата, что увеличивает процент текучести персонала, с которым Банк постоянно борется и процент увольнений на испытательном сроке. Путем решения данной проблемы, могут стать специальные бизнес тренинги для руководителей по оценки кандидатов и персонала. Необходимо объяснить заказчикам, какими компетенциями помимо профессиональных должен обладать сотрудник банка. И когда стоит закрыть глаза на недостаток опыта работы и некоторых навыков, в силу наличия активного желания развиваться и обучаться. Это немало важно и для их подчиненных, руководитель должен грамотно оценивать возможности профессионального роста своих сотрудников, и давать им для него возможность.