Файл: Кадровая безопасность современного банка: стратегия и тактика управления (ОАО «Банка «Открытие»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОСНОВЫ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО БАНКА
1.1 Понятие и сущность кадровой безопасности
1.2. Варианты угроз кадровой безопасности банка
1.3. Виды стратегий кадровой безопасности банка
1.4. Стандарты информационной безопасности и их влияние на кадровую безопасность
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КБ «ОТКРЫТИЕ»
2.1. Место банка на рынке и его конкурентоспособность
2.2. Анализ банковских услуг ОАО «Банка «Открытие»
ВВЕДЕНИЕ
Кадровая безопасность является важнейшим процессом обеспечение экономической безопасности предприятия за счет снижения рисков и угроз, связанных с недоброкачественной и безответственной работой персонала, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом.
Кадровая безопасность компании должна строиться по таким направлениям как: соблюдение определенных мер при найме персонала, его адаптации и увольнении, разработке ряда мер по ведению конфиденциального делопроизводства и режима коммерческой тайны. Все это необходимо соблюдать для предотвращения возможности разглашения в секретной части информации предприятия.
Штат сотрудников был и остается основным фактором риска кадровой безопасности организации. В большинстве случаев ущерб безопасности предприятия наносят менеджеры и технический персонал. К сожалению, большинство работников не имеют специального обучения и квалификации для соблюдения кадровой безопасности. Работник не обладающий ответственностью и надлежащими качествами может нанести огромный вред организации. Сотрудник имеет возможность найти доступ практически ко всем активам организации, имеет возможность преодолеть систему охраны объекта, защиту баз данных, может просто услышать нужную информацию
и использовать ее в корыстных целях.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что перед большинством предприятий России стоит острая проблема кадровой безопасности
и минимизации рисков экономических потерь со стороны сотрудников. Руководители должны устраивать жесткий отбор кандидатам, чтобы
в дальнейшем они не совершали правонарушений и не использовали полученную информацию во вред своей организации.
Объектом исследования является банк КБ «Открытие».
Предметом исследования всей работы является – стратегия реализации кадровой безопасности банка.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить кадровой безопасности современного банка: стратегия и тактика.
Задачи курсовой работы:
- Изучить кадровую безопасность и ее сущность.
- Изучить виды стратегий кадровой безопасности.
- Разобрать какие существуют угрозы кадровой безопасности
- Исследовать стратегию и тактику управления кадровой безопасностью на примере банка КБ «Открытие».
Для того чтобы изучить данную тему курсовой работы, необходимо
использовать научную информацию. Источниками моей курсовой работы
являются учебники и учебные пособия за 5 лет. Поскольку все учебники
я использовала в формате «pdf», они являются достоверными, так как учебники выпускали книжные издания.
На всем этапе написания курсовой работы мне помогло учебное пособие
Алавердов А.Р. Кадровая безопасность современного банка: стратегия и тактика управления // Управление в кредитной организации.
Учебник Петров М.И. «Безопасность и персонал» не помог достичь
никаких научных знаний для изучения моей темы курсовой работы, так как там не имеется никакой теории кадровой безопасности современного банка. Этот учебник не подходит и отклоняется от проблемы исследования в моей курсовой работе.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из двух глав и восьми подглав. В первой главе раскрывается сущность кадровой безопасности, во второй главе исследуется стратегия и тактика управления кадровой безопасностью на примере банка КБ «Открытие», списка приложений, заключения и библиографии.
Глава 1. ОСНОВЫ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО БАНКА
1.1 Понятие и сущность кадровой безопасности
Важнейшее место в организации экономической безопасности современного банка должно отводиться работе с кадрами, которая обязана начинаться со дня приема человека на работу и вестись систематически
в процессе самой работы.
Кадровая безопасность – важнейший фактор безопасности всех сфер деятельности предприятия, пренебрежение которым способно не просто нанести серьезный ущерб предприятию, но и разрушить его.
Кадровая работа особенно важна на предприятиях с большой численностью сотрудников, где основная масса сотрудников становится носителем тех или иных секретных сведений, представляющих интерес для конкурирующих фирм или злоумышленников[1].
Термин «Безопасность» означает – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз[2].
Также этот термин трактуется как текущая и перспективная защищенность от разнообразных угроз имущественного и неимущественного характера. Оно включает в себя разнообразные функциональные направления: политическая безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность. Кадровая безопасность является важной ступенью в организации. Она характеризует состояние надежности персонала, а также осуществляемых мер по отбору, расстановке, перемещению, подготовке и переподготовке (повышению квалификации), увольнению сотрудников, которое обеспечивает защищенность экономических интересов предприятия от внутренних угроз и рисков. Такое понимание этой проблемы ведет к системной оценке биографии, трудового пути, окружения, круга интересов, психологии и личности сотрудников. Оно нацелено на максимальное исключение каких-либо легковесных подходов
и случайных факторов, влияющих на формирование мнения о пригодности или непригодности для предприятия тех или иных кандидатов.
1.2. Варианты угроз кадровой безопасности банка
Функционирование любого современного банка связано с разнообразными рисками. Часть из них определяется объективными факторами - внезапными изменениями конъюнктуры спроса и предложения на финансовых рынках, недостаточной квалификацией собственного персонала, форс-мажорными обстоятельствами и т.п. Однако в ряде случаев имущественные
и неимущественные потери кредитной организации могут быть следствием целенаправленной деятельности заинтересованных в них субъектов – конкурентов, криминальных структур, а иногда и собственных сотрудников.
Специфические условия рыночной трансформации отечественной экономики значительно увеличивают вероятность негативной реализации подобных рисков. Для противодействия указанным выше угрозам кредитные организации вынуждены постоянно заниматься проблемой обеспечения собственной безопасности. В соответствии с требованиями современного менеджмента такая работа должна осуществляться на профессиональной основе, в рамках специальной системы управления. Одним из базовых направлений данной системы является обеспечение безопасности по кадровому направлению деятельности кредитной организации, в рамках которого осуществляется противодействие двум группам угроз:
- в адрес персонала банка;
- со стороны персонала банка.
Классификация угроз кадровой безопасности банка представлена
в таблице № 1 (см. приложение)[3].
В сравнении с другими сферами предпринимательства специфика уставной деятельности банка значительно повышает вероятность угроз его безопасности, в том числе по кадровому направлению. Это связано с действием таких факторов, как:
- постоянная работа с высоколиквидными активами - денежными средствами и ценными бумагами;
- статус особо доверенных контрагентов для своих постоянных клиентов, следовательно, доступ к их конфиденциальной финансовой
и коммерческой информации; - принципиально больший удельный вес сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации и управлению денежными средствами как самой кредитной организации, так и ее многочисленных клиентов.
Особенностью обеспечения кадровой безопасности рассматриваемой
в настоящей статье категории работодателей являются приоритеты в части объектов и субъектов угроз. Основной угрозой безопасности является утечка конфиденциальной информации о клиентах (так называемой банковской тайны). Соответственно главной группой субъектов угроз выступают конкуренты не самой кредитной организации, а ее клиентов. Интерес к такой информации могут проявлять также рэкетирские группировки, а также государственные налоговые или правоохранительные органы, контролирующие клиентов банка.
Для получения соответствующей информации субъекты угрозы используют разнообразные методы вербовки и подкупа банковских служащих, в некоторых случаях - прямые угрозы в их адрес. В случае утечки информации, составляющей банковскую тайну, кредитная организация несет трудновосполнимые потери неимущественного характера, а именно резкое снижение своего имиджа как доверенного лица клиента. В банковском бизнесе это чревато быстрым сокращением наиболее привлекательной части клиентской базы.
1.3. Виды стратегий кадровой безопасности банка
Стратегия управления кадровой безопасностью является ключевым элементом системы и определяется как совокупность приоритетных целей
и управленческих подходов, реализация которых обеспечивает защиту кредитной организации от любых потенциальных угроз, связанных
с функционированием кадрового направления ее деятельности.[4]
На выбор общей стратегии управления кадровой безопасностью конкретной организации влияют:[5]
- обслуживаемые конкретным банком сегменты финансового рынка, определяющие общий уровень их конкурентности;
- степень агрессивности конкурентной стратегии самой кредитной организации, определяющая различную вероятность угроз ее безопасности со стороны конкурентов;
- степень легитимности бизнеса кредитной организации, определяющая различную вероятность угроз ее безопасности со стороны криминала и соответствующих государственных органов;
- финансовые возможности банка по обеспечению безопасности;
- квалификация персонала службы безопасности, что прямо связано с предыдущим фактором;
- наличие поддержки со стороны органов государственной власти, следовательно, возможность привлечения к обеспечению безопасности банка правоохранительных органов и спецслужб.
Рассматриваемая стратегия может быть реализована на основе одного из трех вариантов:
- упреждающее противодействие угрозам;
- пассивная защита от угроз;
- адекватный ответ на угрозы.
Вариант 1. Стратегия упреждающего противодействия угрозам[6]
В основе данного варианта лежит стратегическая ориентация руководства банка на максимально жесткое противодействие возможным угрозам кадровой безопасности путем реализации двух принципов.
Первым принципом является выраженный приоритет профилактических методов противодействия возможным угрозам. Исходя из него, уполномоченные инстанции и должностные лица стремятся в первую очередь обеспечить такие условия функционирования кадрового направления деятельности кредитной организации, при которых соответствующие угрозы не смогут возникнуть вообще или будут пресечены еще на стадии их подготовки (см. таб. № 2).
Из всех вариантов стратегии обеспечения кадровой безопасности рассматриваемый вариант является наиболее эффективным, поскольку позволяет работодателю своевременно предупреждать возможные угрозы или пресекать их практически сразу после возникновения. В результате риски имущественных или неимущественных потерь кредитной организации, связанные с функционированием кадрового направления ее деятельности, сводятся к минимуму.
Главным недостатком рассматриваемого варианта выступает высокая вероятность конфликтов банка с действующим законодательством, профессиональным союзом и собственными сотрудниками. Конфликты возникают у работодателей, которые, как уже ранее отмечалось, пересекли границу между полулегитимными и откровенно нелегитимными методами. При выявлении сотрудниками фактов прослушивания их телефонных разговоров, скрытого видеонаблюдения (без письменного предупреждения со стороны администрации), принудительного склонения к проверкам на полиграфе (детекторе лжи) становится возможным возбуждение индивидуальных и коллективных (от имени профсоюза) исков к кредитной организации. Даже в случае их отклонения судебными инстанциями имиджу данного работодателя на рынке труда может быть нанесен ощутимый ущерб, например благодаря освещению конфликта средствами массовой информации. Не менее серьезный ущерб банк может понести в случае инициативного увольнения ценного специалиста, обиженного на использование в отношении него специальных мероприятий по контролю потенциальной лояльности.
Вторым, чисто "техническим", недостатком являются необходимость дорогостоящей ресурсной поддержки процесса реализации данной стратегии - финансовой, кадровой, материально-технической, а также высокая трудоемкость осуществляемых в соответствии с ней управленческих процедур.
С учетом последнего недостатка практическая реализация рассматриваемого варианта доступна только для:[7]