Файл: Оборотные активы предприятия (Глава 1 Теоретические основы политики управления оборотными активами на предприятии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы политики управления оборотными активами на предприятии
1.1 Оборотные активы предприятия: понятие, сущность, источники формирования
1.2 Особенности политики управления оборотными активами
ГЛАВА 2. Анализ управления ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ООО «Палыч»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Финансовый анализ состояния предприятия
2.3. Анализ оборотного капитала предприятия
- четкую процедуру предъявления претензий;
- определение оптимальных условий кредитования;
- контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
ООО «СТД «Палыч» вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями должна подразумевать:
- регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;
- направление платежных документов по надлежащим адресам;
- аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;
- минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;
- четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.
Управление дебиторской задолженностью на предприятии предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности предприятия должны стать направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех способов:
- предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
- оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т. е. происходит как бы обмен товара на деньги);
- оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).
Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает:
- качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;
- определение оптимальных условий кредитования;
- четкую процедуру предъявления претензий;
- контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями, подразумевает:
- регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;
- минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;
- направление платежных документов по надлежащим адресам;
- аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;
- четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.
Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью.
1. Постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям.
2. Установить определенные условия кредитования дебиторов, например:
- покупатель получает скидку в 2процентов в случае оплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара;
- покупатель оплачивает полную стоимость, если оплата совершается в период с 11-го по 30-й день кредитного периода;
- в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого зависит от момента оплаты.
3. По возможности ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупателями.
4. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
Существование фирмы на рынке нереально без управления денежными потоками. Поэтому важно в совершенстве овладеть приемами управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами фирмы.
Чтобы денежные потоки работали на предприятие, необходимо их пускать в оборот с целью получения прибыли:
- расширять перечень предоставляемых услуг, что приведет к увеличению денежной наличности;
- обновлять основные фонды, приобретать новые технологии – как основной стимул для производительности труда (например, замена оборудования);
- досрочно погашать кредиты банка и другие обязательства с целью уменьшения расходов по обслуживанию долга.
Основными резервами денежных средств ООО «СТД «Палыч» могут стать:
- Фонд амортизационных отчислений основных средств;
- снижение норматива оборотных средств;
- ремонтный фонд;
- резерв на оплату отпусков;
- резерв на страхование имущества и коммерческих рисков предприятия;
- резерв по сомнительным долгам;
- резервный фонд предприятия.
Чтобы деньги работали на предприятие, необходимо их пускать в оборот с целью получения прибыли:
- расширять свое производство, прокручивая их в цикле оборотного капитала, повысить производительность труда, увеличить объем производимой продукции, что приведет к увеличению денежной наличности;
- обновлять основные фонды, приобретать новые технологии – как основной стимул для производительности труда;
- инвестировать в доходные проекты других хозяйствующих субъектов с целью получения выгодных процентов, для чего необходимо улучшить инвестиционную деятельность;
- досрочно погашать кредиты банка и другие обязательства с целью уменьшения расходов по обслуживанию долга.
Ускорение привлечения денежных средств ООО «СТД «Палыч» в краткосрочном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:
- увеличения размера ценовых скидок за наличный расчет по реализованной покупателям продукции;
- обеспечение частичной или полной предоплаты за произведенную продукцию, пользующуюся высоким спросом на рынке;
- сокращения сроков предоставления товарного (коммерческого) кредита покупателям;
- ускорение инкассации просроченной дебиторской задолженности.
Замедление выплат денежных средств ООО «СТД «Палыч» в краткосрочном периоде может быть достигнуто за счет таких мероприятий, как:
- замена приобретения долгосрочных активов, требующих обновления, на их аренду (лизинг);
- увеличение по согласованию с поставщиками сроков предоставления предприятию товарного (коммерческого) кредита;
- реструктуризация портфеля полученных финансовых кредитов путем перевода краткосрочных их видов в долгосрочные.
Рост объема положительного денежного потока в долгосрочном периоде может быть достигнут за счет следующих мероприятий:
- привлечения стратегических инвесторов с целью увеличения объемов собственного капитала;
- привлечения долгосрочных финансовых кредитов;
- продажи части (или всего объема) финансовых инструментов инвестирования;
- продажи (или сдачи в аренду) неиспользуемых видов основных средств.
За основу создания эффективной системы управления денежными потоками на предприятии может быть взята методика управления денежными потоками.
Процесс реализации данной методологии состоит из следующих этапов:
1. Планирование разработки системы управления денежными потоками.
2. Анализ денежных потоков в предшествующем периоде.
3. Оптимизации денежных потоков на основе полученных результатов.
4. Планирование денежных потоков предприятия в разрезе отдельных их видов.
5. Обеспечение системой эффективного контроля за денежными потоками предприятия.
Также можно предложить ООО «СТД «Палыч» составлять план поступления и расходования денежных средств на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. План должен составляться по отдельным видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом.
В рамках данной курсовой работы подробнее остановимся на расчете эффективности предложенных мероприятий по уменьшению дебиторской задолженности предприятия.
Анализируя данные о структуре дебиторской задолженности, следует обратить внимание, что на конец 2017 года дебиторская задолженность покупателей достигла 456931 тыс. руб. Просроченная дебиторская задолженность составляет 114232 тыс. руб. Предлагаем предприятию подать исковое заявление в суд о взыскании долгов с покупателей, просрочивших сроки погашения платежей. Договором поставки предусмотрено, что за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 0,1процентов от суммы долга.
Рассчитаем размер пени, возможную к взысканию с покупателей.
Пеня (30 дней просрочки) = 61750 тыс. руб. · 0,001 · 30 = 1852,5 тыс. руб.
Пеня (60 дней просрочки) = 33062 тыс. руб. · 0,001 · 60 = 1983,72 тыс. руб.
Пеня (90 дней просрочки) = 19420 тыс. руб. · 0,001 · 90 = 1747,8 тыс. руб.
Договором поставки также предусмотрены штрафы за нарушение хозяйственных договоров в размере 5процентов от суммы долга.
Рассчитаем размер штрафов, возможных к взысканию с покупателей.
Штраф = 114232 тыс. руб. · 0,05 = 5711,6 тыс. руб.
Учитывая, что некоторые должники могут находиться на стадии банкротства либо не иметь средств на расчетных счетах для погашения своего долга, предположим, что через суд будет погашено 60процентов задолженности. Следовательно, сумма дебиторской задолженности покупателей после проведения данных мероприятий будет равна:
ДЗ покупателей = 114232 тыс. руб. – 114232 тыс. руб. · 0,6 = 45692,8 тыс. руб.
Суммы полученных пени и штрафов будут соответственно равны:
Пеня = (1852,5 тыс. руб. + 1983,72 тыс. руб. + 1747,8 тыс. руб.) · 0,6 = 3350,41 тыс. руб.
Штраф = 5711,6 тыс. руб. · 0,6 = 3426,96 тыс. руб.
После проведения всех выше перечисленных мероприятий сумма дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов будет равна:
ДЗ = 342699тыс. руб. + 45692,8тыс. руб. = 388391,8 тыс. руб.
Общая сумма экономии средств за счет уменьшения дебиторской задолженности составит:
Э = 456931 тыс. руб. – 388391,8 тыс. руб. = 68 539,2 тыс. руб.
Таким образом, расчет эффективности предложенных мероприятий по уменьшению дебиторской задолженности предприятия показал, что общая сумма экономии средств за счет уменьшения дебиторской задолженности составит 68 539,2 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оборотные средства (оборотный капитал) – это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.
Потребность в оборотных средствах определяется тремя главными статьями оборотных активов: товарными запасами, неизбежной дебиторской задолженностью, необходимыми денежными средствами и, кроме того, запасами малоценных и быстроизнашивающихся предметов (тара, упаковочные материалы, посуда), топлива и материалов, используемых в технологических процессах торговли и при транспортировке товаров.
На конец 2017 года по сравнению с 2015 годом произошли следующие изменения в удельном весе состава оборотных активов:
- запасы и затраты возросли на 12,62 пункта, это свидетельствует о возрастании складирования готовой продукции на складах, и соответственно росте затрат на их хранение;
- дебиторская задолженность снизилась на 2,99 пункта, однако ее величина свидетельствует о больших сроках расчетов с покупателями и не эффективном управлении дебиторской задолженностью;
- денежные средства снизились на 0,72 пункта, однако абсолютная величина возросла, что свидетельствует о том, что предприятие эффективно управляет денежными средствами.
Изучив состав и структуру оборотных средств ООО «Палыч» за 2015-2017 гг., можно заключить следующее:
- за изучаемый период наибольший удельный вес в структуре имущества предприятия занимают оборотные средства;
- увеличение удельного веса оборотных средств предприятия было связано с увеличением суммы запасов и затрат, дебиторской задолженности и денежных средств.
В целом, в ООО «СТД «Палыч» необходимо провести следующие мероприятия:
- управление запасами. В начале и в конце отчетного периода (изначально один месяц) необходимо провести глобальную инвентаризацию. Это позволит искоренить тривиальное воровство, которое принимает угрожающие масштабы в условиях невыплаты заработной платы. В результате удастся приблизительно оценить реальный расход сырья и материалов за период и составить первичную матрицу единичной стоимости типовых операций;
- работа с поставщиками. Необходимо отказаться от части прежних поставщиков сырья и материалов, которые по негласным договоренностям с предыдущим менеджментом поставляли сырье и материалы по завышенным ценам;
- управление денежными средствами. Необходимо разработать список наиболее приоритетных платежей, в который в порядке убывания значимости включены следующие статьи: электроэнергия; заработная плата; выплаты в бюджетные и внебюджетные фонды; ГСМ; материалы; другие затраты;