Файл: Оборотные активы предприятия (Глава 1 Теоретические основы политики управления оборотными активами на предприятии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы политики управления оборотными активами на предприятии
1.1 Оборотные активы предприятия: понятие, сущность, источники формирования
1.2 Особенности политики управления оборотными активами
ГЛАВА 2. Анализ управления ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ООО «Палыч»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Финансовый анализ состояния предприятия
2.3. Анализ оборотного капитала предприятия
Организация оборотных средств ООО «СТД «Палыч» обязательно включает систематический контроль за их сохранностью и эффективностью использования посредством ревизий и обследований на основе статистических данных, оперативной и бухгалтерской отчетности.
Эффективное управление запасами позволит снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть оборотного капитала, реинвестируя его в другие активы. Обеспечение этой эффективности может быть достигнуто за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.
Анализ системы контроля уровня запасов и специфики производства ООО «СТД «Палыч» выявил следующую проблему: негибкость системы управления запасов и как следствие этого увеличение затрат на обеспечение сохранности запасов сырья и материалов.
В ООО «СТД «Палыч» в целях повышения эффективности управления запасами можно порекомендовать следующие мероприятия:
- вести непрерывный мониторинг состояния запасов, своевременно выявляя и устраняя негативные тенденции;
- предоставлять больше скидок при предоплате;
- ориентироваться на большое число покупателей для снижения риска неуплаты;
- непрерывно следить за оборачиваемостью запасов с целью выяснить причины замедляющие оборачиваемость;
- снизить длительность нахождения запасов на складах путем обеспечения ритмичности поставок, устойчивых и длительных связей с поставщиками сырья и материалов, стимулирования сбыта продукции в период сезонного падения спроса.
Также можно предложить организовать эффективную систему контроля за состоянием материальных запасов. Одним из возможных направлений организации данной системы является применение современных разработок в области управленческого учета, и в частности, компьютеризации учета прихода и расхода материалов. В настоящее время для отслеживания динамики движения материалов на предприятии необходимо проделать довольно трудоемкую задачу. При условии же компьютерного учета движения материалов можно практически мгновенно получать как подробную, так и обобщенную информацию об использовании или же наоборот, пролеживании какого либо материала.
Несмотря на значительные, порой непредсказуемые колебания факторов внешней среды необходимо иметь проработанную систему управления запасами если не по всем, то хотя бы по основным номенклатурным позициям материалов и комплектующих.
Для оптимального управления запасами предприятию необходимо:
- оценить общую потребность в материалах на планируемый период;
- периодически уточнять оптимальную партию заказа и момент заказа сырья;
- периодически уточнять и сопоставлять затраты по заказу сырья и затраты по хранению.
- регулярно контролировать условия хранения запасов;
- иметь хорошую систему учета.
Какой бы метод управления запасами не выбрала ООО «СТД «Палыч», существуют минимальные требования, чтобы данная система просто была управляемой и обеспечила возможность реализовать различные методы планирования запасов. Такие требования касаются налаживания необходимой логистики операций, а также постановки управленческого учета. В этом плане в компании обязательно должны быть решены следующие задачи:
- уточнены объемные и временные параметры запасов, стоимости хранения единицы запаса;
- налажена система информационного мониторинга за состоянием запасов и непрерывного контроля нормируемых параметров;
- уточнены реальные стоимости и время выполнения заказов, налажен управленческий учет параметров выполнения заказов и контроль хода их прохождения;
- разработаны правила определения момента и объема заказа.
Мониторинг состояния запасов должен обеспечивать непрерывное сравнение нормативных параметров с фактическими, то есть работать как «следящая система». Определение соответствующих объемных, пространственных и временных параметров запасов позволит перейти к оптимизации размещения товаров на складе, а, следовательно, к минимизации затрат. А расчет нормативных характеристик запасов позволит после постановки бюджетирования перейти к оптимизации издержек, которые связаны с формированием и поддержанием запасов.
Разработка правил определения момента и объема заказа, определение приоритетов при пополнении запасов позволит получить относительно простые способы регулирования параметров заказа. Другим важным требованием к системе управления запасами является контроль за ходом выполнения заказов, который обеспечивает обратную связь для принятия персоналом фирмы эффективных решений по закупкам.
ООО «СТД «Палыч» можно предложить использовать статистические методы для моделирования спроса с учетом времени изготовления. Основными расчетными величинами здесь могут стать:
- страховой запас по каждой позиции, например, отклонений в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; возможных задержек материалов или товаров в пути; непредвиденного возрастания спроса;
- точка заказа определяет нижнюю границу запаса, при достижении которой необходимо организовать очередной заказ на пополнение запаса по данной товарной позиции.
Для определения этих величин используются классические методы логистического анализа.
На основании статистических данных выделяются ассортиментные группы, которые характеризуются различной значимостью в общем товарообороте (категории А,В,С) и различной степенью предсказуемостью поведения (X,Y,Z). И для них применяются соответствующие методы планирования, учета и контроля. Категория «А» включает ограниченное количество наиболее существенных в стоимостном отношении позиций, которые требуют тщательного планирования, учета и контроля.
Например, лесоматериалы, строительные материалы и санитарно-техническое оборудование. Они обеспечивают 80процентов объема продаж и занимают до 50процентов от оборота.
Товары категории «В» требуют обычного контроля и налаженного учета: изделия из керамики и стекла, обои, чистящие средства. Они обеспечивают 15процентов объема продаж и занимают от 50процентов до 80процентов от оборота.
Для категории «С» допустимы упрощенные методы планирования, учета и контроля, например, скобяные изделия, ручные инструменты, водопроводное и отопительное оборудование. Они обеспечивают 5процентов объема продаж и занимают от 80процентов до 100процентов от оборота.
Такое разбиение позволяет сосредоточиться на главном, а не мучиться, планируя позиции, которые составляют 0.001процентов оборота. Статистические методы регулирования параметров заказа хорошо работает при наличии массивов накопленных данных и стационарности процесса на достаточно длительном интервале времени.
Для анализируемого предприятия также можно эффективно использовать материальные и энергетические ресурсы, что потребует организации экономии сырья, материалов и энергетических ресурсов, которые должны охватить все сферы деятельности ООО «СТД «Палыч». Основой для организации этой экономии является ориентированное на нее технологическое развитие предприятия, которое охватывает четыре комплексные задачи:
1. Экономия сырья, материалов и энергетических ресурсов, заложенная в процессе разработки изделий.
2. Экономия сырья и материалов посредством улучшения аппликации изделия.
3. Экономия сырья и материалов посредством усовершенствования технологического процесса.
4. Экономия сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством осуществления исследований и разработок в областях использования сырья и материалов и энергетических ресурсов
- учет всех отходов производства;
- подготовку и обработку отходов производства (во взаимодействии с производственным выпуском готовой продукции);
- складирование отходов производства;
- использование отходов производства в качестве вторичного сырья.
Поскольку вторичное использование отходов производства предписано законом, то затраты, необходимые для осуществления этого мероприятия, тоже следует уменьшать. То же самое следует делать и с точки зрения предпринимательской этики.
С чисто экономической точки зрения нужно, чтобы затраты на учет и перепись отходов производства, на их подготовку и обработку, на складирование, хранение и возвращение отходов в качестве вторичного сырья, включая сюда и затраты на возможные технологические процессы по обработке отходов, должны быть одинаковой величины или ниже, чем затраты на приобретение и обработку первичного сырья и материалов.
Экономическое использование материальных ресурсов может оказать для данного предприятия решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а следовательно повышение прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведение материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создает условия для выпуска дополнительного количества продукции
Второй аспект проблемы увеличения оборотных средств в ООО «СТД «Палыч» - совершенствование системы расчетов. Для ускорения расчетов, прежде всего, необходимо знать всех плательщиков - нужен реестр, включающий сведения о договорных суммах, сроках и других параметрах, связанных с поступлением платежей. При этом стоит учитывать, кто задержит платежи и на сколько, а кто и вовсе не заплатит.
Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
Для того, чтобы оптимизировать работу с дебиторами, можно порекомендовать выполнить следующие действия:
- структурирование дебиторов по срокам платежа. К примеру, могут быть выделены следующие группы дебиторов со сроком погашения: до 15 дней, от 15 до 20 дней. По каждой из групп нужно назначить ответственного (как правило, менеджера по продажам), контролирующего своевременность и полноту выполнения обязательств контрагентами. Целесообразно ввести бонусную схему мотивации менеджеров, привязанную к срокам погашения дебиторской задолженности, например 1процентов от объема денежных средств, поступивших в срок; 0,5процентов при поступлении денежных средств с задержкой один-два дня;
- работа с существующей дебиторской задолженностью должна строиться следующим образом. Начать нужно с инвентаризации дебиторов компании, то есть с уточнения размера дебиторской задолженности и сроков ее погашения по каждому контрагенту. Также на этапе инвентаризации проводится оценка вероятности возникновения безнадежной задолженности. Затем определяются методы воздействия на дебиторов в зависимости от состояния долга (время просрочки, размер);
- рассмотрение вариантов реализации дебиторской задолженности компании-фактору;
- разработка формализованных принципов оценки кредитоспособности клиентов. Можно порекомендовать считать покупателя кредитоспособным до тех пор, пока средства, поступающие от него за ранее отгруженную продукцию, покрывают себестоимость реализованного товара. Для вновь привлеченных клиентов оправдано использование в качестве основного условия поставки полной или частичной предоплаты;
- формирование шкалы скидок за досрочное погашение и прогнозирование роста потоков денежных средств. Прежде чем принимать новые условия расчетов с контрагентами, необходимо смоделировать ситуацию, построив бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Если получен оптимальный результат, новая схема расчетов утверждается приказом по предприятию.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех способов:
- предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
- оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т. е. происходит как бы обмен товара на деньги);
- оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).
В рыночной экономике именно последний способ является основным и осуществляется обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, ООО «СТД «Палыч» должно определиться по следующим ключевым вопросам:
- срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
- стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
- система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
- система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
- система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).
Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями ООО «СТД «Палыч» должна включать в себя:
- качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;