Файл: Оборотные активы предприятия (Глава 1 Теоретические основы политики управления оборотными активами на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно таблице 2.3 коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия к концу 2017 года снизился и составил 1,39. Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Коэффициенты ликвидности характеризуют платежеспособность предприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных обстоятельств. Нормальным считается значение коэффициента от 1,5 до 2,5. То есть значения показателя коэффициента текущей ликвидности за 2016-2017 год находятся на уровне ниже нормативного.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности на конец 2017 года снизилось и составило 0,07.

Нормальным считается значение коэффициента более 0,2. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. С другой стороны, высокий показатель может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала, о слишком высокой доле неработающих активов в виде наличных денег и средств на счетах.

Иными словами, в случае поддержания остатка денежных средств на уровне отчетной даты (преимущественно за счет обеспечения равномерного поступления платежей от контрагентов) краткосрочная задолженность на отчетную дату может быть погашена за пять дней.

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов. Он сходен с коэффициентом текущей ликвидности, но отличается от него тем, что в состав используемых для его расчета оборотных средств включаются только высоко - и средне ликвидные текущие активы (деньги на оперативных счетах, складской запас ликвидных материалов и сырья, товаров и готовой продукции, дебиторская задолженность с коротким сроком погашения).

К подобным активам не относится незавершенное производство, а также запасы специальных компонентов, материалов и полуфабрикатов. Значение показателя коэффициента быстрой ликвидности на конец 2017 года снизилось и составило 0,56.

Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. Нормальным считается значение коэффициента более 0,8, что означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги организации. Для повышения уровня критической ликвидности организациям следует принимать меры, направленные на рост собственных оборотных средств и привлечение долгосрочных кредитов и займов. С другой стороны, значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала, это может быть связано с медленной оборачиваемостью средств, вложенных в запасы, ростом дебиторской задолженности.


На рисунке 2.1 представим динамику показателей ликвидности ООО «Палыч» за 2015-2017 гг.

Рис. 2.1. Показатели ликвидности ООО «Палыч» за 2015-2017 гг.

Согласно рисунку 2.1, значения показателей коэффициента текущей ликвидности и быстрой ликвидности имеют тенденцию к снижению.

Снижение коэффициента текущей ликвидности на 01.01.2018г. перекликаются с причинами спада чистого оборотного капитала, ведь природа у этих показателей едина.

Значение показателя быстрой ликвидности также снизилось.

Определим тип финансовой устойчивости для нашей организации.

Таблица 2.4

Тип финансовой устойчивости ООО «Палыч» [6]

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Темп роста, процентов

Темп прироста, процентов

2016г. к 2015г.

2017г. к 2016г.

2016г. к 2015г.

2017г. к 2016г.

Наличие собственных оборотных средств (СОС)

388224

400926

365109

103,27

91,07

103,27

91,07

Запасы

403715

667209

764112

165,27

114,52

165,27

114,52

Долгосрочные кредиты и займы

0

0

0

-

-

-

-

Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат (СД)

388224

400926

365109

103,27

91,07

103,27

91,07

краткосрочные кредиты и займы

0

164004

120000

-

73,17

-

73,17

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ)

388224

564930

485109

145,52

85,87

145,52

85,87

излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств для формирования запасов (∆СОС)

-15491

-266283

-399003

х

х

х

х

излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат (∆СД)

-15491

-266283

-399003

х

х

х

х

излишек (+) или недостаток (-) общих источников формирования запасов и затрат (∆ОИ)

-15491

-102279

-279003

х

х

х

х


Данные таблицы 2.4 показывают, что предприятие относится к кризисному финансовому состоянию, поскольку

∆СОС< 0, ∆СД < 0, ∆ОИ < 0.

В использовании оборотных средств важнейшим принципом для предприятия должно быть ресурсосбережение. Речь идет, в первую очередь, об обеспечении экономного расходования материальных ресурсов. Это достигается снижением материалоемкости единицы продукции, использованием совершенной техники и технологии, сокращением потерь в производственном процессе. Чем больше овеществленного труда используется в производственной деятельности предприятия, тем значительнее роль ресурсосбережения в достижении экономических успехов предприятия.

В таблице 2.5 приведены основные показатели рентабельности ООО «Палыч».

Таблица 2.5

Динамика показателей рентабельности ООО «Палыч» за 2016 - 2017 гг., процентов

Показатель

2016г.

2017г.

Исходные данные для расчета, тыс.р.

1. Прибыль (убыток) от продаж

38110

160955

2. Прибыль (убыток) до налогообложения

157137

284857

3.Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

124581

222416

4.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

9740728

12978523

5.Полная себестоимость

8328881

10876136

6.Среднегодовая стоимость имущества

1139512

1397772

7.Среднегодовая стоимость собственного капитала

478748

512245,5

Показатели рентабельности, процентов

1.Рентабельность активов

10,93

15,91

2.Рентабельность собственного капитала

26,02

43,42

3.Рентабельность продаж

1,28

1,71

4.Рентабельность основной деятельности

0,46

1,48

Анализ коэффициента рентабельности активов показывает, что его состояние улучшилось. В 2016 году организация на 1р. своих активов получало 10,93 р. прибыли, а в 2017 году организация на 1 р. своих активов получало 15,91 р. прибыли. Из этого следует, что организация эффективно управляет своими активами.

При анализе коэффициентов рентабельности собственного капитала следует, что в течение периода значение этого показателя улучшилось. Это было связано с ростом суммы собственного капитала организации (рост нераспределенной прибыли).


Рентабельность собственного капитала составила в 2016 г. – 26,02, в 2017г. – 43,42. Увеличение говорит о том, что собственный капитал используется более эффективно.

Значение показателя рентабельности продаж также имеет тенденцию к росту. Так, на конец 2016 года значение составило 1,28процентов, а на конец 2017г. – 1,71 рубля, то есть организация стала получать больше прибыли с каждого проданного товара, что было связано с ростом прибыли от продаж. Рост показателя может быть вызвано увеличением спроса на продукцию.

Значение рентабельности основной деятельности имеет тенденцию к росту. Таким образом, достижение высоких результатов работы ООО «Палыч» предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Прибыль рассматриваемой организации может возрасти в результате увеличения производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышении качества выпускаемой продукции.

2.3. Анализ оборотного капитала предприятия

Анализ оборотных активов занимает важное место в анализе финансового состояния предприятия, поскольку по отношению к ее хозяйственной деятельности они выполняют обслуживающую функцию, т.е. в процессе кругооборота оборотных активов формируется прибыль от продаж, во многом являющаяся основным источником средств, обеспечивающим успешное функционирование коммерческой организации.

Анализ оборотных активов начинается с изучения их объема, состава, структуры и динамики. Целью управления оборотными средствами является определение их объема и структуры, а также источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.

От состояния оборотных активов во многом зависит финансовое состояние предприятия. Поэтому необходимо тщательно проанализировать изменения состава и динамики оборотных активов.

Таблица 2.6

Анализ состава и динамики оборотных активов ООО «Палыч»

за 2015-2017 гг. [6]

Актив баланса

2015 год

2016 год

2017 год

Изменение (+,-)

Темп роста, процентов

Темп прироста, процентов

2017 к 2016

2017 к 2015

2017 к 2016

2017 к 2015

2017 к 2016

2017 к 2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Запасы и затраты

403715

667209

764112

96903

360397

114,52

189,27

14,52

89,27

2.НДС

10991

7815

9059

1244

-1932

115,92

82,42

15,92

-17,58

2. Дебиторская задолженность

334755

486917

456931

-29986

122176

93,84

136,50

-6,16

36,50

3.Финансовые вложения

62170

8703

1867

-6836

-60303

21,45

3,00

-78,55

-97,00

3.Денежные средства

58365

46763

66963

20200

8598

143,20

114,73

43,20

14,73

4. Прочие оборотные активы

14364

8912

11836

2924

-2528

132,81

82,40

32,81

-17,60

Итого оборотных средств

884360

1226319

1310768

84449

426408

106,89

148,22

6,89

48,22


Согласно таблице 2.6, в состав оборотных активов ООО «Палыч» входят запасы и затраты, НДС, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом в составе оборотных активов произошли заметные изменения в увеличении стоимости запасов и затрат на 96903 тыс. руб., денежных средств – на 20200 тыс.руб. Темп роста запасов и затрат в 2016-2017гг. составил 114,52процентов, темп прироста – 14,52процентов.

Состояние производственных запасов оказывает большое влияние на финансовое состояние ООО «Палыч». В целях нормального хода производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными.

Дебиторская задолженность снизилась на 29986 тыс. руб., это может свидетельствовать об улучшении финансовой ситуации на предприятии.

Денежные средства в 2016-2017 гг. возросли, сумма увеличения составила 20200 тыс. руб.

В 2015-2017гг. произошли следующие изменения:

- возросла стоимость запасов на 360397 тыс.руб.,

- возросла стоимость дебиторской задолженности на 122176 тыс.руб.,

- сумма денежных средств увеличилась на 8598 тыс.руб.

Для наглядности изменений состава оборотных средств ООО «Палыч» построим следующий график.

Работа с текущим счетом предприятия известна всем довольно давно. Кажется, нет ничего понятнее, чем управление счетом и кассой предприятия (тем более при нынешнем уровне развития банковских технологий). Но даже эта (всем понятная) система иногда дает сбои. Вспомните, сколько раз ваш бухгалтер (или кассир) забывал провести нужный платеж? А насколько часто отсутствует связь с банком (проблемы с интернетом или телефонной связью,  закончился срок действия электронных ключей и т. п.)? О возможных ошибках при заполнении платежных документов мы даже говорить не будем – с этим сталкивался каждый из нас. Конечно, всевозможные сбои в платах предприятия нельзя назвать катастрофой, но в этом случае теряется время и, очень часто, деньги компании. Современные технологии банковского обслуживания пришли на помощь металлоторговому бизнесу и позволили сделать процесс управления денежными ресурсами компании более понятным, предсказуемым и прозрачным. На сегодняшний день многие банки в Украине предоставляют услугу «сash management». Под ней подразумевается комплекс мер по эффективному управлению денежными средствами компании – с целью ускорения их оборачиваемости, минимизации потребностей бизнеса в оборотном капитале и сокращения связанных с этим расходов. Преимущества управления денежными средствами неоценимы не только для крупной компании, но и для небольшого или среднего по размерам предприятия. Вот некоторые из преимуществ, по достоинству оцененных в практике управления: централизация управленческого контроля над бизнесом повышает степень его контролируемости и прозрачности; сокращение административных расходов происходит за счет сокращения дублирующих функций на разных уровнях управления компании, а также сокращение «ручного труда» при обработке операций; сосредоточение временно свободных средств в едином центре способствует гибкому управлению ликвидностью компании, снижает потребность в оборотном капитале за счет эффективного использования существующих ресурсов и ускорения оборачиваемости денежных средств; предоставление оперативной и полной информации о финансовом состоянии компании помогает в принятии своевременных и правильных решений по управлению финансами; снижение риска злоупотреблений и неэффективного использования средств компании на различных уровнях управления. Для упрощения управлением денежных средств в рамках небольших компаний банки предлагают услуги автоматических платежей (так называемое договорное списание денежных средств). Договорное списание – это постоянно действующее распоряжение клиента банку списывать с его текущего счета заранее установленную сумму при наступлении заранее оговоренных обстоятельств. Договорное списание, как правило, подразумевает автоматическое: списание кредитной задолженности; погашение кредитов компании; осуществление регулярных расчетов компании (т. е. оплату аренды, коммунальных платежей, услуг связи, переводов на депозит или другие счета). Например, у вас имеется несколько счетов в разных банках, на одном из которых установлен лимит кредитования в форме овердрафта. Для уменьшения процентных выплат по овердрафту вы заинтересованы систематически переводить свободные остатки денежных средств на овердрафтовый счет. Облегчить эту процедуру можно, прописав условия договорного списания средств, – например, после 17-30 свободные остатки, превышающие сумму 10 тыс. грн, перечисляются на другой счет. Подобные услуги особенно востребованы на выходные и праздничные дни, когда банк начисляет проценты на сумму кредитной задолженности за каждый календарный день ее существования. Если в вашей компании внедрена система бюджетирования или календарного планирования затрат, то возможности договорного списания денежных средств возрастают. Такие систематические и регулярные платежи как аренда, связь, коммунальные услуги в данном случае можно проводить автоматически (без участия бухгалтера или кассира). Еще одна распространенная проблема касается компаний с развитой территориальной системой филиалов (как вариант – холдингов), часто сталкивающихся со сложностями централизованного управления финансовыми потоками. Главная проблема здесь заключается в том, что компании (или филиалы), входящие в холдинг, имеют расчетные счета в разных банках, в которых условия обслуживания, сроки проведения платежей и предоставления информации могут существенно различаться. По этой причине финансовая служба не имеет возможности в оперативном режиме получать всю необходимую информацию для оценки ликвидности каждого из подчиненных предприятий, а, следовательно – и группы в целом. Это, в свою очередь, значительно снижает эффективность использования оборотных активов холдинга. Для управления несколькими счетами предприятия (или счетами нескольких предприятий) банки предлагают услугу кеш-пуллинга. Это система управления несколькими счетами, открытыми в банке, остатки на которых аккумулируются на один счет (так называемый главный счет), или рассматриваются совместно для оптимизации получаемых (уплачиваемых) процентов и улучшения качества управления ликвидностью. На практике различают два вида кеш-пуллинга: Снижение спроса, дорогие заемные ресурсы, кризис ликвидности, банкротство партнеров – вот неполный список событий, которые заставили задуматься о механизмах более эффективного управления капиталом компании. Столкнувшись с последствиями кризиса, многие компании пришли к выводу, что оптимизация финансовых взаимоотношений внутри собственной структуры должна иметь первостепенное значение. Работа с текущим счетом предприятия известна всем довольно давно. Кажется, нет ничего понятнее, чем управление счетом и кассой предприятия (тем более при нынешнем уровне развития банковских технологий). Но даже эта (всем понятная) система иногда дает сбои. Вспомните, сколько раз ваш бухгалтер (или кассир) забывал провести нужный платеж? А насколько часто отсутствует связь с банком (проблемы с интернетом или телефонной связью,  закончился срок действия электронных ключей и т. п.)? О возможных ошибках при заполнении платежных документов мы даже говорить не будем – с этим сталкивался каждый из нас. Конечно, всевозможные сбои в платах предприятия нельзя назвать катастрофой, но в этом случае теряется время и, очень часто, деньги компании. Современные технологии банковского обслуживания пришли на помощь металлоторговому бизнесу и позволили сделать процесс управления денежными ресурсами компании более понятным, предсказуемым и прозрачным. На сегодняшний день многие банки в Украине предоставляют услугу «сash management». Под ней подразумевается комплекс мер по эффективному управлению денежными средствами компании – с целью ускорения их оборачиваемости, минимизации потребностей бизнеса в оборотном капитале и сокращения связанных с этим расходов. Преимущества управления денежными средствами неоценимы не только для крупной компании, но и для небольшого или среднего по размерам предприятия. Вот некоторые из преимуществ, по достоинству оцененных в практике управления: централизация управленческого контроля над бизнесом повышает степень его контролируемости и прозрачности; сокращение административных расходов происходит за счет сокращения дублирующих функций на разных уровнях управления компании, а также сокращение «ручного труда» при обработке операций; сосредоточение временно свободных средств в едином центре способствует гибкому управлению ликвидностью компании, снижает потребность в оборотном капитале за счет эффективного использования существующих ресурсов и ускорения оборачиваемости денежных средств; предоставление оперативной и полной информации о финансовом состоянии компании помогает в принятии своевременных и правильных решений по управлению финансами; снижение риска злоупотреблений и неэффективного использования средств компании на различных уровнях управления. Для упрощения управлением денежных средств в рамках небольших компаний банки предлагают услуги автоматических платежей (так называемое договорное списание денежных средств). Договорное списание – это постоянно действующее распоряжение клиента банку списывать с его текущего счета заранее установленную сумму при наступлении заранее оговоренных обстоятельств. Договорное списание, как правило, подразумевает автоматическое: списание кредитной задолженности; погашение кредитов компании; осуществление регулярных расчетов компании (т. е. оплату аренды, коммунальных платежей, услуг связи, переводов на депозит или другие счета). Например, у вас имеется несколько счетов в разных банках, на одном из которых установлен лимит кредитования в форме овердрафта. Для уменьшения процентных выплат по овердрафту вы заинтересованы систематически переводить свободные остатки денежных средств на овердрафтовый счет. Облегчить эту процедуру можно, прописав условия договорного списания средств, – например, после 17-30 свободные остатки, превышающие сумму 10 тыс. грн, перечисляются на другой счет.