Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты системы мотивации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бармен на предприятии ООО «Нуга» (кафе «Picanto») осуществляет подготовку бара к обслуживанию посетителей; обеспечивает хранение и подготовку спиртных и прочих напитков; приветствует и размещает гостей в баре в соответствии с действующими стандартами обслуживания в кафе. Бармен обслуживает посетителей в соответствии с действующими стандартами обслуживания (подача спиртных напитков, пива, прохладительных напитков и соков, приготовление и подача кофе и чая, простых закусок, шоколада, десертов и кондитерских изделий, подача табачных изделий, приготовление и подача свежевыжатых соков). Бармен на предприятии ООО «Нуга» производит расчет и прощается с посетителем бара в соответствии с действующими стандартами обслуживания. Бармен ООО «Нуга» (кафе «Picanto») должен постоянно совершенствует профессиональное мастерство.

На официантов ООО «Нуга» (кафе «Picanto») возложены следующие должностные обязанности:

  1. Производить сервировку стола.
  2. Незамедлительно делать замену скатертей, салфеток по мере их загрязнения или в случае порчи.
  3. Предлагать помощь и откликаться на просьбы клиента в выборе блюд и напитков.
  4. Сообщать посетителю о времени приготовления заказанных блюд.
  5. Контролировать темпы приготовления и товарный вид пищи, напитков перед их подачей клиенту.
  6. Подавать на стол заказанные блюда.
  7. Предоставлять калькуляцию поданных блюд и напитков в виде счета.
  8. Проводить с клиентом полный расчет за заказы.
  9. Оформлять помещения заведения в соответствии с тематикой событий.
  10. Производить оформление реестров в конце рабочего дня.
  11. Поддерживать зал для посетителей и собственное рабочее место в чистоте.
  12. Проводить регулярный переучет посуды и инвентаря.
  13. Проявлять внимательность, вежливое обращение с посетителями и персоналом, соблюдать положения внутреннего распорядка.
  14. Знать сорта и виды товаров, их краткую характеристику.
  15. Находиться в установленной форме одежды.

2.3 Оценка действующей системы мотивации труда персонала на предприятии

Мотивация персонала ООО «Нуга» (кафе «Picanto») - это поощрение работников, это совокупность мотивов, реализованных потребностей, которые побуждают работника кафе сделать тот или иной поступок.

На предприятии ООО «Нуга» (кафе «Picanto») существует материальная и нематериальная мотивация.

К материальной системе мотивации труда работников ООО «Нуга» относиться заработная плата и премирование. Правовой основой организации оплаты труда работников ООО «Нуга» являются:


  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. Действующий квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
  3. Положение об оплате труда и премировании работников ООО «Нуга».

Заработная плата персонала ООО «Нуга» состоит из оклада и премии по итогу месяца. Оклад равен почасовой ставке работника, умноженной на количество отработанных часов за месяц. Переработка нормы часов за месяц, работа в вечернее и ночное время, работа в праздники оплачиваются по повышенной почасовой ставке. Премии выплачиваются, если выполнены определенные показатели, заданные на месяц.

Минимальная заработная плата в ООО «Нуга» составляет 9000 рублей. В минимальный размер заработной платы не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Минимальная заработная плата обеспечивается работнику кафе при условии отработанной им установленной нормы времени, при выполнении им своих должностных обязанностей.

Премии, начисленной по итогам хозяйственной деятельности ООО «Нуга» за месяц и составляющей до 8% от должностных окладов или часовой тарифной ставки, согласно штатному расписанию.

Размер премии зависит от:

  1. Выполнения плана по количеству выполненных работ или оказанных

услуг.

  1. Качества выполненных работ и (или) оказанных услуг.
  2. При невыполнении плана по количеству и (или) по качеству выполненных работ или оказанных услуг премия не начисляется.

ООО «Нуга» регулярно проводит мониторинг зарплат в ресторанном бизнесе Томской области, чтобы поддерживать конкурентособность заработной платы своего персонала. В результате анализа последнего исследования в мае 2015 г. года ставки сотрудникам кафе были повышены на 10%.

Отметим, что одним из методов материальной мотивации в ООО «Нуга» является предоставление займов, который выдается работникам кафе, сроком не более 1 года, а максимальный размер займа определяется исходя из среднего заработка работников кафе за последние три месяца, умноженного на 6. При этом, работник кафе, получивший займ от предприятия ООО «Нуга» после полного погашения задолженности по займу обязан отработать на предприятии ООО «Нуга» не менее 6 месяцев.

Большой группой представлены социально-психологические методы, выполняющие функции морального стимулирования деятельности работников, которые улучшают их деятельность за счёт морального удовлетворения тем, что они принадлежат к данному коллективу, руководство их ценит и заботится о них.


На позиции официантов и барменов ООО «Нуга» рассматривает кандидатов от 20 лет, приятной внешности, коммуникабельных, заинтересованных в работе, в том числе студентов. Студентам ООО «Нуга» готова предложить гибкий график: работа в утреннее или вечернее, дневное или ночное время, а также только по выходным дням.

Рассмотрим распространенный график работы в ООО «Нуга» (кафе «Picanto»):

  • 5/2 утро: рабочие дни - пн., вт., ср., чт., пт.; выходные дни - сб., вс.

Часы работы с 9 до 15 ч.

  • 5/2 вечер: рабочие дни - пн., вт., ср., чт., пт.; выходные дни - сб., вс.

Часы работы с 15 до 22 ч.

  • 2/2 день: 2 дня - рабочие, 2 дня - выходные

Часы работы с 9 до 22 ч.

  • 2/2 ночь: 2 дня - рабочие, 2 дня - выходные

Часы работы с 22 до 9 утра.

  • Экстра день: рабочие дни: пт., сб., вс.; выходные дни - пн., вт., ср., чт.

Часы работы с 9 до 22 ч.

  • Экстра ночь: рабочие дни: пт., сб., вс.; выходные дни - пн., вт., ср., чт.

Часы работы с 22 до 9 утра.

Требований к опыту работы ООО «Нуга» не предъявляет (кроме специалистов и поваров), хотя опыт является плюсом - новых сотрудников (официантов и барменов) предприятие ООО «Нуга» готово всему обучить за свой счет (курсы, тренинги и т.п.).

Одна из особенностей работы официантов и барменов кафе «Picanto» - умение работать в команде, то есть в «пиковые» часы более свободный сотрудник должен помочь своему загруженному коллеге. Вторая особенность - стойка бара в кафе «Picanto» не является контактной, поэтому приготовленные напитки бармен передает официанту, а не гостю. Иногда гость может сделать заказ через бар, но чаще бармен контактирует с официантом.

На предприятии ООО «Нуга» существует система оценки сотрудников (бариста (бармена) и официанта) и работников руководящего состава. Если ООО «Нуга» находит пробелы в знаниях - работнику предлагается пройти дополнительное обучение. Оценка ни в коем случае не используется как карательный инструмент, а лишь для выявления тех, кому нужны дополнительные навыки и знания.

Также учитывается оценка, которую ставит сотруднику «таинственный посетитель».

ООО «Нуга» уделяет огромное значение нематериальной мотивации сотрудников. «Довольный сотрудник - счастливый гость!» - это не просто слова, а реальная философия кафе «Picanto». Относись к сотруднику так. как хочешь, чтобы он относится к твоему клиенту - вот принцип ООО «Нуга», а отсюда и то богатство, и разнообразие инструментов мотивации, которые использует ООО «Нуга» в работе с персоналом.

Сотрудникам кафе «Picanto» предоставляется разработанная дизайнерами униформа, бесплатное питание и скидка в спортивные клубы, а также на путешествия. Организуются выездные мероприятия, поздравления с днем рождения и профессиональными праздниками. Программы распространяются на все категории сотрудников. ООО «Нуга» ценит своих сотрудников и заботится о том, чтобы им было комфортно работать на предприятии (кафе «Picanto»).


В управлении персоналом, как участниками бизнес-процессов, недопустимо ставить вопрос о постоянном приоритете тех или иных методов мотивации. В различных обстоятельствах, при решении различных задач на передний план могут выдвигаться те или иные методы и занимать преобладающее значение.

Поэтому, далее, мы проведем оценку эффективности действующей системы мотивации в ООО «Нуга» (кафе «Picanto»).

В современных условиях предприятию ООО «Нуга» просто необходимо всесторонне оценивать эффективность системы мотивации и понимать способы ее рационального использования, периодически пересматривая при необходимости определенные параметры системы.

Так как предприятие ООО «Нуга» молодое предприятия, то эффективность системы мотивации по экономическим показателям провести не имеет смысла, невозможно рассчитать темпы роста производительности труда и заработной платы, таким образом, эффективность системы мотивации ООО «Нуга» была проведена с помощью анкетирования работников кафе.

Проведение анкетирования - это первый шаг, который необходимо предпринять при оценке эффективности мотивационной системы. С помощью анкеты можно узнать о степени удовлетворенности персонала, о том, как сотрудники расставляют приоритеты и что ими движет в большей степени. Анкетирование своего рода диагностика, которая поможет выявить проблемные участки мотивационной схемы. В анкету необходимо включить оценочные вопросы и проанализировать полученные ответы.

Для исследования, нами была составлена анкета, состоящая из 9 вопросов, направленных на исследование удовлетворенности работников ООО «Нуга» действующей системе мотивации. В ходе исследования нами было опрошено 45 человек (полностью весь персонала предприятия) включая руководящий состав.

Таким образом, при проведении исследования были получены следующие результаты.

Вопрос о видах, применяемых в кафе «Picanto» мотиваций, со свободным конструированием ответа дат следующие результаты: чаще всех остальных работники упоминали о различных разновидностях материальных стимулов - 55% (25 чел.), к которым, в частности, относили премии, бонусы и другие материальные поощрения. Разумеется, были упомянуты и социальные мотивы (например, дополнительные отпускные дни за стаж работы, гибкий график работы и др.) - 30% (13 чел.), а также мотивы безопасности (например, гарантия занятости, пенсионного обеспечения) - 10% (5 чел.).

Между тем, в полной мере удовлетворены проводимой системой мотиваций в кафе «Picanto» лишь 15% (7 чел.) респондентов. 35% (16 чел.) опрошенных высказали свое частичное одобрение, а 30% (13 чел.) - посчитали проводимую мотивационную политику скорее неудовлетворительной. И 10% (6 чел.) респондентов вовсе не довольны проводимыми мотивационными и стимулирующими мероприятиями в кафе «Picanto».


Соответственно, вопрос об оценке по десятибалльной шкале применяемой системы мотивации получил довольно средние результаты. К примеру, наибольшее количество опрошенных - 45% - оценили внедренную в организации систему мотиваций на «5» баллов н 30% - на «6» баллов.

Наивысшим баллом, поставленным респондентами., было «7» из десяти возможных (10%). Значительная часть - 15% опрошенных - оценили систему лишь на «4» балла, что, безусловно еще раз подтверждает неудовлетворенность ею и неверность проводимой руководством предприятия ООО «Нуга» мотивационной н стимулирующей политики.

Вопрос о наиболее предпочитаемых респондентами видах мотивации к трудовой деятельности дал следующие результаты: 45% (20 чел.) - наибольшее количество опрошенных - из всего предоставленного списка предпочли материальные стимулы. 20% (9 чел.) посчитали, что в наибольшей степени их мотивирует карьера. Социальные стимулы и стимулы безопасности набрали соответственно по 15% (7 чел.) и 10% (5 чел.). Это и очевидно, ведь все люди нуждаются в деньгах, и требуется платить им необходимую сумму для привлечения их, удержания в организации

Приоритеты в разновидностях материальных стимулов выглядят следующим образом: 45% (20 чел.) респондентов отдают свое предпочтение вознаграждениям за выслугу лет и по итогам работы за год; 25% (11 чел.) - признались в том, что их интересует факт постоянного получения заработной платы (пусть даже невысокой). Индексация заработной платы волнует 20% (9 чел.) респондентов, а 10% (5 чел.) предпочли другие поощрения и выплаты. Из чего можно сделать вывод, что материальные стимулы и, в частности, их такая разновидность как вознаграждения и премии (за выслугу лет или другие профессиональные достижения) до сих пор остаются самыми востребованными и актуальными факторами, побуждающие сотрудников компании к труду.

Из стимулов безопасности наиболее важными оказались: гарантии пенсионного обеспечения - 25% (11 чел.); бесплатное медицинское обслуживание - 20% (9 чел.); а также гарантии занятости - 15% (7 чел.) и длительный оплачиваемый отпуск - 15% (7 чел.). Такие стимулы как оплата временной нетрудоспособности - 10% (5 чел.), дотации на питание, отдых в санаториях, лагерях 10% (4 чел.), обучение на различных курсах при поддержке предприятия - 5% (2 чел.) оказались менее востребованными. Из социальных мотивов наиболее актуальными оказались возможность свободного и дружеского общения с коллегами - 30% (14 чел.) и ощущение своей необходимости людям - 55% (25 чел.). А среди потребностей высшего порядка наиболее востребованной оказалась потребность успеха. Так ответили 50% (22 чел.) всех опрошенных сотрудников ООО «Нуга». Разумеется, такой выбор был ожидаем и даже в какой-то степени очевидным, ведь каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. По 25% (по 11 чел.) ответов респондентов набрали потребность власти и потребность в причастии к чему или кому-либо.