Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты системы мотивации персонала).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы мотивации персонала
1.1. Понятие мотивации и стимулирования труда персонала
1.2. Методы и способы стимулирования труда персонала
Глава 2. Роль мотивации в поведении организации.
2.1.Характеристика предприятия
2.3. Рекомендации по повышению эффективности мотивации персонала
Конкурсы и шоу, авторские блюда и нетривиальные презентации, которые привлекают дополнительных клиентов и делают рекламу заведению - повод для денежного вознаграждения. Но не только материальные блага могут стать достаточным мотивационным фактором, таким образом в качестве нематериального стимулирования работников кухни ООО «Нуга» предлагается:
- командировка для обмена опытом (особенно зарубежная);
- участие в мастер-классах знаменитых поваров;
- участие в профессиональных конкурсах.
На наших мастер-классах раскрывается богатый внутренний мир шеф- повара, отражением которого является признание его творчества, философии успеха. Это очень важно для людей, стремящихся к постоянному совершенству и успеху в своей профессии.
На мастер-классах шеф-повара демонстрируют современные технологии работы с продуктами, позволяющие снижать себестоимость блюд, качественно улучшать вкус продукта, учат работать с текстурами, цветами, температурами в блюдах.
На мастер-классах демонстрируются различные техники работы на современном оборудовании, с применением которого кухня ресторана/кафе становиться технологичной, яркой, интересной, стабильно качественной.
При этом данный перечень не является закрытым, каждый случай проявления сотрудником своих лучших творческих и инициативных способностей, не указанный выше, должен рассматриваться и вознаграждаться отдельно.
Также необходимо наладить обратную связь с руководством кафе ООО «Нуга». Обратная связь - это информация об эффективности своей работы, получаемая работником. Если работа организована так, что люди обеспечены информацией о результатах своей работы, то у них появляется большее понимание того, насколько эффективно они работают. Если работа выполняется недостаточно успешно, это мотивирует работников к дополнительным усилиям, к внесению тех или иных изменений в свою работу. Успешное выполнение работы само по себе является дополнительным стимулом, повышающим уровень мотивации исполнителя.
- Совершенствование социально-трудовой среды работников ООО «Нуга».
Перечисление зарплаты сотрудников кафе на пластиковые карты ОАО «Сбербанк России».
В соответствии с трудовым законодательством работодатель имеет право выплачивать работнику заработную плату наличными, через кассу, либо в безналичном порядке на указанный работником счет в банке. Выплата зарплаты на пластиковые карты - это удобное современное средство расчетов с персоналом по оплате труда, избавляющее организацию от ненужных хлопот, расходов и рисков.
Реализация зарплатного проекта позволит ООО «Нуга» обеспечить нормальный режим работы в дни выдачи заработной платы, сократить расходы на ее выплату, связанные с инкассацией и хранением денежных средств, содержание кассира и обеспечить полную конфиденциальность размера заработной платы сотрудников (на предприятии ООО «Нуга» заработная плата работникам выплачивается через кассу предприятия).
В рамках зарплатного проекта заключается договор между банком и ООО «Нуга», и он регулирует их взаимоотношения. Так, по этому договору предприятие ООО «Нуга» обязуется представить заявления от своих сотрудников на получение банковских карт, содействовать своевременной сдаче сотрудниками банковских карт при наступлении соответствующих обстоятельств, а также информировать о возможности использования карты, принимать меры к погашению сотрудниками возникшей задолженности по карте и т.д. Банк, в свою очередь, обязуется открыть счета сотрудникам предприятия и выпустить банковские карты, в указанный срок производить перечисление средств на счета держателей, за что организация уплачивает банку вознаграждение в виде фиксированного процента от перечисляемой суммы.
Заключив договор, банк открывает каждому сотруднику специальный карточный счет, изготавливает и выдает зарплатные карточки.
Реализация зарплатного карточного проекта выгодна как ООО «Нуга», так и работникам управляющей компании. Все преимущества зарплатного проекта систематизированы в таблице 1.
- Совершенствование социального пакета работников ООО «Нуга».
Добровольное медицинское страхование работников кафе.
Добровольное медицинское страхование - это программа, согласно которой человек получает дополнительные возможности для восстановления здоровья в случае утраты работоспособности. Отличительные особенности добровольного медицинского страхования кроются в самом названии. Дело в том, что в нашей стране существует программа так называемого обязательного медицинского страхования, по которой полисы получают все без исключения.
Сложно найти такого человека, которому не приходилось обращаться за медицинской помощью, и, как правило, такая помощь оказывается бесплатно благодаря тому, что существуют программы медицинского страхования государственных гарантий бесплатного оказания гражданам врачебной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако ограниченность базовой программы ОМС и недоступность современной клинической и лабораторной базы в условиях ухудшения финансирования здравоохранения привели к обострению проблем, связанных с получением квалифицированной медицинской помощи. Кроме того, застрахованные по базовым программам медицинского страхования ОМС вынуждены довольствоваться минимальным объемом обследования и лечения либо обращаться за платными медицинскими услугами, если страховой случай не предусмотрен базовой программой ОМС.
Единственно возможной системой предоставления медицинских услуг на качественном уровне остается система добровольного медицинского страхования (ДМС). В истории становления ДМС в современной России можно выделить несколько этапов, однако самый важный качественно новый этап развития ДМС наступил после августовского кризиса 1998 г. С этого времени одной из главных задач ДМС стало обеспечение высокого уровня оказания отдельных медицинских услуг дополнительно к программе ОМС. ДМС реализуется за счет собственных средств, полученных непосредственно от граждан или средств работодателя, дополнительно страхующего своих работников.
Одним из наиболее распространенных и при этом эффективным инструментом стимулирования работников является добровольное медицинское страхование работников (или как называют полюс ДМС - медицинская страховка»).
ДМС - это договор между медицинской организацией и работодателем (в нашем случае это ООО «Нуга»), согласно которому медицинское учреждение будет обязано предоставлять услугу по лечению работника предприятия.
В рамках данного договора предоставляются разнообразные медицинские услуги: поликлиническое обслуживание, стоматологическая помощь, медицинская помощь на дому или по месту работы, диспансерное наблюдение и обследование, реабилитационное и медикаментозное лечение, «скорая помощь», стационарная помощь, лечение тяжелых болезней, программа медицинского обслуживания в командировке и за рубежом. В данном случае цена страхования зависит непосредственно от выбранных медицинских учреждений и программы медицинских услуг.
Для ООО «Нуга» предлагается заключить договор на добровольное медицинское страхование работников со страховой организацией ООО «ПроМедЭкс», которая оказывает услуги по ДМС, а выполняет лечение клиника ООО «ЗдорИнвестСити» г. Томск.
Специализированные продукты страхования по ДМС ООО «ПроМедЭкс»:
- «Защита от Клеща»,
- «Здоровье»,
- «Защита от гепатита»,
- «Гость»,
- «Медицинская помощь при ДТП»,
- «Международная медицинская помощь».
Полис добровольного медицинского страхования в ООО «ПроМедЭкс» обеспечивает высококачественные медицинские услуги:
- амбулаторно-поликлинические;
- стационарное лечение;
- стоматологическое обслуживание;
- скорая и неотложная помощь.
Кроме важной социальной функции, добровольное медицинское страхование обеспечивает мотивационную функцию, которая создает положительный эффект. Действительно, возможность бесплатно получить высококвалифицированные медицинские услуги оказывается для работника серьезным аргументом в пользу данного предприятия как на этапе устройства на работу, так и в дальнейшем. Профилактика заболеваний и хорошее лечение приводят к тому, что работники реже болеют, продолжительность заболеваний снижается. Таким образом, в конечном счете, работодатель получит выгоду в результате снижения непроизводственных потерь.
Очевидно, что у каждого работника свой взгляд на то, какая программа медицинского страхования является оптимальной. Поэтому эффективность данного вида стимулирования работников может быть увеличена путем предоставления работникам возможности выбора необходимых им составляющих из некоторого перечня. При этом объем предоставляемых работнику медицинских услуг может быть ограничен:
- администрацией предприятия - в зависимости от ценности работника (его должности, квалификации, продолжительности работы на предприятии, вклада в успешную работу предприятия и т.п.) количество предоставляемых ему услуг может быть больше или меньше. В этом случае работнику изначально предоставляется возможность выбрать только одну (две, три... ) составляющую программы медицинского страхования;
- самим работником - в зависимости от реальных потребностей. Например, молодые работники могут отказаться от широкого перечня медицинских услуг. Но для того чтобы общая система мотивации для таких работников не потеряла свою эффективность, на предприятии должны быть разработаны и альтернативные программы стимулирования.
Выводы:
По результатам исследования действующей системы мотивации на предприятии ООО «Нуга» сделаны выводы, о том, что на предприятии нет четкой связи результатов работы сотрудника с системой вознаграждения, следовательно, сотрудники воспринимают действующую систему мотивации как несправедливую, также отсутствует вознаграждение работников за высокие результаты и успехи в работе, при этом проводиться необъективная оценка труда сотрудников руководством. Также было отмечено, что вознаграждения сотрудников несвоевременно, а премиальная часть заработной платы сотрудников подразделений, не взаимодействующих с клиентом, имеет зависимость от прибыли кафе, что непосредственно связано со сферой деятельности предприятия.
Было выявлено также, что на предприятии ООО «Нуга» имеются проблемы с четкой определенностью желаемых руководством результатов труда сотрудников, а также проблемы, связанные с отсутствием информации по системе мотивации. Указанные проблемы следует отнести на неопытность руководства кафе в управлении мотивации своих работников за счет того, что система мотивации персонала кафе еще не до конца сформировалась, что несомненно можно отнести на неопытность предприятия, так как ООО «Нуга» довольно молодое предприятия (работает чуть более 1 года), что несомненно требует корректировочных изменений и дополнений в данной области для устранения выявленных проблем, но при этом необходимо учитывать особенности организации системы мотивации в сфере услуг общественного питания.
Выявленные проблемы были подтверждены при и исследовании эффективности действующей системы мотивации труда работников кафе, которое показало, что действующая в ООО «Нуга» система мотивации по большей части не устраивает персонал кафе, в связи с чем необходимо провести коррекцию, что позволило определить основные рекомендации по совершенствованию мотивации персонала ООО «Нуга», которые включают четыре основных направлений, материального и нематериального стимулирования труда:
- Совершенствование материального стимулирования (Премирование по итогам года - 13-я зарплата - 50% от базовой з/п; Организация конкурсных продаж).
- Совершенствование нематериального стимулирования (Разработка критериев стимулирования; Организация обратной связи с руководством).
- Совершенствование социально-трудовой сферы (Выплата заработной платы на банковскую карту).
- Совершенствование социального пакета (Добровольное медицинское страхование работников).
Заключение
В результате теоретического исследования, были сделаны выводы, что разработка и осуществление тактических и стратегических направлений деятельности предприятий полностью зависят от состава персонала, его профессионально-квалифицированной подготовки, условий и мотивации труда.
Степень удовлетворенности персонала предприятия оплатой труда и условиями работы, политикой руководства, социально-психологическим климатом в коллективе - влияет на трудовую мотивацию сотрудников предприятия общественного питания. Анализ и оценка степени удовлетворенности трудовой деятельностью персонала помогают вовремя выявить наличие «слабых элементов» в структуре управления персоналом, разработать дополнительные формы стимулирования, которые будут способствовать устранению и компенсации факторов трудовой деятельности, наименее удовлетворяющих персонал организации.
К рекомендациям по совершенствованию методов управления мотивацией персонала в сфере организации питания, следует отнести: более тщательную систематизацию процесса кадрового делопроизводства; организацию отсутствующей на предприятиях работы с кадровым резервом; внедрение корпоративной этики, основанной на взаимопомощи, творчестве и самореализации каждого работника; регулярное применение тренингов и обучающих семинаров, позволяющих поддерживать и повышать квалификацию работников на должном уровне.