Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки проекта
1.1. Роль и значение систем продвижения продукта на рынок
1.2. Особенности разработки проекта по продвижению продукта
Глава 2. Разработка проекта продвижения продуктов
обязательного пенсионного страхования на примере
Негосударственного Пенсионного Фонда Сбербанк России (НПФСР)
2.1. Общая характеристика НПФСР
0,1 - очень низкая (риск не произойдет); 0,3 - низкая, 0,5 - средняя (вероятность возникновения риска – 50 на 50), 0,7 - высокая, 0,9 - очень высокая (практически наверняка произойдет).
Мероприятия по предотвращению рисков представлены в Приложении 3.
Определим целевую аудиторию (потребительский сегмент), для которой в основном разрабатывается проект. Критерии, по которым определяется целевой сегмент: географический регион; возрастная категория; уровень дохода населения; стиль жизни населения.
В целях совершенствования работы с клиентами предлагается использование процедуры принятия управленческих решений на основе анализа структуры клиентской базы, то есть их сегментация. Сегментация — это разделение клиентов, существующих или потенциальных, на определенные категории, сегменты. Сегментация нужна, чтобы более точно удовлетворять потребности разных клиентов.
На основе накопленной в НПФСБ информации о специфике клиентов и их поведении необходимо решить определенную последовательность задач, главными из которых являются:
1) разработать методику сегментирования клиентов НПФСБ (переменные классификации, методы выделения сегментов);
2) составить профили полученных сегментов (описание социально-демографического портрета и характерного поведения клиентов);
3) оценить доходность выделенных сегментов, при этом следует учитывать: различия в объемах операций клиентов, наиболее влияющих на их дифференциацию по уровню доходности; полноту использования клиентами депозитных продуктов; тенденции прибыльности физических лиц; возможности развития отношений с клиентами.
В качестве критериев сегментации рационально использовать следующие характеристики страхователей: пол; год рождения; адрес проживания; семейное положение; статус работающего; размер компании, в которой работает клиент.
В таблице 5 представлена сегментация страхователей НПФСБ.
Таблица 5
Классификация страхователей в НПФСБ
Название сегмента |
Специфические характеристики социально-демографического портрета |
Граждане в наиболее активном работоспособном возрасте |
Группу практически поровну составляют как мужчины, так и женщины – образованные люди со стабильным высоким и средним доходом |
Молодежь |
Средний возраст не превышает 33-34 года, не состоящие в браке и занимающие невысокие должности в компаниях |
Пенсионеры |
Лица старше пенсионного возраста |
Для первой группы страхователей необходимо предусмотреть приемлемую доходность. Для второй: выгодная стоимость услуг; скорость и комфорт. Для группы пенсионеров наиболее актуальным являются понятность условий.
2.3. Содержание проекта
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что важнейшим условиям эффективности продаж программ обязательного пенсионного страхования в НПФСБ является создание в Фонде службы маркетинга, в состав которой войдет существующее Управление по связям с общественностью и рекламе. В этом случай часть функций по исследованию рынка, которые в настоящее время выполняют специалисты управления, будут переложены на маркетологов.
На наш взгляд службу маркетинга целесообразно построить по принципу ответственности отдельных лиц службы за выполнение отдельной локальной функциональной задачи. В этом случае руководство НПФСБ получит от маркетинговой службы информацию о развитии продукта обязательного пенсионного страхования, о том, в каком направлении нужно совершенствовать продукты Фонда и какова необходима реклама для конкретных продуктов.
С учетом указанных аспектов, в НПФСБ целесообразно создать целостную систему маркетинга, ориентированную на изучение конъюнктуры рынка, потребностей и запросов клиентов, разработку и совершенствование страховых продуктов, услуг и их рекламы. Предлагаемая организационная структура маркетинговой службы НПФСБ представлена в Приложении 4.
Согласно представленной организационной структуры маркетинговой службы, для каждой категории клиентов необходима собственная стратегия взаимодействия и продвижения продукта: как, в какой последовательности воздействовать на клиентов, какие условия им предлагать и как их рекламировать.
Создание службы маркетинга предполагает увеличение штата сотрудников на три работника.
Рекламная кампания будет успешной, если правильно и четко поставлены цели, составлен грамотный план, определены конкретный период времени, способы и методы ее проведения.
В настоящее время в НПФСБ рекламные кампании проводятся по следующему алгоритму: 1) определение целей рекламы, 2) определение целевой аудитории, 3) разработка бюджета, 4) выбор средств распространения рекламы, 5) составление рекламного сообщения и текста. Все эти этапы, немаловажны для разработки рекламной кампании. Однако в такой последовательности этапов есть некоторые спорные вопросы. Разработка бюджета до выбора средств рекламы и решения творческих вопросов может привести к тому, что рассчитанный бюджет не позволит реализовать в полной мере творческую стратегию, выбранные СМИ не будут соответствовать размеру средств на рекламную кампанию, и не обеспечат реализацию рекламной стратегии.
Кроме того, данный алгоритм не включает проведение исследований перед разработкой плана этапов, определяющих согласованность рекламной кампании, и маркетинговой стратегии, а так же плана маркетинговых коммуникаций. В результате несогласованности маркетинговых усилий НПФСБ и недостатка информации для разработки плана рекламной кампании можно допустить серьезные ошибки при планировании стратегии рекламной кампании, разработке творческого плана, определении целевой аудитории.
В связи с выявленными недостатками нами предлагается алгоритм рекламной кампании, представленный в Приложении 5.
Анализ маркетинговой ситуации предполагает:
‒ определение общих тенденций рыночной конъюнктуры;
‒ определение положения НПФСБ на рынке относительно конкурентов;
‒ определение конкурентоспособности продуктов и услуг НПФСБ;
‒ определение особенности целевой аудитории.
На данном этапе исследуются факторы, оказывающие влияние на ход рекламной кампании, продажу, поведение клиентов, долю рынка и имидж НПФСБ. На основе результатов изученной информации делаются выводы о проблемах, с которыми НПФСБ рискует столкнуться в процессе работы, и возможностях для проведения кампании с максимальной эффективностью.
Концептуальная схема процедуры принятия управленческих решений по оценке параметров управления развитием клиентской базы НПФСБ учетом ее фактической или желаемой структуры представлена в Приложении 6. В рамках блока мониторинга рынка программ обязательного пенсионного страхования осуществляются комплексные наблюдения за текущей динамикой внешней среды НПФСБ. В частности, с помощью методов интеллектуального анализа данных осуществляется идентификация НПФ-конкурентов; проводится сравнение процентов по программам, а также предварительное описание общей структуры пенсионных программ в разрезе существующих конкурентных групп.
На этапе определения целей и задач рекламы необходимо их четко и точно сформулировать. Правильность постановки целей обеспечит достижение положительных результатов. Важно, чтобы цели рекламной кампании были достижимыми, реалистичными. Цели и задачи рекламной кампании определяются следующими факторами: объект рекламирования; маркетинговые цели НПФСБ; стадии жизненного цикла страхового продукта.
При разработке медиаплана, проанализировав эффективность различных рекламных носителей, мы пришли к выводу о необходимости увеличения числа показов рекламы на порталах «Яндекс БаЯн» и «Яндекс директ» и сокращении рекламы на портале «Страховой портал.ру».
Кроме того, предлагается размещение рекламы в социальных сетях, так как они получают все большее распространение среди различных групп населения. Предлагается методика изучения поведения клиентов НПФСБ в социальных сетях, которая предполагает поэтапное проведение качественного и количественного исследований и, соответственно, сбор вторичной и первичной информации о поведении клиентов.
Этап 1. Выявление тенденций в поведении российских потребителей страховых услуг, в том числе продуктов обязательного пенсионного страхования, а также критериев выбора НПФ клиентами.
Основным критерием выбора НПФ потребителем является его надежность, далее следуют привлекательность финансовых условий, величина и известность фонда, качество сервиса. В свою очередь, основными факторами удовлетворенности являются удобное месторасположение, высокая оперативность работы, высокая доходность пенсионных вкладов.
Этап 2. Анализ отношения посетителей социальных сетей в Москве и Московской области к рекламе НПФ в сетях.
Для выявления отношения посетителей социальных сетей к рекламе НПФ было проведено количественное исследование методом анкетирования. Объектом исследования стали жители Москвы и ближайшего Подмосковья потребители страховых продуктов и услуг, которые зарегистрированы хотя бы в одной из наиболее посещаемых в России социальных сетей - «Вконтакте» или «Одноклассники». В ходе исследования были опрошены 150 респондентов, среди которых 42% мужчин и 58% женщин.
Анализ распределения пользователей социальных сетей в зависимости от возраста, социального положения и семейного положения показал, что более половины (61%) опрошенных являются представителями возрастной группы от 18 до 34 лет, треть опрошенных – лица в возрасте от 35 до 44 лет. Самая многочисленная группа опрошенных – это служащие и рабочие (57%), около 30% - студенты. Более половины опрошенных (56%) – семейные люди, 54% имеют детей.
Анализ частоты посещения социальных сетей и объема времени, проводимого ежедневно в социальной сети, выявил, что социальная сеть «Вконтакте» занимает первое место по уровню посещаемости: 38% респондентов посещают «Вконтакте» несколько раз в день. Сеть «Одноклассники» посещается всего 1 раз в неделю (35%) или несколько раз в месяц (32%). В целом, сайт «Вконтакте» показывает более высокие показатели объема проведенного в сети времени.
Анализ распределения уровня реакции пользователей на публикации по дням недели и времени суток, а также их отношения к рекламе НПФ на сайтах социальных сетей позволил сделать вывод, что на «Одноклассниках» респонденты практически не замечают рекламу, 66% утверждают, что не обращают внимания на баннеры. Реклама в социальной сети «Вконтакте» также привлекает незначительно, однако доля равнодушных пользователей сети здесь несколько ниже — 54%. Пользователи социальной сети «Одноклассники» проявляют низкую активность относительно участия в сообществах и группах – только 30% опрошенных являются участниками групп и сообществ. Активность пользователей сети «Вконтакте» выше: 44% пользователей всегда посещают клубы, связанные с их интересами и предпочтениями. Среди мероприятий, участниками которых стали пользователи сетей после увиденного ими рекламного объявления НПФ, можно выделить следующие: обращение в отделение НПФ, оформление договоров.
Для выбора социальной сети в качестве площадки для рекламирования продуктов НПФСБ нами проведен сравнительный анализ привлекательности социальных сетей.
Социальные сети как инструмент продвижения страховых продуктов и услуг различаются по критерию эффективности коммуникаций с целевой аудиторией. Предлагаемый алгоритм сравнительного анализа социальных сетей, который позволяет дать характеристику эффективности коммуникаций НПФСБ с клиентами и определить сети, наиболее предпочтительные для продвижения, включает в себя следующие этапы:
1. Анализ представленности сообществ НПФ в социальных сетях.
2. Анализ активности взаимодействия пользователей социальных сетей с НПФ.
3. Сравнительный анализ объема затрат на размещение рекламы в различных социальных сетях.
На первом этапе в качестве показателя использовались официальные сообщества НПФ, а также упоминаемые респондентами в полевом исследовании. Информационной базой являлись данные системы nippelapp.ru, а также публичные метрики бренд-сообществ. Как показало исследование, проведенное во второй главе, наиболее популярной является сеть «Вконтакте», в которой зарегистрировано 1,4 млн. участников НПФ.
На втором этапе был сформирован перечень показателей активности взаимодействия пользователей социальных сетей с НПФ, в который были включены: количество подписчиков, уровень вовлеченности (среднее число взаимодействий пользователя на одну публикацию в месяц), активная аудитория (доля участников, совершивших одно действие за весь период существования аккаунта – «Ядро 1+», в %), ядро (доля участников, совершивших пять и более действие за весь период существования аккаунта – «Ядро 5+», в %).
Третий этап реализации методики включает сравнительный анализ объема затрат на размещение рекламы в социальных сетях. Нами были проанализированы условия размещения рекламы в социальных сетях. В качестве параметров сравнительного анализа предлагается использовать стратегические (предмет продажи, базовая стоимость 1 000 показов баннера (CPM)) и тактические ценовые решения (наценки за таргетинг). Так, политика продажи рекламного места на сайте «Facebook» основана на количестве показов рекламного сообщения. «Вконтакте», в свою очередь, продает количество кликов по баннеру, при этом имеется возможность отследить эффективность размещения рекламы по показателю CTR (коэффициент кликабельности). Базовая стоимость 1 000 показов баннера (CPM) в обеих сетях аналогична и составляет 30 руб. В то же время система наценки за таргетинг различается. Так, в сети «Вконтакте» наценка за таргетинг по полу или возрасту составляет 20%; гео-таргетинг на Москву, Санкт-Петербург и другие города РФ, наценка 20%; таргетинг по времени суток - наценка 10%. В сети «Facebook» наценки за таргетинг выше и составляют: по полу или возрасту - 40%; гео-таргетинг на Москву, Санкт-Петербург и другие города РФ, наценка 40%. Оценка результативности рекламы осуществляется автоматически посредством специальных счетчиков, которые отслеживают количество кликов по баннеру и количество переходов на сайт рекламодателя.