Файл: Совокупность проблем управления рисками предприятия..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность, содержание и виды предпринимательских рисков
1.2. Способы оценки степени риска
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка факторов риска предприятия
2.2.1. Интегральная оценка риска деятельности предприятия
2.2.2. Оценка финансово-экономических рисков
2.2.3. Оценка маркетинговых рисков
2.2.4. Оценка социальных рисков
3.1. Разработка мероприятий по минимизации рисков
3.2. Расчет общего эффекта от внедрения мероприятий по снижению риска
Таблица 11
Экономическая эффективность внедрения кредитной политики
Показатель |
2012 год. |
Проект |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
Выручка от выполнения работ и услуг, тыс.руб. |
1892348,00 |
1986965,40 |
94617,40 |
5,00 |
Норма рентабельности, % |
15,58 |
15,58 |
- |
- |
Прибыль от продажи продукции, работ и услуг, тыс.руб. |
294867,00 |
309569,21 |
14702,21 |
4,99 |
Просроченная дебиторская задолженность, тыс.руб. |
1640 |
- |
-1640 |
-100,00 |
Источник: Разработано автором
По данным расчетов, представленных в таблице 11 видно, что в результате разработки и внедрения кредитной политики за счет дополнительного привлечения заказчиков выручка увеличится на 94 617,40 тыс.руб., или на 5 %. При принятой на уровне 2012 г. норме рентабельности в размере 15,58 % прибыль от продажи продукции, работ и услуг увеличится на 14 702,21 тыс.руб., или на 4,99 %. Просроченная дебиторская задолженность сократится на 1 640 тыс.руб.
Мероприятие 3. Приобретение оборудования на условиях лизинга.
Для снижения технологических рисков предлагается приобретение строительной техники на условиях лизинга (строительного грузового подъемника ПМГ-1Б-500). Элементы лизингового договора:
- Стоимость имущества – 515000,00 руб.
- НДС – 92700,00 руб. по ставке 18 %.
- Срок договора – 3 года (36 мес.)
- Срок полезного использования – 7 лет (84 мес.)
- Норма амортизационных отчислений: K= 1/84 * 100% = 1,19%, применяя ускоренную амортизацию: 1,19%*2 = 2,38%.
- Процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение имущества – 12%.
- Комиссионное вознаграждение лизингодателя – 10%.
- Дополнительные услуги лизингодателя (страховка имущества)– 24000,00 руб., что составляет 4,7 % от стоимости основных средств.
- Аванс – 30% = 515 000 * 0,30 = 182310,00 руб.
Расчет суммы лизинговых платежей за первый год [11; c. 17]:
1) амортизационные отчисления:
Ам = Стоимость имущества * Норма амортизационных отчислений = 515 000 руб. * 2,38 / 100% = 12 257,00 руб. (за месяц);
Ам = 12 257,00 * 12 = 147 084,00 (за год);
2) плата за кредит:
Пкр = Среднегодовая стоимость имущества * Процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение имущества = 441458,00 руб. * 12% / 100% = 52 974,96 руб.;
3) комиссионное вознаграждение (устанавливается в размере 10% от среднегодовой остаточной стоимости имущества):
Пком = Среднегодовая остаточная стоимость имущества * Ставка комиссионного вознаграждения = 441 458,00 руб. * 10% / 100% = 44 145,80 руб.;
4) дополнительные услуги (страховка):
Ду = Стоимость страховки / Число месяцев договора лизинга = 24000,00 руб. / 36 = 666,67руб. (ежемесячно);
Ду = 666,67 руб. * 12 = 8 000,00 руб. (ежегодно);
5) выручка от сделки:
В = Ам + Пкр + Пком + Ду = 147 084,00 руб. + 52 974,96 руб. + 44145,80 руб. + 8 000,00 руб. = 252 204,76 руб.;
6) НДС = Выручка от сделки * Ставка НДС = 252 204,76 * 18% / 100% = 45 396,86 руб.;
7) сумма лизингового платежа за первый год:
ЛП = В + НДС = 252 204,76 руб. + 45 396,86 руб. = 297 601,62 руб.
Таблица 12
Расчет суммы лизинговых платежей за второй год
Амортизационные отчисления |
Плата за кредит |
Комиссионное вознаграждение |
Дополнительные услуги |
Выручка от сделки |
НДС |
Сумма лизингового платежа |
147084,00 |
35324,88 |
29437,40 |
8000,00 |
219846,28 |
39572,33 |
259418,61 |
Источник: Разработано автором
В таблице 13 представлен расчет суммы лизинговых платежей за третий год.
Таблица 13
Расчет суммы лизинговых платежей за третий год
Амортизационные отчисления |
Плата за кредит |
Комиссионное вознаграждение |
Дополнительные услуги |
Выручка от сделки |
НДС |
Сумма лизингового платежа |
147084,00 |
17674,80 |
14729,00 |
8000,00 |
187487,80 |
33747,80 |
221235,60 |
Источник: Разработано автором
Общая сумма лизинговых платежей за три года составляет:
ЛП = 297 601,62 руб. + 259 418,61 руб. + 221 235,60 руб. = 778 255,83 руб.
По окончании срока договора лизингополучатель выкупает предмет лизинга по остаточной стоимости (Цвык), которая определяется исходя из фактической остаточной стоимости имущества, увеличенной на величину НДС:
Цвык = ОС ост кг + ОС ост кг * 18 % = 73 748,00 + 13 274,64 (НДС) = 87 022,64 руб.
Экономический эффект от внедрения мероприятия выражается в исключении потерь от простоев по причине неисправности строительной техники. В таблице 14 представлена информация о таких простоях по данным 2012 г.
Таблица 14
Данные о простоях по причине неисправности строительной техники (мачтового подъемника)
Показатель |
2012 год |
Проект |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
Число целодневных простоев по причине отсутствия необходимых материалов, дни |
5 |
- |
-5 |
-100,00 |
Дневная выручка, тыс.руб. |
5256,52 |
5256,52 |
- |
- |
Потери выручки в результате целодневных простоев, тыс.руб. |
26282,60 |
- |
-26282,60 |
-100,00 |
Выручка от выполнения работ и услуг, тыс.руб. |
1892348,00 |
1918630,60 |
26282,60 |
1,39 |
Норма рентабельности, % |
15,58 |
15,58 |
- |
- |
Прибыль от продажи продукции, работ и услуг, тыс.руб. |
294867,00 |
298922,65 |
4055,65 |
1,38 |
Источник: Разработано автором
По данным расчетов, представленных в таблице 14 видно, что в результате обновления строительной техники выручка увеличится на 26 282,60 тыс.руб., или на 1,39 %. При принятой на уровне 2012 г. норме рентабельности в размере 15,58 % прибыль от продажи продукции, работ и услуг увеличится на 4 055,65 тыс.руб., или на 1,38 %.
Мероприятие 4. Освоение технологии активации. С целью снижения маркетингового риска конкурентного давления, для повышения качества строительных работ предлагается внедрение технологии активации строительных материалов. Сущность технологии состоит в использовании упрочняющих добавок – активированного цемента («АКЦЕМ»). В результате внедрения технологии достигается: снижение расхода цемента на 20-40 % (в зависимости от состава смеси); снижение брака железобетонных конструкций на 50 %; увеличение прочности бетона и стабильности показателей; улучшение удобоукладываемости бетонных смесей.
Расчет экономической эффективности мероприятия представлен в таблице 15.
В результате внедрения мероприятия будет достигнута экономия затрат на цемент, и, следовательно, снижение себестоимости продукции (на 0,40 %). Прибыль от продажи продукции возрастет на 6 389,91 тыс.руб., или на 2,17 %.
Таблица 15
Расчет экономической эффективности внедрения технологии
активации строительных материалов
Показатель |
2012 год |
Проект |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
Затраты на цемент, тыс.руб. |
31949,62 |
25559,70 |
-6389,92 |
-20,00 |
Полная себестоимость продукции, тыс.руб. |
1597481,00 |
1591091,08 |
-6389,92 |
-0,40 |
Выручка от выполнения работ и услуг, тыс.руб. |
1892348,00 |
1892348,00 |
- |
- |
Прибыль от продажи продукции, работ и услуг, тыс.руб. |
294867,00 |
301256,92 |
6389,91 |
2,17 |
Источник: Разработано автором
Мероприятие 5. Привлечение персонала на основе аутсортинга в целях снижения социальных рисков.
Для решения проблемы с привлечением квалифицированного персонала и текучестью кадров предлагается на условиях аутсортинга привлечение в качестве временных кадров (теплое время года) штукатуров-маляров; плиточников; бетонщиков; арматурщиков. Реализация мероприятия позволит снизить экономические потери от брака, допущенного неквалифицированными работниками, а также от текучести кадров.
Таблица 16
Расчет экономической эффективности привлечения персонала
на условиях аутсортинга
Показатель |
2012 год |
Проект |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
Потери от брака, связанного с низкой квалификацией персонала, тыс.руб. |
26492,87 |
- |
-26492,87 |
-100,00 |
Потери от текучести кадров, тыс.руб. |
1 500,00 |
- |
-1500,00 |
-100,00 |
Численность персонала, планируемого к привлечению на условиях аутсортинга, чел. |
- |
100 |
100 |
100,00 |
Затраты на оплату услуги аутсортинга, тыс.руб. |
- |
1000,00 |
1000,00 |
100,00 |
Полная себестоимость продукции, тыс.руб. |
1597481,00 |
1570488,13 |
-26992,87 |
-1,69 |
Выручка от выполнения работ и услуг, тыс.руб. |
1892348,00 |
1892348,00 |
- |
- |
Прибыль от продажи продукции, работ и услуг, тыс.руб. |
294867,00 |
321859,87 |
26992,87 |
9,15 |
В результате внедрения мероприятия прибыль от продажи продукции возрастет на 26 992,87 тыс.руб., или на 9,15 %.
3.2. Расчет общего эффекта от внедрения мероприятий по снижению риска
Для расчета общего экономического эффекта от внедрения предлагаемых антирисковых мероприятий обобщим результаты проведенных расчетов.
Таблица 17
Экономический эффект от внедрения антирисковых мероприятий
Показатель |
2012 год. |
Проект |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
Выручка от выполнения работ и услуг, тыс.руб. |
1892348,00 |
2092095,80 |
199474,80 |
10,56 |
Полная себестоимость продукции, тыс.руб. |
1597481,00 |
1749241,70 |
151760,70 |
9,50 |
Прибыль от продажи продукции, работ и услуг, тыс.руб. |
294867,00 |
342854,10 |
47987,10 |
16,27 |
Рентабельность продаж, % |
15,58 |
16,39 |
0,81 |
- |
В результате внедрения системы управления рисками предприятие сможет получить экономический эффект в размере 47 987,10 тыс.руб. Рентабельность продаж увеличится на 0,81 пункта и составит 16,39 %.
Таким образом, разработаны следующие мероприятия, направленные на снижение уровня риска в ООО «Тэсссен»:
1) для снижения финансово-экономических рисков представлена процедура поиска и отбора поставщиков, что позволит исключить задержку в поставке материалов, а также поставку материалов ненадлежащего качества;
2) в целях снижения риска потери заказчиков рекомендована кредитная политика, учитывающая уровень платежной дисциплины заказчиков, объемы заказов;
3) в целях снижения технических рисков и учитывая высокую степень износа оборудования проведены расчеты приобретения строительной техники в лизинг;
4) для снижения маркетингового риска появления новых конкурентов представлены рекомендации по освоению новых строительных технологий, что позволит повысить качество строительных работ;
5) в целях снижения социальных рисков, связанных с трудностями в наборе квалифицированной рабочей силы предложено привлечение персонала на основе аутсортинга.
В результате внедрения системы управления рисками предприятие сможет получить экономический эффект в размере 47 987,10 тыс.руб. Рентабельность продаж увеличится на 0,81 пункта и составит 16,39 %.
Заключение
Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежная характеристика условий хозяйствования. Риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно. В реальной ситуации решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда факторов неопределенности, заранее не предвиденных.