Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Понятие и основные принципы франчайзинга).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и основные принципы франчайзинга
1.3 Российская модель франчайзинга
1.4 Перспективы использования франчайзинга
Глава 2 Франчайзинговая модель бизнеса на примере компании «SELA»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
2.2. Контроль соблюдения стандартов фирменной торговли.
Стратегической целью Корпорации SELA в среднесрочной перспективе является выход на Европейский и Азиатский рынки. В 2006 году мы положили начало этому процессу, открыв первый фирменный магазин SELA в Восточной Европе – в Польше. По вопросам открытия сети SELA в Европе и Азии с Вами будут рады сотрудничать специалисты торговых офисов в России (Санкт-Петербург, Москва) и Украине (Киев), отвечающие за данное направление. Компания заинтересована в сотрудничестве с Партнёрами, имеющими возможность открыть сеть магазинов SELA. В данном случае, речь может идти о представлении эксклюзивных прав на развитие определённого региона. Возможно предоставление мастер-франшизы.
Корпорация SELA не осуществляет оптовую торговлю товарами, без контроля последующих каналов розничных продаж. Возможны два формата фирменной торговли SELA: монобрэндовые магазины и форматы Corners в универмагах или больших мультибрэндовых магазинах. Основное требование - фирменные магазины SELA должны открываться на торговых улицах или в современных торговых центрах с высокими показателями посещаемости.
SELA - это корпорация, развивающая стратегические отношения с партнерами, объединяющая в честной командной работе интересы равноправных партнеров в продвижении товаров SELA к конечному покупателю, признающая рост и прибыльность как цель каждого из партнеров и делающая все возможное для обеспечения гарантий взаимного развития.
В рамках схемы франчайзинга Корпорация SELA берёт на себя следующие функции:
1. Сопровождение бизнеса франчайзи с момента принятия решения об открытии магазина. (Данный формат не используется на территории России и стран бывшего СССР.)
- Оценка правильности месторасположения будущего магазина и согласование его открытия.
- Разработка дизайн проекта магазина.
- Производство торгового оборудования.
- Составление дизайн проекта освещения магазина.
- Разработка вывески.
- Поставка всех информационных и рекламных материалов, необходимых для открытия магазина.
- Выезд специалистов корпорации на открытие магазинов.
- Обучение персонала магазина технологиям мерчандайзинга и технологиям продаж SELA.
- Консультации по формированию заказа.
- Консультации по всем бизнес-процессам, связанным с работой магазинов.
Корпорация разрабатывает и предлагает партнёрам единый план рекламных мероприятий и акций. Партнёры и Корпорация руководствуются единой коммуникативной политикой, основанной на стратегии развития брэнда.
2.2. Контроль соблюдения стандартов фирменной торговли.
Контроль за всеми рекламными мероприятиями, проводимыми партнёрами.
Для того, что бы начать работать с Корпорацией SELA, необходимо подать заявку в один из торговых офисов Корпорации. Заявку так же можно заполнить на сайте www.sela.biz, после чего с желающими свяжутся наши специалисты.
В отличие от многих брендов, SELA не взимает роялти и паушальных взносов с Партнёров. От потенциального партнёра требуется только открыть магазин в полном соответствии с стандартами брэнда SELA. Для открытия магазина необходимы инвестиции в оборудование и освещение из расчёта 250 Евро на квадратный метр.
Итак, регистрации подлежит предоставление прав по коммерческой концессии в отношении тех объектов, исключительное право на которые возникает в силу факта регистрации. Это такие объекты интеллектуальной собственности, как товарные знаки, патенты и селекционные достижения.
Законодательных ограничений на заключение договора коммерческой субсубконцессии не установлено, мы можем констатировать, что на уровне подзаконных актов установлено правило, в соответствии с которым государственной регистрации подлежат только договор коммерческой концессии и коммерческой субконцессии (п. 4.1 Административного регламента исполнения ФСИС государственной функции по регистрации договоров[7]). Поскольку договор коммерческой субсубконцессии государственной регистрации не подлежит, мы можем сделать вывод, что в этом случае правовая охрана и защита комплекса передаваемых объектов интеллектуальной собственности не предоставляется и, следовательно, привлечение основных участников нецелесообразно.
Для государственной регистрации перехода прав по договору коммерческой концессии требуется совершить следующие действия: уплатить патентную пошлину в установленном размере; подать в Роспатент заявление о регистрации, подписанное обеими сторонам договора. Если заявление подписано только одной стороной, то к нему нужно приложить один из следующих документов: подписанное сторонами уведомление о передачи прав по коммерческой концессии или удостоверенную нотариусом выписку из договора или сам договор коммерческой концессии.
Государственная регистрация, как правило, занимает около трех месяцев, если у Роспатента не возникает каких-либо оснований для направления запроса. Если такие основания все-таки есть, срок регистрации договора коммерческой концессии с учетом почтовой пересылки документов может затянуться до полугода.
Отметим, что по ранее действующему законодательству государственной регистрации в Роспатенте подлежал сам договор и последствия невыполнения этого требования были иными - договор считался ничтожным.
В соответствии с действовавшим ранее законодательством закрепленная в п. 2 ст. 1028 ГК РФ обязанность регистрации договора коммерческой концессии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности являлась весьма спорным императивным предписанием. Теперь же, в силу произошедших в ГК РФ изменений, невыполнение требований о государственной регистрации предоставления права использования будет трактоваться как неисполнение правообладателем обязанности по договору и являться основанием для предъявления требования об исполнении им этой обязанности. Считаем, что установление такого рода последствия вполне оправдано, исходя из защиты интересов пользователя.
Многие правоведы и ученые-цивилисты, как представляется, не вполне обоснованно и аргументировано критиковали данное законодательное предписание, например, К.И. Александрова говорит о том, что данные положения не совсем оправданны, поскольку не понятно, к каким нежелательным последствиям приведет отсутствие регистрации[8]. Другие авторы, с которыми мы солидарны, в целом, соглашаясь с такой критикой, указывали «можно не согласиться лишь в части вопроса о договоре, по которому передаются исключительные права, охраняемые патентным правом, в данном случае регистрация договора полностью оправдана»[9]. Практика показывает, что регистрация договоров коммерческой концессии становится для предпринимателей достаточно долгой и сложной процедурой. Так же, исходя из анализа правоприменительной практики, можно сделать вывод, что Роспатент не может помочь в разрешении споров между сторонами и только судебный порядок урегулирования спора может разрешить конфликтные ситуации. Полагаем, что при отказе от регистрации самого договора коммерческой концессии, т.е. с введение на законодательном уровне нормы о регистрации предоставления комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав, многие из указанных проблем все же не получили своего разрешения.
Действительно, на регистрацию стороны тратят достаточно много времени, а так же данная обязанность вызывает опасение у зарубежных партнеров о разглашении информации. Таким образом, для того, чтобы избежать излишних потерь, связанных с регистрацией предоставления комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав, необходимо изменить положение п. 2 ст. 1028 ГК РФ, касающейся обязательной регистрации. На наш взгляд, необходимо внести существенное изменение, касающиеся императивно закрепленной обязанности регистрации. Во-первых, в том случае, если стороны желают заключить договор коммерческой концессии с использованием прав защищенных патентным законодательством, то регистрация предоставления права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии оправдана и необходима, для возможной защиты нарушенных прав способом, установленным ГК РФ и способствующим дополнительной защите прав сторон. Но, если стороны не используют такие права, то необходимость регистрации перехода прав в Федеральной службе по интеллектуальной собственности теряет юридический смысл.
В этом случае предлагаем законодательно предусмотреть диспозитивную норму, позволяющую сторонам выбирать, регистрировать переход исключительных прав по договору коммерческой концессии или нет. Т.е. п.2. ст. 1028 изложить в следующей редакции: «Предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии по соглашению сторон подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При отказе сторон от государственной регистрации предоставление права использования комплекса исключительных прав, договор считается состоявшимся».
Полагаем, что стороны будут отказываться от регистрации перехода прав, ввиду нежелания долгого ожидания регистрации и волокиты, что будет способствовать более быстрой реализации тех прав и обязанностей, которые возлагаются на стороны договора, исходя из заключенного договора.
Что касается изменения и расторжения договора коммерческой концессии, то здесь действуют общие правила, закрепленные в нормах ГК РФ. Обращаясь к анализу особенностей изменения и расторжения договора, следует указать, что в соответствии со ст. 1038 ГК РФ переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный комплекс исключительных прав не является основанием для изменения или расторжения договора, договор продолжает действовать с новыми сторонами. В случае изменения правообладателем коммерческого обозначения, входящих в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю, этот договор продолжает действовать в отношении нового коммерческого обозначения, если пользователь не потребует расторжения договора.
Открытие магазина фирменной торговли SELA вместе с подготовкой дизайн- проекта и изготовлением оборудования, подбором и поставкой коллекций в среднем занимает 2 месяца.
Срок возврата инвестиций при открытии одного магазина составит 2-3 года, в зависимости от месторасположения магазина.
Правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично в случае: нарушения пользователем условий договора о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; грубого нарушения пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав; нарушения пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок. Односторонний отказ правообладателя от исполнения договора возможен в случае, если пользователь после направления ему правообладателем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение в течение одного года с даты направления ему указанного требования.
Ч. 2 ст. 1038 ГК РФ устанавливает, что договор прекращается так же и в случае, если после смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии не перейдут к наследникам в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 1037 договор подлежит прекращению при объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом).
Итак, ФЗ от 18.07.2011 № 216-ФЗ законодатель изменил основания и порядок расторжения договора коммерческой концессии. В пункте 1.1. ст. 1036 ГК РФ на сегодняшний день закреплено право правообладателя на односторонний отказ от исполнения договора коммерческой концессии в случае наличия грубых нарушений в технологии или качестве работы со стороны пользователя по договору коммерческой концессии. Если же пользователь договора, после получения письменного предупреждения в разумный срок устранил все нарушения, то односторонний отказ невозможен.
Однако, ст. 1036 ГК РФ в новой редакции предусматривает возможность использовать право на односторонний отказ в случае отсутствия явных нарушений условий договора. Для этого одной из сторон договора коммерческой концессии необходимо за месяц до расторжения договора направить письменное уведомление о расторжении другой стороне и выплатить денежную компенсацию предусмотренную договором в качестве отступного.