Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Понятие и основные  принципы франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, по данному пункту можно сделать следующие выводы:

В ст. 1030 ГК РФ законодатель предусмотрел свободу в выборе формы осуществления платежей по договору коммерческой концессии, а содержащейся в ней перечень не является исчерпывающим. Т.е. в законе предоставлено право одновременно использовать в договорах начальный или паушальный взнос и периодические платежи. Считаем абсолютно оправданным отсутствие на законодательном уровне каких-либо ограничений по вопросам установления вознаграждения. Это объясняется тем, что зачастую договор коммерческой концессии предусматривает первоначальный взнос, так как он позволяет компенсировать затраты правообладателя на проработку нового контракта, а также подтверждает серьезность намерений нового пользователя построить свой бизнес в соответствии с требованиями сети.

      Франчайзинг в фэшн-индустрии сейчас востребован в России, как никогда. Дело в космополитических взглядах современного покупателя, который будет покупать скорее известный бренд, раскрученный в Европе и Америке, даже, если модели будут стоить дороже. Компания Sela пошла по пути фрначайзинга и победила. Сегодня она является международной вертикально интегрированной корпорацией по производству и продаже одежды в стиле casual в среднем ценовом сегменте. Статус интернационального брэнда сегодня обеспечивают торговые офисы Sela в России, Украине, Эстонии, Казахстане, Китае и торговая сеть, открытая в 14 странах. Причем географическая экспансия продолжается. Sela – один из самых удачных примеров корпораций, рискнувших сделать ставку на франчайзинг.

2.3 Эффективность франчайзинга

        При государственном регулировании  хозяйственной деятельности путем  лицензирования и налогообложения  серьезное значение имеет организация  управления бизнесом. При заключении  франчайзингового соглашения даются советы по управлению, предоставляется информация о налогах и других аспектах деятельности компании. Так, предпринимателю-франчайзи передаются хорошо зарекомендовавшие себя управленческие решения, ориентированные на успех и обеспечивающие его процветание. 

Когда центральное руководство имеет дело с самостоятельной компанией, все эти вопросы имеют большее значение, в то время, как в случае организации представительства они даже не поднимаются: их решение подразумевается само собой и в рассмотрении нет необходимости.


В-третьих, появляется новая форма финансовых расчетов с центральной компанией - текущие отчисление или роялти - способ компенсации в обмен на приобретаемые права, а также за предоставление необходимого оборудования, материалов, профессиональной помощи и поддержки.

В соответствии с п.3 ст. 1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут являться только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. ГК РФ не содержит легальной правообладателя и пользователя.

Для правоотношений, возникающих в рамках реализации договора коммерческой концессии, характерен специальный субъектный состав (состав лиц, участвующих в указанных отношениях и реализующих свои субъективные права и законные интересы). Представляется, что к основным участникам относятся лица, обладающие соответствующим правовым статусом, закрепленным в нормах ГК РФ и без которых возникновение, изменение и прекращение отношений по договору коммерческой концессии невозможно. Главным субъектом договора коммерческой концессии, безусловно, выступает правообладатель - лицо, обладающее исключительными правами, создавшее определенную модель организации производства под своей торговой маркой, использующее товарный знак и преследующее цель расширения своего бизнеса на рынке путем вовлечения в эту сеть других участников - пользователей.

На основании анализа гл. 54 ГК РФ можно сказать, что правообладатель - это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, обладающий комплексом исключительных прав, использование которых, он разрешает другой стороне - пользователю, за вознаграждение на определенный срок или без указания срока по договору коммерческой концессии.

Пользователь - это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которому, по договору коммерческой концессии, предоставлено право использования комплекса исключительных прав принадлежащих другой стороне - правообладателю, за определенное вознаграждение, в течение указанного в договоре срока или без его указания.

Соответственно, обе стороны договора коммерческой концессии - специальные субъекты, это означает, что некоммерческие организации и государство в лице федеральных или муниципальных органов не могут быть участниками данного договора. Этот запрет действует и в тех случаях, когда данным субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью (п. 2. ст. 50 ГК РФ).

В цивилистической теории высказана позиция, заслуживающая поддержки, в соответствии с которой правообладатель формально должен отвечать лишь двум признакам: быть предпринимателем и обладать исключительными правами, составляющими объект договора коммерческой концессии.[10]


Как справедливо указывает А.С. Райников, актуальность второго из названных признаков подтверждается буквальным смыслом п. 1 ст. 1027 ГК РФ, содержащего дефиницию договора коммерческой концессии. В нем указывается на предоставление пользователю исключительных прав, «принадлежащих» правообладателю. Правообладатель может обязаться предоставить в составе комплекса лишь принадлежащие ему на момент заключения договора исключительные права, а не те, которые он, к примеру, намеревается приобрести в будущем[11].

Положения гл. 54 ГК РФ не исключают возможность заключения договора коммерческой концессии группой лиц, объединившихся без образования юридического лица (простое товарищество). Данная точка зрения заслуживает поддержки, однако, не исключаем возможности выступления в предпринимательской деятельности участников договора простого товарищества, в том числе, в качестве стороны в договоре коммерческой концессии.

Таким образом, в правоотношениях, возникающих из договора коммерческой концессии, существует (действует) специальный субъектный состав лиц, участвующих в указанных отношениях и реализующих свои субъективные права, исполняющих возложенные обязанности и защищающих законные интересы. При этом целесообразно выделять группу лиц, непосредственно участвующих в таких отношениях (основные участники), и лиц, так или иначе влияющих на возникновение, осуществление и прекращение отношений по коммерческой концессии (факультативные участники). Наконец, в-четвертых, отметим различные принципы инвестирования при организации новой компании. Большая часть финансовых вложений осуществляется со стороны подчиненного элемента в системе франчайзинга, а при организации представительств - со стороны ведущего элемента. Как уже было отмечено, в этом и заключается основное преимущество франчайзинга для крупной компании.

Ключ к успешному развитию  франчайзинговой системы - хорошие отношения сотрудничества между франчайзером и франчайзи. Франшиза, которая была продана только с целью получения платы, потерпит неудачу. Франчайзеры, которые не оставят для франчайзи надежды на получение достаточного дохода, также потерпят неудачу. Во франчайзинге нет места проходимцам и жуликам, и их не должно быть. И действительно, большинство известных в мире франчайзеров в настоящее время создают надежные бизнесы для себя и своих франчайзи. Правильная рабочая философия - это не «Сколько капитала я могу получить от франчайзи для расширения моего бизнеса», а «Как мне сделать франчайзинг таким, чтобы он представлял собой хорошую возможность для бизнеса и чтобы его хотели получить высокопрофессиональные потенциальные франчайзи».


      Франчайзинг позволяет бизнесменам развиваться  более быстро, чем любая другая система, в этом его огромное достоинство. Франчайзинг - проверенная система  развития, и никакая другая система  не может с ней соперничать  по эффективности. Франчайзинг позволяет  фирме быстро развиваться, используя  деньги других людей. Эта система  освобождает фирму франчайзера  от многих затрат, связанных с расширением, и перекладывает их на предприятия-франчайзи.

      Франчайзинг - это способ привести в вашу организацию  энергичных и компетентных людей, которые  будут рассматривать свою работу в фирме как возможность личного  роста и карьеры. Труд на франчайзинговых предприятиях требует самоотверженности. Он базируется не только на оплате, но и на самоутверждении и гордости за свою фирму.

     Стратегия развития брэнда SELA предполагает преимущественное использование системы франчайзинга для регионального развития. На сегодняшний день по системе франчайзинга работает не менее 90% сетевых фирменных магазинов SELA. Однако в ключевых городах Корпорация SELA может открывать торговую сеть самостоятельно. Мы готовы рассматривать варианты взаимовыгодного сотрудничества с управляющими компаниями или владельцами объектов коммерческой недвижимости, подходящих для открытия сети SELA или магазинов торговых марок, входящих в «портфель брэндов» корпорации. 
 

 
 

Заключение

     В данной курсовой работе была исследована такая форма организации бизнеса как, франчайзинг. Объектом исследования была выбрана компания «SELA», являющаяся крупным производителем одежды и продавцом франшиз на территории России и в ближнем зарубежье.

     В первой главе курсового проекта  было определено понятие франчайзинга, его основные принципы, описаны виды франчайзинга. Также глава была посвящена рассмотрению мирового опыта франчайзинга, его интеграцию и распространению на российском рынке и основные препятствия на пути становления франчайзингового рынка, на основе изложенного материала выявлены перспективы развития франчайзинга как формы организации бизнеса в нашей стране.

     Во второй главе проведен анализ  франчайзинговой модели на примере компании «SELA», была описана история компании, этапы ее развития, деятельность предприятия, ее франчайзинговая деятельность (условия франшизы), эффективность франчайзинга.


      В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: рынок франшиз в России и в  нашем городе в ближайшие годы заметно увеличится, так как эта  форма организации бизнеса обладает рядом достоинств таки как:

     - благодаря франчайзингу начинающие предприниматели имеют возможность открыть свой бизнес, сотрудничая с уже раскрученным брендом тем самым, уменьшая во много раз свои риски;

     -    уменьшение финансовых  затрат на рекламу, пиар акции,  оборудование;

     -  франчайзи получает весомою поддержку от франчайзора при этом оставаясь обособленным владельцем своего бизнеса;

     -  после открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзора по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга;

     -  франчайзи никогда не столкнется с открытой агрессивной конкуренцией. Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора;

   - потребители получают возможность пользоваться в своем районе продуктами и/или услугами известной торговой марки определенного качества и по единой цене.

    Также выявлено ряд барьеров  и недостатком данной системы:

    -  франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре и их должны выполнять все франчайзи без исключения;

    -    несовершенство законодательства;

    - отсутствие в предпринимательских  кругах серьезных знаний о  франчайзинге;

   -   практика невыполнения обязательств  между партнерами;

   -    излишняя бюрократическая  регламентация бизнеса и взяточничество.

 
По итогам курсовой работы отчетливо видно, что франчайзинг существует с давних времен, а так же регулярно развивается и усовершенствуется. В настоящее время существует классификация видов франчайзинга и структура франчайзинговой системы ведения бизнеса.
В данной курсовой работе довольно четко рассмотрены особенности деятельности франчайзинга в России, так как при написании работы наибольший интерес вызывало все, что связано с нашей страной и функционированием в ней франчайзинговой системы.

А также не осталась без внимания законодательная регулировка процесса ведения бизнеса в форме франчайзинга, которая основывается на заключении договора коммерческой концессии. Именно для более глубокого практического понимания функционирования франчайзинга была затронута тема правового обеспечения франчайзинговой системы ведения бизнеса.