Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Понятие и основные  принципы франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

          Сущность франчайзинга состоит  в таком способе предпринимательского  бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки. Договор налагает на франчази ряд обязательств - плата за использование лицензий, строгое соблюдение стандартов, инструкций по организации бизнеса. Кроме того, в договоре, как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера. С другой стороны, франчайзинг дает возможность предпринимателю начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой франчайзера.

          Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Таким образом, на растущих рынках, таких  как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса. Только франчайзинговые фирмы практически не разоряются. Раскрученный бренд как раскрученный маховик легко проходит, все спады и кризисы и помогает своим партнерам. В этом сила торговой марки – лидера. 
 

1.2. Виды франчайзинга

     Существуют  две основных классификации франчайзинга в зависимости от вида. Первая классификация  выделяет три вида франчайзинга: производственный франчайзинг, товарный франчайзинг  и сервисный франчайзинг. Основой  для такой классификации является направление деятельности и комплекс передаваемых прав.

     Производственный  франчайзинг. В этом случае речь идет о производстве товаров, и соответственно в основе отношений будут лежать патенты, технические ноу-хау и торговые марки. Производственный франчайзинг позволяет наиболее эффективно организовать производство определенного вида продукта, а также размещать производство на экономически выгодных территориях. Наиболее ярким представителем , использующим систему производственного франчайзинга является компания “Кока Кола”. Классический напиток «Кока-Кола» производится по определенному рецепту, купленному в 19 веке у аптекаря. Напиток производится и продается во многих странах мира, при этом формула его производства является коммерческой тайной, и ее практически никто не видел. По имеющейся в открытых источниках информации компания «The Coca-Cola Company» имеет в России девять фирм-франчайзеров-производителей: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Владивостоке, Орле, Новосибирске и других городах.


      Товарный  франчайзинг. Данный подвид франчайзинговых отношений имеет отношение к самой непосредственной продаже товаров. Его можно рассмотреть в двух вариантах: во-первых, продаже товаров конкретного производителя, при этом товары промаркированы товарным знаком производителя. Здесь важны такие факторы, как фирменность сети, ее единообразие, что позволяет идентифицировать производителя. Важнейшей деталью можно считать широкий диапазон ассортимента, позволяющий потребителю осуществлять выбор товара. Второй вариант предполагает продажу товаров организацией, не занимающейся непосредственно производством, но имеющей долгосрочные деловые связи с различными поставщиками, обладающей возможностью формировать ассортимент и управлять им. В данном случае франчайзер будет приобретать товары у различных поставщиков, и продавать их франчайзи. Франчайзи будут осуществлять розничные продажи. Ключевое значение будет иметь марка крупного продавца (франчайзера) (в отличие от первого варианта), фирменность и единообразие сети, позволяющие идентифицировать этого продавца.

 Сервисный франчайзинг. Сервисный франчайзинг касается непосредственно услуг. Основным является предоставление франчайзи права заниматься определенным видом деятельности с использованием торговой марки франчайзера и согласно его технологии. Основная направленность сервисного франчайзинга - удовлетворение потребностей потребителей в услугах и работах высокого качества. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя торговой марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы. Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в общественном питании, косметологии и парикмахерских услугах, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. В России мы видим такие франшизные системы как «Баскин Роббинс», «Кодак», , «Raddison SAS Lazurnaya», и др., достаточно много российских марок декларируют начало франчайзинговых программ.2

      Вторая  классификация выделяет два основных вида франчайзинга: франчайзинг распределения  и франчайзинг бизнес-формата .

      Франчайзинг распределения предполагает собой продажу товаров, произведенных или продаваемых франчайзером под его торговой маркой и с определенными условиями. Это в большой степени похоже на второй вид предыдущей классификации. Хотя сказать точно являются ли модели франчайзинга торгующих компаний ближе к товарному франчайзингу или к франчайзингу бизнес-формата достаточно сложно, поскольку ни то, ни другое не имеет четко установленных критериев.


      Франчайзинг бизнес-формата предполагает наличие у франчайзера, наряду с торговой маркой, индивидуальной технологии ведения дела, стандартов, коммерческих методов и определенной системы знаний, технических и маркетинговых ноу-хау, другими словами системы, право на использование, которой и предоставляется франчайзи. Причем франчайзинг бизнес-формата возможен только в том случае, если эта система апробирована, зарекомендовала себя и конкурентоспособна. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Чтобы бизнес на франчайзинговой основе приносил реальную прибыль обеим сторонам, необходим высокий уровень их взаимодействия.

      Существует  несколько видов франшиз. Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи. Из них два основные и наиболее распространенные:

1. Прямой франчайзинг -  самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Франчайзор продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзор может начать продавать большее количество франшиз в этой стране. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи.

2. Мастер-франшиза - развитие бизнеса в другой стране.  В этом случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу.

Существует  несколько видов франшиз. Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать

1.3 Российская модель франчайзинга

     На экономическом форуме в Давосе в 2006 году отмечалось, что Россия превратилась в страну повышенного интереса со стороны крупнейших компаний западного мира. Указанные компании расценивают Россию как огромный постоянно увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Xerox», «Benetton», «Sela», «Mexx» и др.


      Считается, что первая франшиза на российской территории была продана компанией  «Баскин Роббинс», до сих пор успешно развивающейся здесь по схеме франчайзинга. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца». Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и даже стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга.

      Перспективы развития франчайзинга в России самые  благоприятные. В последнее время  намечается тенденция ускоренного  развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса.

      В России франчайзинг появился в 1993 году, когда владелец небольшого кафе на проспекте Мира в Москве купил за $10000 сроком на пять лет франшизу у фирмы Allied Domecq, обладательницы права на торговую марку “Baskin Robbins”. Вскоре по франшизе были открыты “Русское бистро”, “РостикС”, “ЭКОНИКА-Обувь”, бензозаправки “ЛУКОЙЛ”, “ТНК”, “ЮКОС”, магазины IKEA и так далее. По данным американских экспертов,  международный франчайзинг уже дал России более $600 000 000 инвестиций. Обычно зарубежные франчайзеры находят в нашей стране надежного партнера, которому продают мастер-франшизу и поручают продвигать ее на российских просторах. В силу объективных экономических причин население нашей страны тратит большую часть семейного бюджета на питание, одежду, обувь. Поэтому франчайзинг у нас наиболее активно развивается в розничной торговле и сфере общественного питания: здесь быстрее оборачиваемость денег, получение прибыли и возврат инвестиций.

          Осваивает российский рынок французская компания TATI, в фирменных магазинах которой представлены недорогие одежда, косметика и товары для дома. TATI планирует довести сеть своих магазинов у нас до 50, и половина из них будет открыта по франчайзингу. Аналогичную работу проводит в России немецкая компания Olsen, специализирующаяся на продаже женской одежды. Из зарубежных брендов, поставивших задачу развиваться в России по франчайзингу, можно назвать крупную европейскую сеть магазинов одежды Zara, которая принадлежит компании Industria de Diseсo Textil.  С 1997 года в Москве работает представительство итальянской компании Benetton, владеющей разветвленной сетью магазинов одежды по всему миру. У нее тоже есть свои франчайзинговые технологии, и она успешно применяет их в России, в основном в Москве, где продает 60% всего российского объема своих товаров. Есть франчайзинговые планы и у известного американского производителя одежды Tommy Hilfiger (джинсы, спортивная одежда, аксессуары, обувь, парфюмерия). В России эта компания работает с 2000 года. Безусловным лидером в этой области является компания «Лавка Жизни», разбросавшая по всей стране с 1995 года более 2600 франчайзинговых торговых точек. Создать такую мощную партнерскую структуру «Лавке Жизни» помог хорошо раскрученный бренд, сверхнизкая цена и очень мягкие условия для партнеров - это самая свободная франшиза в России, построенная на принципе бесконфликтной экономики. Петербургская корпорация SELA шьет одежду для детей и взрослых, которую продает через 270 сетевых фирменных магазинов, 200 из которых сотрудничают с ней по франчайзингу. Ростовская швейная фабрика «Глория Джинс» создала собственную розничную сеть. Ее руководство поставило перед собой амбициозные планы: открыть в России за пять лет до 3000 магазинов, часть которых будет работать по франчайзингу.


Исходя из материала представленного в курсовой работе можем сделать следующие выводы:

В гражданском кодексе РФ дано легальное определение договора коммерческой концессии в ст. 1027 ГК РФ: По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Анализируя правовую природу и типы договоров, полагаем возможным, с определенной долей условности, отнести договор коммерческой концессии к типу договоров о передаче имущества в пользование, т.к. происходит предоставление на время комплекса прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним объектов, которые близки по своей правовой природе (юридической сущности) к имуществу и имущественным правам.

Можем привести общую характеристику договора коммерческой концессии, согласно которой он является:

1) консенсуальным, так как договор коммерческой концессии считается заключенным с момента достижения его сторонами соглашения по всем существенным условиям;

2) возмездным, так как в соответствии со ст. 1030 ГК РФ, правообладатель за исполнение всех возложенных на него обязанностей может получать различного рода платежи: фиксированные разовые платежи, отчисления от выручки, периодические платежи и т.д. Конкретная форма платежей предусматривается договором, перечень является открытым;

3) взаимным, так как, и правообладатель, и пользователь, приобретают права и обязанности по отношению друг к другу. Например, обязанность по уплате вознаграждения пользователем обусловлена обязанностью правообладателя предоставить комплекс исключительных прав, предусмотренных договором.

Договору коммерческой концессии присущи некоторые признаки, отличающие его от других самостоятельных гражданско-правовых договоров.

Во-первых, в соответствии с п.3 ст. 1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут являться только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.

Во-вторых, необходимым элементом предмета договора коммерческой концессии является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав.