Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Понятие и основные принципы франчайзинга).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и основные принципы франчайзинга
1.3 Российская модель франчайзинга
1.4 Перспективы использования франчайзинга
Глава 2 Франчайзинговая модель бизнеса на примере компании «SELA»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
2.2. Контроль соблюдения стандартов фирменной торговли.
Нам представляется, законодатель проявил непоследовательность в этом вопросе. Коммерческое обозначение, как объект договора коммерческой концессии в ст.1027 ГК РФ, не был причислен к числу обязательным. Но если судить по правовым последствиям прекращения договора, при невозможности использования права на коммерческое обозначение без замены аналогичным, можно говорить о том, что законодатель относит его к числу обязательных, в данном конкретном случае.
В данном случае, можно сделать вывод, о том, что невозможность передачи прав на коммерческое обозначение и др. исключительных прав без передачи прав на товарный знак или знак обслуживания, является необоснованным сужением возможностей для использования данного исключительного права и создает определенные трудности для расширения практики применения договора коммерческой концессии в России.
Помимо вышеизложенных сфер, по нашему мнению, ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности: услуги в области спорта и здоровья; розничная реализация товаров длительного пользования; услуги в сфере информационных технологий; гостиничный бизнес; игорный бизнес; туристический бизнес; услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.
Кроме того, в ближайшее время ряд компаний, активно использующих коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать направление деятельности в других регионах.
Питерские универмаги, которым компания сдавала товар на реализацию, рассчитывались за него нерегулярно, и к 1996 г., когда оборот ё стал приближаться к $100 000 в месяц, братья открыли первую торговую точку. Собственные модели компания начала создавать уже в конце 90-х. А то, что дизайн-студия располагалась в Израиле, а производственный офис — в Китае, позволило позиционироваться в качестве международной корпорации. В то время это было важно: доверие к иностранным маркам было гораздо выше, чем к российским.
Выйти за пределы Петербурга компании помог кризис 1998 г. В августе, несмотря на трехкратное подорожание доллара, на месяц заморозила цены в рублях. Вся одежда была сметена с прилавков. Компания потеряла какие-то деньги (вернулась на докризисные показатели только через год), но взамен она получили армию лояльных покупателей. После кризиса первой среди российских конкурентов решилась на открытие ё магазинов. Благодаря франчайзингу несколько лет подряд удваивала обороты и число новых магазинов. С 1999 по 2003 г. ее продажи выросли с $6 млн. до $80 млн., а ее сеть превысила 230 магазинов. Совладелец компании
Глава 2 Франчайзинговая модель бизнеса на примере компании «SELA»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
Sela в переводе с иврита означает “скала”. Эту компанию в 1991 г. основали двоюродные братья Аркадий Пекаревский и Борис Остроброд, эмигрировавший в Израиль. Свой бизнес они начали, как и многие коммерсанты в те годы, с импорта в Россию самых разных товаров и в конце концов остановились на китайском ширпортебе. На покупку первого контейнера одежды братья взяли ссуду у знакомого западного бизнесмена. Потом были кредиты банков, и даже деньги случайного знакомого.
Питерские универмаги, которым компания сдавала товар на реализацию, рассчитывались за него нерегулярно, и к 1996 г., когда оборот Sela стал приближаться к $100 000 в месяц, братья открыли первую торговую точку. Собственные модели компания начала создавать уже в конце 90-х. А то, что дизайн-студия располагалась в Израиле, а производственный офис — в Китае, позволило Sela позиционироваться в качестве международной корпорации. В то время это было важно: доверие к иностранным маркам было гораздо выше, чем к российским.
Выйти за пределы Петербурга компании помог кризис 1998 г. В августе, несмотря на трехкратное подорожание доллара, Sela на месяц заморозила цены в рублях. Вся одежда была сметена с прилавков. Компания потеряла какие-то деньги (Sela вернулась на докризисные показатели только через год), но взамен она получили армию лояльных покупателей. После кризиса Sela первой среди российских конкурентов решилась на открытие франчайзинговых магазинов. Благодаря франчайзингу Sela несколько лет подряд удваивала обороты и число новых магазинов. С 1999 по 2003 г. ее продажи выросли с $6 млн. до $80 млн., а ее сеть превысила 230 магазинов. Совладелец компании считает крайне важным, что Sela с самого начала сформулировала корпоративные принципы франчайзинга. В них были четко прописаны стандарты торговли и кредитно-финансовая политика. При этом Sela не брала с партнеров роялти, рекламные сборы и паушальный платеж (покупка лицензии).
На этот год Sela планирует продажи в $120 млн. По этому показателю она уступит лишь ростовской “Глории Джинс”, рассчитывающей получить $130 млн, и итальянской Benetton, оборот которой в России, по оценкам конкурентов, превысит $120 млн. Зато по количеству магазинов Sela вне конкуренции — под ее маркой в России, на Украине и в Эстонии работает около 500 магазинов, из которых 90% — франчайзинговые, а собственные расположены только в столицах и Петербурге. У ближайшего конкурента — Benetton 120 магазинов.
С 2000 г. Sela начала меняться, столкнувшись с привередливостью москвичей — в первый столичный магазин компании целый год почти не заходили покупатели. Компания изменила цветовую гамму, логотип и в шесть раз увеличила среднюю площадь магазинов. 4
Кроме того, с 2000 г. Sela начала перепозиционироваться от одежды для всей семьи к одежде для людей, ведущих активный образ жизни. С тех пор ее основная целевая аудитория — молодые люди 18-30 лет — самый массовый сегмент спроса. При этом стоимость и качество одежды выросли: сейчас товары под маркой Sela стоят около $35-70 за единицу.
Sela никогда не пользовалась услугами консультантов при разработке стратегии. “Мы просто делали так, как нам подсказывал здравый смысл, — говорит владелец корпорацией «SELA».
У Sela три центра управления: возглавляемые вице-президентом Пекаревским офисы в Петербурге и Москве отвечают за продажи и продвижение марки, а разработку и производство одежды курирует израильский офис, которым руководит президент Sela Борис Остроброд. “Преимущество нескольких центров — внутренняя конкуренция идей”, — отмечает Пекаревский.
Иногда SELA прибегает к услугам внештатных дизайнеров, если их идеи пришлись по душе. В 2006-м сотрудничали с итальянским дизайнером Тори Горанезо. Есть дизайнер в Гонконге — Вильям Ченг, с которым также вместе работаем. Но все же SELA стремится воспитывать своих дизайнеров и мастеров. Компания финансирует это направление деятельности, предоставляя стипендии, например, новым эмигрантам из стран СНГ, обучающимся в известном Институте дизайна в Тель-Авиве «Шенкар».
К слову, и дизайнеры SELA тоже востребованы на этом непростом рынке. Например, один из воспитанников и стипендиатов SELA сегодня работает с Роберто Кавалли.
Основанная в 1991 году Корпорация SELA – один из признанных лидеров по созданию коллекций одежды в стиле casual. SELA – это комфортные, модные коллекции для уверенных в себе людей, имеющих свой стиль, стремящихся получать удовольствие от современной жизни, и быть привлекательными для окружающих. SELA стремимся к ещё большему пониманию желаний, устремлений и стиля жизни своих покупателей и помогает им реализовать себя с помощью одежды и аксессуаров SELA. SELA видит свою задачу в создании международной фирменной сети торговых предприятий, максимально удовлетворяющих требованиям покупателей по уровню обслуживания, качеству представленных коллекций и ассортименту.
Ежегодно в коллекциях SELA представлено порядка 1800 моделей. Фирменная сеть SELA - это система унифицированных торговых предприятий, развивающаяся по системе франчайзинга. Сегодня сеть SELA насчитывает более 550 фирменных магазинов, открытых в 14 странах. Первый фирменный магазин SELA был открыт в России в Санкт-Петербурге в 1997 году.
Сегодня ежегодный оборот компании составляет около 220 млн долларов, из них более 17 млн долларов приходится на украинский рынок. Сеть магазинов SELA насчитывает 550 магазинов в 14 странах, среди которых наиболее емкие рынки — в России, Украине, Казахстане, Польше.
Предложив в начале 90-х годов массовому рынку доступную и качественную одежду, в дальнейшем SELA обеспечила возможность предпринимателям в регионах эффективно инвестировать средства в открытие фирменного магазина SELA.
15 лет развития компании полностью отражают тенденции формирующегося цивилизованного fashion- ретейла в России - от тотального дефицита качественной одежды в эпоху торговли на вещевых рынках до высоко- конкурентной торговли модными товарами в современных торговых комплексах сегодня. Концепция фирменного розничного предприятия предполагает представление полного ассортимента марки SELA: женская, мужская, подростковая и детская одежда, единую концепцию мерчандайзинга, системы управления товародвижением, программы по стимулированию продаж и дисконтные программы.
Компания первой реализовала на российском рынке собственную концепцию фирменной розничной торговли, основанную на четком описании всех бизнес-процессов и стандартов. В последующем, опыт SELA по организации фирменной торговли был заимствован многими fashion-компаниями на территории России. Компания SELA является лидером российского рынка торговли модной одеждой в среднем ценовом сегменте.
Сегодня SELA является международной вертикально интегрированной корпорацией по производству и продаже одежды в стиле casual в среднем ценовом сегменте. Статус интернационального брэнда сегодня обеспечивают торговые офисы SELA в России, Украине, Эстонии, Казахстане, Китае и торговая сеть, открытая в 14 странах. Мы продолжаем развитие и готовы к сотрудничеству с партнёрами в новых географических сегментах.
Достигнув предельных показателей по сети SELA, Корпорация приступила к расширению портфеля брендов. В 2006 году Корпорация выводит на российский рынок новый бренд – французский бренд модной женской одежды KOOKAI.2.2 Условия франчайзинга в компании5
Корпорация SELA рассматривает варианты партнерства по системе франчайзинга. Принципы работы оговариваются индивидуально с каждым потенциальным партнером в зависимости от его планов развития и территории рынка.
Краткая информация по франшизе:
-Паушального (вступительного) платежа нет
-Роялти (периодических платежей) нет
-Отчислений в рекламный фонд нет
Особые требования к покупателям франшизы:
-Площадь от 100 м2 до 350 м2
-Средний срок возврата инвестиций 3-4 года
Для открытия магазина необходимо подать пакет документов, оформленных в соответствии с нормативными документами компании. При согласовании заявки на открытие:
-Разработку индивидуального проекта Фирменного магазина, с учётом особенностей Вашей площади.
-Изготовление и поставку торгового оборудования и фирменных элементов стиля , соответствующих стандартам SELA
-Компания бесплатно оказывает значительную часть услуг по созданию и организации работы фирменного магазина, методическую и консультационную поддержку с выездом специалистов, услуги и обучение по мерчандайзингу.
-Предоставление гигиенических сертификатов и сертификатов соответствия на получаемые группы товаров
-Полное консультирование по всем возникающим вопросам.
-Рекламные материалы или их макеты для самостоятельного изготовления, поддержка и проведение общероссийских рекламных акций.
-Униформа для персонала Вашего магазина.
Имея, свой собственный бизнес франчайзи работает на себя, получая от нас всестороннюю поддержку и опыт успешного развития!
Также существует система кредитования внутри компании. То есть, возможно, предоставления кредита на открытие нового магазина.
Корпорация SELA не только развивает собственные брэнды, но и готова представлять интересы перспективных брендов одежды в географических сегментах, где дальнейшее количественное развитие собственной сети уже невозможно. Первым брэндом, с которым Корпорация SELA начала сотрудничество в данном направлении стал известный французский бренд модной женской одежды KOOKAI.
Сеть магазинов Sela охватывает крупнейшие города России и ближайших зарубежных стран. На данный момент основная задача в данных регионах – качественное изменение всех параметров сети магазинов Sela, включая увеличение площади магазинов, изменение торговых форматов, открытие магазинов в современных торговых центрах. Специалисты Корпорации готовы рассматривать заявки от новых партнёров в неохваченных сетью SELA городах России (города приоритетного развития), Украины, и других странах (страны приоритетного развития).