Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Понятие и основные принципы франчайзинга).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и основные принципы франчайзинга
1.3 Российская модель франчайзинга
1.4 Перспективы использования франчайзинга
Глава 2 Франчайзинговая модель бизнеса на примере компании «SELA»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
2.2. Контроль соблюдения стандартов фирменной торговли.
Введение
Интерес к этой концепции хозяйственного взаимодействия не случаен. Несмотря на то, что для многих российских предпринимателей понятие «франчайзинг» все еще остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов в различных сферах деятельности. Прежде всего, это проявляется в активном распространении известных торговых марок.
Актуальность данной работы заключается в том, что видение бизнеса таким способом является преимуществом для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке.
Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных средствах. За счет данного вида деятельности франчайзер «приближается к потребителю». При развитии путем франчайзинга франчайзи, который является независимым предпринимателем, принадлежит весь доход от его предприятия, за исключением роялти, а успех его деятельности напрямую зависит от собственных усилий.
Преимущества франчайзинга состоят в получении известной марки и связанных с ней технологий. Франчайзинг, купив франшизу, не придется думать о рекламе своего предприятия, разработке имиджа, создании технологий работы, так как все это в готовом и проверенном временем виде приобретается у франчайзера, а реклама осуществляется централизованно. Кроме этого, франчайзинг защищен от корпоративной конкуренции: согласно договору франчайзер на этой территории не продаст франшизу никому другому.
Для правоотношений, возникающих в рамках реализации договора коммерческой концессии, характерен специальный субъектный состав (состав лиц, участвующих в указанных отношениях и реализующих свои субъективные права и законные интересы). Представляется, что к основным участникам относятся лица, обладающие соответствующим правовым статусом, закрепленным в нормах ГК РФ и без которых возникновение, изменение и прекращение отношений по договору коммерческой концессии невозможно. Главным субъектом договора коммерческой концессии, безусловно, выступает правообладатель - лицо, обладающее исключительными правами, создавшее определенную модель организации производства под своей торговой маркой, использующее товарный знак и преследующее цель расширения своего бизнеса на рынке путем вовлечения в эту сеть других участников - пользователей.
На основании анализа гл. 54 ГК РФ можно сказать, что правообладатель - это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, обладающий комплексом исключительных прав, использование которых, он разрешает другой стороне - пользователю, за вознаграждение на определенный срок или без указания срока по договору коммерческой концессии.
Пользователь - это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которому, по договору коммерческой концессии, предоставлено право использования комплекса исключительных прав принадлежащих другой стороне - правообладателю, за определенное вознаграждение, в течение указанного в договоре срока или без его указания.
Соответственно, обе стороны договора коммерческой концессии - специальные субъекты, это означает, что некоммерческие организации и государство в лице федеральных или муниципальных органов не могут быть участниками данного договора. Этот запрет действует и в тех случаях, когда данным субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью (п. 2. ст. 50 ГК РФ).
В цивилистической теории высказана позиция, заслуживающая поддержки, в соответствии с которой правообладатель формально должен отвечать лишь двум признакам: быть предпринимателем и обладать исключительными правами, составляющими объект договора коммерческой концессии.[1]
Как справедливо указывает А.С. Райников, актуальность второго из названных признаков подтверждается буквальным смыслом п. 1 ст. 1027 ГК РФ, содержащего дефиницию договора коммерческой концессии. В нем указывается на предоставление пользователю исключительных прав, «принадлежащих» правообладателю. Правообладатель может обязаться предоставить в составе комплекса лишь принадлежащие ему на момент заключения договора исключительные права, а не те, которые он, к примеру, намеревается приобрести в будущем[2].
Положения гл. 54 ГК РФ не исключают возможность заключения договора коммерческой концессии группой лиц, объединившихся без образования юридического лица (простое товарищество). Данная точка зрения заслуживает поддержки, однако, не исключаем возможности выступления в предпринимательской деятельности участников договора простого товарищества, в том числе, в качестве стороны в договоре коммерческой концессии.
Таким образом, в правоотношениях, возникающих из договора коммерческой концессии, существует (действует) специальный субъектный состав лиц, участвующих в указанных отношениях и реализующих свои субъективные права, исполняющих возложенные обязанности и защищающих законные интересы. При этом целесообразно выделять группу лиц, непосредственно участвующих в таких отношениях (основные участники), и лиц, так или иначе влияющих на возникновение, осуществление и прекращение отношений по коммерческой концессии (факультативные участники).
В силу двустороннего (взаимного) характера договора коммерческой концессии, обе стороны (контрагенты) договора имеют как права, так и соответствующие, корреспондирующие им обязанности. Несмотря на взаимный характер договора, правообладатель фактически исполняет роль кредитора, а пользователь - должника, несмотря на то, что законодатель старается уравнять положения сторон. М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, говорят о том, что неравенство положений сторон договора находит непосредственное выражение в положениях ГК РФ об объеме и круге прав и обязанностей правообладателя и пользователя по договору коммерческой концессии[3].
Договор коммерческой концессии отличен тем, что его стороны принимают на себя особые обязанности, координирующие их совместную деятельность, устанавливающие взаимодействие при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом, как справедливо указано в научной литературе, надлежащее исполнение сторонами предусмотренных прав и обязанностей имеет равную значимость как для правообладателя, так и для пользователя. Объясняется это в первую очередь тем, что предоставление правомочий использования комплекса прав правообладателем по договору не устраняет с рынка услуг самого правообладателя и для него имеют значение добросовестность и качество осуществления деятельности его подопечным. В свою очередь, пользователь также заинтересован в качественной деятельности своего «координатора», так как его прибыль зависит, в том числе, от репутации уже зарекомендовавшего себя на рынке правообладателя.
Полагаем, что обязанности правообладателя по договору коммерческой концессии можно дифференцировать по двум категориям. К первой категории относятся императивные обязанности любого правообладателя, по данному договору (п.1 ст. 1031 ГК РФ). Ко второй категории относятся диспозитивные обязанности, которые возлагаются на правообладателя только в случае, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 1031 ГК).
Согласно другой, представленной в науке классификации обязанности правообладателя можно подразделить на две группы:
- подлежащие обязательному исполнению им в силу прямого указания закона;
- подлежащие исполнению, если иное не установлено договором[4].
К обязательно исполняемым относятся обязанности:
- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ему по договору;
- проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.
К обязанностям, которые должны быть исполнены правообладателем, если это не изменено договором, относятся обязанности:
- обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования по договору;
- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора.
Обязанность передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав (п.1 ст. 1031 ГК РФ) является, как указано ранее, императивной обязанностью правообладателя. По справедливому замечанию отдельных ученых, перечень, характер, объем технической и коммерческой документации или иной информации «определяются сторонами при заключении договора коммерческой концессии и зависят от вида исключительных прав, право на использование которых, правообладатель предоставляет пользователю».
Следовательно, императивные обязанности правообладателя это те действия, совершив которые он приступает к практической реализации вытекающих из договора обязательств.
Нужно отметить, что сторона, передающая свои права, обязуется оказывать необходимое содействие в организации бизнес процессов, обучении персонала, консультировать принимающую сторону по целому ряду важных для бизнеса вопросов (маркетинг, рекламная деятельность и т.д.). Об этом не говориться в ст. 1027 ГК РФ, однако прямо указано в ст. 1031 ГК РФ.
П. 2 ст. 1031 ГК РФ предусматривает три обязанности, которые возлагаются на правообладателя, если договором не предусмотрено иное (диспозитивные обязанности).
Первой из них является обязанность по государственной регистрации предоставления комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав. (В отношении исполнения данной обязанности речь шла в предыдущей главе настоящей работы).
Второй диспозитивной обязанностью правообладателя является оказание пользователю постоянного технического и (или) консультационного содействия, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников.
Данная обязанность полностью соответствует целям сторон договора коммерческой концессии, поскольку правообладатель заинтересован в качественной продукции, работах или услугах со стороны пользователя и в определенном, оговоренном сторонами вознаграждении за подобное сопровождение бизнеса. Пользователь заинтересован в получении актуальной технической и информационной базе, высококвалифицированном персонале, что поможет ему достигнуть желаемых результатов в предпринимательской деятельности.
Контроль качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии, является третьей субъективной обязанностью правообладателя. Данная обязанность имеет весьма важное значение и ее закрепление в законе представляется нам оправданной, по нескольким причинам. Во-первых, правообладатель по смыслу отношений является «профессионалом», вследствие чего, ему гораздо проще осуществлять контроль качества товаров, работ или услуг. Во-вторых, правообладатель, контролируя качество товаров работ или услуг, предостерегает себя от законодательно закрепленной ответственности (ст. 1034 ГК РФ) по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. Так же правообладатель экономически заинтересован в долгосрочных и стабильных отношениях с пользователем, в расширении своей сети, что невозможно при сбоях в сфере качества товаров, работ или услуг.
Итак, можно сделать вывод, что по договору коммерческой концессии контроль качества товаров, производимых пользователем, является правом правообладателя, но не его обязанностью, как это представлено в ст. 1031 ГК РФ.
Потребитель также остается в выигрыше - он получает возможность пользоваться в своем районе продуктами (услугами) известной торговой марки определенного качества и по единой цене.
Целью моей курсовой работы является: выяснить что же представляет из себя такое понятие, как франчайзинг, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1.Выяснила, что представляет из себя такая система управления, как франчайзинг.
2. Определила, преимущества и недостатки данной системы управления предприятием.
3.Выяснила, какую роль играет франчайзинг в современной российской экономике.
В качестве объекта исследования выступают отечественные и зарубежные предприятия, использующие франчайзинговую модель ведения бизнеса. Предметом исследования работы является франчайзинг на ООО «SELA». Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.