Файл: Проектный офис, принципы и этапы формирования (Анализ условий развития рынка сбыта компании).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность создания проектного офиса в компании
1.1. Обоснование принципов организации проектного офиса в компании
1.2 Функции проектного офиса по развитию интернет-торговли
Глава 2 Развитие интернет-торговли в компании «Упаковочные материалы»
2.1. Анализ условий развития рынка сбыта компании
2.2. Организация и коммерческие задачи проектного офиса в компании
2.3. Инструменты управления и оценки результатов интернет-торговли
Задачи управления непрофильными активами часто связаны либо
с организацией управления инвестиционно-строительными проектами, либо с реализацией программы развития компании. Выше были кратко описаны оба случая. Отметим только, что дополнительным возможным обоснованием необходимости формирования специализированных структур управления,
в том числе проектного офиса, является «непрофильность» активов, для управления которыми может не существовать соответствующей инфраструктуры и устоявшихся управленческих конструкций [25, с. 30-31].
В любом случае, организации, которым необходимо выстроить управление непрофильными активами, вполне могут определить требуемые финансово-экономические показатели и, возможно, сформировать программу развития такого актива. Как правило, оперативное управление осуществляет менеджмент, а проектный офис выступает в роли связующего звена между менеджментом и организацией, владеющей активом.
Такой проектный офис может обеспечить:
1) мониторинг программы преобразований;
2) поддержку процессов управления портфелем активов; в этом случае ключевое значение имеет возможность использовать специализированную информационную систему, позволяющую наладить информационно-аналитическое обеспечение руководства компании.
Глава 2 Развитие интернет-торговли в компании «Упаковочные материалы»
2.1. Анализ условий развития рынка сбыта компании
Анализ рынка сбыта представляет собой исследование, необходимое для успешного ведения бизнеса, планирования деятельности компании и обеспечения ее победы в конкурентной борьбе. Произведенную компанией продукцию необходимо продать, сбыть, так как именно сбыт приносит компании прибыль. Анализ рынка сбыта позволяет определить рыночную структуру, тип и конъюнктуру рынка, оценить его емкость и другие характеристики, выбрать оптимальные каналы сбыта произведенных товаров.
Российский рынок упаковки на протяжении ряда лет развивался высокими темпами. Последние 10 лет его оборот увеличивался на 10-12% ежегодно, причем этот рост обеспечивался увеличением внутреннего производства практически всех видов упаковочных материалов и изделий. К 2008 году по некоторым из них предложения превысили потребность.
Оборот российского рынка упаковки 2013 года составил порядка 12 млрд $. Всемирная организация упаковщиков (WPO) относит его к числу 10 крупнейших упаковочных рынков мира. Динамичный рост российского рынка упаковки обусловлен рядом факторов. Одним из важнейших долгое время являлся стабильный прирост объемов выпуска продукции в отраслях – основных потребителях упаковки. Так, в пищевой промышленности, которая использует от 50% до 85% общего объема потребления различных видов упаковки, в последнее время ежегодный прирост производства продукции составлял до начала кризиса 5-6% [22, с. 12].
Во втором полугодии 2013 года произошел спад производства основных продовольственных товаров. Индекс их производства в 2013 году составил лишь 101,1% против 106.1% в 2012 году.
Сохраняется большой импорт продовольствия – более 40% ресурсов на продовольственном рынке. Это в 2,45 раза больше, чем в 2012 году. Падение производства продовольственных товаров наблюдалось в 1 квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года: кондитерских изделий – 4,3%, хлебобулочных – 2,9%, колбасных – 9,4%, водки
и ликероводочных изделий – 17,9% [22, с. 14].
Аналогичная картина складывается и в других отраслях, потребляющих значительные объемы упаковки. Соответственно значительно снижается спрос на упаковочные материалы и изделия. Важную роль в сфере упаковки потребительских товаров играет динамика цен на эти товары. Только снижение курса рубля по отношению к основным валютам привело
к повышению себестоимости продовольственных товаров на 8-15%, фармацевтических препаратов на 19-25% и т.д. В этих условиях возросло стремление промышленных потребителей упаковки сэкономить за ее счет.
В структуре потребления невелика доля упаковки таких товаров, как предметы роскоши или строительные материалы, реализация которых во время кризиса резко сократилась. В то же время производство товаров первой необходимости, использующее основную массу упаковки, наименее подвержено негативным явлениям. Это дает основание прогнозировать относительную устойчивость отечественной индустрии упаковки.
В настоящее время помимо количественных изменений на российском рынке упаковки происходят важные структурные перемены. Они связаны
с социальными, демографическими факторами, развитием новых технологий, состоянием розничной торговли, экологическими и многими другими аспектами. Ужесточение требований к упаковке происходит при разработке новых нормативно-правовых актов.
В долгосрочном плане спрос на упаковочные материалы и изделия будут определять следующие тенденции:
- увеличение сроков реализации продовольственной продукции, ужесточение требований к барьерным свойствам упаковочных материалов;
- снижение материалоемкости упаковки;
- ужесточение требований по безопасности упаковки;
рост влияния маркетинговых функций упаковки;
- использование промышленными потребителями высокоскоростного фасовочного и упаковочного оборудования;
- развитие современных технологий транспортировки и хранения товаров;
- развитие среднего и малого бизнеса;
- социальные, демографические и т.п. перемены;
- развитие и состояние розничной торговли;
- усиления влияния экологических проблем в сфере упаковки [39].
За последние 10 лет в реконструкцию и строительство новых предприятий по производству упаковочных материалов и изделий вложены значительные средства. Многие из них оснащены самым современным оборудованием, позволяющим производить упаковку с требуемыми сегодня потребительскими свойствами. Значительное число промышленных потребителей упаковки, в том числе крупные компании, сократили долю потребления импортной упаковки за счет увеличения закупок отечественных изделий. Однако, уровень использования имеющихся мощностей остается не высоким. В ряде производств он не превышает 70%.
Основные проблемы: несоответствующая современным требованиям производства упаковки сырьевая база; высокая степень монополизации сырьевых отраслей; высокие таможенные тарифы на ввоз недостающих ресурсов.
Начиная с 2007 года, в российской упаковочной индустрии начали обозначаться проблемы, влекущие за собой стагнацию отрасли. Рентабельность производства на ряде предприятий достигла предельно низкого уровня. Свернуты многие инвестиционные программы. Отраслевая инфраструктура снизила свою отдачу.
В конце 2012 года сложился дефицит тарного картона и гофрокартона, что было связано в первую очередь с остановкой на модернизацию крупнейших производителей целлюлозного картона - компаний «Mondi Business Paper Сыктывкарский ЛПК», «Выборгская целлюлоза»
и «Енисейский ЦБК». Такая ситуация дала шанс отечественным производителям упаковки выправить их положение на рынке, однако этого не произошло из-за недостатка сырья. Профилактические остановки Архангельского и Братского ЦБК сыграли немаловажную роль в ситуации на рынке тарного картона и гофроупаковки, показав, насколько этот рынок зависим от основных производителей сырья. Все это подогрело и без того высокий спрос на сырье для бумажной упаковки - целлюлозного картона
и гофрокартона.
Весь 2013 год был отмечен стремлением изготовителей тары угнаться за спросом и увеличить объемы производства, однако без модернизации мощностей такие попытки не могли увенчаться успехом. Многие предприятия отрасли среагировали на сложившуюся ситуацию на рынке
и провели модернизацию, за счет чего им удалось увеличить объемы выпуска. Так, к примеру, Марийский ЦБК вложил в обновление предприятия 63,5 млн руб. и увеличил в 2013 году выпуск картона на 7,9% (до 66,4 тыс. т) и товарной целлюлозы на 7,5% (до 49,4 тыс. т). Более 60 млн руб. в развитие действующего производства вложило и ОАО «Маяк», в результате объем выработки бумаги и картона за 2013 год достиг 48,8 тыс. т; в 2014 году руководство компании планирует расширить производство картона до
70 тыс. т. Всего за 2013 год в России произведено 1933,1 тыс. т тарного картона, включая бумагу для гофрирования, что составило 65,9% общего производства картона [30].
Однако, как сообщает в своем исследовании компания Abercade Consulting, в 2013 году в Россию было импортировано 444,8 тыс. т картона, предназначенного для изготовления потребительской упаковки, что в натуральном выражении на 13% больше, чем в 2012 году [40]. Импортные производители не могли не среагировать на спрос в России, но почему закупщики не удовлетворились внутренними ресурсами, а предпочли закупать сырье за рубежом?
На то был ряд причин. У крупных российских производителей прослеживается тенденция к увеличению выпуска готовой картонной тары, а мелкие производители упаковки нуждаются в исходном материале. Помимо этого, предприятия, закупающие упаковку из картона для своих товаров, повышают требования не только к ассортименту, но и к качеству, экологичности и способу отделки картона, правда, лишь 65% отечественных предприятий выпускают картон, полностью пригодный для обработки на современных упаковочных линиях. К тому же закупщики не могли ждать, пока российский производитель сырья для упаковки, поспешая за спросом, модернизирует свои мощности и расширит ассортимент, а ЦБП - не та отрасль, которая может отреагировать на изменения рынка мгновенно.
В 2013 году стали проявляться результаты гонки за объемами производства - объемы выросли в сравнении с аналогичным периодом 2012 года: в I квартале выпуск бумаги и картона однослойных гофрированных увеличился на 33,7%, а картона - на 4,7% (данные Росстата). Например, по итогам I квартала 2013 года группа предприятий «Пермская целлюлозно-бумажная компания» отгрузила гофропродукции на 12% больше, чем за тот же период 2012 года [40].
По результатам работы в следующих кварталах следует ожидать не меньших темпов прироста, особенно в секторе гофрокартона, так как сразу несколько компаний объявили о наращивании мощностей и вводе в строй новых предприятий. ООО «Картон плюс» инвестировало 23 млн руб. в запуск фабрики в Тосненском рне Ленинградской обл. В ЗАО «Готэк Северо-Запад» заявили о намерении увеличить производство гофропродукции и довести его до 80 млн м2, а гофрокартона - до 104 млн м2. ООО «Технокрафт» планирует приобрести одно из разорившихся предприятий в Ленинградской области. ОАО «Архбум» строит новый завод гофроупаковки в Истринском районе Московской области (стоимостью около 1,5 млрд руб.). ЗАО «Уралгеомаш» ведет строительство нового завода по производству гофрокартона и упаковки в г. Ульяновске общей стоимостью около 1,2 млрд руб. Завод будет одной из производственных площадок компании Paper Modern Packaging [40].
Таким образом, в настоящее время на рынке развернулась острая конкурентная борьба между поставщиками гофротары и в ближайшем будущем ожидается острая ситуация в связи с переизбытком продукции и возможным падением цен. Производители упаковки все больше ориентируются на экспорт и региональное распределение. Основной спрос на картон и гофропродукцию зависит от пищевых производителей, так как на этот сектор приходится около 60% потребления всей упаковочной бумаги в России, следующий по емкости сектор - фармацевтическая и косметическая отрасли, на них приходится 20%.
2.2. Организация и коммерческие задачи проектного офиса в компании
Необходимость проектного офиса в компании возникает, когда количество проектов и их масштаб начинает создавать проблемы с управляемостью. Исчезает прозрачность. Разнородная отчетность не позволяет охватить состояние всех проектов. Информация находится в головах менеджеров проектов, и изымать ее оттуда становится все труднее. Потребность собрать всю информацию, стандартизировать ее, сохранить и снизить негативные последствия смены или ухода менеджера проекта - вот одна из задач проектного офиса. Для ряда компаний уход менеджера проекта означает закрытие проекта, а зачастую и потерю клиента.
Начинается все со сбора информации о проектах. Создание их реестра зачастую является одним из самых эффективных шагов по наведению порядка. По мере инвентаризации и внесения ясности начинают выявляться проблемы отдельных проектов, в первую очередь проблемы с календарным планированием. Разработать план не слишком подробный, который не требует много времени на разработку и поддержание в актуальном состоянии, и не слишком общий, позволяющий оценить реальное состояние дел и принять обоснованные решения, - проблема не тривиальная.