Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Значение организации труда на предприятии).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы стратегии управления персоналом организации
1.1 Значение организации труда на предприятии
1.2 Значение человеческого фактора в стратегии управления персоналом в организации
2 Анализ особенностей стратегии управления персоналом на примере ООО «Гостиница Варшава»
2.1 Общая характеристика ООО «Гостиница Варшава»
2.2 Особенности управления персоналом
2.3 Анализ особенностей совершенствования управления персоналом в ООО «Гостиница Варшава»
Ответственность всегда ощущается как психологическая нагрузка и закрепляется в сознании индивидуума, как собственная потребность выполнения задач. Под сознанием в данном случае понимается процесс восприятия, анализа и оценки внутреннего состояния человека и внешней среды, способствующий принятию решений и последующим действиям. Под ответственностью в менеджменте понимается принятое обязательство сотрудника выполнять имеющиеся задачи и отвечать за результат и их последствия. Степень ответственности характеризует меру готовности принять на себя данную психологическую нагрузку. Чем выше степень ответственности, тем более высокую нагрузку может взять на себя работник организации.
Следует отметить, что ответственность, которая осознается человеком и инстинктивно участвует в принятии решения, имеет свою степень воздействия и как показано в работе зависит от нескольких уровней. Первый уровень -ответственность, возникающая перед собственным, материальным «я», относимым к человеку, как объекту управления самим собой. Второй уровень - ответственность перед группами принадлежности, к которым относится группа людей родных и близких, связанных с ним общим домохозяйством, а также коллективом сотрудников и непосредственным руководителем организации, в которой человек трудится. Третий уровень - ответственность перед потребителями продукции, работ или услуг за результаты выполняемых работ и перед обществом людей, проживающими на одной территории. Четвертый уровень -ответственность перед природной пространственной средой и «я» как субъектом управления самим собой, относимым к нематериальной информационной системе высшего уровня. Чем выше осознаваемая ответственность при принятии решений, тем выше уровень развития психики человека 8, с.10.
Так, например, решение высшего менеджмента о максимизации прибыли в компании может быть достигнуто двумя путями, «любой ценой» при максимальном снижении себестоимости продукции за счет употребления составляющих, воздействующих прямо или косвенно на здоровье людей или наносящих вред окружающей среде. И второй путь - максимизация прибыли за счет качества продукции с применением только полезных составляющих и не наносящих вред окружающей среде. Какой путь будет выбран, зависит от уровня развития сознания лица, принимающего решение. Если у руководителя возникает ответственность (3 и 4 уровни), перед потребителями, обществом и природной средой за все, что он делает, тогда будет выбран второй путь, если не возникает, что соответствует 1 и 2 уровню ответственности, - первый путь. В литературе этот фактор часто относят к ценностям, разделяемым высшими менеджерами, конкретными людьми той или иной организации.
В рамках системного подхода человеческий фактор можно рассматривать как совокупность внутренних и внешних элементов, в которых возможно его проявление. К внутренним элементам системы «человеческий фактор» относится:
1) состояние сознания (нормальное или изменённое) лица (менеджера или исполнителя), принимающего решение, предваряющие последующие действия,
2) уровень развития сознания, соответствующий 4 уровням развития, с учетом которых, каждый конкретный работник организации принимает решения.
К внешним элементам рассматриваемой системы относится:
1) пространство, в котором осуществляется деятельность, как внутреннее, к которому относится непосредственно помещение, оборудование и условия оснащения рабочего места, так и внешнее, где возможна деятельность,
2) персонал, к которым относятся сотрудники и непосредственный руководитель, с которыми устанавливаются формальные и неформальные коммуникации,
3) потребитель, с которым происходит взаимодействие на рабочих местах, при оказании услуг или выполнении работ,
4) технология выполнения работ при производстве продукции, оказании услуг или выполнении работ,
5) оперативное информационное обеспечение по выполняемым работам.
В заключение первой главы следует отметить, что полностью избежать «человеческого фактора» вряд ли удастся, поскольку человек принимающий решения, всегда находится под воздействием внешней и внутренней среды в конкретный момент времени. Но уменьшить события, причиной которых может стать человеческий фактор возможно, если обеспечивать нормальное состояние элементов в системе принятия решений менеджеров или исполнителей работ, исключающих в прошлом допускаемые или ожидаемые ошибочные решения, в результате которых могут наступить неблагоприятные последствия для будущей деятельности организации.
1.3 Алгоритм стратегии проведения исследования влияния человеческих ресурсов на обеспечение надежности системы управления организацией
Существует два важных момента в вопросе стратегии использования человеческих ресурсов.
Во- первых, важнейшее условие осуществления стратегии это преданность и приверженность членов организации делу, которое ведет организация (в том числе осуществление стратегии, которую осуществляет компания). Развивать чувство приверженности довольно проблематично. В процессе осуществления стратегии руководство компании должно стремиться сделать так, чтобы у работников выработалось восприятие стратегии предприятия как личного дела.
Во- вторых, успешная реализация стратегии во многом зависит от того, насколько члены организации заинтересованы в достижении наилучших результатов на рабочем месте. Стремление и умение хорошо выполнять свою работу являются характеристиками людей, которые должны всегда находиться в центре внимания руководства и быть под особым вниманием на стадии осуществления стратегии [20].
Процесс формирования мобилизации ресурсов начинается с того, что механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие с осуществляемой стратегией для того, чтобы высшее руководство должно было привести характер и направленность деятельности функциональных подразделений в соответствие с задачами реализации стратегии. До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движение ресурсов внутри организации, должны быть доведены новые задачи. Но не только. Важно устранить сопротивление с их стороны, возникающее в связи с проведением изменения, и убедить их в необходимости эффективного участия в осуществлении стратегии и проведения для этого соответствующей подготовительной работы и изменений[25, с. 77].
Стратегия управления человеческими ресурсами напрямую зависит от стратегии отдела кадров. Кроме того, стратегии кадровой политики является определяющей для стратегии управления персоналом организации.
В настоящее время существует три концепции стратегии кадровой политики:
Предполагается, что стратегия управления человеческими ресурсами определяется стратегией организации. Управление персоналом организации выполняет обслуживающую функцию, включающую в себя предоставление и поддержание работоспособности, необходимых для организации персонала.
Стратегия УЧР является самостоятельной и не зависит от стратегии организации. Все работники организации рассматриваются как самостоятельный ресурс, с помощью которого можно решать задачи, возникающие в условиях рыночной экономики. В этом случае стратегия кадровой политики зависит от потенциальных или имеющихся кадровых ресурсов.
Третья концепция объединяет две предыдущие. В данной концепции сопоставление стратегии компании с потенциальными и имеющимися человеческими ресурсами определяет соответствие направлению кадровой политики. В результате таких сопоставлений может измениться стратегия деятельности всей организации и ее кадровой политики.
Стратегическое УЧР это управление персоналом компании, которое основано на далеко идущих прогнозах развития как организации, так и ее окружения. Это управление, опирающееся на человеческий потенциал как на основу предприятия, ориентирует производственную деятельность на запрос потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, которые отвечают вызову окружения предприятия и способствуют повышению конкурентоспособности, что в совокупности обеспечивает организации выживание и достижение целей в долгосрочной перспективе. В целом, сущность стратегического УЧР содержит в себе ответ на три вопроса:
Где в данный момент находится организация и ее персонал?
В каком направлении должен развиваться персонал в соответствии со стратегией организации по мнению высшего руководства?
Как должен развиваться персонал, чтобы способствовать выполнению новых задач организации в будущем?
Стратегическое УЧР предполагает реализацию главных и частных функций управления персоналом, их взаимосвязи с учетом интересов заинтересованных групп и исходя из целостного представления о цели развития предприятия. В отношении персонала выделяют три вариации стратегии:
Инвестирование
Стимулирование
Вовлеченности
В каждой из выше приведенных стратегий выделяют ключевые цели:
Вклад сотрудников в выполняемую работу
Создание эффективной команды с учетом разнообразия групп работников
Компетентность (связана с профессиональными навыками и способностями сотрудников, с уровней существующих и будущих знаний, определяющими степень компетентности рабочей силы, необходимой для достижения текущих и стратегических задач организации)
Степень «привязанности» сотрудника к занимаемой должности и организации в целом.
Выбор конкретного вида эффективной стратегии зависит от следующих факторов: экономическое развитие общества, отрасли и размер организации, культура общества, и т.д.
Существование организации осуществляется по определенным законам. Функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла (согласно органическому подходу).
Несмотря на не кончающиеся дискуссии, многие специалисты утверждают, что весь цикл организации включает такие стадии, как формирование, интенсивный рост, стабилизацию и кризис (спад) организации. Причем последняя стадия не всегда заканчивается ликвидацией компании. Вполне возможно, что фирма возрождается, либо преображается.
Организации проходят еще один временный цикл, которые длиннее стадийного. В этом цикле выделяют три типа ценностных установок:
Механизация
Внутреннее предпринимательство
Управление качеством.
В соответствии данной концепции каждая организация не может слишком долгий промежуток времени оставаться в одном состоянии, а всегда проходит несколько этапов развития. Периоды, которые проживает предприятие в рамках однотипных ценностных установок и фиксируют специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, называют стадиями. Периоды, когда организация принципиально изменяет ориентации и внутренние ценности, называют циклами развития. Это тоже имеет значение при разработке стратегии фирмы и управлении персоналом [8].
Анализ деятельности предприятий, которые уже успешно реализовали свои стратегии, показывает, что они в своей деятельности соблюдали следующие правила:
Планы и цели компании доводились до персонала как в целях вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегии, так и для того, чтобы они понимали то, что делает организация
Руководство обеспечивало своевременное поступление необходимых ресурсов для реализации стратегии
Руководство имело программу, по которой реализовывалась стратегия, проводились конкретные мероприятия и фиксировало достигнутые цели.
Высшее руководство компании должно вести организацию к достижению цели посредством программы реализации стратегии, которая состоит из пяти этапов:
Углубленное изучение среды, целей и разработанных стратегий;
Принятие решения по эффективному использованию имеющихся у организации ресурсов (распределение и оценка ресурсов, приведение их в соответствие с реализуемыми стратегиями, создание условий для вовлечения сотрудников в процесс реализации выбранной стратегии);
Оптимизация организационной структуры;
Проведение необходимых изменений высшим руководством (составление возможных сопротивлений изменениям, устранение или максимальное снижение существующего сопротивления, закрепление проведенных изменений);
При необходимости пересмотр программы осуществления стратегии.