Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Значение организации труда на предприятии).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы стратегии управления персоналом организации
1.1 Значение организации труда на предприятии
1.2 Значение человеческого фактора в стратегии управления персоналом в организации
2 Анализ особенностей стратегии управления персоналом на примере ООО «Гостиница Варшава»
2.1 Общая характеристика ООО «Гостиница Варшава»
2.2 Особенности управления персоналом
2.3 Анализ особенностей совершенствования управления персоналом в ООО «Гостиница Варшава»
Рассмотрим более подробно составленную анкету. Она содержит 21 вопрос, каждый из которых можно отнести к конкретному блоку вопросов, направленному на выявление определенных параметров организационной культуры. Вопросы первого блока направлены на выявление мнения сотрудников о сущности культуры, их представления о том, через какие элементы она проявляется. Вопросы второго блока своей целью ставят рассмотрение особенностей организационной культуры в ООО «Гостиница Варшава» в структуре управления персоналом. Этот блок вопросов является основным, так как с его помощью создается целостное впечатление о культуре предприятия. Вопросы третьего блока направлены на выявление мнения сотрудников о компании, о том, устраивает ли их данное место работы. Последний блок вопросов представлен формальными вопросами (пол, должность, возраст, стаж работы), которые необходимы для анализа данных по сотрудникам ООО «Гостиница Варшава».
Что касается результатов анкетирования по первому блоку вопросов, направленных на выявление мнения сотрудников о сущности культуры, их представлений о том, через какие элементы она проявляется, то они таковы. На вопрос о том, насколько сотрудники организации согласны с утверждением, что организационная культура – это один из основных элементов успешно существующей компании, были получены следующие данные: во многом согласны с данным утверждением 33%, нейтральны – 29%, во многом не согласны – 9%, полностью согласны – 23%, совершенно не согласен – 6%.
На вопрос о том, что для сотрудников представляет организационная культура, получены следующие ответы: 70% отметили, что это наличие правил, норм и ценностей, разделяемых всеми сотрудниками организации; для 85% культура – это символика, знаки и атрибутика организации; для 54% – это принятый в компании стиль руководства, сплоченность и связанность работников компании; для 8% – это деловой этикет, трудовая и деловая этика; 56% отметили, что это характерные способы организации протекания взаимодействия (процессы коммуникации, координации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений); 43% отметили совместные праздники и отдых с коллегами и руководством; для 39% культура выражается в правилах неформальных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство сотрудников признают необходимость создания в организации организационной культуры, так как она способствует эффективному функционированию организации. При этом чаще всего под организационной культурой сотрудники понимают правила, нормы и ценности, разделяемые всеми членами организации, а также символику, знаки и атрибутику фирмы. Это говорит о том, что культура должна быть представлена не только внешними элементами, которые заметны и для сотрудников и для окружающих, но она также должна выражаться через внутренние элементы (определенные правила, нормы, ценности, цели организации).
С целью дальнейшего совершенствования механизмов управления персоналом компании необходимо разработать программу развития культуры на период 2018 – 2019 гг. Программа развития культуры включает в себя этапы совершенствования культуры, основные мероприятия по совершенствованию культуры, реализация программы совершенствования культуры, оценку культуры, сроки реализации и ответственных за выполнение конкретных мероприятий.
В таблице 3 приведены основные этапы реализации стратегического плана по совершенствованию культуры ООО «Гостиница Варшава».
Таблица 3
Основные этапы совершенствования организационной культуры
Основные мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные лица |
Совершенствование внутренних элементов культуры (миссия, ценности, нормы поведения) |
01.2018 – 12.2019 |
Топ-менеджмент, менеджеры среднего звена |
Совершенствование внешних элементов культуры (символика, фирменный стиль в одежде, внешние атрибуты компании) |
01.2018 – 12.2019 |
Топ-менеджмент, менеджеры среднего звена, менеджеры низшего уровня |
Совершенствование организационного имиджа предприятия (коммуникативный аспект) |
01.2018 – 12.2019 |
Топ-менеджмент, менеджеры среднего звена |
Предлагаем к реализации несколько важных мероприятий для совершенствования внутренних элементов организационной культуры ООО «Гостиница Варшава», которые могут быть основой для реализации стратегического плана.
Опыт зарубежных фирм показывает, что чаще всего изменения организационной культуры в первую очередь проводят на первом уровне, так как это легче всего и понятно, что и как делать. Например, не было письменной истории – можно ее создать. Не было фирменных значков и кепок – можно заказать в рекламном агентстве, занимающимся сувенирной продукцией. Однако если компания ограничивается изменениями только на этом уровне, то лишь зря потратит финансы и время, так как воздействие на персонал на рациональном уровне, на уровне атрибутов является необходимым, но не достаточным условием существования эффективной организационной культуры. Важное место занимает также формирование и развитие элементов второго уровня. Цель управленческих воздействий на данном уровне – формирование общего видения, миссии компании, ее целей и путей развития. Инструментами для этого служат всевозможные организационные мероприятия (праздники, спортивные состязания, «капиталистические соревнования», выезды за город, тренинги, в том числе на сплочение команды).
Как было выявлено, организационная культура ООО «Гостиница Варшава» находится на стадии стабилизации, содержит большую часть элементов, необходимых для эффективного функционирования предприятия. Однако для ее развития необходимо разработка мероприятий по адаптации сотрудников и совершенствование системы мотивации и стимулирования сотрудников компании.
В целях совершенствования организационной культуры ООО «Гостиница Варшава» необходимо более эффективнее использовать такую дополнительную возможность мотивационной системы «РОСТ», как возможность совмещения работы и замещения работников. При внедрении «РОСТ» начисление заработка при совмещении и замещении будет понятным и объективным. Все эти составляющие безусловно помогут в удержании ключевых сотрудников.
Духовное развитие – общественно значимый смысл деятельности, рост вклада, вносимого организацией и ее работниками. Интеллектуальное развитие – развитие и реализация человеческого потенциала. Социально-психологическое развитие – развитие взаимоотношений между людьми, более гуманное отношение к человеку. Это развитие основано на инициативе работников. Это инвестиции в самих себя, в свой коллектив.
Обновление побуждает компанию двигаться по восходящей спирали роста и перемен по спирали постоянного совершенствования. Движение по восходящей спирали требует, чтобы мы узнавали новое, брали обязательства и действовали, поднимаясь с каждым разом на новый виток, и так до бесконечности.
Экономический эффект предложенной системы заключается в эффективном перераспределении материальных ресурсов и заработной платы, прежде всего. Эта эффективность тесно взаимосвязана с социальной эффективностью, которая рождается из чувства справедливого распределения заработка сотрудников почты. Все плюсы системы, описанные выше, можно назвать в качестве рекомендаций для их дальнейшего внедрения.
Основными недостатками существующей системы мотивации труда работников ООО «Гостиница Варшава» так же являются следующие моменты:
- При стимулировании труда сотрудников, не уделяется внимание дополнительному времени работы персонала, что снижает производительность труда сотрудников;
- При использовании повременной системы оплаты труда, также снижается производительность труда сотрудников, в силу не учета количественных результатов;
- Управление производственным процессом занимаются люди, без специального образования.
Основные негативные последствия неэффективной системы стимулирования персонала видны в период наивысшего спроса на товары и услуги компании.
Эффективное стимулирование заинтересованности персонала в повышении результативности функционирования предприятия возможно лишь при эффективной корректировке системы мотивации персонала.
С целью увеличения заинтересованности персонала в повышении эффективности работы предприятия, нужно развивать такие компоненты мотивации в структуре организационной культуры как:
1. создание и использование системы организационной культуры предприятии. Это донесения до сотрудников основных нормативных документов:
- Устав предприятия;
- Основные принципы руководства компанией;
- Стиль управления компанией;
- Система штрафов и поощрений.
При использовании данной системы можно достичь: понимания между сотрудниками и компанией в целом, выработка стратегия развития компании и обозначение перспективных направлений развития.
2. участие сотрудников компании в распределение прибыли компании, использование капитала, ориентация на совместное эффективное сотрудничество. В этом случае можно достичь:
- Чувство принадлежности сотрудников к коллективу;
- Понимание того, как распределяются затраты компании и прибыль компании;
- Готовность сотрудников рисковать и принимать нестандартные решения.
3. предоставление сотрудникам компании различных социальных льгот, таких как:
- Медицинское обслуживание;
- Отпуск;
- Больничный;
- Детские сады;
- Питание;
- Спецодежда;
- Спортивные занятия.
4. принятие участие персоналом в процессе принимаемых решений. Это делается для того, чтобы сотрудники ощущали свою значимость, а также можно принимать на себя ответственность за выполняемую работу и принимаемые решения.
5. Создание рабочего места сотруднику – оснащение рабочего места всеми необходимыми техническими и иными материалы, которые сотрудник использует в процессе своей повседневной деятельности. С помощью этих инструментов можно достигнуть повышение степени удовлетворенности сотрудников от процесса выполнения своей работы.
6. информационная открытость – то есть доведение до сотрудников информации о деятельности предприятия. С помощью этого метода компания может добиться вовлечения сотрудника в коллектив, принадлежность к организации.
7. аттестация персонала по разработанной системе показателей. На основании аттестации выявляются недоработки со стороны сотрудников, и определяется степень ответственности работниками за принимаемые решения.
На основе проведенного исследования системы мотивации персонала ООО «Гостиница Варшава» можно сделать вывод, что система мотивации персонала на предприятии нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденций кадрового менеджмента.
Предложенные мероприятия будут иметь эффект, приносить пользу в том случае, если будут исходить от высшего руководства.
Хотелось бы внести следующие предложения в создание системы управления персоналом ООО «Гостиница Варшава»:
- вычленение из отдела кадров самостоятельного отдела – «Служба по подбору персонала»;
- включение в технологию подбора персонала еще одного этапа – «Вторичный отбор кандидатов» с помощью психологического тестирования.
В отдел кадров ООО «Гостиница Варшава» входит 4 специалиста:
- 2 специалиста отдела кадров;
- 2 менеджера по персоналу.
Их должностные обязанности довольно сильно отличаются.
Специалисты отдела кадров выполняют следующие функции:
- оформляют на работу,
- оформляют перевод уже работающих сотрудников на другие должности и т.п.
Менеджеры по персоналу проводят следующую работу:
- отбирают соискателей по резюме,
- проводят анкетирование, интервью.
В ООО «Гостиница Варшава» применяется тарифная система оплаты труда, при этом применяется:
- повременно-премиальная,
- сдельно-премиальная формы оплаты.
В целях создания системы по организации и оплате труда в ООО «Гостиница Варшава» целесообразно провести следующие мероприятия:
1) Введение сдельно-прогрессивной системы оплаты труда.
2) Регулярное повышение заработной платы.
3) Использование зарубежного опыта стимулирования и оплаты труда.
4) Премирование работников ООО «Гостиница Варшава».
5) Рейтинговая система премирования (таблица 4):
Таблица 4
Предлагаемые критерии премирования работников
Критерий |
Оценка в баллах |
Работник «Гостиница Варшава» приходит на работу во время |
1 |
Работник не делает «перекуры» в рабочее время |
1 |
Работник не уходит с работы до официального окончания ра- бочего времени |
1 |
Работник ответственно, своевременно выполняет поруче- ния своего начальства |
1 |
Работник «Гостиница Варшава» обедает только в обеденное время |
1 |
Работник поддерживает исправности, чистоте и в порядке рабочее место |
1 |
Работник проявляет исполнительность и инициативность от- носительно своей сферы деятельности |
1 |
Работник «Гостиница Варшава» также проявляет инициативность и относительно улучшения деятельности всей фирмы |
2 |
Работник «Гостиница Варшава» участвует в социально-культур- ных мероприятиях фирмы |
1 |
Работник при просьбе своего начальника, в случае необхо- димости участвует во взаимозамещаемости |
1 |