Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и содержание коммуникации в организации
1.1. Понятие коммуникации в организации
1.2. Виды коммуникаций в организации
1.3. Функции коммуникаций в организации
Глава 2. Особенности коммуникативного процесса в организации
2.1.Основные элементы коммуникационного процесса
2.2.Реализация коммуникативного процесса в организации
3.1. Характеристика деятельности БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж»
В арсенале колледжа имеется библиомедиацентр, обладающий значительным запасом научной литературы, педагогической периодики, электронных образовательных ресурсов. Образовательный процесс сопровождается организацией профессиональной практики в детских садах школах, турфирмах, организациях дополнительного образования детей.
Сотрудники и студенты колледжа являются активными участниками общественной жизни города, региона и страны. В первую очередь, это научные конференции различного уровня, городские и региональные проекты, конкурсы, фестивали. Многие студенты колледжа являются членами различных общественных объединений города и региона.
В самом колледже также кипит творческая жизнь: регулярно проходят праздничные концерты, стартуют интересные акции, фотоконкурсы, спортивные соревнования, игры КВН, интеллектуальные турниры «Что? Где? Когда?» и «Своя игра» и многое другое.
Далее более детально рассмотрим организационную структуру колледжа (Приложение 2). Всего в колледже более 70 сотрудников, из них административных работников 11 человек, имеются также методисты, педагоги-организаторы, социальный педагог, руководитель практики, воспитатели общежития, учебно-вспомогательный персонал. Преподавательскую деятельность осуществляют более 40 педагогов, часть из которых имеют полноценную нагрузку, часть – работает по совместительству и внутреннему совмещению.
Кроме того, в колледже действуют специализированные объединения, имеющие определенные полномочия по решению ряда вопросов. Во-первых, это Совет колледжа, куда входят представители всех структурных подразделений. На Совете решаются вопросы по оформлению различных документов, например, содержанию коллективного трудового договора. Во-вторых, Научно-методический совет, который возглавляет заместитель директора по научно-методической работе, и входят работники колледжа, имеющие высшую квалификационную категорию или ученую степень. На Научно-методическом совете принимаются к рассмотрению все программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, а также различные локальные акты, положения, инструкции.
Также в колледже есть так называемые предметно-цикловые комиссии (ПЦК), в каждой из которых есть председатель и нее входят преподаватели в соответствии с профилем преподаваемого предмета (социально-гуманитарный, филологический, естественно-научный и т.д.). Соответственно, председатели ПЦК организуют разного рода собрания или заседания, на которых рассматриваются календарно-тематические планы, а также изменения в программах подготовки по дисциплинам.
Естественно структура колледжа была бы неполноценной без самих студентов, которые подчиняются Уставу колледжа, правилам внутреннего распорядка. Также для рациональной организации их деятельности кураторство учебных групп осуществляют классные руководители. Помимо этого, для инициативных и творческих студентов в колледже действует Совет САМ, совет студенческого самоуправления. Вступая в его ряды, студенты могут проявить себя в общественной, организаторской, творческой деятельности.
Таким образом, получается, что в колледже действует иерархия подчинения, но при этом большинство вопросов решается на уровне советов, собраний, совещаний представителей трудового коллектива и студентов.
3.2.Особености коммуникаций в БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж»
Далее рассмотрим непосредственно особенности коммуникаций в колледже на основе представленной выше информации о колледже.
Поскольку в колледже существуют уровни управления, структурные подразделения в организационной структуре, а еще и студенты, то и процесс коммуникации будет отличаться для каждого уровня и между ними.
Сначала рассмотрим процесс общения в среде сотрудников колледжа. Поскольку в данной образовательной организации существуют различные структурные подразделения, то речь идет о различных видах коммуникации, возникающих в процессе выполнения сотрудниками своих функциональных обязанностей.
Например, когда от директора поступает распоряжение заместителю директора по учебной работе по контролю посещаемости студентами учебных занятий, то речь идет о нисходящей, формальной, межличностной коммуникации. После чего заместитель директора передает эту информацию заведующему отделением, который в совокупности с классными руководителями и осуществляют указанный контроль. В данном случае между заместителем и заведующим, заведующим и классными руководителями также осуществляется нисходящая, формальная и межличностная коммуникация. Информация в обоих случаях передается в устной форме. А уже в процессе контроля посещаемости классные руководители ежедневно в письменном виде представляют заведующему отделением сведения о студентах, отсутствовавших на занятиях, с указанием причин пропуска. В такой ситуации происходит восходящая коммуникация имеющая также преимущественно формальный характер. Такая проверка может проводиться, скажем в течение недели. По ее результатам организуется вызов в учебную часть студентов для беседы с ними. В таких ситуациях передача информации со стороны студентов имеет преимущественно неформальный характер, и со стороны заведующего отделением допускается ведение беседы в доверительном, неформальном тоне. Это связано с тем, что важно не запугать и отчитать студента, а попытаться разобраться в сути проблемы, послужившей причиной пропуска занятий без уважительной причины. Затем заведующий отделением отчитывается о проделанной работе заместителю директора по учебной работе. Такие коммуникативные процессы имеют уже восходящий, формальный и межличностный характер.
В колледж также действует система общения посредством компьютерной программы NetSpeakerphone. Данная программа позволяет передавать текстовые сообщения, текстовые и мультимедийные файлы. Такой способ увеличивает скорость передачи информации от сотрудника к сотруднику. Такая связь настроена между всеми компьютерами колледжа, за исключением учебных компьютеров студентов. Кроме того, в колледже есть внутренняя локальная сеть, сервер, где также размещается различного рода информация (формы отчетов, календарно-тематического планирования, электронные образовательные ресурсы и т.д.). Также у колледжа есть свой сайт, где размещается вся нормативная, уставная и текущая новостная информация о деятельности. Таким образом, сотрудники колледжа, студенты, их родители и все желающие могут ознакомиться с этой информацией.
Если говорить о коммуникации, осуществляемой с помощью посреднических каналов, то в колледже существует множество информационных стендов, например, с расписанием занятий и ежедневных изменений к нему, с программой профессиональной практики, с информацией о мероприятиях колледж и пр.
Вся деятельность колледжа осуществляется согласно ежемесячным планам, которые составляются администрацией колледжа. Такой план включает наименование мероприятия, ответственные за него и участники. Он утверждается директором и публикуется на стенде для ознакомления и дальнейшей реализации. Это также можно назвать способом донесения информации, коммуникацией.
С целью разъяснения какой-либо информации, например, по заполнению учебной документации (журналов, зачетных книжек и пр.) организуются информационные собрания, где методисты дают указания по этому вопросу и отвечают на возникающие вопросы. В таких случаях идет речь о горизонтальной межличностной коммуникации в преимущественно формальной форме.
Неформальное общение между сотрудниками колледжа происходит в рамках организуемых корпоративных мероприятий, таких как совместные поездки, празднование различных событий. Такие мероприятия позволяют сотрудникам сплотиться, узнать друг друга поближе, а также раскрыть свои творческие способности.
Если говорить о процессе общения сотрудников колледжа со студентами, то, несомненно, коммуникативный процесс строится на принципах субординации, тактичности и деликатности. В рамках организации учебного процесса коммуникации будут носить именно вертикальный и формальный характер. Но со стороны преподавателей информация должна носить мотивационный и эмоциональный характер, чтобы заинтересовать каждым занятием студентов. Помимо этого, в рамках учебного занятия преподаватель еще и дисциплинирует студентов, контролирует степень их подготовки и работоспособности на занятии. В качестве обратной связи организуется мониторинг удовлетворенности обучающимися учебным процессом
Примером же более неформального общения могут быть классные часы, где студенты общаются свободнее друг с другом и своим классным руководителем. Так создается атмосфера, психологический климат в группе. А для того, чтобы сплотить группы студентов между собой отдел воспитательной работы организует различного рода общеколледжные мероприятия.
Таким образом, мы выяснили, что педагогический колледж – это сложный механизм, где более пятисот обучающихся и около восьмидесяти сотрудников уживаются друг с другом. В колледже учебная, внеучебная, административная работа отлажена благодаря четко организованной структуре подчинения и коммуникации. В основном в процессе общения преобладает формальная форма передачи информации, но при этом она активно сочетается с неформальными проявлениями коммуникативного процесса. Коммуникации в колледже являются также межличностными, посредственными, нисходящими, горизонтальными и восходящими. Иными словами, коммуникации в колледже имеют различный характер в зависимости от участников процесса общения, конкретной ситуации и факторов внутренней и внешней среды.
Исходя из проведенного анализа, в качестве ключевых особенностей общения в организации, на примере педагогического колледжа, можно назвать: формальный характер, иерархичность, необходимость соблюдения субординации, делового этикета, целенаправленность, адресность, а также конкретность, доступность и правомерность.
Заключение
Коммуникации в организации – это сложный многогранный процесс, на который оказывают влияние множество факторов внутренней и внешней среды организации. Эффективность каждого элемента коммуникативного процесса зависит от их целенаправленности и полноценности.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что коммуникативный процесс в организации отличается от процесса общения бытового. В первом параграфе мы рассматривали совокупность понятий термина «коммуникация» и «коммуникация в организации». В результате чего выяснилось, что коммуникация в организации представляет собой не только процесс передачи информации от отправителя к получателю, но и что она является функцией управления организацией, позволяющей предприятию реализовывать свою деятельность более эффективно. Также мы охарактеризовали виды коммуникаций в зависимости от различных критериев. Выяснилось, что коммуникации могут быть вербальными и невербальными, формальными и неформальными, нисходящими, горизонтальными и восходящими, межличностными и опосредованными. Соответственно, один и тот же процесс общения по разным критериям может одновременно иметь несколько видовых характеристик. Кроме того, мы рассмотрели характерные черты коммуникации, к числу которых относится конкретность, намерение, полезность, ясность, своевременность, достоверность и пр.
Во втором параграфе работы нами был описан коммуникативный процесс в организации, который помимо наличия адресанта, адресата и самого сообщения должен иметь цель и результат, т.е. некий эффект. Также процессу общения в организации присущи кодирование и декодирование информации, предусматривающие использование профессиональной терминологии в процессе обмена информации, а также ее фильтрации и интерпретации собеседниками.
В третьем параграфе нашей курсовой работы мы описывали коммуникативные процессы в БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж». При этом выяснилось, что в организации представлены все виды коммуникаций, ее элементы, характерные черты. В первую очередь, такое разнообразие определяется масштабом организации и спецификой деятельности. Ведь колледж помимо внутренней работы осуществляет реализацию внешних связей с родителями студентов, школами, детскими садами и турфирмами города и области, а также учреждениями культуры, образования, спорта.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на формальность общения, в организации существует множество способов создать благоприятную атмосферу в коллективе, сделать трудовые условия более комфортными с точки зрения психологического состояния каждого сотрудника.
.
Список использованных источников:
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -200 с.
- Виханский, О. С. Менеджмент: Учебник для вузов. / О. С. Виханский,
А. И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2003. – 528 с. - Гринберг Д. Организационное поведение: от теории к практике / Д. Гринберг, Р. Бэйрон. – М.: Вершина, 2004. – 880 с.
- Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.
- Каймакова М. В. Коммуникации в организации: текст лекций / М. В. Каймакова. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 73 с.
- Карташова Л.В. Организационное поведение: учеб. / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 220 с.
- Коммуникационный процесс: его этапы и элементы. Сайт Мир знаний. URL: http://mirznanii.com/info/a169166_kommuikatsiya-kommunikatsionnyy-protsess-ego-etapy-i-elementy (Дата обращения: 23.09.2016).
- Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – С. 230.
- Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – С.213.
- Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.- 702 с.
- Нашинская Т. Н. Мотивационная функция корпоративных коммуникаций // Научный вестник МГТУ ГА. – 2013. - №5 (191).- С. 115-119.
- Ньюстром Д. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Д. В. Ньюстром, К. Дэвис; ред. Ю. Н. Каптуревский. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 448 с.
- Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
- Официальный сайт БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж». - URL: http://volkolledzh.ru (Дата обращения: 16.09.2016).
- Понятие, виды и модели коммуникаций. Сайт Научно-образовательная литература. – URL: http://libraryno.ru/6-1-1-ponyatie-vidy-i-modeli-kommunikaciy-mened_z_2013/ (Дата обращения: 15.09.2016).
- Реньш М. А. Организационная психология: учебное пособие / М. А. Реньш; под ред.М. А. Реньш. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.пед.ун-т», 2009. – 255 с.
- Свенцицкий А. Л. Организационная психология: учебник для вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 504 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
- Свенцицкий, А.Л. Понятие о коммуникации и ее основных характеристиках / А.Л. Свенцицкий // Организационная психология: хрестоматия: [психологический климат и организационная культура. Информационные процессы в организационно-управленческой деятельности. Парадигмы исследования и описания организаций. Организационное поведение, взаимодействие и развитие] / сост. Л.В. Винокуров, Л.В. Скрипюк. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – с. 508.
- Яноушек Я. Проблема общения в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии, № 6, 1982. – С.57-65.