Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и содержание коммуникации в организации
1.1. Понятие коммуникации в организации
1.2. Виды коммуникаций в организации
1.3. Функции коммуникаций в организации
Глава 2. Особенности коммуникативного процесса в организации
2.1.Основные элементы коммуникационного процесса
2.2.Реализация коммуникативного процесса в организации
3.1. Характеристика деятельности БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж»
Перцептивная функция реализуется в том, что общение включает в себя взаимное восприятие партнерами друг друга, которое во многом обеспечивает или затрудняет понимание общающихся. Перцептивная функция – это межличностное восприятие. Необходимо отметить, что восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» в традиционном общепсихологическом смысле является не совсем точным. К таким чертам относится восприятие не только внешних характеристик объекта, но и его поведенческих и психологических характеристик: целей, мотивов, мыслей, способностей, эмоций и т. д [1;с.5]. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько действий: и эмоциональная оценка этого человека, и попытка понять смысл его поступков, и основанное на этом формирование стратегии изменения его поведения, и, наконец, построение стратегии собственного поведения. Но в процессе коммуникации участвуют как минимум два собеседника, и каждый из них пытается сопоставить свое поведение с поведением другого. И в таком случае при выработке собственной стратегии общения необходимо учитывать не только мотивы и потребности собеседника, но и его восприятие ваших мотивов и потребностей. Таким образом, осознание себя через партнера посредством коммуникации имеет два аспекта: идентификацию (способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя его характеристикам) и рефлексию (это осознание отправителем информации того, как он воспринимается партнером по общению) [4; с.449].
Другая функция, мотивационная, заключается в том, чтобы поддерживать работников в их преданности целям организации и активизировать их трудовые усилия. Мотивационная функция побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы и т.д. [15]. Механизм мотивации в организации является, по сути, системой социально-экономических отношений, функционирующих в рамках сложившихся формальных и неформальных корпоративных коммуникаций на различных уровнях. С другой стороны, корпоративный механизм мотивации представляет собой систему мотивов (внутренняя составляющая личности) и стимулов (внешнее воздействие), сформированную согласно индивидуальным потребностям сотрудников и реализуемую посредством корпоративных коммуникаций организации согласно поставленных руководством целей и задач [11; с. 117].
Контрольная функция служит целям определения официальных обязанностей сотрудников, их профессиональной ответственности и субординации [4;с.437]. На реализацию такой функции руководством организации направлена система передачи информации о распределении функций между работниками и отслеживании выполнения мим своих должностных инструкций. Контроль со стороны руководства действительно важен, поскольку ничем неподкрепленные распоряжения не способствуют развитию у работников чувства ответственности за выполняемую ими работу. Средствами реализации контрольной функции коммуникаций могут служить различные проверки, инспекции, отчеты, планы работы предприятия и пр.
А экспрессивная функция коммуникации предназначается для выражения чувств, эмоций и удовлетворения социальных потребностей [17; с.278]. Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. В данном случае все начинается с установления контакта, средствами для которого могут служить, например, рукопожатие, улыбка, стереотипные вербальные высказывания приветствия. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации. Особое значение экспрессивная функция имеет для творческих людей, создающих произведения, которые должны быть оценены другими и в которых отражается их собственное образное восприятие мира и эмоциональное отношение к нему. В ходе осуществления этой функции в партнере возбуждаются нужные эмоциональные переживания, которые в свою очередь способны изменить собственное эмоциональное состояние [13;с.96].
Итак, выясняется, что процесс общения в организации многогранен, имеет множество значений для собеседников, а также разнообразие способов передачи информации и возможности ее интерпретации. Наиболее ярко эти функции находят свое отражение в межличностном общении.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникация в организации – это не просто процесс обмена информации, но это и эмоциональный процесс, затрагивающий чувства всех участников. В результате изучения различного рода источников мы выяснили, что коммуникация – это еще функция организации, направленная на достижение работниками единой цели предприятия. Также мы определили, что коммуникация в зависимости от критериев имеет видовое разнообразие, выполняет множество функций. Кроме этого, можно сказать, что важным аспектом изучения данного вопроса является знание эффективных форм обратной связи в процессе коммуникации.
Подводя итог, мы выявили, что коммуникация в организации – это многогранный процесс, на эффективность которого влияет множество факторов, совокупность участников и передаваемой информации.
Глава 2. Особенности коммуникативного процесса в организации
2.1.Основные элементы коммуникационного процесса
В процессе общения происходит не просто «движение информации» между двумя приемо-передающими устройствами, а возникает отношение двух индивидов, каждый из которых, являясь активным субъектом, ориентируется на партнера, т.е. исходит не только из своих собственных целей, мотивов, установок, но и анализирует мотивы, цели, установки собеседника, ожидая от него определенной реакции. Поэтому в общении важен не просто обмен информацией, а выработка общего смысла, что возможно только в том случае, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом процессе общения в единстве представлены и деятельность, и общение, и познание [4; с.438].
«Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т.е. прежде всего свои собственные переживания, чувства, мысли». По меткому замечанию И. Канта, в общении человек «публично пользуется своим разумом».
Таким образом, особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации, а некоторые понятия, заимствованные из этой теории и употребляемые для описания общения [17; с.277].
Реализация коммуникативной функции общения включает несколько уровней. На первом из них осуществляется выравнивание различий в исходной информированности, имеющейся у индивидов, которые вступают в контакт. Второй связан с передачей и принятием значений. В этом случае общение выступает как информирование, обучение, инструктаж и т. д. Наконец, третий уровень связан со стремлением индивидов понять взгляды и установки друг друга. Общение здесь направлено на получение обратной связи о результатах собственных действий (согласие, несогласие, сопоставление взглядов и т. д.) [19;с.58].
Рассматривая проблему коммуникаций в организации, исходя из теории организации, можно выделить в соответствии с работами классиков этой теории К. Шеннона и У.Уивера три следующих аспекта коммуникации [17;с.280]:
- Техническая проблема. Она заключается в том, что сложно достоверно определить, сможет ли собеседник получить информацию в том объеме и смысле, который передавался от отправителя.
- Семантическая проблема. Сущность ее в том, что сложно определить насколько точно был понят смысл передаваемых символов от отправителя получателю.
- Проблема эффективности. Данная проблема определена трудностью измерения эффекта воздействия на получателя информации, насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении.
Все эти проблемы тесно связаны между собой. Так, технические помехи какого-либо передающего устройства или неточность используемых понятий могут уменьшать степень эффективности той или иной коммуникации.
Рассмотрим структуру коммуникативного акта, процесса. В каждом акте общения можно идентифицировать несколько его элементов [4; с.439]:
- Адресант или коммуникатор) - лицо, посылающее сообщение (субъект общения).
- Адресат (или рецепиент) - лицо, которому направлено сообщение. В организациях источниками и адресатами общения выступают сотрудники организации с их целями, мотивами, знаниями, идеями и т. д.
- Сообщение - содержание коммуникативного акта. Сообщения состоят из символов, которые имеют для источника и получателя определенное значение. Сообщения содержат информацию, определяемую как изменение вероятности осуществления некоторой альтернативы в данной ситуации. Таким образом, сообщение информации уменьшает неопределенность знаний относительно некоторого явления у получателя [7].
- Код - форма, в которой идеи и цели могут быть выражены как «сообщение». Код может включать вербальные средства (т.е. средства естественного языка), математические символы, диаграммы, жесты и т. д.
- Цель - зачем, ради чего послано сообщение.
- Канал связи - среда, обеспечивающая связь адресанта с его адресатом. Каналом связи может быть голос, текст, проводная связь, связь через эфир, информационные табло и др.
- Результат – то, что достигнуто в итоге общения
Схема коммуникативного процесса представлена в Приложении 1 [4; с.439].
Кроме указанных выше элементов коммуникации существуют также скрытые и явные факторы, влияющие на эффективность коммуникативного процесса. К этим факторам относятся барьеры и помехи. При диалоге людей разной национальности, например, может возникнуть языковой барьер, а при передаче информации по селективной связи – радиопомехи. В коммуникациях между руководителем и подчиненными в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе с помехой могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация, и семантические проблемы [5; с.28]. Все барьеры и помехи искажают передаваемый сигнал, поэтому адресанту важно понять, правильно ли понята адресатом информация.
Исходя из указанных элементов, можно сказать, что коммуникативный процесс - процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Процесс обмена информацией начинается с ее формирования. Способ передачи информации определяется целью коммуникации, сформированностью каналов коммуникации, наличием общих сторон коммуникации знаковой системы (языка общения, символьной системы). Язык общения характеризуется жанрами устной и письменной форм речи, которые должны быть сформированы для каждого канала коммуникации [6; с.64].
Таким образом, каждый элемент коммуникации играет свою важную роль при передаче информации. От качества каждого из них зависит эффективность, достижение цели коммуникации.
2.2.Реализация коммуникативного процесса в организации
С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «адресант - сообщение - адресат» асимметрична. Для адресанта смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для адресата смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации [4; с.440].
Точность понимания адресатом смысла высказывания может стать очевидной для адресанта лишь тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей, т.е. когда адресат превратится в адресанта и своим высказыванием сообщит о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения и происходит обогащение, развитие информации. Мера известной согласованности действий адресанта и адресата в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большей степени зависит от их включенности в общий организационный контекст.