Файл: Невербальные проявления эмоционального состояния человека.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Невербальная коммуникация.
Глава 2. Понимание эмоций другого человека
2.1. Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний человека
2.2.Методы оценки невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
2.3. Оценка способностей определения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
К акустической системе невербального поведения человека относятся громкость, темп, ритм и высота звука. Они являются паралингвистическими компонентами данной системы. Важность данных средств коммуникации заключается в том, что порой от них зависит успех коммуникации. Данные средства являются также мощным инструментом воздействия на человека. Например, большая громкость голоса ассоциируется с высокой побудительной силой речи.
Кроме того, паралингвистические компоненты акустической системы позволяют выявить какие-либо психологические характеристики человека. Например, быстрый темп речи может свидетельствовать об импульсивности говорящего, а сбивчивая и прерывистая речь говорит о волнении человека, его эмоциональном напряжении [11;95].
Экстралингвистическими компонентами невербального поведения человека являются паузы, покашливание, плач, смех, стоны, вздохи. Паузы, например, дают возможность подчеркнуть важные моменты речи, дают аудитории время обдумать сказанное, порой даже позволяют выявить обман говорящего [7;80].
Вздохи, покашливания, стоны и смех являются «говорящими» звуковыми сигналами. Роль данных средств коммуникации сводится, прежде всего, к выражению определенных эмоциональных состояний, таких как безысходность, нетерпение, недовольство и т.п.
Интонация – это все звуковые средства языка, связанные с голосом говорящего и не требуют особого внимания на содержании сказанного. Интонация является способом выражения чувств и эмоций. А также отношения говорящего к своей речи и речи собеседников. Интонация может носить властный, насмешливый, саркастический, одобряющий и пр. характер [10;151].
Таким образом, акустические средства невербальной коммуникации дают важную информацию, передают эмоции. Это связано с тем, что голосовые характеристики – важнейший фактор формирования образа человека в восприятии окружающих. При этом голос может как контролировать наше эмоциональное состояние, так и демонстрировать его.
Оптическая система отражения невербального поведения человека включает в себя такие компоненты как мимика, жесты, поза, походка, контакт глазами, а также сюда относятся физиогномика, строение лица, черепа и туловища. В целом данная система представляет собой свойство общей моторики частей тела. Иногда она отображает эмоциональные реакции человека и придает общению различный окрас, который может быть воспринят по-разному носителями разных национальностей и культур.
Жесты определяются как внешнее проявление внутреннего психологического состояния человека. Они могут говорить не только о психическом состоянии человека в целом, но и об интенсивности его переживаний каких-либо событий или явлений [1; 93].
Жесты могут быть классифицированы по различным признакам, но, по мнению большинства исследователей, выделяются следующие виды:
- описательно—изобразительные и выразительные. Их еще иногда называют жестами-иллюстраторами, так ка они иллюстрируют речь говорящего, сопровождают его слова и бессмысленны вне речевого контакта;
- конвенциональные – жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечение внимания, оскорбительные, приглашающие, запрещающие. Они могут быть понятны внеречевого контекста, имеют свое значение в общении. Среди данной группы выделяют жесты-символы;
- модальные жесты – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, незнания, страдания, раздумья, растерянности, смятения, сосредоточенности, радости, восторга, удивления и пр. эта группа жестов выражает оценку, отношение к предметам и людям;
- жесты, используемые в различных ритуалах [7;78].
Другой элемент оптической системы невербального поведения человека, поза, представляет собой определенное положение частей тела человека, а также движения, способные менять это положение или влиять на него. Если в процессе общения собеседники начинают принимать схожие позы, то это говорит о том, что в данном диалоге они имеют идентичное мнение, и наоборот. Считается, что поза меньше других средств коммуникации поддается контролю. И именно поэтому нередко поза может дать информацию о состоянии человека: напряжен он или раскован, готов ли к продолжительной беседе или намерен скорее уйти [10;147].
Важным компонентом коммуникации являются также открытые и закрытые позы. Открытые позы характеризуются поворотом корпуса и головы к собеседнику, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом. Такая поза способствует налаживанию контакта, демонстрирует симпатию к собеседнику. Закрытая же поза определяется отклонением корпуса, скрещивание рук и ног, напряженностью мышц [11;101].
С позой тесно связана походка человека. Она также может говорить об эмоциональном состоянии человека, его физическом самочувствии и даже возрасте. Разные виды походки (ровная, плавная, уверенная, тяжелая, бодрая и т.д.) формируются посредством таких ее элементов как ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность.
Контакт глаз также является показателем взаимопонимания между собеседниками. Более всего изучен контакт глаз, связанный с характером взаимодействия и темой разговора. Считается, что если говорящий направляет взгляд на собеседника после каждой своей реплики, то он транслирует партнеру готовность получить ответную реакцию на сказанную информацию. Контакт также существенно связан с отличиями в социальных статусах партнеров: контакт глаз находится на среднем уровне с адресатом очень высокого статуса, достигает максимума при умеренно высоком статусе адресата и снижается до минимума при низком статусе собеседника [11;102].
Кроме вышеперечисленных элементов оптической системы невербального поведения человека стоит выделить отдельно мимику или выражение лица. Мимика – это координированные движения мышц лица, отражающие чувства, состояние, эмоции. Значимость мимики заключается в том, что при ее отсутствии (амимии) процесс общения практически невозможен, поскольку именно мимика является основным каналом трансляции эмоций человека [7;73].
Мимика лица поддается анализу по следующим основаниям:
- непроизвольные движения, обусловленные эмоциями (сведение бровей, прищуренность глаз и т.д.);
- произвольные движения, служащие сознательной передаче определенных сигналов (подмигивание, гримас и т.п.);
- физиологические параметры (тонус, сила мышечных сокращений, динамика);
- социальные особенности (межкультурные типы) выражений лица;
- выражения лица, принятые в определенной культуре;
- индивидуальный стиль выражения [11;97].
Основываясь на анализе мышечных изменений, известный исследователь Пол Экман со своими коллегами разработал технику, именованную «Система Кодирования Движений Лица» (Facial Action Coding System – FACS). Данная методика позволяет различные наблюдаемые движения лица свести в систему единиц действий. При этом происходит разделение лица на три зоны (лоб и глаза, нос и область носа, рот и подбородок) и фиксация эмоций по этим зонам [12;51].
Многие люди стараются скрывать проявление своих истинных эмоций, особенно спонтанных (непроизвольных). Впоследствии это дает возможность контролировать силу проявления, нейтрализовывать переживаемые эмоции. Выражение естественных, натуральных эмоций всегда симметрично, если иное не связано с какими-либо физиологическими особенностями лица человека. Асимметрия при выражении эмоций как раз-таки может говорить, о том, что собеседник пытается контролировать их проявление (т.к. включаются в работу полушария мозга, контролирующие стороны нашего лица). Хотя порой сдерживание каких-либо эмоций или более яркое их проявление помогает собеседникам сохранить хорошие взаимоотношения, наладить процесс общения.
Следует также отметить, что чаще всего в нашей повседневной жизни мы испытываем смешанные эмоции. Например, при неожиданной приятной встрече человек может одновременно демонстрировать удивление (глазами) и радость (областью рта).
Итак, значение оптико-кинестетической системы знаков настолько велико, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика. Наши повседневные наблюдения доказывают, что в общении с помощью кинесической структуры выявляются раньше, чем через речь, отношения собеседников к общению, а также их психологическое состояние и даже социальные статусы [7;73].
Таким образом, в результате изучения содержания понятия «невербальная коммуникация» мы пришли к выводу, что данный вид общения играет значительную роль в процессе установления взаимоотношений между людьми и их взаимопониманию. Невербальная коммуникация – это сложный процесс определения значения символов и знаков, передаваемых собеседниками; и одновременно, это инструмент общения, дающий собеседнику информацию о вас. А те средства, с помощью которых и осуществляется невербальное общение, разнообразны по своей палитре и могут как облегчать общение, так и затруднять его. И каждый элемент невербальной коммуникации может являться отдельным шифром, поскольку система невербальной коммуникации играет большую вспомогательную, а зачастую и основную роль в процессе общения между индивидами.
Глава 2. Понимание эмоций другого человека
2.1. Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний человека
Для того, чтобы выявить характеристики эмоциональных состояний человека, необходимо разобраться в сущности понятия «эмоция», что оно в себя включает, а также какими чертами обладает.
К эмоциональной сфере в целом относят не только сами эмоции, но и настроения, чувства, аффекты, стрессы, страсти. Это так называемые «чистые» эмоции. Они вовлечены во все процессы и состояния психики человека. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями [2; 8].
Согласно мнению Ильина Е. П., эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение [4; 14].
А в учебнике по психологии Немов С. Н. позиционирует эмоции как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [9;436].
Согласно мнения американского психолога Пола Экмана, эмоция – это процесс, особый тип автоматической оценки, несущий на себе отпечаток нашего эволюционного и индивидуального прошлого; в ходе такой оценки мы ощущаем, что происходит что-то важное для нашего благополучия и совокупность физиологических изменений и эмоциональных реакций вступает во взаимодействие с текущей ситуацией [16;33].
Таким образом, можно сказать, что эмоция – это субъективное проявление определенной психологической реакции человека на происходящие события. Причем, степень проявления эмоций будет зависеть от разного рода факторов, например, менталитета, темперамента человека, его возраста, пола, рода занятий и пр.
Эмоции тесно связаны с потребностями человека. При удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции, а когда возникает обратная ситуация – отрицательные. При этом эмоции могут выполнять различные функции, к числу которых относятся следующие:
- Отражательно-оценочная. Эмоции способны оценивать значимость предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей человека. Эмоции являются такой системой сигналов, с помощью которой человек узнает о значимости тех или иных событий и явлений.
- Побудительная (мотивационная). Исходя из оценки ситуации человеком, происходит побуждение к действию. Иными словами, индивид начинает стремиться к получению предмета или отказу от него.
- Активирующая. Эта функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе.
- Компенсаторная. Поскольку эмоции являются активным состоянием человека, они влияют и на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти. Проявление этой функции эмоций выражается в том, что при отсутствии возможности что-либо высказать словами, человек подключает экспрессию.
- Прогностическая (эвристическая). Предполагает прогноз событий, усиливающий мотивацию. То есть эмоции помогают оценить будущие события.
- Дезорганизующая / организующая. Эмоции способны нарушать целенаправленные действия человека, причем это зависит от условий, в которых она проявляется.
- Коммуникативная (экспрессивная). Средства невербальной и вербальной коммуникации, используемые нами в общении дают дополнительную возможность выразить испытываемые человеком эмоции.
- Регулирующая. Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те действия, которые их возбудили.
- Защитная. Например, такое сильное переживание, как страх, предупреждает человека о мнимой и реальной опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации.
- Сигнальная. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта [4;110-120].