Файл: Невербальные проявления эмоционального состояния человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее рассмотрим результаты по каждой шкале в тесте.

По шкале «Эмоциональная осведомленность» высокий уровень продемонстрировали 2 опрашиваемых (13,3%), средний уровень – 10 человек (66,7%) и низкий – 3 человека (20 %) (Приложение 4, рис.2). Это свидетельствует о том, что испытуемые умеют прислушиваться к своим эмоциям и чувствам, тем самым впоследствии учатся прислушиваться к эмоциям других людей.

По второй шкале «Управление собственными эмоциями» результаты получились следующими: высокий уровень – 2 человека (13,3%), средний уровень – 1 человек (6,7%) и низкий уровень – 12 человек (80%) (Приложение 4, рис.3). Полученные данные говорят о том, что находясь пока еще в юном возрасте, наши студенты не всегда способны грамотно управлять своими эмоциями и чувствами, опираясь по большей части именно на них, а не на рациональное зерно.

По шкале «Самомотивация» испытуемые показали такие результаты: высокий уровень – 2 человека (13,3%), средний уровень – 5 человек (33,3%), и низкий – 8 человек (53,4%) (Приложение 4., рис.4). Подобные результаты схожи с показателями по предыдущей шкале, поскольку самомотивация предполагает управление своим поведением посредством управления эмоциями. В связи с этим, вполне закономерно, что далеко не всем студентам под силу направлять свои эмоции в нужное русло.

Согласно результатам по четвертой шкале «Эмпатия», высокий уровень этого показателя продемонстрировал 1 человек (6,7%), средний уровень – 9 человек (60%) и низкий уровень – 5 человек (33,3%) (Приложение 4, рис.5). Это говорит о том, что понимание переживание и эмоций других людей в этом возрасте находится уже в большинстве своем на среднем уровне. А значит, и распознавание невербальных проявлений эмоций становится также проще для подрастающего поколения.

И, наконец, по пятой шкале «Распознавание эмоций других людей» были получены такие результаты: высокий уровень по этой шкале показали 2 человека (13,3%), средний уровень – 6 (40%) человек, а низкий – 7 (46,7%) человек (Приложение 4, рис. 6). В данном случае показатели среднего и низкого уровня распознавания эмоций других людей практически идентичны. Это может говорить о том, что студенты подвержены импульсам или, наоборот, комплексам, которые затрудняют рациональную оценку эмоционального состояния других людей.

В результате проведенного исследования нами были получены данные, которые говорят о том, что общий интегративный уровень эмоционального интеллекта студентов данной экспериментальной группы соответствует в большинстве случаев среднему и низкому. Но при этом, у представителей, имеющих средний уровень EQ, были высокие показатели по ряду шкал, и низкий уровень развития иных компонентов эмоционального интеллекта. Средний уровень по представленным шкалам свидетельствует о наличии способности к развитию отдельных компонентов EQ. А низкий интегративный уровень представлен низкими количественными показателями и, вероятно, характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха у подростков в учебной деятельности, во взаимодействии и межличностном общении. Также сложности или низкие результаты ответов могли стать показателем тех жизненных ситуаций, в которых находятся студенты (например, они стоят перед выбором своего дальнейшего пути или просто были голодны).


Вторым этапом нашего исследования стало изучение распознавания изображений мимических проявлений незнакомого аудитории человека. Для данной части эксперимента мы использовали тест на распознавание выражений лица Пола Экмана. Но в нашем исследовании мы выбрали из 14 фотоснимков Экмана только шесть, которые соответствуют шести базовым эмоциям: радость, гнев, страх, грусть, удивление и отвращение (Приложение 5). Каждому студенту были выданы карточки с фотоснимками, а также перечень указанных эмоций. В свою очередь, им нужно было установить соответствие между снимками и эмоциями.

Результаты показали, что из всех опрошенных два человека безошибочно определили все шесть эмоций. Причем, наблюдается интересный факт: один из респондентов закономерно и имеет самый высокий уровень EQ, тогда как второй участник имеет низкий уровень эмоциональной компетенции. Это может свидетельствовать о том, что этот участник либо был слишком самокритичен на первом этапе испытания, либо при решении второй части он мог быть кем-то сориентирован.

Общие же результаты показали, что лучше всего поддаются определению отвращение, радость, гнев и грусть. А вот удивление и страх распознаются хуже (Приложение 6, рис.7). Также выяснилось, что безошибочно всеми пятнадцатью респондентами не была определена никакая из указанных эмоций, лишь по 12 человек (80%) верно определили эмоции радости и отвращения. Близко к ним были 11 человек (73,3%), определив верно гнев и грусть. И наконец, меньше всего «поддались» распознаванию эмоции удивления (8 человек – 53,3%) и страха (6 человек – 40%). Мы сравнили эти ошибки и правильность полученных результатов в Приложении 6, табл.1. Таким образом, нами было выявлено, что большинство базовых эмоций распознаваемы подростками, в особенности, это эмоции радости, грусти, гнева и отвращения, так часто испытываемых ими в этом возрасте.

В завершении анализа данного исследования хотелось бы отметить, что большинство студентов (80%) все же способны определять эмоции другого человека, причем, совершенно им незнакомого. Но ведь нельзя не заметить, что существуют специфические различия в особенностях восприятия человека по фотографии. Это связано с тем, что восприятие человека на фото в большей степени подразумевает распознавание внешних характеристик. Если бы речь шла о распознавании эмоций знакомых людей на фото, то здесь уже в анализ включилась субъективная оценка, собственное видение и знание данного человека.

И подводя итог нашему исследованию можно сделать следующие выводы. Во-первых, в результате тестирования на определение уровня эмоционального интеллекта, мы выяснили, что те респонденты, которые имеют высокий уровень эмпатии, имеют и более высокий уровень распознавания эмоций других людей и наоборот. Отсюда прямая зависимость эти двух компонентов: чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека. Во-вторых, при анализе лицевой экспрессии человека наиболее успешно происходит идентификация базисных эмоций, хотя и определении некоторых из них могут возникнуть существенные затруднения. И если говорить в целом, то в основном от уровня эмоционального интеллекта или его отдельных компонентов зависит грамотность определения эмоций человека по его мимике.


Заключение

Всевозможные психологические исследования показывают, что человеческие взаимоотношения слабо подвергаются вербализации. Порой нам очень сложно выразить свои мысли только словами. Поэтому по своей природе человек склонен выражать свои отношения к другим людям и предметам с помощью экспрессии. И в таких случаях необходимость изучения эмоций особенно актуальна. В первую очередь, это связано с тем, что эмоции выполняют очень важную коммуникативную функцию в процессе установления взаимоотношений между людьми, в процессе их общения. А грамотный анализ и интерпретация эмоционального состояния другого человека делает это общение и взаимоотношения более эффективными.

Нами были рассмотрены особенности передачи и восприятия невербальной коммуникации, и в результате мы выяснили, что она имеет сложную структуру взаимосвязанных элементов и является полифункциональной в процессе общения людей.

Рассмотрев некоторые средства невербальной коммуникации, мы выявили, что наиболее сложными по восприятию и интерпретации являются мимика и пантомимика. И именно лицевая экспрессия имеет множество оттенков и значений, причем это могут определять и различные внешние факторы воздействия.

Также нами были изучены понятия эмоций человека, рассмотрены основные виды эмоциональных состояний и особенности их проявлений. В этой же главе нами был представлен обзор ряда методик по оценке способностей людей определять невербальные проявления эмоций людей. В ходе изучения этих методик нами было определено, что существует большое количество диагностик, направленных на распознавание эмоций по мимике лица или пантомимике человека.

А проведенный нами эксперимент является лишь частью возможного дальнейшего пути. Ведь действительно, довольно актуальным становится вопрос о разработке методик, направленных на развитие способностей к распознаванию и пониманию эмоций, на повышение чувствительности к эмоциональным состояниям других людей. Все это очень важно при установлении межличностных коммуникаций. Поэтому на наш взгляд, необходимо внедрение в образовательные программы психологических тренингов, направленных на развитие эмоционального интеллекта обучающихся.

Список литературы и источников


  1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб.заведений / Г. М. Андреева.- 5-е изд.,испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
  2. Вербина Г. Г. Психология эмоций: учебное пособие / Г. Г. Вербина; Чувашский университет. – Чебоксары, 2008 - 308 с.
  3. Жежелевская А. А., Подпругина В. В. Распознавание эмоций как компонент эмоционального интеллекта // Вестник московского государственного лингвистического университета. №586, 2010, С.210-218.
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
  5. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.
  6. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения / А. Меграбян. СПб.: Речь, 2001. - 256 с.
  7. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
  8. Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. О. Прохоров) / Персональный сайт психолога Кравец Т. В. – Режим доступа: http://psi-school-one.at.ua/load/dopolnitelnoe_menju/diagnostichniji_material/neverbalnaja_diagnostika_ehmocionalnykh_sostojanij_a_o_prokhorov/6-1-0-49
  9. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн.1. Общие основы психологии. – 688 с.
  10. Психология общения. Учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 437 с.
  11. Психология общения: учебник для СПО / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. – М.: Издательство Юрайт, 2017. - 468 с.
  12. Психология общения: учебное пособие / Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина. -СПб.: Питер, 2012. – 240 с.
  13. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
  14. Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла / Научно-популярный психологический портал. – Режим доступа: http://psychojournal.ru/tests_online/134-test-na-emocionalnyy-intellekt-n-holla.html
  15. Фетисова Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям // Психологический журнал. - 1981. № 2. - с.142-148.
  16. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. - 334 с.

Приложения

Приложение 1. Структура невербального поведения человека

(по В. А. Лабунской)

Ведущие системы отражения невербального поведения человека

Акустическая

Оптическая

Тактильно-кинестетическая

Ольфакторная

Экстралингвистика

Просодика

Кинесика

Такесика

Запахи

Паузы

Кашель

Вздох

Смех

Плач

Темп

Тембр

Высота

Громкость

Выразительные движения

Мимика

Жесты

Позы

Походка

Контакт глазами

Физиогномика

Строение лица и черепа

Строение туловища

Рукопожатие

Поцелуй

Поглаживание

Похлопывание

Запах тела

Запах косметики


Приложение 2. Внешние проявления эмоциональных состояний при повышении психической нагрузки

Объект наблюдения

Виды эмоционального состояния

оптимальное

перевозбужденное

заторможенное

Рот брови, выражение лица

Небольшое движение губами. Более строгое выражение лица.

Губы сильно сжаты, челюстные мышцы напряжены, озабоченное выражение лица, брови сильно сдвинуты у переносицы

Губы сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты у переносицы. Страдальческое выражение лица

Глаза

Спокойный, внимательный взгляд

Горящие, беспокойные глаза, напряженный взгляд, частое моргание

Унылый, недовольный взгляд

Цвет кожи

Легкое покраснение

Значительное покраснение или побеление

Заметное покраснение и появление пятен

Движение рук

Небольшая дрожь

Ярко выраженное дрожание рук, увеличенная амплитуда и скорость их движения, понижение точности, суетливость

Вялые, пассивные, снижение амплитуды, скорости и точности движений, закрепощенность

Дыхание

Заметное учащение

Учащенное, неглубокое

Урежение, иногда с задержкой

Интонация голоса

Повышение громкости и быстроты речи. Сохранение ее обычной эмоциональной выразительности

Более громкая и быстрая, чем обычно, речь. Усиление высоких тонов, интонации гнева. Нарушение порядка слов в предложениях. Внезапные остановки речи

Эмоционально невыразительная, более тихая и медленная, чем обычно, речь. Растягивание слов, переход на шепот. Появление пауз, интонации недовольства, подавленности

Особенности поведения

Увлеченность выполнением задачи, разговором с сослуживцем

Плохой самоконтроль. Ярко выраженная бравада, грубость, самоуверенность

Стремление к ограничению контактов. Апатия, сонливость, безразличие

Приложение 3. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл)

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту.