Файл: Невербальные проявления эмоционального состояния человека.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Невербальная коммуникация.
Глава 2. Понимание эмоций другого человека
2.1. Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний человека
2.2.Методы оценки невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
2.3. Оценка способностей определения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
Таким образом, разнообразные эмоции могут выполнять множество функций, способствуя общению человека или затрудняя его. Но, тем не менее, значение проявлений эмоций человека довольно велико. Ведь от этого зависит возможность взаимопонимания человека с окружающими.
Существует множество классификаций эмоций. Самое очевидное разделение эмоций на положительные и отрицательные. Также выделяют стенические и астенические эмоции (от греч. «стенос» - сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические – действуют противоположным образом. По потребностям различают высшие и низшие эмоции. Высшие эмоции связаны с общественными отношениями, являются социально обусловленными. А низшие связаны с удовлетворением органических потребностей, общих ощущений (например, голода, жажды и т.п.) [2; 9].
Также по силе и длительности проявления выделяют следующие виды эмоций или иначе называемых эмоциональных состояний: аффекты, страсти, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.
Многие исследователи придерживаются разделения эмоций на первичные (базисные) и вторичные. Но разные авторы называют различное количество базисных эмоций – от двух до десяти. Согласно мнения Пола Экмана, выделяется шесть таких эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. Р. Плутчик называет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием: 1) разрушение (гнев) – защита «страх»: 2) принятие (одобрение) – отвержение (отвращение); 3) воспроизведение (радость) – лишение (уныние); 4) исследование (ожидание) – ориентация (удивление). И наконец, К. Изард, называет десять базисных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс, страх, вина, интерес, радость, стыд, уныние. Хотя сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не вполне являются таковыми. Например, эмоция вины не имеет четкого мимического или пантомимического выражения [4; 137].
Вне зависимости от того, какие эмоции испытывает человек, он обязательно «сопровождает» их целым спектром внешних проявлений. Выразительные движения служат прекрасным аккомпанементом эмоций: они помогают наладить эмоциональный контакт между людьми. Именно благодаря мимике, пантомимике, речи мы можем узнать о переживаниях другого человека, начинаем чувствовать его переживания, таким образом выстраивая взаимоотношения с обществом (Приложение 2).
Несомненно, наиболее ярко и полно выражение эмоций человека мы можем наблюдать посредством изучения изменений лица. Ведь именно в чертах глаз, губ, лба мы «видим» гнев, радость, удивление, тем самым «считывая» и чувства и эмоции человека.
Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Мы можем правильно понять эмоции людей других культур и национальностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, в некоторых частях Африки смех – показатель изумления и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. В некоторых странах Азии от гостя ждут отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен. Тот же жест в американском обществе вряд ли повлечет за собой повторное приглашение в гости [2;122].
И именно оценке мимики и пантомимики при определении эмоционального состояния человека посвящено множество исследований.
2.2.Методы оценки невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
Несомненно, важным фактором при определении эмоционального состояния человека являются индивидуальные особенности испытуемого и опознающего. Например, по мнению В. А. Лабунской, распознавание эмоций лучше происходит у людей с высоким невербальным интеллектом, эмоционально гибких, более направленных не на себя, а на окружающих [5;432].
А по мнению И. А. Переверзевой, наблюдателю сложнее распознавать эмоции других людей, склонных к отрицательным эмоциональным переживаниям, поскольку для них характерно скрывать свои эмоции. Иными словами, чем больше человек склонен контролировать свои эмоции, тем сложнее их представляется распознать.
Е. Д. Хомская и Н. Я. Батова отмечают, что в женщины чаще мужчин способны распознать по фотографии возмущение и обиду, тогда как мужчины – решительность (хотя, по большому счету это не является эмоцией). Также в результате данного исследования было обнаружено различие по опознанию тревоги, печали, удовольствия (эти эмоции чаще опознавали женщины), а также по распознаванию эмоций гордости, горя, безразличия и нежности, которые чаще распознавали мужчины [3; 210-218].
Согласно большинству исследований, считается, что при распознавании эмоций другого человека чаще всего используются вербальные выражения. Но все же имеются данные, подтверждающие тот факт, что большая часть переработки информации происходит на невербальном уровне. Одним из таких подтверждений является использование цветового теста при опознании эмоций. Для проверки этого предположения Е. Ф Бажин с коллегами провели исследование с использованием цветового теста Люшера. Испытуемым было предложено прослушать голоса дикторов, находящихся в разных эмоциональных состояниях, а затем проранжировать цветные карточки в соответствии с состоянием диктора. Результаты исследования показали, что нормальному, ровному настроению соответствовали зеленый и фиолетовый цвета. Красный и желтый цвета связывались с повышенным настроением диктора, а серый и синий – с депрессией, апатией и тревогой.
Данные этого исследования находят свое подтверждение и в других исследованиях. Выявлено, что грусти в наибольшей степени соответствует синий цвет, страху – коричневый. Л. Маркс, Е. Ф. Бажин и А. М. Эткинд показали, что экспрессиям положительных эмоциональных состояний соответствует красно-желтый край спектра. Эмоционально-нейтральному состоянию соответствует центральная - зеленая часть спектра [4;265].
Несколько иной способ исследования образного восприятия эмоций выявила Е. В. Фетисова. Автор предлагала своим испытуемым дорисовывать на бумаге фрагменты поз, соответствующих состояниям ужаса, отчаяния, скрываемого гнева и открытой агрессивности, показанных на фотографиях. В результате эксперимента 71,5% испытуемых справились с заданием, правильно изобразив воспринятую ими эмоцию по фотографии. Автор исследования также отмечает, что распознавание эмоций происходило лучше, если персонаж на фотографии с кем-либо общался, а не был один [15;142-148].
Поскольку ранее уже отмечалось, что мимика является одним из самых ярких и самых сложных компонентов невербального общения, то в связи с этим появились различные исследования.
Одним из известных исследований является тест П. Экмана на распознавание выражений лица по фотографиям. Этот метод уже упоминался выше под названием FAST. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном – набором снимков FAST. При этом не требуется никакой словесной оценки, что снижает степень пристрастности оценивающего при интерпретации выражения на лице. Автор метода предлагает быть максимально честным с собой при определении эмоций, как можно меньше времени (всего 1 секунду) задерживая внимание на каждом снимке. Исследователям удалось выяснить, что большинство выражений, сохраняющихся во время беседы, длятся от полсекунды до двух с половиной секунд. Хотя многие выражения длятся дольше секунды, они часто конкурируют за внимание человека со словами, голосом и жестами собеседника, а также с мыслями об услышанных словах и с другими отвлекающими факторами [16;296].
Кроме того, существует похожая методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний», разработанная Н. П. Фетискиным. Данный метод предназначен для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент. Ему предлагается девять мимических масок, отражающих различное эмоциональное состояние: 1) спокойное, уравновешенное; 2) светлое, приятное; 3) безразличное; 4) скучное; 5) радостное; 6) неудовлетворенное; 7) дремотное; 8) восторженное; 9) пресыщенное. Также испытуемым предлагается оценить степень выраженности своего эмоционального состояния, а затем интерпретируются результаты с учетом выбранных масок.
Этим же автором предлагается методика рисовально-символьной самооценки эмоциональных состояний. Характерной чертой метода является активная включенность и самостоятельность испытуемых при составлении экспрессивного образа оного из переживаемых ими эмоционального состояния: восторженного, радостного, спокойно-уравновешенного, безразличного, скучного и раздраженного. Поскольку данное испытание является экспресс-тестом, то на выполнение его отводится всего три минуты, а для облегчения выполнения даны необходимые бланки и таблицы. Подобный метод может помочь испытуемым лучше понять свое состояние, исходя из особенностей мимики лица, испытывающего сходные переживания [13;67].
Также одним из методов, который направлен на распознавание эмоциональных состояний человека, является невербальная диагностика эмоциональных состояний, разработанная А. О. Прохоровым. Данный метод предполагает использование цвето-рисуночного теста, который чаще применяется в оценке эмоциональных состояний младших школьников. Им предлагается в виде цвета изобразить свое состояние, испытываемое в момент тестирования. И если испытуемые не могут одним цветом свое состояние изобразить, то это можно сделать, разделив предложенный квадрат на несколько частей разного цвета. А после этого ребятам предлагается в виде какого-либо образа представить и нарисовать свое состояние. При обработке результатов необходимо учитывать еще и особенности изображения, например, наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка [8].
Разработанная Е. Л. Богиной в лаборатории А. Е. Ольшанниковой методика направлена на изучение эмоциональной экспрессии. Она представляет собой Вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ). С помощью методики выявляются восемь экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, речевые ошибки, интонационная выразительность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика. Кроме того, путем комбинации вопросов выделяются три фактора экспрессивности, о которых говорилось выше: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под влиянием эмоций и нарушения речи и поведения под влиянием эмоций.
Недостатком методики является неодинаковое количество вопросов, относящихся к названным трем факторам, что затрудняет их сравнение. Ряд вопросов в методике характеризует экспрессивность, не дифференцированную по каналам. В связи с этим не ясна роль этих вопросов как самостоятельного критерия оценки эмоциональной экспрессивности, в какой связи эта экспрессивность находится с каналами экспрессии [4;.593].
Также интересной методикой с точки зрения понимания отношения личности через призму передаваемых эмоций является методика оценки эмоционального интеллекта. Она представляет собой опросник (EQ), разработанный Н. Холлом. Интерпретация результатов предполагает оценку эмоционального интеллекта по пяти шкалам: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей [14]. Данный метод может быть полезен в качестве сопутствующего при определении эмоций других людей.
Итак, в завершении данного обзора хотелось бы подчеркнуть, что вышеназванными методиками оценки эмоционального состояния человека не ограничиваются. Таких методик существует огромное множество, и каждая из них способна помочь разобраться в своих эмоциональных переживаниях и эмоциях других людей, вне зависимости от степени и механизмов их проявления.
2.3. Оценка способностей определения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
В нашем исследовании при выявлении способностей определения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека мы использовали экспериментальную часть. В данной части исследования мы пользовались тестом на распознавание выражений лица П. Экмана и методикой диагностики «эмоционального интеллекта» Н. Холла.
Для данного эксперимента нами были привлечены студенты третьего курса БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж», обучающиеся по специальности Туризм. Участие принимали 15 человек, из них трое юноши и двенадцать девушек. Возраст участников 18-19 лет, все они являются студентами выпускного курса, то есть готовятся к взрослой профессиональной жизни.
На первом этапе эксперимента изучались индивидуальные особенности личности, способности понимания отношения личности, выражаемые в эмоциях, используя методику Н. Холла. Всем участникам был предоставлен текст опросника и 30 минут на его выполнение (Приложение 3).
Далее каждый испытуемый вел подсчет баллов по пяти шакалам в отдельности, а затем суммировал полученные результаты с учетом знака ответа.
В результате этого этапа эксперимента выяснилось, что из 15 человек высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает 1 человек (6,7%), средним уровнем – 6 человек (40%) и низким – 8 (53,3 %) человек. Данные по этим результатам представлены в Приложении 4, рис.1. В целом же результаты показали значение эмоционального интеллекта от 10 баллов до 79 баллов. Причем, «отрыв» лидера тестирования составляет от предыдущего 15 баллов. Также стоит отметить, что в данном эксперименте в числе опрашиваемых со средним EQ оказался один юноша, что говорит о том, что не только девушкам подвластно распознавать эмоции и уметь взаимодействовать с людьми на эмоциональном уровне.