Файл: Невербальные проявления эмоционального состояния человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современная жизнь развивается очень динамично. Человек всегда оказывается в каких-либо условиях, в которых ему необходимо принять оперативное и при этом осознанное решение. В таких случаях нами порой может руководить интуиция или у кого-то разум, а у других сердце. Когда мы говорим «чувствовать сердцем», мы имеем в виду те эмоции и чувства, которые испытываем по отношению к данной ситуации. Но не всегда наше сердце способно «подсказать» нам истинно верное решение, ведь не каждому человеку свойственно «шестое чувство». К тому же иногда эмоции могут наоборот затмить все возможные верные способы выхода из положения.

Изучение эмоционального состояния человека всегда интересовало ученых. Экспериментальным и опытным путем они старались выявить некую взаимосвязь эмоций с речью человека, его поведением. Также исследователей привлекало огромное разнообразие спектра эмоциональных состояний людей, влияние на них различных факторов и явлений. Особый интерес для научного мира всегда представляли «экземпляры», которые способны контролировать свой эмоциональный фон, тем самым оказывая незримое воздействие на окружающих. Кроме того, отдельными трудами были описаны способы трансляции эмоций: мимика, позы, жесты и иные средства невербальной коммуникации.

Разработанность в науке. Множество зарубежных и отечественных ученых в области психологии посвятило свои труды описанию проявления эмоций людей. Изучению описанию распознавания эмоций посвятили свои труды такие ученые как В. А. Лабунская (изучение средств невербальной коммуникации), Е. Д. Хомская, К. Изард, П. Экман (изучение лицевой экспрессии), Е. П. Ильин (подробное описание большого числа эмоций и чувств), Г. Г. Вербина (изучение эмоциональной сферы личности).

Анализ степени научной разработанности темы данного исследования позволяет заметить, что, несмотря на проработанность в психологии вопросов интерпретации эмоций и их невербального проявления, затрагиваемые вопросы изучены недостаточно. Мало охваченными остаются аспекты зависимости социальной эффективности коммуникации и возможности понимать мимические выражения эмоций людей.

Актуальность темы выражается в том, что человеку по роду своих занятий и по природе необходимо общение, пусть в разной степени и интенсивности, но оно необходимо. А эффективность каждого нового контакта очень часто напрямую зависит от успешности интерпретации эмоций собеседников.


Таким образом, целью нашего исследования является выявление способностей людей распознавать эмоциональное состояние по их невербальным проявлениям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Раскрыть сущность невербальной коммуникации.
  2. Дать характеристику основным невербальным средствам коммуникации.
  3. Описать основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний человека.
  4. Рассмотреть методы оценки невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
  5. Оценить способности определения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объектом исследования является эмоциональное состояние человека, а предметом – невербальное проявление эмоциональных состояний человека.

Методы исследования: изучение и анализ учебной, научной, научно-популярной литературы и интернет-источников, синтез, обобщение, сравнение, эксперимент.

В практической части нами будут использованы следующие методики: методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла и тест по распознаванию выражений лица П. Экмана.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке различных методических разработок к учебным занятиям, специальных психологических тренингов, направленных на развитие эмоционального интеллекта, например. Значимость исследования также заключается в том, что по итогам работы могут быть разработаны методы исследования эмоций, их выражений и опознаний, что имеет несомненное практическое значение в коммуникативной природе эмоций.

Данная курсовая работа состоит из двух глав, включающих пять параграфов, введения, заключения, списка литературы и источников, приложений.

Глава 1. Невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация: характеристики, функции и структура

Прежде чем выяснить, что такое невербальная коммуникация, нужно разобраться в самом термине «коммуникация». Под коммуникацией обычно понимают акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. При этом выделяют три основные коммуникативные формы: 1) монологическую – высказывание без ориентации на собеседника; 2) диалогическую – субъекты взаимно активны; 3) полилогическую – многостороннее общение, иногда носящее характер борьбы за овладение коммуникативной инициативы [12;43].


В работах Г. М. Андреевой также отмечается, что коммуникативная сторона общения (коммуникация) связана с обменом информацией между общающимися индивидами (это и является целью коммуникации в широком смысле), который происходит в процессе совместной деятельности. При этом происходит не только передача информации, но и ее формирование, развитие, уточнение. В данном случае под информацией понимаются различные представления, идеи, интересы, представления, чувства, установки и пр. [1; 82].

Таким образом, можно сказать, что коммуникация – это передача и получение информации между индивидами, результатом которой является понимание и осознание этой информации, и, как следствие, определенная реакция на нее.

Коммуникация как процесс имеет множество классификаций, но именно в структуре общения выделяются два канала ее трансляции: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Не умаляя значимости вербального общения, можно сказать, что для достижения взаимопонимания в процессе коммуникации важны не только правильная речь и эффективное слушание, но и «прочтение» языка телодвижений собеседника, его экспрессивного репертуара. Именно через мимику, позу, жесты мы получаем информацию о том, какой наш собеседник. Так, Альберт Меграбян установил, что в общении 7% информации передается с помощью вербальных средств, 38 – через звуковые невербальные средства (тембр, интонация, сила звука) и 55% информации передается невербальными средствами [6;12].

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию [15;50]. Это говорит о том, что передача информации от человека к человеку возможна и осуществляется не только при помощи речи, но при использовании других способов. К таким способам относятся жесты, мимика, позы, одежда, прическа, даже предметы интерьера. Кроме того, украшения, которые мы носим, предпочитаемые сорта чая или кофе, способ проведения свободного времени – все это является определенными сообщениями, которые называются «невербальные сообщения».

Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:

    • выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение человека (жесты, мимика, позы и т.д.);
    • звукового оформления речи (высота, громкость, ритмичность);
    • определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (т.е. того пространства, которое индивид может контролировать или изменять);
    • использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения) [10;142].

Система движений, рассматриваемых в контексте психологии невербального общения, включает: телодвижения, позы; движения рук, жесты; движения и выражения лица; прикосновения; движения, выражения и контакт глаз; параязык, интонационно-вокальные движения; передвижения в пространстве [11;90].

В. А. Лабунская выделяет следующие виды невербального общения:

  • деструктивное и конструктивное;
  • монологическое и диалогическое;
  • личностно-направленное и социально-ориентированное;
  • непосредственное и опосредованное СМИ (радио, телевидение).

Наряду с этими видами невербального общения В. А. Лабунская предлагает выделить в соответствии с социально-психологической классификацией общения примитивное, манипулятивное, конвенциональное, доверительное, деловое и личностное невербальное общение [5;60].

У нас есть возможности говорить на двух языках – языке слова и языке тела. Именно язык тела, если мы его сознательно не контролируем, передает наши мысли и желания порой лучше слов. Это говорит о том, что эти два вида общения находятся в постоянном взаимодействии, но тем не менее разительно отличаются друг от друга.

Различия между вербальной и невербальной коммуникацией, по мнению В. Н. Куницыной и ее коллег, заключается в ряде особенностей невербальных сообщений, которые можно обозначить следующим образом:

  1. Невербальные сообщения ситуативны: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора и слушателям. Оно может сообщить о переживаниях на прошлой неделе. Все экспрессивные движения, степень их выраженности связаны с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и самой ситуации.
  2. Невербальные сообщения синтетичны: экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы.
  3. Невербальные сообщения произвольны и спонтанны: «экспрессивные привычки» человека не поддаются контролю, хотя часто люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания.
  4. Невербальные сигналы устанавливаются самостоятельно, путем наблюдения, копирования или подражания. Степень и разнообразие их усвоения зависят от опыта человека и условий его жизни [7; 69-70].

Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными.

Первой функцией является дополнение (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений. Иными словами невербальные сообщения делают речь более выразительной, эмоционально окрашенной, проясняют смысл сказанного. Например, если вы обнимаете собеседника в тот момент, когда говорите ему, что рады его видеть, то объятие будет служить дополнением к вашему речевому сообщению. Невербальные знаки также могут служить для усиления наиболее важных моментов речи (использование взмахов руки, привлекающих внимание, например).


Второй функцией невербальной коммуникации называют опровержение вербальных сообщений. Например, при обращении к собеседнику вы интересуетесь, слушает ли он вас, он отводит взгляд и виновато отвечает, что слушает. В такой ситуации стоит усомниться в достоверности сообщения собеседника.

Третьей функцией невербальных сообщения является замещение вербальных сообщений. Она может проявиться в такой ситуации, когда вербальное общение затруднено шумом или наоборот, необходимостью сохранять тишину. Например, собеседники находятся в шумной аудитории и жестами могут договориться о чем-либо.

И в качестве четвертой функции выделяется регулирование разговора. Она означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Это может быть, например, тон голоса, говорящий о завершении фразы, прикосновение, обозначающее желание о чем-либо спросить и т.д [7;70-71].

Невербальная коммуникация состоит из разнообразных движений. Невербальное взаимодействие людей происходит с помощью различных каналов: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. По мнению В. А. Лабунской, невербальная коммуникация состоит из четырех основных систем невербального поведения человека: акустической, оптической, тактильно-кинестетической и ольфакторной (Приложение 1).

Акустическая система отражения невербального поведения человека включает просодику (темп, тембр, высота и громкость голоса) и экстралингвистику (плач, кашель, смех, вздох и т.д.).

Кинесика – это оптический канал восприятия, который включает движения тела, жесты рук, движения глаз и мимику лица. Особое важно место в кинесике занимает экспрессивная подструктура, включающая выразительные движения и физиогномику.

Такесика является тактильно-кинестетической системой, к которой относятся рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание и пр.

Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи (например, запах тела или косметики) [5;71].

Таким образом, мы выяснили, что коммуникация имеет два основных проявления – вербальное и невербальное. И у невербального общения существует множество форм и проявлений, а также способов передачи и распознавания информации.

Невербальные средства коммуникации

Ранее мы изучили структуру невербальной коммуникации. Она включает в себя четыре основные базовые системы: акустическую, оптическую, тактильно-кинестетическую и ольфакторную. И, собственно, элементы данной структуры и представляют собой средства передачи информации без использования речи, т.е. невербального общения. Рассмотрим эти средства поподробнее.