Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты налоговой системы и видов налогов
1.1 Сущность понятия института налогов
1.2 Понятие налогов и сборов Российской Федерации. Классификация.
1.3 Особенности налоговой системы в России
Глава 2 Косвенные налоги в Российской Федерации
2.1. Появление косвенных налогов, понятие и преимущества
2.2 Основные виды косвенных налогов
2.3 Анализ поступления косвенных налогов в федеральный бюджет РФ
Глава 3 Проблемы и перспективы косвенного налогообложения в Российской Федерации
Существует четыре метода определения налоговой базы:
1) прямой – основан на реально и документально подтвержденных показателях налогоплательщика. Прямой метод является основным в российском законодательстве;
2) косвенный (расчет по аналогии) – основан на определении налоговой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков; применяется для исчисления единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
3) условный – предполагает использование вторичных признаков определения условной суммы дохода: сумма арендной платы снимаемых помещений, средняя сумма расходов на жизнь; в российской практике не применяется;
-
- паушальный – основан на определении не условной суммы дохода, а условной суммы налога. Например, в Лихтенштейне налог, взимаемый с пенсионеров, составляет 12 % суммы их расходов на проживание. В российской практике не применяется.[6]
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговая база, порядок ее определения по федеральным налогам, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.
Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
По способу установления выделяют твердые (специальные) и процентные (адвалорные) ставки. Первые устанавливаются в абсолютной сумме, вторые — в процентах объекта обложения.
Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Размер пропорциональной налоговой ставки не зависит от величины налоговой базы, прогрессивная налоговая ставка растет вместе с ростом базы налогообложения, а регрессивная ставка уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы.
Прогрессивная налоговая ставка установлена в РФ по налогу на имущество физических лиц, по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; регрессивная ставка – по единому социальному налогу.
Для большинства налогов в РФ применяется пропорциональная налоговая ставка.
В зависимости от содержания различают ставки:
1) маргинальные, которые даны непосредственно в законе о налоге;
2) фактические или эффективные, которые определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе. Ее величина может быть меньше маргинальной ставки при наличии налоговых льгот и вычетов, которые уменьшают налоговую базу;
3) экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
1.3 Особенности налоговой системы в России
Налоговая система России представляет собой организованную на конкретных принципах систему отношений между государством через уполномоченные органы и организациями или простыми гражданами по вопросам взимания и установления налогов и сборов в бюджет. В основе любой налоговой системы лежат налоги. Система налогообложения в России позволяет государству реализовать свои функции по управлению государственными финансовыми потоками. Налоговая система в стране сложилась в период 1991 – 1992 годов, во времена кардинальных преобразований экономик бывшего СССР, перехода к рыночным отношениям и политического противостояния. К основным факторам, существенно оказывающим влияние в то время на становление налоговой политики, можно отнести: отсутствие опыта в регулировании налоговых отношений в правовом аспекте, социальный и экономический кризисы в стране, а также слишком сжатые сроки для создания новой системы налогового законодательства. Поэтому отечественные экономисты и обратились к зарубежному опыту.
Таким образом, получилась налоговая система России, которая состоит из совокупности налогов, сформулированных на основных принципах их установления и введения в действие, контролирования над полнотой и своевременностью уплаты таковых, а также мер ответственности за неуплату. Структуру налоговой системы можно представить в виде таких составляющих: совокупности налогов, режимов налогообложения и органов, контролирующих начисление и уплату налогов.
Итак, все налоги подразделяются на:
- федеральные, представленные налогом на добавленную стоимость, налогом с доходов физических лиц, акцизами, налогом на прибыль и т.п.;
- региональные, включающие такие налоги, как на игорный бизнес, имущество организаций и транспорт;
- местные включают налоги: на имущество с физических лиц и на землю.[7]
Контролирующая роль в налоговой системе отведена налоговым органам. Данная государственная структура призвана следить за соблюдением соответствующего законодательства, правильностью и полнотой налоговых начислений, а также своевременностью поступлений платежей в бюджет. Структура налоговых органов предполагает федеральные органы и территориальные подразделения.
Современная налоговая система России основывается на таких принципах:
- единство налоговой системы, закрепленное в конкретных статьях Конституции и обеспечивающее единство финансовой, кредитной и денежной политики. Данный принцип обеспечивает единство в экономическом пространстве страны;
- принцип подвижности или эластичности, предусматривающий изменение некоторых налогов или соответствующих механизмов в сторону увеличения или уменьшения налоговой нагрузки для удовлетворения государственных нужд;
- принцип стабильности. Согласно этому принципу, налоговая система России должна быть неизменной на протяжении хотя бы нескольких лет. Из практики зарубежных стран любые налоговые реформы должны происходить только в крайней необходимости и, желательно, с начала финансового года;
- множественность налогов. Этот принцип включает в себя ряд аспектов, главным из которых принято считать совокупность налогов и объектов налогообложения. Комбинирование объектов и налогов должно составлять систему, отвечающую требованиям перераспределения бремени между плательщиками налогов.
Российская экономика — самая сложная в Европе с «налоговой» точки зрения. К такому выводу пришли аналитики консалтинговой компании Deloitte, опросившие около тысячи руководителей фирм из почти трех десятков стран Старого света.
Удобным отечественный налоговый режим показался только двум процентам респондентов. Главным образом бизнесменов не устраивает часто меняющееся и противоречивое законодательство, а также неспособность фискальных органов устранять возникающие коллизии «адекватными для коммерсантов» способами.
Также предприниматели пожаловались на завышенные с их точки зрения ставки налогов на фонд оплаты труда, или страховые взносы.
Вместе с Россией на последних местах рейтинга оказались Италия и Франция, а вот самыми привлекательными юрисдикциями стали Нидерланды (40 процентов) и Великобритания (31 процент). Здесь налоговики работают быстро, открыто и ориентируются на бизнес, уверены участники опроса.
Тем не менее большинство национальных европейских налоговых режимов бизнесмены признали сложными. При этом основной критерий для них не низкие ставки, а определенность и предсказуемость налогового законодательства, его толкования и применения.
В октябре 2013 года президент Владимир Путин внес в законопроект, позволяющий Следственному комитету (СК) возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без санкций от профильных ведомств. Такое право было у силовиков до 2011 года, когда этот порядок отменил тогдашний глава государства Дмитрий Медведев.
Предложение Путина подвергли критике видные бизнесмены и политики, в том числе бывший министр финансов Алексей Кудрин, а также представители Минфина и Минэкономики. Спустя месяц Путин заявил, что, возможно, при уголовном преследовании бизнесменов СК все же придется как-то сотрудничать с налоговиками.
Глава 2 Косвенные налоги в Российской Федерации
2.1. Появление косвенных налогов, понятие и преимущества
Совершая исторический экскурс, можно отметить, что косвенное налогообложение имеет многовековую историю. Оно возникло ещё в рабовладельческом государстве. Развитие косвенных налогов было обусловлено расширением деятельности государства и товарно-денежных отношений. Так, ещё в Древнем Риме в период императора Августа Октавиана (63г. до н.э.-14 г.н.э.) существовали различные виды косвенных налогов - налог с обычного оборота по ставке 1%, налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% рыночной стоимости. Косвенное налогообложение существовало и в Древнерусском государстве в форме торговых и судебных пошлин. Пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, реки, за право иметь склады, устраивать рынки, за взвешивание и измерение товаров. Судебные пошлины взимались с лиц совершивших преступления. В средние века на Руси косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
Изучив некоторые пособия по налогам, можно прийти к выводу, что устройство и взимание косвенных налогов гораздо труднее, нежели устройство прямых налогов.
Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой стали налоги. Налоговые доходы составляют более 80% доходов федерального бюджета, большая часть которых – косвенные налоги (НДС, акцизы и др.) Поэтому тема моего исследования является актуальной и интересной.
Как известно, с учетом различий в механизме формирования налоги делят на два вида: прямые и косвенные налоги.
Если рассматривать косвенные налоги, то стоит отметить, что он устанавливается в виде специальной надбавки к первоначальной стоимости той или иной продукции. В свою очередь, прямой налог взимается исключительно с ежемесячного дохода каждого налогоплательщика. Любой собственник бизнеса должен реализовать свою продукцию для того, чтобы сделать надбавку к цене.
В нашей стране взимаются два вида косвенных налогов – налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Они стали взиматься в России с 01.01.1992 г., хотя акцизы существовали в России с древних времен, а НДС пришел на смену «советского» налога с оборота.
Несомненно, косвенные налоги во всех странах в первую очередь имеют фискальное значение. Но надо признать, что не все государства ровно относятся к взиманию на своей территории косвенных налогов. В США и Канаде, к примеру, не взимается НДС, распространенный в Европе. Акцизы являются доходными источниками бюджетов всех развитых и развивающихся государств.
Какие же достоинства имеет косвенное налогообложение? Рассмотрим подробнее.
Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.
Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.
Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.
В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.
В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.