Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты налоговой системы и видов налогов
1.1 Сущность понятия института налогов
1.2 Понятие налогов и сборов Российской Федерации. Классификация.
1.3 Особенности налоговой системы в России
Глава 2 Косвенные налоги в Российской Федерации
2.1. Появление косвенных налогов, понятие и преимущества
2.2 Основные виды косвенных налогов
2.3 Анализ поступления косвенных налогов в федеральный бюджет РФ
Глава 3 Проблемы и перспективы косвенного налогообложения в Российской Федерации
НДС обладает объективными преимуществами перед другими косвенными налогами:
1) НДС имеет более широкую базу обложения,
2) НДС позволяет сократить налоговые искажения в ценах международной торговли через принципы территориальности, т.е. позволяет выровнять либо цены потребителей, либо цены производителей;
3) взимание НДС по наиболее распространенному в мире методу - методу начислений с использованием счетов-фактур - легче администрируется и позволяет более эффективно бороться с уклонением от уплаты налога;
4) применение НДС позволяет сделать налоги на потребление нейтральными по отношению к ценам, эффективности производства и потребления, потребительскому выбору.
Итак, исходя из характеристик отдельных налогов, можно выделить общие черты, присущие всем косвенным налогам:
1) это налоги на потребление, имеющие регрессивный характер;
2) налог прямо не связан с доходом или имуществом налогоплательщика;
3) сумма налога включается в цену товара, носит скрытый характер для потребителя, оплачивающего товар и налог;
4) с их помощью можно регулировать потребление как в целом, так и отдельных товаров.
В качестве недостатков всех рассмотренных косвенных налогов можно выделить, во-первых, обратную пропорциональность платежеспособности потребителей (регрессивный характер), приводящую к нарушению принципа справедливости налогообложения, во-вторых, повышенные затраты при администрировании, в-третьих, вмешательство косвенных налогов в механизм рыночного ценообразования, способствующее росту темпов инфляции. Несмотря на минусы косвенных налогов, необходимость существования косвенного обложения демонстрирует многовековая история существования косвенных налогов.
Необходимо также подчеркнуть, что косвенные налоги, занимая в доходах консолидированного бюджета около 50%, по разному реализуют свою фискальную и регулирующую функцию в зависимости от вида налога. Поэтому каждый косвенный налог, подчиняясь общим тенденциям развития косвенного налогообложения, имеет присущие только ему проблемы исчисления, уплаты и администрирования.
2.3 Анализ поступления косвенных налогов в федеральный бюджет РФ
Рассмотрев динамику поступлений косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2013 по 2017 годы, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в структуре поступлений косвенных налогов занимает НДС, доходы от которого к 2017 году по сравнению с 2013 увеличились на 114969 тыс. руб. или 6,6% и составили 1868209 тыс. руб.
В целом рассматривая акцизы, можно сказать, что поступления от них увеличились на 57,7% и составили в 2017 году 952475 тыс. руб.
Наиболее заметен рост поступлений от таких акцизов, как на табачную продукцию (на 79,5%), на автомобили легковые и мотоциклы (83,9%), дизельное топливо(98,4%), пиво (35%) и др.
То есть, за период с 2013 по 2017 год большинство акцизов имеют положительную динамику роста, что говорит о благоприятном влиянии на поступления налогового администрирования.
Глава 3 Проблемы и перспективы косвенного налогообложения в Российской Федерации
Конечно, одной из главнейших проблем в кризисный период в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Решить эту проблему поможет увеличение эффективности контроля взимания налогов.
Следует выбрать правильную стратегию администрирования, которая позволит при минимальных затратах на администрирование получать максимальные поступления в бюджет.
Я считаю, что для любого государства, на какой бы ступени своего социально- экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России.
К факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов можно отнести: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, рост неплатежей предприятий, предоставление большого количества льгот и отсрочек, введение «зон экономического благоприятствования», уклонение от уплаты налогов.
В соответствии с прогнозом доходов федерального бюджета дальнейшего снижения налогового бремени не планируется, а это значит, что цены на товары (работы, услуги) облагаемые косвенными налогами - НДС и акцизы - будут только расти. Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.
Кроме того, анализ существующих проблем косвенного налогообложения из-за несовершенства законодательства и нестабильности экономической обстановки ставит в зависимость актуальность повышения эффективности системы налогового контроля и управления в России. Устранение данных недостатков и улучшение системы администрирования налогов позволит в значительной степени устранить существующие проблемы косвенного налогообложения, увеличить собираемость косвенных налогов и не допустить рост задолженности косвенных налогов.
Мне кажется, что реформирование налоговой системы является в настоящее время необходимым условием для дальнейшего успешного экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Система администрирования налогов должна привести к снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для его граждан. Успешное решение задач налогового реформирования – залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.
Таким образом, в результате выше изложенного, можно констатировать, что косвенное налогообложение в современных условиях имеет ключевое значение в экономике.
В России косвенное налогообложение связано с определенными проблемами, для реализации которых органами государственной власти разрабатываются и реализуются определенные меры.
Совет федерации одобрил правительственный закон об индексации ставок акцизов на 2015-2017 гг., поправки вносятся в статью 193 Налогового кодекса РФ. Согласно нововведениям, в 2015 г. ставки акцизов увеличились и выросли на бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин в среднем на 6%. Изменились пропорции распределения акцизов по алкогольной продукции между уровнями бюджетной системы – с 1 января 2015 г. 60% акцизов поступает в федеральный бюджет, а 40% - в бюджеты субъектов РФ (до 1.01.2015 г. распределение составляло 50% на 50% соответственно).
Нововведения коснулись и расширения списка подакцизных товаров. При этом в 2017 г. ставки акцизов на большинство видов подакцизных товаров увеличились в среднем на 20%. На спиртосодержащую продукцию и этиловый спирт, ввозимый на территорию РФ, акцизы выросли на 25%. Индексация акцизов на вина и пиво, а также на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 90 лошадиных сил составила 10%. Поэтому в настоящее время абсолютно некорректно наращивать ставку акциза отвлеченно от реальной минимальной цены. Следует учитывать, что себестоимость подакцизных товаров достаточно низка относительно цен реализации.
Повышение акцизов привело к отрицательному эффекту для всех: государства, общества, потребителя и бизнеса, поскольку часть рынка ушла в тень. Так, по оценкам специалистов, производство легальной алкогольной продукции в 2015 г. составила около 35%, нелегальной – примерно 30%, суррогатов – 35%. В 2017 г. доля легальной продукции упала до 25%. Сокращение легального производства привело к сокращению поступлений в бюджетную систему. В свою очередь, цены на алкоголь превысили уровень мировых в 7-8 раз, что привело к перераспределению спроса: от качественного дорогого потребители перешли к некачественному дешевому продукту или к суррогатам, что чревато серьезными общественными последствиями. Повышение акцизов Минфин объясняет необходимостью увеличить доходы федерального бюджета, которому, придется сидеть на финансовой «диете» до 2017 г. Отметим, что в России в 2015 г., по расчетам Минфина, налоговая нагрузка составила – 34,8% ВВП, без рентных платежей – 26,7%. Это ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (35,9%) и Евросоюза (37,5%).
Таким образом, резкое увеличение индексации алкогольной продукции привело к увеличению спроса населения на нелегальную продукцию в данной отрасли. В связи с чем, доходные показатели поступлений денежных средств в бюджет уменьшились по сравнению с прогнозируемыми показателями Минфина РФ.
Ситуация на теневом алкогольном рынке России представляется тревожной. Регулирование рынка алкогольной продукции в регионе должно быть направлено на его позитивное развитие и функционирование, защиту от незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Для этого необходимо формирование социально приемлемого уровня и социально приемлемой структуры легального производства и потребления алкогольной продукции с использованием административных и рыночных механизмов регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при тесном взаимодействии государства и социально ответственного бизнес-сообщества.
Установлены ставки акцизов на 2016–2018 годы. Соответствующий закон, предусматривающий поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ, был подписан Президентом РФ В. Путиным.
В частности, на ближайшие два года (2018 и 2019 гг.) сохраняются действующие в настоящее время ставки акцизов в отношении спиртосодержащей продукции (на уровне 400 руб. за литр), алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% (на уровне - 500 руб. за литр) и до 9% (на уровне - 400 руб. за литр). В тоже время увеличатся, ставки акцизов на табачные изделия. Так, сигареты и папиросы будут обходиться в 960 руб. за 1000 штук + 11% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1330 руб. за 1000 штук. При этом значительно снизятся ставки на автомобильный бензин (в среднем до 7300 руб. за тонну - в зависимости от класса топлива) и на дизельное топливо (до 3450 руб. за тонну). Кроме того, перечень подакцизных товаров, операции с которыми признаются объектами налогообложения, дополняется такими товарами, как бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин.
Помимо этого, законом расширен перечень объектов, освобождаемых от обложения НДС. В него включены операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами). Также документом предусмотрен порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств. Речь в данном случае идет о суммах налога, предъявленных налогоплательщику и принятых им к вычету при осуществлении следующих операций:
- проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости, учитываемых как объекты основных средств;
- приобретении недвижимого имущества (за исключением космических объектов);
- приобретении на территории РФ или при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, воздушных судов и двигателей к ним;
- приобретении товаров для выполнения строительно-монтажных работ;
- выполнении налогоплательщиком строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Так, расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате, будет производиться исходя из 1/10 суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Такая доля будет определяться исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ, в общей стоимости товаров, имущественных прав, отгруженных (переданных) за соответствующий календарный год. При этом сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного им
Заключение
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков. Производители и продавцы выступают в роли сборщиков косвенных налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком косвенного налога. Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж, пошлин, таможенных сборов.
Наиболее важными в практическом отношении являются такие косвенные налоги как: таможенная пошлина, акциз, налог с продаж; налог на добавленную стоимость (НДС).
В качестве недостатков всех рассмотренных косвенных налогов можно выделить, во-первых, обратную пропорциональность платежеспособности потребителей (регрессивный характер), приводящую к нарушению принципа справедливости налогообложения, во-вторых, повышенные затраты при администрировании, в-третьих, вмешательство косвенных налогов в механизм рыночного ценообразования, способствующее росту темпов инфляции. Несмотря на минусы косвенных налогов, необходимость существования косвенного обложения демонстрирует многовековая история существования косвенных налогов.