Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты налоговой системы и видов налогов
1.1 Сущность понятия института налогов
1.2 Понятие налогов и сборов Российской Федерации. Классификация.
1.3 Особенности налоговой системы в России
Глава 2 Косвенные налоги в Российской Федерации
2.1. Появление косвенных налогов, понятие и преимущества
2.2 Основные виды косвенных налогов
2.3 Анализ поступления косвенных налогов в федеральный бюджет РФ
Глава 3 Проблемы и перспективы косвенного налогообложения в Российской Федерации
Введение
Тема данной курсовой работы является очень актуальной, т.к. косвенные налоги играют немало важную роль в налоговой системе РФ и очень важно, чтобы налоговая политика в отношении данного вида налога продолжала совершенствоваться. Проблемы косвенного налогообложения всегда были объектом пристального внимания финансистов.
Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой стали налоги. Налоговые доходы составляют более 80% доходов федерального бюджета, большая часть которых – косвенные налоги (НДС, акцизы и др.) Поэтому тема моего исследования является актуальной и интересной.
Как известно, с учетом различий в механизме формирования налоги делят на два вида: прямые и косвенные налоги.
Если рассматривать косвенные налоги, то стоит отметить, что он устанавливается в виде специальной надбавки к первоначальной стоимости той или иной продукции. В свою очередь, прямой налог взимается исключительно с ежемесячного дохода каждого налогоплательщика. Любой собственник бизнеса должен реализовать свою продукцию для того, чтобы сделать надбавку к цене.
В нашей стране взимаются два вида косвенных налогов – налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Они стали взиматься в России с 01.01.1992 г., хотя акцизы существовали в России с древних времен, а НДС пришел на смену «советского» налога с оборота.
Несомненно, косвенные налоги во всех странах в первую очередь имеют фискальное значение. Но надо признать, что не все государства ровно относятся к взиманию на своей территории косвенных налогов. В США и Канаде, к примеру, не взимается НДС, распространенный в Европе. Акцизы являются доходными источниками бюджетов всех развитых и развивающихся государств.
Целью курсовой работы является раскрытие особенностей взимания косвенных налогов в Российской Федерации, а также перспектив развития косвенного налогообложения. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
- раскрыть теоретические аспекты понятия налогов и их классификации;
- рассмотреть особенности косвенных налогов в Российской Федерации;
- раскрыть проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из 3 глав, введения, заключения и библиографии.
Глава 1 Теоретические аспекты налоговой системы и видов налогов
1.1 Сущность понятия института налогов
В настоящее время настала пора вернуться к важной исследовательской задаче по формированию глубоких теоретических основ налогообложения на базе современной научной парадигмы.
И в свете этого, нам кажется, наиболее перспективной теорией, которая могла бы послужить такой базой, является теория институциональной экономики.
Имеются первые попытки институционального анализа налогов, например работа Хантаевой Н.Л. Основными ключевыми положениями этой теории являются: институты, сети, трансакционные издержки и контракты.
Налоги как институт. Можно ли рассматривать налогообложение как разновидность института в понимании институциональной экономики. Казалось бы, нет, налоги не имеют непосредственного отношения к правилам игры на рынке. Однако, если рассмотреть поближе, то налоги выполняют ту же функцию, как и любой другой институт – снижают степень неопределенности принятия решения отдельным экономическим актором.
Хантаева также делает акцент на этой функции налогов, когда формулирует собственное определение налога: «Налог — это принудительное изъятие … в целях налаживания взаимосвязей элементов управляющей системы и координации их взаимодействия для снижения трансакционных издержек». То есть, благодаря налогам, уровень энтропии в системе общества снижается, у человека появляется некая уверенность в завтрашнем дне.
Правда происходит это не напрямую, а опосредованно, через институт более высокого порядка – государство.
Соответственно, и исполнение этого формального правила осуществляется государством.
Таким образом, налоги как институт правомерно рассматривать только как часть или подсистему института государства. Налоги как сеть. Рассматривая налог как разновидность сети, можно выделить как минимум два аспекта: государство как сеть и сами налоги как сеть.
Рассматривая первый аспект, можно отметить, что чем больше людей объединено в сеть государства, тем оно мощнее, независимее от других государств и дает большую уверенность в том, что способно защитить отдельного гражданина. [1]
Одними из издержек участия в этой сети являются налоги.
Рассматривая второй аспект, заметно, что ввиду своеобразия налоговых систем разных стран, налогоплательщикам удобнее взаимодействовать с контрагентами внутри страны, потому, что они «говорят на одном языке» в плане оформления документации, необходимой для исчисления и уплаты налогов.
Для представления самих налогов как сети также можно привести пример с налогом на добавленную стоимость и акцизами.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками этих налогов, входят в своеобразную сеть, в которой каждый из них одновременно как получает суммы этих налогов при продаже товаров, готовой продукции, услуг, так и отдает при приобретении сырья, материалов, товаров для перепродажи.
Соответственно, чем больше контрагентов конкретного налогоплательщика является плательщиками НДС и акцизов, тем больше он сможет принять выплаченного налога к вычету. Наличие сети плательщиков НДС и акцизов подтверждается практикой – зачастую многие крупные организации отказываются работать с налогоплательщиками, перешедшими на специальные налоговые режимы именно из-за того, что они не могут принять налог к вычету.[2]
Налоги как трансакционные издержки. Роль налогов в части формирования трансакционных издержек двоякая.
С одной стороны, государство, финансируемое за счет налогов, снижает трансакционные издержки участников рынка, с другой стороны, налоги можно рассматривать как разновидность трансакционных издержек для всех сделок, являющихся объектом налогообложения.
Налоги как контракт. Здесь логично обратиться к ранней теории налога как общественного договора (обмена).
С точки зрения современной науки эта теория конечно утопическая, однако, рассмотрение в свете институциональной экономики может дать ей новую жизнь.
Специфика налогов как контракта в том, что гражданин может разорвать его только одним из двух способов – либо сменив место хозяйственной деятельности либо совсем прекратив ее.
Отличие от обычного контракта в том, что оппортунистическое поведение априори выгодно налогоплательщикам, поэтому механизм принуждения к исполнению данного контракта должен быть встроен в сам контракт.
Однако, оппортунистическое поведение выгодно только с экономической точки зрения, если же рассматривать с точки зрения стремления актора к определенности, предсказуемости будущего, то оппортунистическое поведение становится невыгодным.
Что касается государства, то для него оппортунистическое поведение (невыполнение государственных функций, финансируемых за счет налогов) выгодно только до тех пор, пока нет угрозы массовых социальных потрясений.
1.2 Понятие налогов и сборов Российской Федерации. Классификация.
Налог как всякая экономическая категория характеризуется через сущность и формы ее проявления. Налог относится к числу финансовых категорий, имея с ними ряд общих черт: субъекты, объекты и функции.
Субъектами этих отношений являются государство, физические и юридические лица, объектом – доходы, полученные в результате первичного распределения стоимости созданного продукта. Заработная плата, рента, процент и прибыль – источники налога. Часть этих доходов перемещается из частного сектора в государственный, что означает смену формы собственности доходов, полученных обществом. [3]
Это – первая сущностная черта налоговых отношений. Вторая сущностная черта налога – это особый экономический институт, характеризующий правила поведения субъектов экономических отношений и оформленный в современном обществе нормами права.
В таком своем качестве налог становится формой принудительного изъятия денежных средств в доход государства, но одновременно – осознанной необходимостью.
Налог, понимаемый как осознанная общественная необходимость отчуждения части полученных доходов, подчеркивает особую роль государства, призванного выполнить функции, которые невозможно и нецелесообразно переложить на любого другого субъекта экономических отношений. Общество нанимает и оплачивает содержание государственного аппарата, возлагая на него определенные функции, реализация которых решает задачи всего общества, но каждого из его граждан по-разному.
Отсюда следует третья характерная черта налога – индивидуальная безэквивалентность. Это означает, что государство не обязуется вернуть каждому налогоплательщику столько же, сколько он перечислил в государственную казну.
Такое и невозможно, поскольку, во-первых, содержание государственного аппарата стоит денег, а, во-вторых, теряется смысл изъятия.
Отличительной особенностью отношений налогоплательщика с государством является переход права собственности на денежные средства, ранее принадлежавшие плательщику налога, к государству.
Однако это не единственный признак налога. Отличать налог от других видов платежей следует и по таким признакам, как строго обязательный характер, индивидуальная безвозмездность (безвозвратность), установление в законодательном порядке, внесение в бюджет или внебюджетные фонды в точно определенных размерах и в определенный срок, обеспечение платежеспособности публичной власти. [4]
Закон «Об основах налоговой системы в РФ» фактически ставил знак равенства между налогом и другими видами платежей, такими как сбор и налог.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Для характеристики налоговой базы имеет значение:
1) масштаб налога – установленная законом характеристика предмета налогообложения, выраженная каким-либо физическим параметром или предметом измерения (крепость напитков, мощность двигателя, объем двигателя);
2) единица налога – условная единица принятого масштаба, которая используется для количественного выражения налоговой базы (градус, кубический сантиметр, баррель, рубль).
Например, если масштабом для исчисления таможенной пошлины является мощность двигателя автомобиля, то единицей налога может быть лошадиная сила, кубический сантиметр. Масштабом для исчисления акцизов является, в частности, объем бензина, единицей налога – литр, баррель.
В зависимости от выбранного масштаба налога налоговые базы можно разделить на следующие виды:
1) налоговые базы со стоимостными показателями (стоимость имущества, сумма дохода);
2) налоговые базы с объемно-стоимостными показателями: для исчисления налога на добавленную стоимость используется объем реализованной продукции;
3) налоговые базы с физическими показателями (объем добытого сырья).
Для определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет выбор метода учета налоговой базы:
1) кассовый метод или метод присвоения учитывает момент получения средств и осуществления расходов. Все суммы должны быть реально полученными доходами и реально произведенными расходами;
2) метод начисления или накопительный метод позволяет признать доходом все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности или нет.
Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в налоговом периоде. При этом не имеет значения, произведены ли по этим обязательствам выплаты. [5]
Для российских организаций право выбора между названными методами перестало существовать с 1 января 2002 года в связи с введением 25 главы НК, которая определила метод начисления в качестве единственно возможного для исчисления налоговой базы. Исключение предоставлено лишь предприятиям, объем выручки от реализации продукции которых за четыре последних квартала не превышает в каждом их них 1 млн. рублей. Они могут выбирать один из двух вышеназванных методов.