Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Стратегия конкурентоспособности предприятия: понятие, виды).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
1.1. Стратегия конкурентоспособности предприятия: понятие, виды
1.2. Подходы к разработке стратегии
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол»
2.1. Краткая характеристика ООО «Гелио-Ореол»
Потребителями продукции ООО «Гелио-Ореол» являются торговые предприятия (75 %) и розничные покупатели (25 % продукции реализуется через три собственных магазина).
Для оценки потребительских предпочтений в рамках маркетингового исследования проведен опрос розничных покупателей ООО «Гелио-Ореол». Число опрошенных респондентов составило 250 чел. В результате исследования установлена частота покупок хлебобулочных изделий потребителями, которая представлена в таблице 4.
Таблица 4
Частота покупок хлебобулочных изделий[27]
Вид изделия |
Частота покупок |
||||
каждый день |
через день |
один раз в неделю |
один раз в месяц |
не покупают |
|
Пшеничный хлеб |
23 |
25 |
17 |
14 |
21 |
Ржано-пшеничный хлеб |
18 |
27 |
15 |
14 |
26 |
Белый хлеб |
15 |
30 |
10 |
10 |
35 |
Батоны |
25 |
59 |
5 |
4 |
7 |
Булочные изделия |
2 |
2 |
25 |
42 |
25 |
По данным таблицы 4 видно, что наиболее часто потребители приобретают пшеничный хлеб и батоны, а редко – булочные изделия.
Качество хлебобулочных изделий респонденты оценили следующим образом: 75 % опрошенных потребителей продукции ООО «Гелио-Ореол» отметили, что качество изделий «отличное». 10 %, что хлебобулочные изделия «хорошего» качества, и 2 % высказали мнение о том, что хлебобулочные изделия «удовлетворительного» качества (рис. 4). Категории «цена – качество» хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол», по мнению 94,2 % потребителей, потребляющих продукцию данного предприятия, соответствуют друг другу. Но 5,8 % респондентов отметили их несоответствие, аргументируя тем, качество продукции должно быть выше.
Рисунок 4 - Оценка потребителями качества хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол»: 1 – плохое качество; 5 – отличное качество[28]
Что же касается вкусовых качеств хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол», то 97,7 % покупателей они нравятся. И соответственно 2,3 % покупателей – не нравятся. В качестве основной причины отмечен имеющийся вкус дрожжей. Основная проблема ООО «Гелио-Ореол» заключается в тенденции нарушения ГОСТ 27842-88 и 28808-90 «Технические условия «Хлеб из пшеничной муки».
Основными конкурентами ООО «Гелио-Ореол» являются: АО «Черемушки»; ООО «Катык»; ООО «АВА-Хлеб»; ООО «Жуковский хлеб»; ООО «ПЕКО»; минипекарни. Распределение рынка между конкурентами представлено в таблице 5.
Таблица 5
Распределение рынка между конкурентами[29]
Предприятие |
Доля рынка, % |
Отклонение, п.п. |
|||
2012 год |
2014 год |
2015 год |
2015/2012 |
2015/2014 |
|
ООО «Гелио-Ореол» |
12 |
14 |
15 |
3 |
1 |
АО «Черемушки» |
56 |
55 |
54 |
-2 |
-1 |
ООО «Катык» |
9 |
9 |
10 |
1 |
1 |
ООО «АВА-Хлеб» |
6 |
5 |
5 |
-1 |
- |
ООО «Жуковский хлеб» |
8 |
8 |
10 |
2 |
2 |
ООО «ПЕКО» |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
Прочие |
4 |
4 |
1 |
-3 |
-3 |
Как видно из представленных данных, на долю ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка. Это – вторая позиция после ОАО «Черемушки», на долю которого приходится 54 % рынка.
В таблице 6 представлен анализ конкурентоспособности предприятия.
Таблица 6
Анализ конкурентных позиций ООО «Гелио-Ореол»[30]
Показатель |
ООО «Гелио-Ореол» |
Конкуренты |
||||
АО «Черемушки» |
ООО «Катык» |
ООО «АВА-Хлеб» |
ООО Жуковский хлеб» |
ООО «ПЕКО» |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Продукция |
||||||
Качество продукции |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
Ассортиментный ряд |
4 |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Доступность |
5 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
Стабильность поставок |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
2 |
Скорость обслуживания |
5 |
5 |
3 |
2 |
4 |
1 |
Цена |
||||||
Цена продукции |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
% скидки с цены для оптовых покупателей |
3 |
4 |
0 |
0 |
4 |
3 |
Продвижение услуг на рынке |
||||||
Реклама |
3 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Стимулирование потребителей |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО по баллам |
33 |
35 |
20 |
17 |
25 |
18 |
Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является ОАО «Черемушки». Предприятие уступает основному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Если общий балл конкурентных позиций ООО «Гелио-Ореол» составляет 33 балла, то у АО «Черемушки» конкурентные общие балы 35 ед. Кроме того, конкурентами на рынке хлебобулочной продукции являются ООО «Катык» - 20 баллов, ООО «АВА-Хлеб» - 17 баллов, ООО «Жуковский хлеб» - 25 баллов, ООО «ПЕКО» - 8 баллов. Конкуренция между указанными поставщиками хлебобулочной продукции очень сильная.
Ближайший конкурент – АО «Черемушки», с долей присутствия на рынке 54 % и высокими конкурентными позициями – число балов конкурентной позиции равно 35. При этом ассортиментный ряд данного предприятия выше, чем у ООО «Гелио-Ореол». Кроме того, цена продукции несколько ниже, а качество производимой продукции превышает качество продукции ООО «Гелио-Ореол». В ассортиментом ряду АО «Черемушки» присутствуют позиции отсутствующие у ООО «Гелио-Ореол». Так, например, это широкий ассортиментный ряд хлеба с различными вкусовыми добавками и широкий ассортимент булочной мелочи десертного направления.
Следующие ближайшие конкуренты - это ООО «Жуковский Хлеб» (конкурентные баллы 25) и ООО «Катык» (число конкурентных баллов 20). Данные предприятия представляют на рынке невысокий ассортимент, но наиболее востребованный – хлеб «Белый формованный» и ржаной «Дарницкий» пользующиеся спросом.
Выводы
ООО «Гелио-Ореол» - коммерческое предприятие, основным видом деятельности которого является производство хлебо-булочных изделий.
Проведенный анализ показал, что деятельность ООО «Гелио-Ореол» в 2014-2015 гг. не может быть признана эффективной, так как имеет место снижение прибыли и показателей рентабельности. Главные причины сложившейся ситуации: неэффективное управление расходами на предприятии, проблемы роста задолженности покупателей.
На ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка хлебобулочных изделий города. Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является АО «Черемушки», на которого приходится 54 % рынка. ООО «Гелио-Ореол» уступает главному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Однако, общий балл конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол» лишь на 5,71 п.п. (2 балла) ниже, чем у АО «Черемушки».
Проведенное исследование позволило выявить ряд проблем по обеспечению конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол»:
1) ООО «Гелио-Ореол» уступает по ассортименту АО «Черемушки», который включает хлеб с различными вкусовыми добавками, булочную мелочь десертного направления;
2) в сбытовой политике предприятия отсутствует внимание к маркетинговому фактору; сбыт является нецеленаправленным и развитие системы сбыта происходит стихийно;
3) действующая на предприятии ценовая политика не ориентирована на дифференцированный подход, методы стимулирующего ценообразования крайне ограничены, что снижает конкурентоспособность предприятия.
Общий вывод, который можно сделать по результатам расчетов: выполнение стратегии повышения конкурентоспособности в ООО «Гелио-Ореол» в 2015 г. нельзя назвать успешным, что делает необходимым разработку мероприятий, направленных на совершенствование этого процесса.
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности стратегии конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол»
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что, так как ООО «Гелио-Ореол» работает на рынке традиционного продукта, ему целесообразно придерживаться стратегии проникновения на рынок, на также реализовывать стратегию предложения новых товаров.
ООО «Гелио-Ореол» обладая значительным опытом и традициями производства, реализуют бизнес-процессы по отлаженным схемам, которые не всегда являются оптимальными. Можно выделить следующие недостатки в деятельности предприятия: низкий уровень планирования, преобладающим функциональным подходом, отсутствием отлаженного механизма целеполагания. В 2015 г. чистая прибыль предприятия снизилась на 16,20 %. На предприятии не соблюдается требование минимизации затрат. Напротив, показатель доли продукции предприятия в удовлетворении спроса снижается, то есть не выполняется критерий его максимизации. Происходит рост стоимости производства хлеба по причине роста стоимость сырья, «входные бонусов» в торговые сети, возврата хлеба из магазинов.
Типовыми бизнес-процессами в ООО «Гелио-Ореол» являются изучение
рынков, разработка новых видов продукции, организация сбыта, поставка сырья и взаимоотношений с поставщиками, производство и доставки продукции, управления человеческими, информационными, финансовыми и материальными ресурсами, улучшения и изменения деятельности предприятия.
Такие бизнес процессы, как сбыт продукции, материально-техническое снабжение, производство, финансовое планирование и некоторые другие
складывались на протяжении длительного времени, и имеют устойчивые традиции и ряд особенностей. Например, статус производимого продукта как продукта первой необходимости, высокие требования к его качеству, непрерывность производственных процессов, характеристики оборудования, специфика логистических структур.
Одним из направлений совершенствования деятельности ООО «Гелио-Ореол», на наш взгляд», может быть реинжиниринг бизнес-процесса (РБП). Его задача — достижение улучшений путем перепроектирования процесса таким образом, что максимизируется добавление потребительской ценности, а прочие показатели минимизируются.
Проект стратегического реинжиниринга бизнес-процесса ООО «Гелио-Ореол» должен включать в себя следующие направления.
1. Автоматизация производства. Основная проблема ООО «Гелио-Ореол» заключается в тенденции нарушения ГОСТов 27842-88 и 28808-90 «Технические условия «Хлеб из пшеничной муки». Системы управления на всех технологических этапах позволяют контролировать соблюдение показателей качества продукции. Для устранения данной проблемы, ООО «Гелио-Ореол» рекомендуется приобретение нового оборудования: тестомесильной машины чешской компании TOPOS a.s., тестоформовочной машины CR 59 компании WP Haton, Dough Friendly Company. Тестоформовочная машина CR 59 WP Haton предназначена для широкого диапазона изделий. Идеально подходит для всех сортов теста, таких как пшеничное, пшеничное–ржаное, ржано-пшеничное, многозерновое и цельнозерновое. Оборудование выполнено из высокотехнологичного материала. За счет высокой точности подгонки канавки к конусу обеспечивается минимальное откалывание кусочков теста от куска. Для исключения налипания, тестоформовочная машина оснащена дополнительным масляным дозатором.
2. Продвижение изделий и разработку инновационных продуктов для удовлетворения разнообразных потребностей населения. Рынок хлеба стабильно сокращается на 3-5% в год. Это связанно с улучшением благосостояния населения. Потребители могут себе позволить более дорогие продукты, более ценные в пищевом отношении. Однако сокращение не означает полный отказ от хлебобулочных изделий – скорее идет замещение их новыми видами продукции.