Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность и классификация функций менеджмента
1.2 Планирование и прогнозирование в системе менеджмента
1.3 Организация как функция менеджмента
1.4. Суть мотивации как функции управления
1.5 Координация и контроль в системе менеджмента
1.6 Контроль как функция менеджмента
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Краткая характеристика организации
- обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
- приспособление отдельных подразделений к системе управления организацией и к ее внешней среде.
В менеджменте обычно приводятся следующие основные признаки рациональности структуры управления:
- отражение всей совокупности информационных связей, обусловленных
функциональным назначением подразделений и отдельных работников в рамках исполнения ими управленческих функций;
- соблюдение принципов единоначалия;
- минимально необходимое число уровней управления;
- соблюдение обоснованного уровня централизации и децентрализации;
- соблюдение нормы управляемости;
- адаптивность к изменениям.
Вместе с тем главным (глобальным) признаком рациональности структуры управления является ее соответствие требованию эффективного функционирования производственной структуры, отражаемого, прежде всего, в
Уровне реализации целей и стратегии предприятия.
Процесс проектирования организационной структуры состоит из трех
этапов:
1. анализ действующей организационной структуры (определяется ра-циональность действующей структуры по оценочным критериям – причинам
управления, состоянию аппарата управления; выполнению функций управле-
ния; состоянию технологии и хозяйственной деятельности); выделяются «уз-
кие» места в системе управления: многозвенность, параллелизм в работе и т.п.;
2. проектирование организационной структуры с использованием мето-
дов аналогий (использование опыта сторонних организаций), экспертных ме-
тодов (рекомендации специалистов), структуризации целей на основе систем-
ного подхода, организационного моделирования.
В результате проектирования определяется тип структуры, уточняются
состав и число подразделений, численность аппарата управления, рассчитываются затраты на содержание аппарата. В конечном итоге устанавливаются
функции подразделений, потоки информации, полномочия, права и ответственность работников.
3. оценка эффективности организационной структуры. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.
Эффективность управления выражают, как правило, показателем, представляющим собой отношение экономичности управления Эс к эффективности производства Эп . При этом Эс вычисляется путем деления затрат на управление Ау на совокупную стоимость основных и оборотных фондов Д и выража-ется в затратах на управление на единицу стоимости фондов. Эп определяется путем деления объема условно чистой продукции Вч.п на численность промышленно-производственного персонала Сти выражается в количестве произведенной продукции на человека:
Эу= Эс/ Эп= (Ау / Д) / (Вч.п/ Ст)
В конечном счете вся работа по проектированию структуры управления сводится к выработке направлений по совершенствованию действующей организационной структуры, повышению эффективности аппарата управления [24].
1.4. Суть мотивации как функции управления
Термин «мотивация» происходит от лат. movere − побуждение к действию. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлении определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. Раз-
личные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воз-
действия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием [3].
В современном менеджменте существует несколько подходов к определению понятия «мотивация», отличающихся своими акцентами и степенью детализации. Мотивация рассматривается прежде всего как:
− совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий;
− совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побу-
ждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей;
− процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения
личных целей или целей организации;
− деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и
каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться длявыполнения целей, сформулированных в планах;
− органическая часть процесса управления, посредством которого че-
ловеческая энергия преобразуется в определенное поведение, ожидаемым ре-
зультатом этого поведения являются эффективные совместные действия, на-
правленные на реализацию планов организации.
Мотивация − функция процесса управления. Работник мотивирован −
следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой , решая об-
щие цели организации, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения Мотивация в процессе
управления человеком предстает в виде двух подсистем. Первая из них обес-
печивает рассмотрение побуждения к деятельности подчиненным самого себя, т.е. осуществление самомотивации, другая − вынужденное (принудительное) побуждение человека за счет внешнего воздействия. В процессе мотивации подчиненный выступает одновременно и как объект, и как субъект мотивационного управления. Во втором случае процесс носит название «стимулирование». Составной частью мотивации человека является мотивация труда, т.е. побуждение работника к трудовой деятельности [19].
Мотивация трудом, как важнейший элемент системы общественныхценностей, формируется частично до начала профессиональной деятельности
путем усвоения соответствующих морально-этических норм, а частично − в
результате личного участия в ней. В то же время это может иметь место только тогда, когда труд является основным источником получения блага. Если таковым служат статусные различия, принадлежность к привилегированной социальной группе и т.д., формируются иные мотивы поведения людей. Реальная производственная среда часто приводит к трансформации трудовых ценностей,снижению их роли, когда работники предпочитают меньше работать и меньше получать. Причиной этого часто служат высокая интенсивность и плохая организация труда, неблагоприятные социально-гигиенические условия его осуществления, общественные установки.
Основные задачи мотивации:
− формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
− формирование у каждого руководителя демократических (коллегиальных) подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации. Для решения этих задач необходим анализ: процесса мотивации в организациях; индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется, и зависимости между ними;
− изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.
Для решения указанных задач применяются различные методы мотивации. Самым первым и наиболее распространенным методом был метод на-
казания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал до- вольно долго в условиях командно-административной системы. Постепенно /TT1они стимулов. Такой метод был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, возможности поменять место работы (по разным причинам), а также в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания к заработной плате [2].
С повышением роли человеческого фактора появились психологиче-
ские методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что ос-
новным мотивирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гор дость за свое предприятие. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека.
Изучение потребностей человека привело к появлению двух основных
групп теорий мотивации: содержательных и процессуальных (их содержание рас крыто ниже). В эволюции управленческой мысли эти теории рассматриваются в рамках школы человеческих отношений и поведенческих наук. Авторы процессуальных теорий показали внутрифирменный мотивационный механизм.
Мотивация как психологическая категория имеет сложную структуру.
Результативность мотивации во многом зависит от понимания руководителем структуры процесса побуждения человека к деятельности (рис. 1).
Рисунок 1 –Элементы мотивации
Среда − сам человек и все то, что его окружает. Физиологические, физические, химические, природные и другие факторы есть то, что изначальнвключает в себя набор регуляторов, направляющих процессы обмена.
Инстинкт − первичная врожденная форма побуждения живой актив-
ности. Инстинкты формируются в результате биологической эволюции, в ос-
нове которой лежит приспособление к среде обитания. Главное назначение
инстинктов − выживание организма в условиях борьбы за существование. Инстинкты порождают безусловный (врожденный)рефлекс организма человека. Среди важнейших безусловных рефлексов выделяют пищевой, поло-
вой, оборонительный, ориентировочный и др. Последовательная зависимость
«инстинкт − безусловный рефлекс − стимул − реакция» составляют сущность
биологической мотивации, являющейся основой бихевиоризма. Эта зависи-
мость присуща любому живому организму. Биологическая мотивация состав-
ляет определяющую часть человеческой мотивации. На этом уровне возмож-
ности человека в выборе и регулировании довольно ограниченные. Отклоне-
ния от биологического равновесия норм вещественного, энергетического или
информационного обмена вызывают стремление к восстановлению этого рав-
новесия. Это стремление на первичной стадии называется нуждой.Первичным ответом организма на нужду является формирование потребности, т.е. конкретного ощущения недостатка чего-либо. Потребность −
осознанная нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребность является исходным этапом для формирования интереса, страха, ожиданий, восприятий, направленности, мировоззрения и установки личности.
Человека побуждает к активным действиям, в том числе к труду,необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребно-
стями понимается внутреннее состояние человека, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление
людей.
Экспериментальное изучение потребностей начал К. Левин. Одну изпервых классификаций потребностей предложил в 1938 г. психолог Г. Мюррей, выдвинув идею об их четырех основных типах:
1) первичные (обеспечивают выживаемость человека) и вторичные(способствуют развитию личности);
2) позитивные и негативные;
3) явные и неявные;
4) осознанные и неосознанные.
На основе этого он сформулировал 37 видов потребностей и показал, что у всех людей они одни и те же, только специфически выраженные. Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании можно узнать только по поведению людей, причем зачастю лишь в определенной ситуации. Нужно иметь в виду, что, хотя в каждый данный момент обычно доминирует одна какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, но и многими другими, которые порой трудно идентифицировать.
По происхождению потребности могут быть врожденными и приобре-
тенными в результате воспитания. По характеру бывают естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания материальными и нематериальными.
Выделяют три уровня удовлетворения потребностей:
1) минимальный уровень обеспечивает выживание;
2) нормальный уровень поддерживает у работника способность с
должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском
бюджете);
3) уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становитсясамоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.
Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных. Потребности имеют индивидуальное проявление, т.е. возникают и на-ходятся внутри конкретного человека. Потребности имеют огромное влияниена человека, но при этом они возникают как осознанно, так и неосознанно, и далеко не все потребности осознаются индивидом.