Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она является источником материального поощрения рабочих, расширения производства и решению социальных проблем на предприятиях, а также источником уплаты прямых налогов в бюджет. Поэтому в получении прибыли должны быть заинтересованы как государство, так и предприятия

Содержание распределительной функции заключается в том, что предприятие распределяет прибыль, которую получило в результате финансово-хозяйственной деятельности на две части:

  • первая часть аккумулируется в бюджетах в виде налога на прибыль;
  • вторая часть остается в распоряжении предприятия

Учетная функция прибыли состоит в том, что она представляет собой необходимый элемент цены Следовательно, как и цена в целом, прибыль учитывает общественно необходимые затраты труда, необходимые для обеспечения воспроизводства, расширение его масштабов, удовлетворение общественных потребностей (управление, оборона) Именно воспроизводимыми потребностями определяется нижняя, минимальный предел размеров прибыли, которая закладывается в цену каждого товара и услуги[5].

Также прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что управление прибылью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам его формирования, распределения и использования на предприятии

Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов собственников и персонала определяет необходимость непрерывного и эффективного управления

Перспективой дальнейших исследований может быть развитие методологических подходов по прогнозированию размера прибыли и установление ее оптимального размера согласно особенностям функционирования предприятия.

1.3 Понятие и значение анализа рентабельности

Важнейшей характеристикой успешности любого бизнеса является его способность приносить прибыль своим владельцам. Вместе с тем само по себе превышение доходов над расходами не может дать целостного представления об успешности того или иного бизнеса, поскольку при этом не учитываются те ресурсы и инвестиции, которые обеспечили получение соответствующих финансовых результатов.


Поэтому наряду с анализом отчета о прибылях и убытках для оценки итоговых результатов хозяйственной деятельности служит система показателей рентабельности, позволяющих определить эффективность использования менеджментом вложенных в бизнес средств и ресурсов.

Рентабельность – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта с имеющимися или использованными ресурсами [5].

Состояние является рентабельным, когда доход (денежные поступления от деятельности) компенсируют понесенные расходы на осуществления данной деятельности за определенный промежуток времени (накапливается прибыль). Обратным состоянием является – убыточность (сумма понесенных расходов превышает денежные поступления). Способность понесенных расходов окупиться (и выйти на уровень прибыльности) характеризуют показатели эффективности, что является основой дальнейшей деятельности. При расчете показателей рентабельности используются следующие виды прибыли:

  • Валовая прибыль, являющаяся разностью между выручкой от реализации (за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей) и себестоимостью продаж товаров (продукции, работ, услуг);
  • Прибыль от продаж равна разности валовой прибыли и управленческих и коммерческих расходов;
  • Прибыль до налогообложения равна сумме прибыли от продаж продукции, работ, услуг и прочих доходов за вычетом прочих расходов;
  • Чистая прибыль, которая определяется как прибыль до налогообложения уменьшенная на сумму текущего налога на прибыль и отложенные налоговые обязательства и увеличенная на сумму отложенных налоговых активов.

Показатели рентабельности, по которым проводится анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия, группируются следующим образом [15]:

1. Расходные показатели рентабельности характеризуют доходность понесенных расходов в процессе хозяйственной деятельности компании. К расходным показателям относятся:

  • Рентабельность деятельности (рентабельность обычной или хозяйственной деятельности). Определяет, сколько получено прибыли от текущей деятельности в сравнении с 1 рублем понесенных расходов.
  • Рентабельность прочей деятельности – показывает, сколько получено прибыли от деятельности, не являющейся основной, с 1 рубля прочих расходов. Рассчитывается, как отношение финансового результата от прочей деятельности к прочим расходам.
  • Рентабельность продукции – данный показатель считается как отношение валовой прибыли от реализации товаров к себестоимости реализованной продукции. Показатель показывает, сколько получено валовой прибыли на 1 рубль понесенных расходов.
  • Коэффициент покрытия производственных расходов показывает, на какую величину 1 рубль чистого дохода покрывает производственные расходы. Рассчитывается как отношение чистого дохода к производственной себестоимости реализованной продукции, где чистый доход – это выручка без НДС, акцизов и др.косвенных налогов и пошлин.
  • Коэффициент окупаемости – показывает величину производственных расходов, которая осуществляется для того, чтоб получить 1 рубль чистого дохода. Рассчитывается как отношение себестоимости проданной продукции к чистому доходу.

2. Ресурсные показатели рентабельности, показывают доходность используемых ресурсов или капитала предприятия. К этим показателям относятся [15]:

  • Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли на 1 рубль собственного капитала, рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала.
  • Рентабельность предприятия, показывает величину чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль активов. Рассчитывается как чистая прибыль деленная сумму активов предприятия
  • Рентабельность внеоборотных активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность привлеченного капитала, рентабельность перманентного капитала, данные коэффициенты показывают отношение чистой прибыли к использованным активам.
  • Коэффициенты покрытия активов, окупаемости активов, покрытия собственного капитала, окупаемости собственного капитала.

3. Доходные показатели рентабельности рассчитываются, как отношение прибыли от реализации продукции к выручке предприятия. Этот показатель характеризует эффективность коммерческой деятельности и отражает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Сюда относится: валовая рентабельность продажи, чистая рентабельность продажи и пр. [15]

Рентабельность реализации рассчитывается как по отдельным видам продукции (направлениям бизнеса), так и в целом по предприятию.

Для расчета приведенных показателей рентабельности в числителе показателей может отражаться не только сумма прибыли, но и сумма чистого прироста денежных средств.

Эффективность хозяйствования характеризуют показатели рентабельности, рассчитываемые как отношения показателей прибыли к базам, отражающим затраты различных факторов производственно-хозяйственной деятельности. В качестве синонимов используют такие понятия, как рентабельность, доходность, прибыльность, норма прибыли.

Выделяют две группы показателей рентабельности: продукции, капитала.[16]

К рентабельности продукции относят:

  • рентабельность отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг) (Ri);
  • рентабельность товаров (продукции, работ, услуг), т.е. товарооборота по данным о прибыли до налогообложения (Rр) и от продажи (RPs);
  • рентабельность продаж (RPs);
  • предельная рентабельность (Rc).

Рентабельность отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг) (Ri) исчисляется отношением разницы между продажной ценой и полными затратами, либо себестоимости единицы продукта труда к полным затратам, себестоимости или продажной цене. Себестоимость включает в себя главным образом переменные затраты. Рассмотрим порядок расчета различных показателей рентабельности отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг):


1) по отношению к полным затратам:

(1)

где Si — продажная цена i-го вида товара (продукции, работ, услуг); Сi — полные затраты i-го вида товара (продукции, работ, услуг);

2) по отношению к переменным затратам:

(2)

где Cw- — переменные затраты (себестоимость) на единицу товара (продукции, работ, услуг).

3) Здесь по отношению к цене по данным полных затрат:

(3)

4) по отношению к цене по данным переменных затрат (доля маржинальной прибыли в цене продажи):

(4)

Коэффициент, рассчитываемый в формуле (4), аналогичен критерию доли маржинальной (валовой) прибыли в цене продажи. Этот показатель целесообразно использовать для принятия решения о расширении, свертывании, ликвидации производства отдельных видов продуктов труда.

Наиболее предпочтительным является выпуск продукции, обеспечивающей максимальное значение рентабельности по данным переменных затрат (Risv) или максимальную долю маржинальной прибыли в цене продажи (а). Производство с отрицательными значениями названных показателей нецелесообразно.

Следует отметить, что в финансовой (бухгалтерской) отчетности организации нет данных для исчисления рентабельности отдельных видов продукции, поэтому необходимо обращаться к информации аналитического учета. [15]

Рентабельность товарооборота (Rp), определяется как отношение прибыли до налогообложения (Р) либо прибыли от продажи (Ps) к выручке от продажи (N), а рентабельность продукции как отношение прибыли до налогообложения (Р) либо прибыли от продажи (Ps) к себестоимости продукции (С).

Порядок расчета рентабельности товарооборота по данным о прибыли до налогообложения и выручки от продажи характеризует выражение

Rp = P / N (5)

Представляет интерес показатель рентабельности товарооборота, рассчитанный на основании показателей прибыли и выручки от продажи:

Rps=Ps / N (6)

По заключению К.Уолша, западная компания будет чувствовать себя достаточно уверенно и занимать выгодное положение на рынке, если рентабельность ее продукции, вычисленная на основании прибыли от продажи, равна примерно 10%, а оборачиваемость совокупных активов (фондоотдача) находится в диапазоне от 1,3 до 1,5 раз.[6]

Рентабельность продаж (RPx) определяется как отношение чистой прибыли х) к выручке от продажи (N):

RPx=PX / N (7)

В зарубежных источниках специальной литературы рентабельность продаж обозначается ROS (Return On Sales) и называется также коммерческой маржой.


Показатели рентабельности товаров (продукции, работ, услуг) характеризуют доходность основной деятельности организации и позволяют контролировать и регулировать затраты производства и цены в условиях меняющейся конъюнктуры рынка и налоговой политики.[7]

Показатель рентабельности продуктов труда определяется также путем отношения чистой прибыли к себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг).

Предельная рентабельность (Rc) вычисляется как отношение прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг) (Ps) к полным затратам (С):

RC = Ps / C (8)

Она характеризует регулирование цен на продукцию организаций-монополистов.

Анализ рентабельности продукции не выявляет каких-либо закономерностей в изменении данных показателей. Их величина недостаточна для того, чтобы обеспечить устойчивое функционирование предприятия.

К рентабельности капитала относят [10]:

  • общую (экономическую) рентабельность (R);
  • рентабельность основной (обычных видов) деятельности (Rp);
  • финансовую (чистую) рентабельность (Rx);
  • рентабельность внеоборотных активов (в том числе по видам) (Rf);
  • рентабельность текущих (оборотных) активов (в том числе по видам) (Rq);
  • рентабельность собственных средств (Ric);
  • рентабельность инвестиций (долгосрочных обязательств и собственных средств) (Rk1;k);
  • рентабельность финансовых вложений (Rfin);
  • рентабельность акционерного капитала (Rl).

Рентабельность капитала определяется путем отношения прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней стоимости соответствующих видов активов или пассивов.

Общая {экономическая) рентабельность (R) вычисляется как отношение прибыли до налогообложения (Р) к средней за анализируемый период стоимости основных и оборотных активов (F+ Q)cp)'

Согласно международной практике определяется рентабельность операционного капитала (ROC) путем отношения прибыли от продажи к средней сумме капитала, непосредственно задействованного в основной деятельности организации. В состав операционного капитала не включаются основные средства непроизводственного назначения, неустановленного оборудования, остатки незаконченного капитального строительства, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.

(9)

где Fcp — средняя стоимость внеоборотных активов; Qcpсредняя стоимость оборотных активов; Zcp — средняя стоимость материальных оборотных активов; Racpсредняя сумма денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов; Васр — средняя стоимость активов предприятия.