Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2014г. по сравнению с 2013г. ускорение оборачиваемости оборотных средств составило 1,1 оборота. Это произошло в результате ускорения оборачиваемости запасов с 4 до 5,7 оборота, т.е. на 1,7 оборота или на 42,0%. Кроме того, прибыль до налогообложения, полученная с каждого рубля активов ООО «НПФ Металлимпресс», увеличилась с 13,0 коп. до 15,6 коп., т.е. на 2,6 коп. или на 20,4%.

Вместе с тем увеличивается прибыль от продаж, полученная каждым работником, с 66,9 тыс.руб. до 76,0 тыс.руб., т.е. на 9,1 тыс.руб. или 13,6%. Это является следствием роста производительности труда работников предприятия. Если в 2013г. выручка на одного работника составлял 1522,1 тыс. руб., то в 2014г. – 2100,1 тыс.руб., т.е. увеличилась на 578 тыс.руб. или на 38,0%.

Однако снижается фондоотдача основных средств предприятия. Если в 2013г. с каждого рубля основных средств выручка составляла 127,3 руб., то в 2014г. только 75.6 руб., т.е. меньше на 51,7 руб. В тоже время для получения выручки в размере 1 руб. потребовалось затратить основных средств больше на 0,48 коп.

2.2 Анализ прибыли и рентабельности

Прибыль от продаж – это разность между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов, т.е.

Ппрод = В – С – (К + У) (2.1)

где Ппрод – прибыль от продаж;

В – выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

С – себестоимость продукции, товаров, работ, услуг;

К – коммерческие расходы;

У – управленческие расходы.

Это аддитивная модель и для ее анализа можно использовать метод цепных подстановок. Данные для анализа представлены в таблице 2.6:

Таблица 2.6 - Динамика основных экономических показателей деятельности ООО «НПФ Металлимпресс» в 2013 и 2014 гг.

Показатели

2013г.

2014г.

Отклонение

Темп роста, %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

63929

92404

28475

144,54

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

54054

76657

22603

141,82

Валовая прибыль, тыс. руб.

9875

15747

5872

159,46

Расходы на продажу (коммерческие и управленческие расходы), тыс. руб.

7064

12403

5339

175,58

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2811

3344

533

118,96

Проценты к уплате, тыс. руб.

0

0

0

Прочие доходы, тыс.руб.

311

1227

916

394,53

Прочие расходы, тыс.руб.

90

670

580

744,44

Сальдо прочих доходов и расходов, тыс. руб.

221

557

336

252,04

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

3032

3901

869

128,66


Выручка от продажи товаров, продукции, услуг увеличилась за анализируемый период с 63292 тыс. рублей до 92404тыс. рублей. Прирост выручки составил 44,54% Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг также увеличилась на 22603 тыс. рублей. Прирост составил 41,82%. Это сказалось и на валовой прибыли, которая увеличилась на 5872 тыс.руб. или 59,46%, и на прибыли от продаж, рост которой составил 533 тыс.руб. или 18,96%, и на прибыли до налогообложения. В 2013 году прибыль до налогообложения составляла 3032 тыс. рублей, а в 2014 году – 3901 тыс. рублей, т.е. увеличилась на 869 тыс.руб. или на 28,66%. ООО «НПФ Металлимпресс» находится на подъеме развития и имеет значительный потенциал. Однако, предприятию следует уделить значительное внимание росту постоянных расходов, так как их прирост за последний год превысил прирост выручки и прибыли.

Теперь необходимо проанализировать изменение прибыли от продажи методом цепных подстановок:

Ппрод0 = В0 – С0 –К0 = 63929 – 54054 – 7064 = 2811 тыс.руб.

Ппрод’ = В1 – С0 –К0 = 92404 – 54054 – 7064 = 31286 тыс.руб.

Ппрод’’ = В1 – С1 –К0 = 92404 – 76657 – 7064 = 8683 тыс.руб.

Ппрод1 = В1 – С1 –К1 = 92404 – 76657 – 12403 = 3344 тыс.руб.

Тогда общее изменение прибыли от продаж:

ΔПпрод = Ппрод1 - Ппрод0 = 3344 – 2811 = 533 тыс.руб., том числе:

  • За счет роста выручки от продаж:

ΔПпрод(В) = Ппрод’ - Ппрод0 = 31286 – 2811 = 28475 тыс.руб.

  • За счет роста себестоимости:

ΔПпрод(С) = Ппрод’’ – Ппрод’ = 8683 - 31286 = -22603 тыс.руб.

  • За счет роста коммерческих расходов:

ΔПпрод(К) = Ппрод1 – Ппрод’’ = 3344 - 8683 = -5339 тыс.руб.

Таким образом, увеличение прибыли от продажи на 533 тыс.руб. вызвано ростом выручки от реализации – на 28475 тыс.руб., а рост себестоимости продукции и расходов на продажу (коммерческие расходы) уменьшили прибыль от продаж соответственно на 22603 тыс.руб. и 5339 тыс.руб.

Кроме того, анализ прибыли от продаж можно провести, используя и такие показатели как уровень валового дохода и уровень расходов на продажу:

, (2.2)

где УВД – уровень валового дохода, рассчитанный по формуле:

(2.3)

2013г.: 2014г.:

Урасх – уровень расходов на продажу (коммерческих расходов), рассчитанный по формуле:

(2.4)

2013г.: 2014г.:

Результаты расчетов отражены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Динамика основных показателей для анализа прибыли от продаж ООО «НПФ Металлимпресс» за 2013 и 2014 гг.


Показатели

2013г.

2014г.

Отклонение

Темп роста, %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

63929

92404

28475

144,542

Валовая прибыль, тыс. руб.

9875

15747

5872

159,463

Уровень дохода от продаж, %

15,447

17,041

1,595

110,323

Расходы на продажу (коммерческие и управленческие расходы), тыс. руб.

7064

12403

5339

175,580

Уровень расходов на продажу, %

11,050

13,423

2,373

121,474

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2811

3344

533

118,961

Тогда за счет роста выручки от продаж:

В результате увеличения уровня валового дохода:

В силу роста уровня расходов на продажу:

Таким образом, в результате роста выручки от продаж на 28475 тыс.руб. прибыль от продаж увеличилась на 1252,06 тыс.руб., а рост уровня валового дохода привел к увеличению прибыли от продаж на 1473,52 тыс.руб. Но особо значительным является увеличение расходов на продажу, уровень которых вырос на 2,373 процентных пунктов. В результате прибыль от продаж снизилась на 2192,58 тыс.руб.

Далее можно рассмотреть рентабельность продаж (табл. 2.8), рассчитанную на основе прибыли от продаж по формуле:

(2.5)

2013г.: 2014г.:

Таким образом, если в 2013г. с каждого рубля выручки от продаж получали прибыль от продаж в размере 4,397 коп., то в 2014г. – уже 3,619 коп.

Таблица 2.8 - Динамика основных показателей для анализа рентабельности продаж ООО «НПФ Металлимпресс» за 2013 и 2014 гг.

Показатели

2013г.

2014г.

Отклонение

Темп роста, %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

63929

92404

28475

144,542

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2811

3344

533

118,961

Рентабельность продаж, %

4,397

3,619

-0,778

82,302


Учитывая, что модель для анализа является кратной, то будем использовать метод цепных подстановок:

Тогда общее изменение рентабельности продаж составляет:

В том числе за счет:

- Выручки от продаж:

- Прибыли от продаж:

Таким образом, увеличение выручки от продаж на 28475 тыс.руб. привело к снижению прибыли полученной с каждого рубля выручки на 0,778 коп., т.е.рентабельность продаж снизилась на 0,778%. А из-за роста прибыли от продаж на 533 тыс.руб. рентабельность продаж увеличилась на 0,577%, т.е. с каждого рубля выручки было получено прибыли от продаж больше на 0,577 коп.

Кроме того, рентабельность продаж можно рассчитать и по чистой прибыли, используя формулу:

, (6)

где ЧП – чистая прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты всех налогов.

2013г.: 2014г.:

Таким образом, если в 2013г. с каждого рубля выручки от продаж чистая прибыль составляла 3,785 коп., то в 2014г. – уже 3,336 коп.

Результаты расчетов представлены в табл. 9, с помощью которых можно провести факторный анализ прибыли от продаж, рассчитанной по чистой прибыли:

Таблица 2.9 - Динамика основных показателей для анализа рентабельности продаж ООО «НПФ Металлимпресс» за 2013 и 2014 гг.

Показатели

2013г.

2014г.

Отклонение

Темп роста, %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

63929

92404

28475

144,542

Чистая прибыль, тыс. руб.

2420

3083

663

127,397

Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

3,785

3,336

-0,449

88,138

Учитывая, что модель для анализа является кратной, то будем использовать метод цепных подстановок:

Тогда общее изменение рентабельности продаж по чистой прибыли составляет:

В том числе за счет:

- Выручки от продаж:

- Чистой прибыли:

Таким образом, увеличение выручки от продаж на 28475 тыс.руб. привело к снижению чистой прибыли полученной с каждого рубля выручки на 1,48 коп., т.е.рентабельность продаж по чистой прибыли снизилась на 1,48%. А из-за роста чистой прибыли на 663 тыс.руб. рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась на 1,037%, т.е. с каждого рубля выручки было получено чистой прибыли больше на 1,037 коп.

Чистая прибыль является разностью между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль. За анализируемый период ставка налога на прибыль не изменялась, поэтому на формирование чистой прибыли оказывают влияние только абсолютные показатели такие, как выручка от продаж, себестоимость продукции, расходы на продажу, проценты к уплате, сальдо прочих доходов и сумма налога на прибыль. Эти показатели приведены в табл. 2.10:


Таблица 2.10 - Динамика основных показателей деятельности ООО «НПФ Металлимпресс» за 2013 и 2014 гг.

Показатели

2013г.

2014г.

Отклонение

Темп роста, %

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2811

3344

533

118,961

Проценты к уплате, тыс. руб.

0

0

0

0

Прочие доходы, тыс.руб.

311

1227

916

394,534

Прочие расходы, тыс. руб.

90

670

580

744,444

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

3032

3901

869

128,661

Налог на прибыль, тыс.руб.

612

818

206

133,660

Чистая прибыль, тыс.руб.

2420

3083

663

127,397

Удельный вес чистой прибыли, %

79,815

79,031

-0,784

99,017

Как видно из таблицы 10, темпы роста прибыли до налогообложения, чистой прибыли и налога на прибыль совпадают и указывают на их рост на 28,66% и 27,40% соответственно. Для анализа чистой прибыли, увеличившейся с 2420 тыс.руб. в 2013г. до 3083 тыс.руб. в 2014г., т.е. на 663 тыс.руб. необходимо рассчитать уровень процентов к уплате и сальдо прочих расходов, при этом можно использовать комбинированную модель:

(7)

Тогда за счет роста прибыли от продаж:

В результате увеличения уплаченных процентов:

В результате увеличения прочих доходов:

В результате увеличения прочих расходов:

В силу снижения уровня расходов на продажу:

Таким образом в результате роста выручки от продаж чистая прибыль увеличилась на 425,45 тыс.руб., а из-за роста прочих доходов – на 713,11 тыс.руб., кроме того, снизилась доля чистой прибыли на 0,784%, а в результате чистая прибыль снизилась на 30,59 тыс.руб. Однако уменьшение чистой прибыли произошло на 462,93 тыс.руб. в силу роста прочих расходов в 2014г.

ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ