Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Управление портфелем продукции».pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Определение основных терминов и понятий
1.2 Описание предметной области
1.3 Выделение отдельных бизнес-процессов
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
2.1 Основные особенности структурно-функционального подхода
2.2 Краткая характеристика среды моделирования BPWin (AllFusionProcessModeler)
2.1 Моделирование процессов «to-be» в процессе «Управление портфелем продукции»
2.1 Моделирование процессов «to-be» в процессе «Управление портфелем продукции»
Тактические вопросы, решаемые на этапе управления портфелем продукции предприятия ‑ это:
- Активное и эффективное управление ассортиментом продукции предприятия.
- Отслеживание тенденций рынка и запросов покупателей для производства продукции, пользующейся высоким спросом.
- Управление и распределение ресурсов по видам продукции.
- Принятие решений о производстве товаров, которые представляют ценность для покупателя на текущем отрезке времени.
Как показывает предварительный анализ, проведенный в первой части работы ‑ узким местом является отсутствие централизованного способа хранения данных и отсутствие информационной связи между сущностями, которые формируют информационные потоки в ходе производственных процессов. Минусы и негативные последствия текущего способа обработки информации уже описаны выше.
Представим модель «TO-BE» («КАК БУДЕТ») после внедрения предлагаемого АКЗ «Учет сырья и продукции, планирование производства» (далее АКЗ «УСП»).
При этом стоит рассматривать разные точки зрения. Изначально рассмотрим точку зрения заведующего производством (технолога производства). Представляется целесообразным начать именно с рассмотрения этой модели, так как она иллюстрирует основной производственный процесс.
Рисунок 5 – Контекстная диаграмма производственного процесса
На диаграмме определены следующие входы/выходы.
I (Input) – вход:
1. основное сырье – объем произведенного птицефабрикой на текущий период мяса птицы
2. план производства – предварительный план производства продукции основанный на предыдущих периодах
3. дополнительные компоненты – ингредиенты, добавляемые в колбасные изделия помимо мяса (специи, жиры, консерванты ит.д.)
С (Control) – управление:
1. ГОСТ 16131-86 Колбасы сырокопченые. Технические условия. ГОСТ 23670-79 Колбасы вареные, сосиски и сардельки, хлебы мясные. Технические условия.
2. Санитарные общие нормы
3. Рецептуры – определение наличия и весовых пропорций составляющих в том или ином виде продукции
4. Карта тех. процесса – временные, температурные режимы обработки, инструкции по эксплуатации и режимах использования оборудования
О (Output):
1. Непосредственно произведенная продукция
2. Отчетности по производству
М (Mechanism):
К механизмам стоит отнести 3 основных категории:
- Персонал
- Оборудование (производственные мощности)
- АКЗ «Учет сырья и продукции, планирование производства»
Первые два механизма понятны и не требуют комментариев.
Третий механизм – автоматизированный комплекс задач, который, по сути, является СУБД с наличием специфических аналитических функций. Зав производства использует программу для внесения изменений в количественный состав склада сырья (расход на производство) и продукции (приход произведенного продукта) согласно механизмам (рецептура) и входящему потоку (план производства).
Детализация процессов, декомпозиция представлена на рис. 6
Рисунок 6 – Декомпозиция 1-го уровня (точка зрения технолога, зав. производством)
Второй точкой зрения является точка зрения менеджера производства. Эта точка зрения обязательна к рассмотрению, так как предлагаемый для внедрения программный комплекс направлен на автоматизацию именно процессов менеджера: планирование производства – формирование портфеля продукции на основе оценки состояния складов, потребностей рынка, отчетности.
Рисунок 7 – Декомпозиция 1-го уровня (точка зрения менеджера)
Подпроцессы менеджера интуитивно понятны: после получения количества произведённого фабрикой мяса и наличия предварительного плана производства менеджер должен определить ‑ сколько же продукции необходимо произвести. При этом он также должен учесть «внеплановые заказы» и остатки продукции на складе.
Внеплановый заказ – заказ продукции от новых заказчиков, увеличение объемов продаж, ситуативный интерес к продукции вызванный внешними факторами (например, ремонт или закрытие производства конкурента, результаты успешно проведенной рекламной компании).
После оценки основного ресурса определяются потребности в дополнительных компонентах.
План может быть скорректирован, например: в случае недостачи основного сырья нет никакой возможности сделать продукции больше, независимо от заказа и других показателей. В случае же наличия продукции на складе план должен быть скорректирован в сторону уменьшения, а избытки сырья отправлены на заморозку.
Все эти основные процессы должны быть автоматизированы за счет использования предлагаемой к внедрению системы.
Стоит также рассмотреть модель потоков данных. ля этих целей предусмотрена нотация DFD (рис. 8, 9)
Диаграммы DFD (Data Flow Diagramming) могут дополнить то, что уже отражено в модели IDEF0, поскольку они описывают потоки данных, позволяя проследить, каким образом происходит обмен информацией между бизнес-функциями внутри системы. В тоже время диаграммы DFD оставляют без внимания взаимодействие между бизнес-функциями.
Рисунок 8 – Контекстная диаграмма DFD «Планирование производства»
Рисунок 9 –Декомпозиция DFD «Планирование производства»
Исходя из реализованной модели, предлагается следующий регламент процесса формирования портфеля продукции (таблица 1).
Последовательность выполнения подпроцессов совпадает с последовательностью в таблице.
Таблица 1 – Регламент процесса управление портфелем продукции колбасного производства на текущий плановый период
Подпроцес |
Входящий поток |
Исходящий поток |
Ответственный за реализацию |
Сроки |
Используется дополнительно |
Оприходование произведенной продукции |
Отчет по произведенной продукции (заполняет технолог в конце производственной смены) |
Приходные накладные |
Главный кладовщик |
По мере производства и доставки на склад |
СУБД «Склад», импорт данных в АЗК «УСП» |
Формирование заявок на товар |
Заявки на продукцию. Реализуются в виде эл. писем, заявок от торговых представителей |
Старший продавец внутренней сети или непосредственно заинтересованный покупатель. Торговые представители |
На протяжении предыдущего месяца, для скоропортящихся категорий товара за 3-4 дня до поставки |
Офисные средства, электронная почта |
|
Анализ заявок на товар на текущий период |
Заявки на продукцию |
Предварительный план производства |
Менеджер производства |
Не позднее, чем за два дня до начала текущего производственного цикла |
Офисные средства, электронная почта АЗК «УСП» |
Анализ состояния склада сырья и продукции |
Отчет по состоянию склада |
Корректировки в план производства. Вычет продукции, которая есть в наличии на складе, анализ состояния сырья и возможность производства по предварительному плану. Заявки на сырьё поставщикам в случае недостатка сырья |
Менеджер производства, Менеджеры по работе с поставщиками |
Не позднее, чем за два дня до начала текущего производственного цикла |
СУБД «Склад» АЗК «УСП» |
Корректировка плана |
Корректировки в план производства |
Скорректированный план, сформированный портфель продукции на текущий производственный цикл |
Менеджер производства, согласуется и утверждается дирекцией |
Не позднее, чем за день до начала текущего производственного цикла |
АЗК «УСП» |
Внеплановый заказ продукции |
Внеплановая заявка |
Посторонний покупатель |
Не определены |
Офисные средства, электронная почта |
|
Оперативные корректировки плана |
Внеплановая заявка |
Изменение плана производства: расширение ассортимента или объемов производства |
Менеджер производства |
Не определены |
АЗК «УСП» |
*Изменение в производственный план |
Изменение плана производства |
Предложение по внесению корректив в план в связи с изменением рыночной ситуации |
Предлагает менеджер производства, Согласует технолог зав. производства. Утверждает дирекция |
По мере возникновения ситуации |
*Изменения в план производства.
Подпроцес может возникать в ходе непредвиденных ситуаций. Например ‑ дефицит продукции ввиду проблем у конкурентов, непредвиденный крупный заказ на продукцию, избыток сырья, требующий переработки. В этой ситуации менеджер производства формирует предложение, которое согласуется с технологом производства, предварительно оценив наличие необходимого сырья. Изменения в производственный план утверждает дирекция или менеджеры высшего звена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех компании, является время, в течение которого осуществляются стратегическое планирование и оперативная деятельность с целью получения преимущества при захватах и удержании позиции на рынках сбыта товаров или услуг. Одним из важных аспектов влияющим на успех компании являются вопросы формирования и управления портфелем продукции на предприятии.
Существуют методологии и концептуальные подходы для решения вопросов управления портфелем продукции. Но в реалиях небольших компаний эти методологии достаточно сложно применимы. Актуальными являются тактические решения и своевременные реакции на изменение ситуации.
В работе проанализирован процесс формирования портфеля продукции на текущий плановый период производства на примере колбасного цеха птицефабрики.
Первый раздел работы посвящен анализу предметной области. Тут описываются основные понятия. Кроме того в первом разделе проанализирована ситуация с конкретным предприятием и определены факторы влияющие на процесс.
Второй раздел кратко характеризует среду и подходы, применяемые при моделировании процесса.
В третьем разделе реализована модель, цель модели – продемонстрировать процессы формирования и управления портфелем продукции на текущий период производства. Итогом моделирования является таблица, описывающая составные подпроцессы исследуемого процесса и ответственных лиц за их реализацию.
Цели и задачи определенные во введении работы достигнуты, содержание работы отвечает тематике.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексунин В.А. Маркетинг. М.: Дашков и К, 2014. - 216 с.
- Васильев Г.А., Поляков В. А. Основы рекламы: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2009. - 407 с.
- ГОСТ Р 52313-2005 Птицеперерабатывающая промышленность. Продукты пищевые. Термины и определения
- ГОСТ Р 50647-2010 Услуги общественного питания. Термины и определения
- Герасимов Б.И., Жариков В.В. и др. Маркетинг: учебное пособие. М.: Форум, 2009. - 320 с.
- Гвоздева Т. В., Б. А. Баллод, Проектирование информационных систем, М, Издательство: Феникс, 2009 г., 512 стр.
- Голицына О. Л., И. И. Попов, Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, Информационные технологии, М, Издательство Инфра-М, 2009 г., 608 стр.
- Малашенко Н.П. Маркетинг на потребительском рынке. М.: Омега-Л, 2009. - 207 с.
- Музыкант В.Л. Реклама в действии: стратегии продвижения (2-е издание). М.: Эксмо, 2016. - 240 с.
- Пирогов В. Ю., Информационные системы, применение информационных технологий в менеджменте и маркетинге. – М.:, Организация и проектирование, Издательство: БХВ-Петербург, 2009 г.528 стр.
- Рычкова Н.В. Маркетинговые инновации. М.: КноРус, 2009. - 226 с.
- Создание функциональных, событийных моделей и моделей потоков данных в среде моделирования BPWin 4.0 Методическое пособие, Рязань ГОУ ВПО «МГУ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ)» 2011.
- С. В. Маклаков “ERwin и BPwin. CASE-средства разработки информационных систем” Москва «Диалг-МИФИ» 2010.
- Chrissis M. CMMI: Guidelines for Process Integration and Product Improvement (2nd Edition)/ M.Chrissis, M.Konrad, S.Shrum. Addison-Wesley., Redwood City, CA., 2012.
- SinurJ. ITScore Overview for Business Process Management/ J. Sinur, J.B. Hill. Режим доступа: http://www.gartner.com/id=1421949.