Файл: Мотивационные программы для сотрудников ресторана (на примере ресторана «Телега», г. Москва).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации труда персонала в ресторанном бизнесе
1.1. Сущность мотивации труда и ее особенности в ресторанном бизнесе
1.2. Методы мотивации персонала на предприятиях ресторанного бизнеса
Глава 2. Анализ мотивации труда в ресторане «Телега»
2.1. Краткая характеристика ресторана «Телега»
2.2. Анализ персонала ресторана «Телега»
2.3. Анализ мотивации труда работников ресторана «Телега»
Глава 3. Пути совершенствования мотивации работников ресторана «Телега»
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда в ресторане
3.2. Рекомендации по совершенствованию социального пакета работников ресторана
3.3. Рекомендации по развитию нематериального стимулирования персонала
Показатели образования |
Нормативное значение коэффициента Ко |
Высшее образование |
2,0 |
Неоконченное высшее образование |
1,6 |
Среднее специальное образование |
1,2 |
Среднее образование |
0,3 |
За каждую переподготовку, прошедшую сотрудниками за последние пять лет: |
|
с получением диплома |
1,0 |
с получением удостоверения |
0,5 |
По данным табл. 4 видно, что чем выше уровень образования у сотрудников, тем больше коэффициент образования, а соответственно и больше баллов. Значение коэффициента (рейтинга) за каждый год работы в ресторане на конкретной должности (например, управляющий) превышает величину коэффициента работы на других должностях более чем в три раза. Это сделано для того, чтобы снизить текучесть кадров руководителей и специалистов и обеспечить им ежегодный, стабильный прирост зарплаты на определенный процент (табл. 5).
Таблица 5
Значение коэффициента (рейтинга) за каждый год работы в ресторане в занимаемой должности
Показатели стажа |
Нормативные значения коэффициента Кс |
От 1 до 5 лет |
2 |
От 6 до 10 лет |
3 |
От 11 и более лет |
4 |
Умение работников воплощать в конкретные дела свои знания и опыт характеризуется коэффициентом значимости, который свидетельствует о месте работника в структуре предприятия.
Таблица 6
Коэффициенты значимости, сгруппированные по должностям
Должность |
Присвоенный коэффициент |
|
Руководители |
Ген Директор |
5,5 |
Бренд-шеф |
5,3 |
|
Управляющий |
5,1 |
|
Администратор зала |
5,0 |
|
Специалисты |
Сомнлье |
4,4 |
Бухгалтер |
4,3 |
|
Су-шеф |
4,1 |
|
Обслуживающий персонал |
Повар |
4,0 |
Официант |
3,7 |
|
Бармен |
3,5 |
|
Бас-бон |
3,4 |
|
Посудомойщица |
3,1 |
|
Уборщица |
2,8 |
Произведение трех коэффициентов дает полную характеристику каждого работника, его личного вклада, или рейтинга:
Ре = Kо * Кс * Кз , (1)
где Ре - рейтинг работника;
Ко - коэффициент, характеризующий общеобразовательный уровень;
Кс - коэффициент, характеризующий опыт работы;
Кз - коэффициент, характеризующий значимость работника (место работника в структуре предприятия).
Для увязки заработной платы с конечными результатами деятельности ресторана цена рейтинга определяется путем деления фонда оплаты труда на сумму рейтингов всех работников, и на основе цены единицы коэффициента формируется базовая заработная плата. Если сравнивать с тарифной сеткой, то это будет минимальная заработная плата, установленная на предприятии на данный период:
Цр = ФОТ / Ре , (2)
где Цр - цена рейтинга, руб.;
ФОТ - фонд оплаты труда ресторана, руб.;
Ре - сумма рейтингов всех работников ресторана.
Таким образом, базовая заработная плата каждого работника равна:
Бзп = Цр * Ре, (3)
где Цр - цена рейтинга, руб.;
Ре - сумма рейтингов всех работников ресторана.
Заработная плата работника может быть постоянной величиной в течение года, если не изменяется коэффициент образования (Ко) и значимости (Кз). Для контроля и учета динамики производственного процесса вводится три переменных коэффициента:
1) плановый коэффициент (Кп) — характеризует количественную и качественную оценку труда работников, пропорционален отработанному времени или проценту выполнения планового задания (деленному на 100);
2) коэффициент качества труда (Кк) - формируется на основе действующих стандартов ресторана (Приложение 1);
3) страховой коэффициент (Кстр) - вводится для создания резерва фонда заработной платы, необходимого для оплаты труда вновь поступивших на работу, повышения коэффициентов образования и значимости в течение года.
Кстр = См*Вс / 100%*12 , (4)
где См – сумма месяцев страхового стажа;
Вс – величина оценки одного года страхового стажа (в процентах).
Коэффициент страхового стажа (См) не должен превышать 0,75, а с учетом льготного стажа должен быть не больше 0,85. Общепринятым является тот факт, что величина оценки одного года страхового стажа (Вс) должна быть равна 1,35%.
Таким образом, заработная плата работника (Зпр), составит:
Зпр = Бзп* Ре* Кп* Кк* Кстр , (5)
где Бзп – базовая заработная плата;
Ре – трудовой рейтинг;
Кп – плановый коэффициент;
Кк- коэффициент качества труда;
Кстр – страховой коэффициент.
Критерии и показатели определения размеров коэффициента качества труда (Кк) для сотрудников ресторана представлены в Приложении 1.
3.2. Рекомендации по совершенствованию социального пакета работников ресторана
В целях совершенствования структуры социального пакета в ресторане «Телега» предлагается использовать принцип дифференциации стоимости социального пакета в зависимости от категории работника и стажа работы. При этом был применен «перекрестный» метод построения соотношений в стоимости социального пакета, то есть начало следующей категории работников находится в диапазоне соотношений работников предыдущей квалификационной группы. Весь персонал разделили на следующие категории: обслуживающий персонал, специалисты, высшее руководство. Каждая категория также была поделена на три уровня градации, в зависимости от стажа работы, таким образом, чтобы каждый новый уровень предполагал увеличение стоимости социального пакета на 3 000 руб.
Структура социального пакета предполагает формирование двух составляющих частей: базовой и переменной. Базовая составляющая предоставляется всем штатным сотрудникам ресторана независимо от их выбора. Данный элемент является фиксированным и формируется на основе анализа потенциально значимых льгот, характерных для большинства сотрудников. При этом считается, что базовая часть должна составлять не менее 60% стоимости всего социального пакета. К такой группе были отнесены: добровольное медицинское страхование (амбулаторно-поликлиническое обслуживание, плановая и экстренная госпитализация, скорая медицинская помощь), льготное питание.
Переменная составляющая – часть социального пакета, индивидуально определяемая непосредственно каждым сотрудником.
В зависимости от размера базового уровня устанавливается стоимость переменной составляющей социального пакета для каждой категории работников, опираясь на стаж и категорию должности, после чего определяется стоимостное выражение каждой предоставляемой льготы. Тем самым сотрудник вправе индивидуально выбирать льготы в зависимости от своей категории и стажа работы в ресторане, но не более установленного лимита стоимости переменной части социального пакета.
Нужно отметить, что чем больше у сотрудника стаж, тем больше размер переменой части социального пакета, соответственно, тем богаче у него выбор.
Таблица 7
Годовая стоимость социального пакета сотрудников ресторана «Телега»
Категории персонала |
Годовая стоимость социального пакета |
|||
Стаж |
Стоимость (руб.) |
В том числе |
||
базовая |
переменная |
|||
Обслуживающий персонал |
0-3 года |
10 000 |
6000 |
4000 |
3-6 лет |
13 000 |
3 000 |
5000 |
|
от б и более лет |
16 000 |
10000 |
6000 |
|
Специалисты |
0-3 года |
13 000 |
8 500 |
4 500 |
3-6 лет |
16 000 |
10 650 |
5 350 |
|
от 6 и более |
19 000 |
12 000 |
8 000 |
|
Высшее руководство |
0-3 года |
16 000 |
10900 |
5 100 |
3-6 лет |
19 000 |
12 500 |
7 500 |
|
от 6 и более |
22 000 |
13 000 |
9000 |
Применение такой схемы будет способствовать оптимизации системы предоставляемых социальных льгот и в большей степени будет ориентировано непосредственно на самих сотрудников ресторана.
Основной проблемой может стать расширение ассортимента предлагаемых льгот для того, чтобы сотрудники в принципе имели возможность выбора.
3.3. Рекомендации по развитию нематериального стимулирования персонала
В ресторан «Телега» предлагается внедрить следующие нематериальные стимулы (табл. 8).
Таблица 8
Нематериальные стимулы для всех категорий персонала
ресторана «Телега»
Категории персонала |
Виды нематериальных стимулов |
Высшее руководство |
корпоративные праздники с вручением подарков; награждение грамотами; поздравления с днем рождения; присвоения звания «Легенда компании». |
Специалисты |
корпоративные праздники с вручением подарков; награждение грамотами; поощрение творческого подхода к выполнению работы, поддержка инициатив и предложений персонала; включение сотрудников в процесс принятия решений; поздравления с днем рождения. |
Обслуживающий персонал |
форменная одежда с элементами иного дизайна, чем у работников высшей категории; поздравления с днем рождения; корпоративные праздники с вручением подарков; поощрение творческого подхода к выполнению работы, поддержка инициатив и предложений персонала; награждение грамотами; доска почета. |
Корпоративные праздники с вручением подарков - это могут быть торжества, посвященные важным событиям в ресторане (Новый год, День рождения компании, День защитника Отечества, 8 Марта).
Награждение грамотами - в конце каждого года сотрудники, которые проявили себя с наилучшей стороны, выполняли все свои обязанности, проявляли инициативу, награждаются почетными грамотами за успешную работу.
Поздравления с днем рождения - список именинников на информационном стенде, «теплые» слова, поздравления, подарок от всех сотрудников.
Звание «Легенды компании» - это сотрудники, давно работающие в компании и внесшие значительный вклад в ее становление и развитие или являющиеся лицом компании. Их фотографии и их легенду (историю успеха) также можно поместить на доску почета. У самой «легенды компании» это мотивирует лояльность, личное отношение к работе и компании. Для других сотрудников это будет планкой, ориентиром, эталоном поведения в компании, на который можно равняться, выстраивая свою карьеру. Вообще, если у компании есть история и легенды это создает хороший имидж у сотрудников, демонстрируя надежность компании, ее индивидуальность.
Включение сотрудников в процесс принятия решений - опросы, анкетирование, обсуждение с сотрудниками стратегических планов или информирование об их сути, рассмотрение их предложений.
Поощрение творческого подхода к выполнению работы – выражаются в публичном признании результатов труда работников в виде благодарности, присвоения звания «Лучший работник года»; «Лучший по профессии» с вручением значка и ценного подарка.