Файл: Профессиональный стресс в упрвленческой деятельности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
- 60–80% несчастных случаев на работе вызваны стрессом;
- 60% прогулов происходят по вине стрессов.
В 2003 г. потери, вызванные стрессами, обошлись экономике США в $50 млрд.
Современный бизнес ведется в условиях постоянного стресса — работникам компаний необходимо постоянно учитывать уровень развития конкурентов, тщательно продумывать собственные шаги по развитию компании. Отрицательное воздействие данных факторов на психику — предмет психологических исследований, который становится популярнее с каждым годом. Последнее исследование, к примеру, выяснило, что профессиональные стрессы приводят работников к психическим заболеваниям.
Данное исследование также выявило глобальное невнимание начальства к эмоциональному состоянию своих подчиненных, что еще больше подкрепляет психические заболевания работников. Исследователи обнаружили у них огромное количество разного вида душевных расстройств — депрессии, тревоги, панические состояния, шизофрения и др.
Оказалось, что повинны в этом именно условия их профессиональной деятельности. Эмоциональное здоровье работника стало просто несовместимо с темпами бизнес-процессов и постоянной борьбой на корпоративной арене. Проблема стала настолько серьезной (в частности, резко возросло количество суицидов среди работников фирм), что не могла не привлечь внимание психологов.
Психические заболевания, приобретенные на работе, ежегодно вымывают в среднем 105 миллиардов долларов из бюджета США. Под этой цифрой подразумеваются финансовые потери компаний от низкой продуктивности их работников, которая является следствием психических расстройств.
Сегодня эту проблему пытаются преодолеть с помощью различных программ, которые предполагают организацию консультаций и неотложной помощи для организаций, столкнувшихся с проблемой роста отклонений в психике среди своих работников. Однако, следует обращать больше внимания на профилактику этих заболеваний.
К примеру, всемирно известный концерн General Motors имеет собственную программу, согласно которой работники компании имеют неограниченный доступ к телефонным консультациям и бесплатным тренингам. General Motors также обучает менеджеров оказывать первичную психологическую помощь при имеющихся личных проблем у его подчиненного работника.
3.3 Профилактика профессионального стресса
Основы профилактики:
Для того чтобы организовать профилактические мероприятия в какой-либо организации, прежде всего необходимо, дать объъективную оценку происходящей ситуации в том числе, выявить основные стрессогенные факторы и модели поведения работников например, уровнь профессионального выгорания, степень устойчивости к организационному стрессу, морально-психологическому климату в коллективе, а так же нервно-психического напряжения, который относится к немало важному фактору.
На основании данных исследований в этой области выявляются «группы риска» и те определенные сотрудники, чьё состояние требует обязательного первостепенного вмешательства. На ряду с этим паралельно определяются стресс-факторы и главные проблемные зоны в которые необходимо внести карекцию (например, изменить график работы и пр.), разрабатываются различные программы мероприятий по профилактике данного вида стресса.
Методы профилактики профиссионального стресса:
поговорим о наиболее распространенных способах работы с профессиональным стрессом в российских компаниях.
Информированию сотрудников.
Предоставление Информации работникам о фактарах риска и о признаках профессионального стресса - один из способов его профилактики. К примеру, в корпоративной газете на доске объявлений можно создать рубрику «Здоровье», в которой переодически опубликовывать статьи об этом явлении и мерах борьбы с ним. А для сотрудников которые относятся к «группе риска» можно проводить информационные семинары и тренинги.«Кто предупрежден, а значит тот вооружен» - чем работник раньше и больше узнает, тем наверника он сможет снизить выраженность стрессового состояния или избежать его совсем.
Тренинги для сотрудников.
Программа специолизированных тренингов для персонала подбирается с учетом результатов проведенной диагностики. Но, как правило, главной задачей его становится не столько умение исключить стресссовые ситуаций, сколько ноходить способность вероятных наиболее оптимальных выходов из них.
Дастаточно часто одной из составляющих таких тренингов является обучение тайм-менеджменту то есть управлению временем - как своим личным так и находящихся в подченение сотрудников. Правильное умение распределять время, помогает избежать стресса, связанного с лишней или мало дастаточной загруженностью.
Еще одна важная часть специализированных тренингов должна быть посвящена стрессовым ситуациям, которые случаются впо ходу групповой деятельности. «Мозговой штурм», переговоры, совещания- все это напрямую влияет на нервное напряжение, так как представляет собой крайне важную и очень результативную часть работы в организации.
Тренинги для руководителей.
Тренинги для управляющих компаниями проводятся в основном индивидуально, так как время для занятий в группе - сложная проблема. Индивидуальные же зачастую проходят в кабинете руководителя 1-2 раза в неделю (по 15-20 минут), а их программа подбирается с учетом индивидуальных так и результативных так и малоэффективных компонентов поведения руководителя. В основном все усилия направляются на минимизацию использования непродуктивных стратегий, В основном в трудных бизнес-ситуациях.
Персональные тренинги (коучинг) для руководителей компаний и топ-менеджеров проводятся как правило, приглашеными специалистами.
Карекция микроклимата в коллективе.
В большенстве случаях профессиональный стресс в калективах связан с неблагоприятным внутренним климатом в организации, что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия.
Пример из одной компании.
В компании работающей в сфере недвижимости, участились жалобы клиентов на грубое обслуживание со стороны сотрудников Call-центра. Чтобы снизить количество претензий, топ менеджер дал задание на установку системы контроля за телефонными переговорами и ввел штрафы, но эти меры положительного результата не принесли. Более того, помимо роста притензий клиентов, значительно снизилась производительность труда и увеличилась текучесть кадров. Руководитель отдела считал, что одна из основных причин заключается в подготовке низкой квалификации диспетчеров на телефоне, думал, можно решить сложившуюся проблему, с помощью «Тренинга телефонного общения» для сотрудников Call-центра.
В итоге проведенных HR-программ была найдена одна из основных причин- уровень высокого, эмоционального напряжения у 90% работающих. Было выявлено что у большенства диспетчеров после общения со «сложными» клиентами возникали такие негативные эмоции, как раздражение, огорчение злость. Основываясь на полученные результаты, была разработана методика коррекции этого состояния. «Тренинг телефонного общения», который проводился уже не однократно и был не эффективен. Главной задачей являлост повысить у диспетчеров стрессоустойчивость, научить их совладатть с нежелательными негативными эмоциями раздражением и агрессией.
Были разработаны и проведены тренинги, направленные на обучение диспетчеров методам работы с трудными клиентами и способам психологической саморегуляции.
В том рабочем помещении, где находился Call-центра был изменен дизайн: в строгий офисный стиль были внесены элементы домашнего уюта - декоративные , живые цветы и несколько картин с красивыми пейзажами. Эти незначительные элементы дают возможность людям слегка «переключаться».
Диспетчера предложили установить в своем кабинете «что-нибудь, позволяющее снять разгрузку не только психологически, но и физически». Учитывая множество сложностей, в том числе и маленькую площедь кабинета , решить такую задачу было не легко. Но не смотря на все сложности в Call-центре выделили небольшую уголок за ширмой поставили беговую дорожку. и повесили дартс, пользоваться которыми могли все сотрудники, но в ограниченном каличестве не более 20 минут в день. Долго результата ждать не пришлость: «Уголок физической разгрузки» оказался самым эффективным и плодотворным решением.
Также в качестве профилактики очень результативны тренинги командообразования, можно провести семинары занятия по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту. Помогают и корпоративные поездки на природу, разные спортивные мероприятия, дни окктивного отдыха и прочие. Эффиктивные средства психогигиенической и стресс-профилактической работы в организации - создание комнат снятия психологического напряжения, где работники спокойно могут отдохнуть и настроиться на позитивный лад. Если в штате персонала есть психологи, то можно использовать «горячую линию» и индивидуальные «разгрузочные» консультации для работников «группы риска».
Кадровый отдел может иметь в своем арсенале довольно большой список методов работы с профессиональным стрессом, и их выбор зависит от специфики и возможности организации. Но даже при отсутствии финансовых средств каждый менеджер по персоналу должен уметь проводить работу по профилактике профессионального стресса. Главное - уметь активно общаться с сотрудниками видеть их внутреннее эмоциональное состояние и одыкватно влиять на него.
3.4 Методы борьбы со стрессом
Как же эффективно справиться со стрессом?
Стресс, вызванный отрицательными эмоциями, приводит не только к утомлению всего организма, но и подвергает человека к различным заболеваниям, и к тому же является причиной быстрого старения. Хочется спросить вопрос: «Как управлять стрессом и как научиться совладать собой в подобных ситуациях?». Имеются результативные тметоды борьбы со стрессом, благодаря которым можно научиться владеть собой, не зависимо от давления предрасполагающих факторов.
Наиболее важные способы в борьбы со стрессом косвенно делятся на несколько групп:
Концентрация;
Релаксация;
Ауторегуляция.
Существует несколько реакций организма на стрессовые ситуации, вызванные отрицательными факторами. Человек сам не осознавая приспосабливается к создавшейся ситуации, после чего наступает период адаптации, на протяжении которого личность либо подстраивается под сложившуюся ситуацию, либо подвергается определенным последствиям. Вследствие плохой адаптации (малй-адаптации) возникают различного рода физические или психические отклонения. Иногда могут возникнуть психосоматические заболевания, в основном при довольно часто повторяющихся и продолжительных стрессовых ситуациях.
Борьба со стрессом при помощи релаксации.
Автоматическое восприятие стрессовых ситуаций проходит тремя последовательными фазами: импульс-стресс-адаптация. иначе говоря можно сказать, что любой стресс через некоторое время ослобивает, что приводит к постепенному успокоению. В худшем случае возможно возникновение негативных последствий, что происходит при нарушении или отсутствии адаптации и сопровождается психосоматическими заболеваниями или расстройствами.
Человек должен уметь самостоятельно контролировать свои эмоции, стараясь направить все силы на сохранение своего здоровья, отвечая на стрессовую ситуацию - релаксацией. Этот способ активной защиты дает возможность вмешиваться в любую фазу стресса, это позволяет замедлить эмоциональный поток, ослабить его или же вовсе устранить. Релаксация активизирует работу нервной системы, влияя на настроение человека и степень его психического возбуждения, что позволяет ему сбросить или ослабить мышечное и психическое напряжение.
При помощи релаксации можно:
Частично или полностью избавиться от психического и физического возбуждения;
Не имея никаких навыков научиться бороться со стрессами;
совладать с психической усталостью.
Выработать у себя привычку ассоциации любой ситуации с приятными воспоминаниями. Методы борьбы со стрессом следует осваивать последовательно для того чтобы в критический период можно было противостоять возбуждению, но для этого необходима мотивация. Каждыая личность, желающая овладеть способами релаксации должна поставить перед собой цели, то есть определить мативацию.
Упражнения на релаксацию.
В основном большая часть людей уже привыкли и не чувствуют мышечного и душевного напряжения, принимая его за естественное состояния, не задумываясь, что это для него вредно. Прибегая к помощи конкретно разработанному комплексу релаксирующих упражнений можно овладеть техникой выполнения упражнений и контролировать любое напряжение, приостановить его или полностью раслабиться.