Файл: Биологическая обратная связь как терапевтический метод.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. «Метод биологической обратной связи- как один из способов лечения заболеваний»
Глава 2. Применение методов БОС для коррекции и устранения двигательных нарушений
2.1.1. Показания к применению метода ЭМГ-БОС
2.1.2. Противопоказания к применению метода ЭМГ-БОС
22.2. БОС в клиники сердечно- сосудистой патологии.
2.3 Лечение детей с психозависимой формой бронхиальной астмы методом БОС
2.3.1. Показания и противопоказания к применению методики БОС при заболеваниях легочной системы
2.3.1. Противопоказания к применению БОС при заболеваниях легочной системы
Метод БОС является эффективным не медикаментозным методом лечения бронхиальной астмы , так как он повышает роль сознательного управления в реабилитации больного.
В многих исследований было показана возможность функционального управления дыханием и сердечно-сосудистой системой у детей с БА, но положительный клинический эффект наблюдался только в единичных случаях. В лечебных целях основным условием для успешного применения БОС является выбор параметров управления, адекватных болезней. Это в конечном счете и приводит к эффективности лечебных действий.
Нам известно, что у больных с БА наряду с дыхательной в патологический процесс включается и сердечно-сосудистая система. Поэтому прежде в первую очередь необходимо определить резервные возможности кардиореспираторной системы, то есть резервы адаптации человеческого организма.
Основываясь на таких известных фактах , как наличие дыхательной аритмии у здоровых детей и наличие прямой зависимости деятельности дыхательной и сердечно- сосудистой систем, попробовали воздействовать на дыхание, регулируя ЧСС на выдохе во время дыхательных занятий .
В коррекции и лечении применялись приборы “Миотоник” и “Пульсотахометр”.
2.3.1. Показания и противопоказания к применению методики БОС при заболеваниях легочной системы
-Возраст ребенка не старше 6 лет.
- Должна быть мотивация у больного к проводимому лечению.
- Бронхиальная астма атопическая, инфекционно- зависимая (лёгкая, средняя и тяжёлая степень тяжести).
- Психозависимая форма бронхиальной астмы.
- Различные аллергические заболевания лёгких (аллергический бронхит, аллергический трахеит, астматический бронхит).
-Гипервентиляционный синдром.
- Функциональные нарушения паттерна лёгких.
2.3.1. Противопоказания к применению БОС при заболеваниях легочной системы
-Тяжёлые имеющиеся соматические заболевания.
- Заболевания эндокринной системы.
-Тяжелые заболевания нервной системы.
2.4 Биоуправление в физической культуре и спорте
В физической культуре и спорте первые попытки использования адаптивного биоуправлиния были сделаны ученым В. С. Фарфелем и его школой. Так, например при проведении определенных тренировок в режиме с заранее заданной ЧСС был использован БОС метод , спортсменом при этом давалась обратная сенсорная информация об их ЧСС, и также была сделана установка на поддержание её на определённом уровне значений. В итоге эффективность таких тренировок заметно возросла. Применение данного метода особенно необходимо для подготовки легкоатлетов, пловцов высокого класса.А также , адаптивное биоуправление используется для обучения спортсменов оценивать величины своих дыхательных параметров в условиях определенных нагрузок.
К достаточно важной конечной целью обучения человека биоуправлению в физической культуре относится произвольное изменение в нужном направлении различных физиологических функций и параметров или, на основе контроля за ними, введения параметров деятельности человека в необходимое русло., В таком сложном виде человеческой деятельности, как спорт, к сожалению принципы биоуправления ещё мало используются для сознательного контроля самими занимающимися различных параметров физиологических сдвигов и направленного изменения собственного функционального состояния.
В профессиональном спорте метод БОС очень успешно зарекомендовал себя в процессе обучения движениям, который происходит успешнее, если человек видит результаты совершаемых им действий, если к нему поступает информация о параметрах движений.
Для целей спортивной практики могут быть весьма плодотворными такие направления исследований, в которых использование БОС может помочь в целом ряде аспектов оптимизации тренировочного процесса:
- изменение параметров двигательной деятельности, желаемых или необходимых сдвигов в организме;
- обучение более точному осознаванию самых различных сдвигов физиологических функций (как двигательных, так и вегетативных, в том числе сдвигов во внутренней среде);
- качество диагностики текущих и оперативных состояний;
- обеспечение оптимальной дозировки упражнений в сериях и т. п.
Что относится к конкретному использования БОС метода в спорте, то на данном этапе наиболее приемлемо является использование метода психофизиологического шкалирования (шкала оценки ощущаемого усилия Борга-RPE). Ожидаемый результат этихорганов и систем. для работы на оптимальном уровне мощности без большого напряжения С помощью специальной установки спортсмен может приобретать способность для определения оптимального режима своей работы. Спортсмена можно обучить определять свой анаэробный порог, повышать экономичность движений, осуществлять более интенсивную работу в различных условиях, определять интенсивность работы и продолжительность отдыха в интервальной тренировке и так далее.
В целом, для спортсмена – это задача осознавать (т.е. давать отчёт) о своём физиологическом состоянии и действовать соответственно ему во время соревнований. Это совсем нелёгкая задача, и индицирут своё физиологическое состояние, человек может переключиться на окружающую обстановку, из чего дополнительно извлечь необходимую информацию для успешного выступления.
Активно рассматривается возможность использования БОС в спортивной физиологии (Sandweiss J. M. Biofuol Back and Sports Sci.-New Jork, London, 1985). Главный аспект такого использования является в том, что БОС метод необходим для повышения точности различных ощущений и чувствительности.
В спортивной В тренировки у спортсменов осуществление методов оперативного и текущего контроля при условии получения срочной информации как тренером, так и самим спортсменом, и есть реализация принципов биоуправления в сложнейшем виде человеческой деятельности.
Как и всякий саморегулирующийся процесс, процесс управления должен складываться из наличия прямых и обратных связей между управляющим (тренер) и управляемым (спортсмен) объектом. Под прямыми связями следует рассматривать реализуемую программу тренировки и другие указания тренера, а под обратными – всю информацию, которую педагог получает о результатах тренировочной работы, сведения о состоянии спортсмена, о переносимости нагрузок, проявлениях адаптивных перестроек в организме.
Систему способов получения информации о подготовленности занимающегося и её динамике с целью управления процессом подготовки мы обозначаем физиолого-педагогическим контролем, так как, в конечном итоге, какими бы методами не пользовался педагог и его команда (врач, исследователи, биохимик и др.), ему нужна информация о состоянии функций организма спортсмена (Кучкин С.Н., Ченегин В.М., 1981).
Полученные в результате неоднократных исследований результаты используются тренеру для обоснованием к изменению планов работы. С.М. Вайцеховский (1985) назвал его термином “параллельное планирование”. Параметры нагрузок, скоррективированные таким образом в определённых блоках подготовки, могут находить отражение в индивидуальной коррекции тренировочного процесса. Стрелка, идущая от результата исследования к спортсмену, обозначена как внутренняя биологическая обратная связь (для всей системы управления). Её роль трудно переоценить, так как её назначение заключается в том, чтобы спортсмен использовал значительную часть получаемой в процессе исследований информации и на основе её научился количественно оценивать свои многочисленные ощущения от работы мышц, внутренних органов и систем , изменений в гомеостазе и так далее.Такой приём позволяет спортсмену в дальнейшем, ориентируясь на собственные ощущения, ставшие из “тёмных” вполне определёнными, выходить на необходимые режимы работы. Соединить работу головы спортсмена с его ногами – мечта каждого педагога. В биологии и медицине это получило наименование “адаптивное биоуправление” или просто “биоуправление” (Н. В. Черниговская, 1978, 1983; Н. Н. Василевский, 1990 и др.)
Также методология биоуправления может использоватся для повышения человеком точности самооценки уровня и динамики физиологических сдвигов при обучении различным приёмам психорегулирующей тренировки и релаксации, повышение физической кондиции, реабилитации после травм и т.д.
Как и любой процесс управления, управление тренировкой невозможно без обратных связей, под которыми понимается информация тренера об изменениях, происходящих в организме спортсмена под влиянием тренирующих и огромного количества других воздействий, которые не в состоянии учесть даже самое совершенное планирование.
Заключение
Подводя итоги данной работы, мы можем с точностью и уверенностью сказать, что на сегодня методика БОС востребована и актуальна.Этот метод эффективный ибезопасный . Применение технологии БОС за последние десять лет принесло огромные позитивные результаты: десятки тысяч людей получили возможность восстановить и укрепить свое здоровье. В настоящее время метод БОС находит широкое применение в во взрослой тирапии и в педиатрии. Метод БОС носит универсальный характер, поэтому направления медицины ,социальной сферы,, образования где он успешно используется ,очень широко. Это кардиология, отоларингология, аллергология, пульмонология, спортивная медицина и реабилитация, психотерапия, логопедия, неврология, психология, психиатрия, гастроэнтерология, наркология, офтальмология, дерматология, травматология, проктология, гинекология, хирургия, урология.