Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Классификация управленческих решений).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и содержание управленческих решений
1.1 Механизмы и методы принятия и реализации управленческих решений
1.2 Классификация управленческих решений
1.3 Качество и эффективность управленческих решений
1.4 Характеристика модели принятия управленческого решения
1.5 Проблемы эффективности принятия управленческих решений
Глава 2. Характеристика и анализ принятия управленческих решений в ЗАО "Интерсвязь"
2.2 Условия выполнения управленческих решений на предприятии ЗАО «Интерсвязь»
2.3 Анализ процесса принятия управленческого решения
В зависимости от характера целей различают стратегические, тактические и оперативные решения.
Стратегические решения связаны с определением целей деятельности организации — они отвечают на вопрос «что делать?». Примеры стратегических решений — выбор товарного рынка, слияние компании с основным поставщиком сырья, развитие собственной структуры для обучения персонала.
Тактические и оперативные решения определяют способы достижения поставленных целей и отвечают на вопрос «как делать?». Примерами тактических решений могут являться выбор конкретного поставщика сырья или составление годовой производственной программы, примерами оперативных решений — распределение работ между исполнителями в пределах конкретной смены или направление определённого сотрудника в командировку.
По продолжительности действия различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения.
В зависимости от уровня управления решения могут приниматься высшим руководством, средним менеджментом или на низшем уровне.
По количеству целей выделяют одноцелевые и многоцелевые решения.
По числу альтернатив различают бинарные («да» или «нет») и многоальтернативные решения.
По количеству лиц, вовлекаемых в процесс принятия решения, можно выделить индивидуальные и групповые решения.
В зависимости от личностных качеств и характера ЛПР принято различать уравновешенные и импульсивные, рискованные и осторожные решения.
По степени определённости условий реализации различают детерминированные решения (последствия каждой из альтернатив хорошо известны), вероятностные решения (последствия не являются определёнными, но могут быть оценены с помощью случайных величин и законов распределения вероятности) и неопределённые решения (ЛПР вынуждено принимать решение в условиях неполноты или недостоверности информации).
В зависимости от возможности применения стандартных процедур выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения.
Запрограммированные (рутинные, алгоритмические) решения — это результат реализации определённой последовательности действий. Запрограммированные решения эффективны в типовых регулярно повторяющихся ситуациях с небольшим числом альтернатив. Процесс принятия запрограммированного решения может быть зафиксирован в виде инструкции. Примером такого решения является поведение менеджера по работе с клиентами при возврате покупателем товара ненадлежащего качества. [12, С.69]
Незапрограммированные (нерутинные, эвристические) решения принимаются в новых или нестандартных ситуациях с большим числом альтернатив, для которых алгоритм решения заранее составить невозможно. Процедура выбора оптимального решения разрабатывается ЛПР в процессе самого выбора. Пример такого решения — совершенствование организационной структуры компании.
На практике немногие управленческие решения являются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде — в большинстве стандартных ситуаций не исключается определённая инициатива ЛПР и, наоборот, в самой сложной ситуации могут быть полезны элементы алгоритмизации на отдельных этапах её решения.
По степени полноты информации выделяют хорошо структурированные и слабоструктурированные решения.
Для хорошо структурированных задач характерны преобладание количественной информации, простота её формализации, наличие полного и четкого описания целей, альтернатив, критериев принятия решения. Пример хорошо структурированной задачи — выбор инвестором лучшего из нескольких инвестиционных проектов, имеющих различную прибыльность, срок окупаемости и т.д.
Для слабоструктурированных задач характерны преобладание неколичественной информации, сложность её формализации, нечёткость описания целей, альтернатив, критериев принятия решения, неопределённость зависимостей между ними. Пример слабоструктурированной задачи — повышение эффективности системы мотивации персонала.
Финансовый директор производственной компании принимает решение о привлечении заёмных средств в виде банковского кредита сроком на 5 лет для финансирования приобретения новой производственной линии, позволяющей освоить выпуск новой продукции.
Данное решение можно классифицировать:
- по содержанию — экономическое;
- по полю принятия — финансовое;
- по характеру целей — тактическое;
- по продолжительности действия — долгосрочное;
- по уровню управления — решение высшего уровня;
- по количеству целей — многоцелевое (обеспечить достаточный денежный поток для инвестирования в производственную линию, обеспечить минимальную стоимость заёмного капитала, наиболее эффективно использовать финансовый рычаг и т.д.);
- по числу альтернатив — многоальтернативное (привлекать ли заёмный капитал, в какой форме, в какой банк обращаться за кредитом, на каких условиях и т.д.);
- по количеству лиц, вовлекаемых в процесс принятия решения, — индивидуальное;
- по степени определённости условий реализации — неопределённое;
- в зависимости от возможности применения стандартных процедур — незапрограммированное;
- по степени полноты информации — хорошо структурированное.
1.3 Качество и эффективность управленческих решений
Качество управленческого решения — это совокупность его параметров, обеспечивающих достижение поставленных целей, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации.
К основным параметрам качества управленческого решения относятся:
- соответствие решения условиям внутренней и внешней среды организации — постановка достижимых целей и использование реально располагаемых ресурсов;
- рассмотрение проблемы с позиций системного подхода и внутренняя согласованность всех элементов решения;
- количественная упорядоченность проблемы, т.е. возможность количественного описания показателей принятия решения;
- реализуемость решения по показателям качества, затратам, срокам и т.п. и наличие конкретного механизма его реализации;
- устойчивость к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастность);
- гибкость, т.е. возможность изменения целей и алгоритмов их достижения при изменении внешних или внутренних условий;
- уровень риска;
- наличие механизма контроля исполнения решения. [11, С.21]
Обобщённой характеристикой решения является его эффективность — эффект решения, в широком смысле оцениваемый как степень достижения поставленных целей, отнесённый к затратам на его получение. Решение тем эффективнее, чем выше степень достижения целей и меньше затраты на его реализацию.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
- применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
- высокое качество исходной информации;
- своевременность принимаемых решений;
- обеспечение многовариантности решений и сопоставимости вариантов;
- правовая обоснованность принимаемого решения;
- высокая квалификация кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
- функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
- готовность управляемой системы к исполнению принятых решений.
Практически во всех случаях для менеджера затруднительно, если вообще возможно, принять решение, не имеющее отрицательных последствий. Большинство решений представляют собой компромисс, уравновешивающий противоречивые интересы, ценности, цели и критерии. Например, решение о сокращении работников в период экономического кризиса приведёт к сокращению затрат предприятия на оплату труда, однако повлечёт за собой неблагоприятные социальные последствия, связанные с повышением безработицы и снижением благосостояния увольняемых сотрудников и их семей. Последствия любого решения могут затрагивать не только непосредственно связанные с ним сферы, но и организацию в целом. Рассмотрение решения как части единой цепочки может существенно изменить предпочтения ЛПР и определить его выбор. Поэтому следует рассматривать процесс принятия решения с позиций системного подхода и учитывать его возможные последствия для всех заинтересованных сторон.
Процесс принятия решения включает в себя ряд последовательных этапов и действий, которые будут подробно рассмотрены далее.
К компонентам внешней среды относятся факторы микро - и макроокружения, влияющие на качество управленческого решения. К ним относятся: экономическая и политическая ситуация, законодательство, технические, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие факторы, инфраструктура (рыночная и социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие связи с поставщиками, конкурентами и т.д.
Обратная связь характеризует информацию о ходе реализации решения, поступающую от потребителей к ЛПР. Обратная связь очень важна, поскольку она лежит в основе системы контроля исполнения решений и позволяет уточнять требования потребителей, корректировать некачественные решения, реагировать на изменения внешней среды и т.д.
В ходе контроля осуществляется накопление информации о фактических последствиях принятых решений, проводится анализ отклонений от запланированных или спрогнозированных последствий, выполняется корректировка нормативов. Важнейшим предметом контроля исполнения управленческих решений является выявление степени достижения поставленных целей. Предметом контроля также могут являться следующие показатели:
- соответствие решения стратегическим планам деятельности фирмы;
- качество и конкурентоспособность продукции и услуг,
- экономическая эффективность;
- качество входной и выходной информации;
- социальное развитие коллектива фирмы;
- охрана окружающей среды и т.д.
Особенностью процесса принятия решений является его зависимость не только от объективной информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, но и от субъективных факторов, наиболее значимыми из которых являются следующие.
Личная шкала ценностей менеджера. Выбор альтернативы во многом зависит от личной системы предпочтений ЛПР, определяющей его действия. Использование формальной декларации корпоративных ценностей, признаваемых всеми сотрудниками, позволяет сформировать единую платформу, на которую опирается принятие решений на всех уровнях управления организацией.
Поведенческие и психологические ограничения. На принятие решений оказывают влияние факторы, затрудняющие межличностные и внутрикорпоративные коммуникации. К ним можно отнести несогласия и конфликты различных ЛПР относительно сущности проблемы, описания критериев, ограничений и альтернатив. Выбор решения может во многом определяться перегруженностью текущей работой, отношениями с руководством, пристрастиями и лояльностью по отношению к кому-либо и т.д.
Фактор времени. Время может являться сильным ограничивающим фактором — недостаток времени может привести к отказу от рационального выбора оптимальной альтернативы. Кроме того, решения должны основываться на актуальной информации, поэтому при длительном разрыве между моментом принятия решения и началом его реализации информация может утратить актуальность и решение перестанет быть оптимальным.
Уровень риска. Наличие неопределённости и связанного с ней риска обусловливает различные действия ЛПР, имеющих разные склонности к риску. Характер менеджера определяет его склонность к принятию более рискованных или более осторожных решений.
Наличие негативных последствий. В большинстве случаев не существует решения, не имеющего отрицательных последствий. Задача ЛПР состоит в определении, какие из негативных последствий не могут быть компенсированы никаким положительным эффектом, т.е. какие условия следует считать критериями, а какие — ограничениями.
С точки зрения системного подхода важным является определение влияния горизонта планирования на принимаемые решения. Во многих ситуациях изменение горизонта планирования кардинально меняет принимаемые решения, а его отсутствие делает бессмысленным формулировку многих критериев выбора. [12, С.63]
1.4 Характеристика модели принятия управленческого решения
Суть понятия «модель» можно определить тем, что модель понимается как, представление объекта, идеи или системы в какой либо форме, которая отличается от самой целостности. Модель как некая копия реального объекта или процесса в идеальной или материальной форме, который отражает существенные свойства объекта или процесса, которые подвергаются моделированию и заменяются в процессе изучения и управления.
Важнейшей характеристикой модели, как правило, считается упрощение настоящей жизненной ситуации, относящейся к ней. Так как форма модели менее значительно усложнена, а не относится к делу информации, затуманивающие проблему в действительности, ликвидируются, модель нередко увеличивает способность руководителя к разрешению и пониманию встающей перед ним задачи. Модель также может помочь руководителю совмещать свой опыт, а также вслед за ним и способность к соображению с опытом и мнениями специалистов, профессионалов и экспертов.