Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Классификация управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.п. Возможные последствия решений могут затрагивать интересы не только одного человека или нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом. Поэтому, чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и практику принятия решений.

Принятие решений – это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.

Пpоцессы пpинятия pешений, понимаемые как выбоp одной из нескольких возможных альтеpнатив, пpонизывают всю человеческую жизнь. Большинство pешений мы пpинимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выpаботанный многолетней пpактикой. Есть pешения, котоpым мы пpидаем малое значение, и поэтому мало задумываемся пpи осуществлении выбоpа. И, наконец, существуют пpоблемы выбоpа, pешая котоpые, человек испытывает pаздумья. Как пpавило, эти пpоблемы имеют исключительный неповтоpяющийся хаpактеp и связаны с pассмотpением целого pяда альтеpнатив. В таких пpоблемах новым является либо объект выбоpа, либо обстановка, в котоpой совеpшается выбоp.

Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

Объектом курсовой работы является ЗАО «Интерсвязь», в качестве предмета выступает процесс принятия управленческого решения.

Цель работы – на основе изучения моделей построения принятия управленческих решений, проанализировать систему принятия управленческих решений ЗАО «Интерсвязь» и разработать рекомендации по ее совершенствованию.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить процесс и систему принятия управленческих решений ;

– провести анализ системы принятия управленческих решений ЗАО «Интерсвязь»;

– оценить эффективность действующей системы принятия управленческих решений ЗАО «Интерсвязь»;

– разработать рекомендации по совершенствованию системы принятия управленческих решений ЗАО «Интерсвязь».

Методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области принятия управленческих решений, таких как: Л.Е. Соколова, Л.И. Лукичева, Т.В. Гапоненко, М.Х. Мескон, И.И. Мазур, Н.Г. Ольдерогге, Л. Планкетт, Г. Хейл и др.


Глава 1. Понятие, сущность и содержание управленческих решений

1.1 Механизмы и методы принятия и реализации управленческих решений

На сегодняшний день одна из главных про­блем в науке управления - это проблема выбора руко­водителем решения на производстве. Сложность при­нятия данного решения заключается во всесторонней оценки самим руководителем в определенной обста­новке и самостоятельность принятия им одного из возможных вариантов решений. Поскольку руководи­тель обладает правом принимать решения, то он фак­тически берет на себя ответственность за их исполне­ние. Выбранные решения поступают в исполнитель­ные органы, но контроль над ними реализуется и дальше. Поэтому управление организуют целенаправ­ленным образом, т.е. так, чтобы цель была известна. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из опреде­ленного набора решений. Чем больше выбор, тем вы­ше эффективность управления. Обоснованные, опти­мальные и правомочные решения, с ясным смыслом и конкретностью во времени - основные требования в выборе управленческого решения, приводящие к опе­ративности их выполнения. Выделить в организацион­ной структуре центров принятия решений весьма сложно. С одной стороны, этот вопрос связан с про­блемой распределения полномочий и ответственности, с другой - с задачей распределения ресурсов. Ответ на вопрос об уровне принятия решений, обеспечивающих на реализацию целей и устранение отклонений, свиде­тельствует о создании целесообразной организационной структуры управления. На структуру управления указы­вают два фактора: дифференциация решений, направлен­ных на достижение целей организации, и распределение полномочий на время принятия решений. Итак, органи­зационная структура должна соответствовать структу­ре принимаемых в ней решений [3].

Как известно, в довольно крупных по масшта­бу организациях возникает необходимость в делегиро­вании полномочий, т.е. в передаче части решений в компетенцию менеджеров среднего или низшего звена. Если возникает возможность передачи части прини­маемых решений, то возникает возможность децентра­лизации управления. В ряде случаев по некоторым признакам централизация не представляется положи­тельной или отрицательной характеристикой системы управления. Но построение рациональных организаци­онных форм требует нахождения определенного соот­ношения централизации и децентрализации.


Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие реше­ния; реализация решения. [14, С.85]

Поиск, сбор и обработку информации выяв­ляются и формируются на стадии подготов­ки управленческого решения, когда проводится эко­номический анализ ситуации.

На стадии принятия решения разрабатыва­ется оценка альтернативных решений и курсов дей­ствий, проводимых на основе многовариантных расчетов; осуществляется выбор и принятие наи­лучшего решения; отбор критериев выбора опти­мального решения.

На стадии реализации решения принимают меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, контролируется ход его выполнения, вносятся необходимые коррективы и оценивается по­лученный результат. Любое решение по управлению приводит к своему логическому результату, поэтому важно нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые способствуют достижению оптимального результата в конкретных условиях [1].

В обязанности руководителя входит посто­янное изучение поступающей информации по под­готовки и принятию управленческих решений, ко­торые согласовываются на всех уровнях внутри­фирменного управления.

Человек в силу своих возможностей не в со­стоянии переработать всю информация, необходимую для того, чтобы выработать эффективные управленче­ские решения. Именно современное крупномасштаб­ное производство из-за трудностей в управлении вы­нуждено использовать электронно-вычислительную технику, разрабатывать автоматизированные системы управления. Все это требует создания нового матема­тического аппарата и экономико-математических методов трудности управления.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть раз­личными:

  1. метод, основанный на интуиции управ­ляющего. Она обусловлена наличием у управляю­щего ранее накопленного опыта и неких знаний в конкретной области деятельности, что способствует выбору и принятию правильного решения;
  2. метод, основанный на понятии «здравого смысла». Принимая решение, управляющий пытается обосновать их последовательными доказательствами, содержание которых обусловлено его накопленным практическим опытом;
  3. метод, основанный на научно-практическом подходе. Он предполагает выбор наиболее оптималь­ных решений на основе переработки большого объема информации, способствует обоснованию принимаемых решения. Этот метод применяется при использовании современных технических средств и, в первую оче­редь, электронно-вычислительной техники. [9, С.105]

Особенностью использования связей в приня­тии горизонтальных решений без обращения к высше­му руководству является не только быстрое принятие решений, но повышенная ответственность за выполнение принятых решений. Например, в американских фирмах руководители разных уровней могут осуществлять непо­средственные контакты с внешними партнерами: потре­бителями, поставщиками, контролирующими организа­циями. Последние могут получать информацию о ситуа­ции на рынке и в соответствии с этим принимать реше­ния, способствующие адаптации к изменениям. Тради­ции и обычаи разных стран оказывают влияние на практику принятия управленческих решений.

Американский менеджер характеризуется ин­дивидуализмом в принятии решений. Индивидуализм управления в определенной степени предопределяет западноевропейский тип. Ему свойственна индивиду­альная предприимчивость в достижении лидерства.

Для стимулирования исполнения работы с максимальной ответственностью американский ме­неджмент индивидуальный подход к работнику. Такой подход предполагает следующий: «управляющий дол­жен знать каждого работника в лицо». Таким образом, на первый план встает задача постоянной работы с персоналом, а также возникает необходимость при выдвижении кадров ориентироваться по профессио­нальным навыкам и инициативности работников.

Важнейшими областями принятия решений яв­ляются определение политики капиталовложений и вне­дрения новой продукции. В области капиталовложений США предполагает проведение предварительных расче­тов окупаемости и эффективности принятых решений. Чтобы увеличить капитал фирмы следует следующей формуле: если окупаемость или эффективность капита­ловложений ожидается выше нуля, то инвестиции рацио­нальны. Особое внимание уделяется при учете результа­тов анализа окупаемости и эффективности альтернатив­ных вариантов инвестирования, когда из представленных выбирают вариант с высшим показателем [2].

Технология менеджмента имеет следующий механизм:

  1. Общее руководство принятия решений.
  2. Правила принятия решений.
  3. Планы в принятии решений.

-Принятие двусторонних решений руководи­телями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия.

  1. Целевые группы и их роль в принятии ре­шений (групповое взаимодействие на равных уров­нях).
  2. Матричный тип взаимодействия.

Общее руководство в принятии решений, его правила, и планы обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления. Индиви­дуальное взаимодействие руководителей одного уров­ня и групповое взаимодействие (целевые группы) ру­ководителей разных уровней в принятие двусторонних решений, а также матричный тип взаимодействия в общей сложности представляют горизонтальную связь в координации принимаемых решений. [12, С.75]


В зависимости от сложности принимаемых решений и возможностями их реализации фирма выбирает механизм взаимодействия в менеджменте.

Общее руководство принятием реше­ний характерно для принятия решений одним (об­щим) руководителем, который находится в подчи­нении вышестоящему руководителю. Здесь создает­ся иерархическая система по линейным должностям. Каждый руководитель ответственным перед своим непосредственным руководителем. Такой механизм в принятии решений характерен для американского менеджмента.

В американских фирмах линейные руково­дители получают право распоряжаться материаль­ными и трудовыми ресурсами, направленными на получение планируемых результатов. Необходимое условие - равенство прав и ответственности. Руко­водители функциональных подразделений оказыва­ют помощь линейным руководителям в качестве экспертов и отчитываются перед ними. Общий ру­ководитель до принятия решения обычно принимает предложения и выслушивает мнение не только не­посредственных подчиненных, но и отдельных ра­ботников, которые обычно высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы.

Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они поднимают такие вопросы, как определение цели и характера деятельности фирмы, ее отноше­ние с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Данные правила определя­ют владельцев фирмы, их права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управ­ляющих и премиальные выплаты, схемы должност­ных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители имеют право распоряжаться финансовыми средствами фирмы.

1.2 Классификация управленческих решений

Классификацию управленческих решений можно провести по множеству признаков. Приведём, на наш взгляд, наиболее важные из них.

По содержанию различают экономические, политические, технические, социальные, организационные и др. решения. Так, примером экономического решения может являться ре­шение о распределении прибыли компании, а примером со­циального — о целесообразности открытия собственной столо­вой для сотрудников.

В зависимости от поля принятия различают решения в об­ласти инноваций, производства, маркетинга, персонала, фи­нансов, инвестиций и т.д. Например, маркетинговое решение может быть связано с выбором каналов сбыта и установкой цен на те или иные виды продукции, а решение в сфере управления персоналом — выбором кандидата на вакантную должность.