Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Классификация управленческих решений).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и содержание управленческих решений
1.1 Механизмы и методы принятия и реализации управленческих решений
1.2 Классификация управленческих решений
1.3 Качество и эффективность управленческих решений
1.4 Характеристика модели принятия управленческого решения
1.5 Проблемы эффективности принятия управленческих решений
Глава 2. Характеристика и анализ принятия управленческих решений в ЗАО "Интерсвязь"
2.2 Условия выполнения управленческих решений на предприятии ЗАО «Интерсвязь»
2.3 Анализ процесса принятия управленческого решения
Введение
Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.п. Возможные последствия решений могут затрагивать интересы не только одного человека или нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом. Поэтому, чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и практику принятия решений.
Принятие решений – это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.
Пpоцессы пpинятия pешений, понимаемые как выбоp одной из нескольких возможных альтеpнатив, пpонизывают всю человеческую жизнь. Большинство pешений мы пpинимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выpаботанный многолетней пpактикой. Есть pешения, котоpым мы пpидаем малое значение, и поэтому мало задумываемся пpи осуществлении выбоpа. И, наконец, существуют пpоблемы выбоpа, pешая котоpые, человек испытывает pаздумья. Как пpавило, эти пpоблемы имеют исключительный неповтоpяющийся хаpактеp и связаны с pассмотpением целого pяда альтеpнатив. В таких пpоблемах новым является либо объект выбоpа, либо обстановка, в котоpой совеpшается выбоp.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом курсовой работы является ЗАО «Интерсвязь», в качестве предмета выступает процесс принятия управленческого решения.
Цель работы – на основе изучения моделей построения принятия управленческих решений, проанализировать систему принятия управленческих решений ЗАО «Интерсвязь» и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить процесс и систему принятия управленческих решений ;
– провести анализ системы принятия управленческих решений ЗАО «Интерсвязь»;
– оценить эффективность действующей системы принятия управленческих решений ЗАО «Интерсвязь»;
– разработать рекомендации по совершенствованию системы принятия управленческих решений ЗАО «Интерсвязь».
Методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области принятия управленческих решений, таких как: Л.Е. Соколова, Л.И. Лукичева, Т.В. Гапоненко, М.Х. Мескон, И.И. Мазур, Н.Г. Ольдерогге, Л. Планкетт, Г. Хейл и др.
Глава 1. Понятие, сущность и содержание управленческих решений
1.1 Механизмы и методы принятия и реализации управленческих решений
На сегодняшний день одна из главных проблем в науке управления - это проблема выбора руководителем решения на производстве. Сложность принятия данного решения заключается во всесторонней оценки самим руководителем в определенной обстановке и самостоятельность принятия им одного из возможных вариантов решений. Поскольку руководитель обладает правом принимать решения, то он фактически берет на себя ответственность за их исполнение. Выбранные решения поступают в исполнительные органы, но контроль над ними реализуется и дальше. Поэтому управление организуют целенаправленным образом, т.е. так, чтобы цель была известна. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем выше эффективность управления. Обоснованные, оптимальные и правомочные решения, с ясным смыслом и конкретностью во времени - основные требования в выборе управленческого решения, приводящие к оперативности их выполнения. Выделить в организационной структуре центров принятия решений весьма сложно. С одной стороны, этот вопрос связан с проблемой распределения полномочий и ответственности, с другой - с задачей распределения ресурсов. Ответ на вопрос об уровне принятия решений, обеспечивающих на реализацию целей и устранение отклонений, свидетельствует о создании целесообразной организационной структуры управления. На структуру управления указывают два фактора: дифференциация решений, направленных на достижение целей организации, и распределение полномочий на время принятия решений. Итак, организационная структура должна соответствовать структуре принимаемых в ней решений [3].
Как известно, в довольно крупных по масштабу организациях возникает необходимость в делегировании полномочий, т.е. в передаче части решений в компетенцию менеджеров среднего или низшего звена. Если возникает возможность передачи части принимаемых решений, то возникает возможность децентрализации управления. В ряде случаев по некоторым признакам централизация не представляется положительной или отрицательной характеристикой системы управления. Но построение рациональных организационных форм требует нахождения определенного соотношения централизации и децентрализации.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения. [14, С.85]
Поиск, сбор и обработку информации выявляются и формируются на стадии подготовки управленческого решения, когда проводится экономический анализ ситуации.
На стадии принятия решения разрабатывается оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; осуществляется выбор и принятие наилучшего решения; отбор критериев выбора оптимального решения.
На стадии реализации решения принимают меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, контролируется ход его выполнения, вносятся необходимые коррективы и оценивается полученный результат. Любое решение по управлению приводит к своему логическому результату, поэтому важно нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые способствуют достижению оптимального результата в конкретных условиях [1].
В обязанности руководителя входит постоянное изучение поступающей информации по подготовки и принятию управленческих решений, которые согласовываются на всех уровнях внутрифирменного управления.
Человек в силу своих возможностей не в состоянии переработать всю информация, необходимую для того, чтобы выработать эффективные управленческие решения. Именно современное крупномасштабное производство из-за трудностей в управлении вынуждено использовать электронно-вычислительную технику, разрабатывать автоматизированные системы управления. Все это требует создания нового математического аппарата и экономико-математических методов трудности управления.
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
- метод, основанный на интуиции управляющего. Она обусловлена наличием у управляющего ранее накопленного опыта и неких знаний в конкретной области деятельности, что способствует выбору и принятию правильного решения;
- метод, основанный на понятии «здравого смысла». Принимая решение, управляющий пытается обосновать их последовательными доказательствами, содержание которых обусловлено его накопленным практическим опытом;
- метод, основанный на научно-практическом подходе. Он предполагает выбор наиболее оптимальных решений на основе переработки большого объема информации, способствует обоснованию принимаемых решения. Этот метод применяется при использовании современных технических средств и, в первую очередь, электронно-вычислительной техники. [9, С.105]
Особенностью использования связей в принятии горизонтальных решений без обращения к высшему руководству является не только быстрое принятие решений, но повышенная ответственность за выполнение принятых решений. Например, в американских фирмах руководители разных уровней могут осуществлять непосредственные контакты с внешними партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями. Последние могут получать информацию о ситуации на рынке и в соответствии с этим принимать решения, способствующие адаптации к изменениям. Традиции и обычаи разных стран оказывают влияние на практику принятия управленческих решений.
Американский менеджер характеризуется индивидуализмом в принятии решений. Индивидуализм управления в определенной степени предопределяет западноевропейский тип. Ему свойственна индивидуальная предприимчивость в достижении лидерства.
Для стимулирования исполнения работы с максимальной ответственностью американский менеджмент индивидуальный подход к работнику. Такой подход предполагает следующий: «управляющий должен знать каждого работника в лицо». Таким образом, на первый план встает задача постоянной работы с персоналом, а также возникает необходимость при выдвижении кадров ориентироваться по профессиональным навыкам и инициативности работников.
Важнейшими областями принятия решений являются определение политики капиталовложений и внедрения новой продукции. В области капиталовложений США предполагает проведение предварительных расчетов окупаемости и эффективности принятых решений. Чтобы увеличить капитал фирмы следует следующей формуле: если окупаемость или эффективность капиталовложений ожидается выше нуля, то инвестиции рациональны. Особое внимание уделяется при учете результатов анализа окупаемости и эффективности альтернативных вариантов инвестирования, когда из представленных выбирают вариант с высшим показателем [2].
Технология менеджмента имеет следующий механизм:
- Общее руководство принятия решений.
- Правила принятия решений.
- Планы в принятии решений.
-Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия.
- Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях).
- Матричный тип взаимодействия.
Общее руководство в принятии решений, его правила, и планы обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления. Индивидуальное взаимодействие руководителей одного уровня и групповое взаимодействие (целевые группы) руководителей разных уровней в принятие двусторонних решений, а также матричный тип взаимодействия в общей сложности представляют горизонтальную связь в координации принимаемых решений. [12, С.75]
В зависимости от сложности принимаемых решений и возможностями их реализации фирма выбирает механизм взаимодействия в менеджменте.
Общее руководство принятием решений характерно для принятия решений одним (общим) руководителем, который находится в подчинении вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархическая система по линейным должностям. Каждый руководитель ответственным перед своим непосредственным руководителем. Такой механизм в принятии решений характерен для американского менеджмента.
В американских фирмах линейные руководители получают право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами, направленными на получение планируемых результатов. Необходимое условие - равенство прав и ответственности. Руководители функциональных подразделений оказывают помощь линейным руководителям в качестве экспертов и отчитываются перед ними. Общий руководитель до принятия решения обычно принимает предложения и выслушивает мнение не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые обычно высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы.
Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они поднимают такие вопросы, как определение цели и характера деятельности фирмы, ее отношение с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Данные правила определяют владельцев фирмы, их права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители имеют право распоряжаться финансовыми средствами фирмы.
1.2 Классификация управленческих решений
Классификацию управленческих решений можно провести по множеству признаков. Приведём, на наш взгляд, наиболее важные из них.
По содержанию различают экономические, политические, технические, социальные, организационные и др. решения. Так, примером экономического решения может являться решение о распределении прибыли компании, а примером социального — о целесообразности открытия собственной столовой для сотрудников.
В зависимости от поля принятия различают решения в области инноваций, производства, маркетинга, персонала, финансов, инвестиций и т.д. Например, маркетинговое решение может быть связано с выбором каналов сбыта и установкой цен на те или иные виды продукции, а решение в сфере управления персоналом — выбором кандидата на вакантную должность.