Файл: Оценка стоимости бизнеса ( СК «РИФС»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Re = Rf + X1 + X2 + X3 + X4 + X5 + X6 + ... + Xn + C, (2.2.2.)

где:

Re - требуемая норма дохода на собственный капитал;

Rf - норма дохода по безрисковым вложениям;

Х1 - дополнительная норма дохода за размер компании;

Х2 - дополнительная норма дохода за качество управления;

Х3 - дополнительная норма дохода за финансовую структуру;

Х4 - норма дохода за производственную и территориальную диверсификацию;

Х5 - дополнительная норма дохода за диверсификацию клиентуры;

Х6 - норма дохода за рентабельность и предсказуемость доходов;

Хn - дополнительная норма дохода за прочие риски;

C - дополнительная норма дохода, учитывающая страновой риск.

Использование модели кумулятивного построения для определения уровня ставки дисконта подразумевает плотное общение оценщика и финансовых работников оцениваемого предприятия.

Если в основе расчета стоимости компании лежит денежный поток для инвестированного капитала, то ставка дисконта должна рассчитываться по модели средневзвешенной стоимости капитала (ССК). В общем виде формулу модели ССК можно записать следующим образом:

R = de х ie + dk х ik, (2.2.3.)

где:

R - средневзвешенная стоимость капитала;

de - доля собственных средств в инвестированной компании;

ie - стоимость привлечения акционерного капитала;

dk - доля заемных средств в инвестированном капитале компании;

ik - стоимость привлечения заемных средств.

После расчета ставки дисконта необходимо найти стоимость бизнеса – а именно, суммировать и дисконтировать все денежные потоки предприятия. Стоимость бизнеса находится по следующей формуле:

, (2.2.4.)

где:

V – стоимость бизнеса;

CFt – денежный поток в год t;

K – ставка дисконта;

n - количество рассматриваемых лет.

Для выведения окончательной величины рыночной стоимости компании необходимо внести ряд поправок: из величины найденной стоимости вычесть величину долгосрочной задолженности. В стоимость следует также включить стоимость нефункционирующих активов. В случае наличия у компании избыточных собственных оборотных средств их величину следует добавить к стоимости собственного капитала компании, дефицит необходимо вычесть. Величина стоимости, полученная после внесения всех поправок, представляет собой стоимость контрольного пакета ее акций (100% доли).


2.3. Характеристика методов сравнительного подхода

Возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, доступности финансовой информации, наличия специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов:

  • метода компании – аналога;
  • метода сделок;
  • метода отраслевых коэффициентов.

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами.

Целесообразно подробнее исследовать только метод компании-аналога, т.к. технологии применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадают, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: либо цена одной акции, не дающая никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.

Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы:

  • сбор необходимой информации;
  • сопоставление списка аналогичных предприятий;
  • финансовый анализ;
  • расчет оценочных мультипликаторов;
  • выбор величины мультипликатора;
  • определение итоговой величины стоимости;
  • внесение итоговых корректировок.

Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использовании двух типов информации: рыночная (ценовая) информация, финансовая информация.

Рыночная информация представляет собой данные о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных с акциями оцениваемого предприятия. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка. Финансовая информация должна быть собрана не только по оцениваемой компании, но и по аналогам. Корректировке так же подлежит вся отчетность по полному списку предприятий, отобранных оценщиком.


Процесс отбора сопоставимых предприятий осуществляется в 3 этапа. На первом этапе определяется так называемый круг «подозреваемых». В него входит максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемым. Критерии сопоставимости достаточно условны и обычно ограничиваются сходством отрасли, производимой продукции, ее ассортимента и объемов производства.

На втором этапе составляется список «кандидатов». Поскольку аналитику требуется дополнительная информация сверх официальной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях. Критерии оценки должны соответствовать важнейшим характеристикам фирм. Принятие решения о сопоставимости лежит на оценщике.

На третьем этапе составляется окончательный список аналогов, позволяющих аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. На этом этапе ужесточаются критерии сопоставимости и оцениваются такие факторы как уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции и т.д.

Финансовый анализ в сравнительном подходе является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованности окончательной стоимости.

Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Для расчета мультипликатора необходимо:

  • определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога - это даст значение числителя в формуле;
  • вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки - это даст величину знаменателя.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

В оценочной практике используют два типа мультипликаторов: интервальные и моментные. К интервальным мультипликаторам относятся: цена/прибыль; цена/денежный поток; цена/дивидендные выплаты; цена/выручка от реализации. К моментным мультипликаторам относятся: цена/балансовая стоимость активов; цена/чистая стоимость активов.


Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

  • выбора величины мультипликатора;
  • взвешивания промежуточных результатов;
  • внесения итоговых корректировок.

Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения мультипликаторов, должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств. Если в процессе финансового анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки на ликвидность. В некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля.

Таким образом, сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность расчетов и анализа, является неотъемлемым приемом определения обоснованной рыночной стоимости.

После применения доходного, затратного и сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса или в случае невозможности применения какого-то из подходов с указанием обоснованного отказа от применения окончательная оценка стоимости предприятия (бизнеса) может быть определена по формуле:

(3.1.1.)

где:

Vi — оценка стоимости предприятия (бизнеса) i-м методом (все применимые методы оценки произвольно нумеруются);

i = 1,..., n — множество применимых в данном случае методов оценки;

Zi — весовой коэффициент метода номер i.

3. Оценка стоимости предприятия на примере ООО СК «РИФС»

3.1. Оценка стоимости бизнеса методом чистых активов

Предметом оценки является стоимость функционирующего (действующего) предприятия в целом.

Объектом оценки выступает действующее предприятие ООО СК «РИФС», расположенное в городе Казани. Предприятие занимается строительно-монтажными работами.

Цель оценки – узнать реальную рыночную стоимость предприятия для совершения сделок купли - продажи.

В качестве источника информации для оценки используем данные бухгалтерской отчетности фирмы. Датой оценки будет являться 1 января 2015г, так как дата оценки, как правило, совпадает с отчетным периодом. Кроме того, согласно Стандартам оценки, результаты оценки действительны в течение 6 месяцев со дня утверждения отчета об оценке.


Определение стоимости бизнеса ООО СК «РИФС» начнем с определения стоимости активов с учетом поправок к статьям баланса на их рыночную стоимость.

Найдем стоимость основных средств ООО СК «РИФС» (табл. 3.1.1.).

Таблица 3.1.1.

Стоимость основных средств ООО СК «РИФС», подлежащих оценке на 01.01. 2015 г.

Актив

Балансовая стоимость, тыс. руб.

Скорректированная стоимость, тыс. руб.

Основные средства в том числе:

2251

1712

Здания, машины, оборудование и др.

2251

1712

Вышеприведенная таблица содержит выдержку из баланса Предприятия на 01.01.2015, относящуюся к основным средствам. Из них подавляющая по стоимости часть относится к зданиям, машинам и оборудованию.

Для корректировки стоимости основных средств, включая здания, машины и оборудование, использован затратный подход, предусматривающий следующие действия:

- определение совокупного износа;

- определение рыночной стоимости уменьшением полной стоимости воспроизводства объекта на величину накопленного совокупного износа;

Приведенная в приложении 1 таблица 1 содержит сводку величин функционального износа имущества, составленного с учетом данных, приведенных в специальной литературе. В этой сводке функциональный износ ставится в зависимость от характеристик конкурентоспособности имущества.

По результатам изучения специальной литературы были приняты величины функционального износа основных средств, лежащие в рамках для конкурентоспособного имущества, которые являются осторожно консервативными (приведены в следующей таблице 2 Приложения 1 в связке с физическим износом). Внешний износ выявлен для каждого здания отдельно экспертным методом.

Совокупный износ имущества вычислили по формуле:

И сов = 1 – (1 – И физ / 100) * (1 – И фун / 100)* (1 – И вн / 100)*100

где:

И сов – износ совокупный,

И физ – износ физический,

И фун – износ функциональный,

И вн – износ внешний.

Совокупный износ для здания офиса составил:

И сов = 1 – (1 – 24/ 100) * (1 – 15 / 100)* (1 – 5 / 100) *100% = 38%

Совокупный износ для здания склада составил:

И сов = 1 – (1 – 40/ 100) * (1 – 7 / 100)* (1 – 7 / 100) *100% = 48%

Расчет стоимости основных средств приведен в табл. 3 П.1. После суммирования скорректированной стоимости основных средств получена величина 1712 тыс. рублей.

Таблица 3.1.2.

Расчет стоимости оборотных активов ООО СК «РИФС» на 01.01.2015 г.