Файл: Анализ доходов и расходов банка ( на примере ПАО «Почта Банк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 505

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нестабильные доходы приносят малую часть прибыли банку. По форме получения доходы банка можно разделить на:

- Процентные;

- Комиссионные;

- Прочие виды доходов.

Совокупность всех доходов называется валовым доходом.

Валовый доход выделяет следующие группы доходов:

- Операционные, процентные, комиссионные, доходы от операций на финансовом рынке;

- Доходы от сторонней деятельности;

- Прочие.

Процентными доходами называют доходы, получаемые в виде

- процентных платежей за предоставление ссуды (кратко‑, средне– и долгосрочные) компаниям, физлицам, органам исполнительной власти в рублях и инвалюте (срочных и просроченных);

- по депозитам, размещаемых в иных банках;

- лизингу клиентам;

- портфелю долговых ЦБ и др.[5]

Непроцентными доходами называют доходы, которые получает банк в ином виде, отличном от процентных платежей, за оказание банковских услуг.[6] Такие доходы в целях управления могут состоять из нескольких групп:

- непроцентных доходов от инвестдеятельности (дивидендов по долевым ЦБ и доходов от совместной деятельности);

- непроцентных комиссионных доходов (оплаты открытия и ведения счета в банках, комиссий по лизингу, факторингу, агентских доходов по доверительному управлению имуществом и пр.);

- непроцентных торговых доходов (от покупки/реализации валюты, ЦБ и иных финﺍинструментов (фьючерсы, опционы, валютный дилинг и арбитраж));

- непроцентных интеллектуальных доходов от оплачиваемых услуг банка, представляемых консультациями, гарантиями, поручительствами, посредническими услугами) и оплаты или аренды его НМА (программное обеспечение, ноу‑хау, методики, методические разработки и пр.);

- непроцентных доходов, получаемых от финсанкций, представляемых штрафами, пеней, неустойкой).

Прочими доходами называют непредвиденные доходы случайного, нерегулярного характера, которые могут состоять из:

- прибылей предыдущих лет, выявленных в текущем году;

- сумм возмещений банку причиненных ему раньше убытков;

- сумм, возвращаемых банку (налоги, необоснованно удержанные с банка, ссуды, ранее списанные на убытки и пр.);

- доходов от продажи имущества банка, списанной кредиторской задолженности;

- сумм восстановления со счетов банков фондов и резервов.

К небанковской (дополнительной) деятельности относят оказание услуг небанковского характера (это может быть страхование, реклама, охранная деятельность и т.д.), участие в деятельности сторонних предприятий, оказание услуг аренды, деятельность организаций банка (например, учебные банковские образования и др.).


К нетрадиционным или небанковским услугам относят множество услуг, к ним относят:

- услуги банка как посредника;

- услуги, которые ориентируются на развитии других организаций, предприятий (помощь с юридической стороны, услуги по размещению ценных бумаг, информационные услуги, услуги по внедрению юридического лица на биржу и т.п.);

- обеспечение гарантиями и поручительствами; операции доверительного характера;

- бухгалтерские услуги; осуществление деятельности по защите интересов в судебных органах; сейфовые услуги;

- и прочее.

Классификация всех затрат коммерческих банков проводится по формам, целям, способам учета, влияниям на налогооблагаемую базу, способам ограничения.

По форме отмечают наличие процентных, комиссионных и прочих непроцентных затрат.

Процентные издержки состоят из %, уплаченных банком за получение кредитов, остатков финсредств на счетах до востребования и срочных депозитов, открытых для физ- и юрлиц с подключением банков; процентных платежей по эмитированным векселям, облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам.[7]

Комиссию банк взимает за операции с ЦБ и инвалютой, за оказание услуг кассовых, расчетных, по инкассации, приобретенных гарантий и пр. Иными непроцентными затратами считаются дисконтный расход, издержки спекулятивного характера на рынке, при переоценке активов; также могут быть отображены штрафами, пенями, неустойками, затратами на аппарат управления (оплатой труда, подготовкой сотрудников и пр.), хозяйственными затратами.

По целям расходы банка состоят из шести групп: операционных, затрат по обеспечению хоздеятельности банка, затрат на ФОТ персонала банка, по оплате налогов, отчислений в специальные резервы и прочих расходов.

К операционным расходам относят:

- уплату процентов за привлечение банком ресурсов – депозитов/кредитов, выпуск ЦБ;

- комиссию, уплаченную банком по операциям с ЦБ, с инвалютой, по кассово-расчетным операциям, за инкассацию;

- прочие операционные затраты (вроде дисконтных расходов по векселям, отрицательного результата по переоценке ЦБ и счетов в инвалюте, расхода (убытка) от перепродажи ЦБ, по операциям с драгметаллами и пр.).

Таким образом, есть прямая связь операционных затрат и банковских операций.

Затраты по обеспечению хоздеятельности банка состоят из

- амортизации основных фондов и НМА;

- расходов по аренде, ремонту оборудования, канцелярских, содержанию автотранспортных средств, покупке спецодежды; эксплуатационных расходов по содержанию зданий и пр.


Издержками на ФОТ служащих банка являются зарплата, премии, начисления на зарплату. Издержки по уплате налогов состоят из налогов на актив, земельного, с владельцев автотранспорта, пользователей автомобильных дорог и иных налогов, имеющих отношение к себестоимости банковских операций. Затраты на создание резервов, покрывающих вероятные убытки по ссудам, издержки по ЦБ, дебиторскую задолженность и иные активные операции, - особая группа затрат, отражающая процесс переоценки различных групп активов банка по рыночным тарифам.

Вывод по главе:

Главная выгода банка – в процентных доходах по кредитным операциям, а еще различных комиссионных доходах за облуживание клиентов. Доходами банка должны возмещаться его издержки, покрываться риски и создаваться выгода (прибыль). Каждый банк, для того, чтобы прирастить личную эффективность, должен стремиться к максимизации дохода, улучшая качество обслуживания и повышая собственную прочность.

Издержки коммерческого банка ориентируются его операционной деятельностью и коммерческой деятельностью. Сообразно международным стандартам финотчетности затратами именуют уменьшение экономических выгод в виде оттока активов банка или же подьема его обязательств, которое приведет к уменьшению денежных средств, не имеющего отношения к его распределению между собственниками.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ПАО «ПОЧТА-БАНК»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО Почта Банка

Почта Банк – представляет собой один из крупнейших российских розничных банков. Дата его основания – 2017 год. Контрольный пакет акций финансового учреждения, созданного ВТБ и Почтой России, принадлежит одноименным компаниям, каждая из которых имеет по 49, 99%. Сеть отделений банка в регионах активно развивается. Новые отделения создаются преимущественно на базе почтовых точек.


Формат работы банка предполагает организацию окон продаж с работниками финансового учреждения или почты. Вся работа финансового учреждения ведется без применения кассовых узлов в обычном их понимании. Операции ведутся непосредственно клиентами при помощи банкоматов нового типа. Сеть банкоматов с системой закрытого оборота средств составляет более 4000 машин. Клиентская база учреждения превышает 5 000 000 человек.

Почта Банк активно работает как с физическими, так и с юридическими лицами, для которых представлен весьма широкий ряд финансовых продуктов.

Так, для частных лиц банк предлагает следующие услуги:

  1. Кредитование.
  2. Вклады.
  3. Платежи и переводы.
  4. Другие услуги.

Отдельно предусматриваются сберегательные и зарплатные программы, а также выпуск карт банка.

Для юридических лиц на данный момент в банке доступны:

  • Кредиты.
  • Зарплатные проекты.

В будущем представители банка планируют расширять перечь услуг доступных для юридических лиц.

Почта Банк – стремительно развивающееся финансовое учреждение, которое ставит своей целью предоставление качественных банковских услуг как частным, так и корпоративным клиентам.

Организационно-штатная структура ПАО «Почта Банк» на 11 января 2018 года представлена на рисунке 1.

Возглавляет его Президент-Председатель Правления – специалист работы в банковской сфере с многолетним опытом работы.

Рис. 1. Организационная структура банка

Диверсифицируя собственную работу, банк каждый день увеличивает круг проводимых на российском рынке операций и дает клиентам большой комплекс услуг, принятых в международной банковской практике.

ПАО «Почта Банк» – это уникальрная филиальная сеть, занимающая большую территорию нашего государства. География Банка включает в себя как широкие, развитые, например, так и небольшие мегаполисы.

В личной работе по приоритетным направленностям Банк в 2017 году оперировал утвержденными Наблюдательным советом Бизнес-планом, а так же стратегией развития.

Стратегия учитвыет выстраивание долговременных Банка будет представлен следующим образом:

- для физических лиц: отношений с «Пенсионным фондом Российской Федерации» и открытие точек присутствия в его региональных отделениях.

В целях реализации Стратегии продуктовый ряд:

- обычные продукты и сервисы для глобального сегмента населения: депозиты и сберегательные счета, кредиты наличными, кредиты на товары (POS-кредиты), кредитные и дебетовые карты, интернет-банк, виртуальная карта и т.д.;


- продукты с низкой стоимостью риска: кредитование зарплатных клиентов и клиентов с транзакционной историей;

- комиссионные продукты: коробочные страховые продукты, перевод пенсий в НПФ, предоставление доступа к юридическим услугам, возможность участвовать в восстановление лесов и др.

2.2 Оценка качества и достаточности капитала ПАО Почта банка

Рассмотрим динамику банковских активов ПАО «Почта Банк» за 2017 - 2018 гг., представленную в таблице 1.

Таблица 1

Динамика банковских активов ПЛО «Почта Банк» за 2017 -2018 гг.

Активы, тыс. руб.

2017

2018

Абсолютное
изменение

Темп роста, %

Денежные средства

1102141

1259991

157850

114,32

Обязательные резервы в Центральном банке
России

1019286

457403

-561883

44,87

Средства в кредитных
организациях

480635

681734

201099

141,84

Чистая ссудная
задолженность

41379200

49946034

8566834

120,70

Основные средства,
нематериальные активы и
материальные запасы

662708

659860

-2848

99,57

Прочие активы

6120367

8178928

2058561

133,63

Всего активов

50764337

61183950

10419613

120,53

Анализ таблицы 2 показал, собственно что на протяжении рассматриваемого периода цена банковских активов беспрерывно росла. Подъем обусловлен, изначально, подъемом чистой ссудной задолженности (на 20,70%), подъемом других активов (на 33,63%), средств в кредитных организациях (на 41,84%). Наименьший темп подъема показали денежные средства (14,32%), что отрицательно отражается на ликвидности банка.