Файл: Анализ доходов и расходов банка ( на примере ПАО «Почта Банк»).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1 Доходы и расходы коммерческого банка: их сущность, принципы формирования и классификации
1.2. Характеристика видов и классификация доходов и расходов банка
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ПАО «ПОЧТА-БАНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО Почта Банка
2.2 Оценка качества и достаточности капитала ПАО Почта банка
Нестабильные доходы приносят малую часть прибыли банку. По форме получения доходы банка можно разделить на:
- Процентные;
- Комиссионные;
- Прочие виды доходов.
Совокупность всех доходов называется валовым доходом.
Валовый доход выделяет следующие группы доходов:
- Операционные, процентные, комиссионные, доходы от операций на финансовом рынке;
- Доходы от сторонней деятельности;
- Прочие.
Процентными доходами называют доходы, получаемые в виде
- процентных платежей за предоставление ссуды (кратко‑, средне– и долгосрочные) компаниям, физлицам, органам исполнительной власти в рублях и инвалюте (срочных и просроченных);
- по депозитам, размещаемых в иных банках;
- лизингу клиентам;
- портфелю долговых ЦБ и др.[5]
Непроцентными доходами называют доходы, которые получает банк в ином виде, отличном от процентных платежей, за оказание банковских услуг.[6] Такие доходы в целях управления могут состоять из нескольких групп:
- непроцентных доходов от инвестдеятельности (дивидендов по долевым ЦБ и доходов от совместной деятельности);
- непроцентных комиссионных доходов (оплаты открытия и ведения счета в банках, комиссий по лизингу, факторингу, агентских доходов по доверительному управлению имуществом и пр.);
- непроцентных торговых доходов (от покупки/реализации валюты, ЦБ и иных финﺍинструментов (фьючерсы, опционы, валютный дилинг и арбитраж));
- непроцентных интеллектуальных доходов от оплачиваемых услуг банка, представляемых консультациями, гарантиями, поручительствами, посредническими услугами) и оплаты или аренды его НМА (программное обеспечение, ноу‑хау, методики, методические разработки и пр.);
- непроцентных доходов, получаемых от финсанкций, представляемых штрафами, пеней, неустойкой).
Прочими доходами называют непредвиденные доходы случайного, нерегулярного характера, которые могут состоять из:
- прибылей предыдущих лет, выявленных в текущем году;
- сумм возмещений банку причиненных ему раньше убытков;
- сумм, возвращаемых банку (налоги, необоснованно удержанные с банка, ссуды, ранее списанные на убытки и пр.);
- доходов от продажи имущества банка, списанной кредиторской задолженности;
- сумм восстановления со счетов банков фондов и резервов.
К небанковской (дополнительной) деятельности относят оказание услуг небанковского характера (это может быть страхование, реклама, охранная деятельность и т.д.), участие в деятельности сторонних предприятий, оказание услуг аренды, деятельность организаций банка (например, учебные банковские образования и др.).
К нетрадиционным или небанковским услугам относят множество услуг, к ним относят:
- услуги банка как посредника;
- услуги, которые ориентируются на развитии других организаций, предприятий (помощь с юридической стороны, услуги по размещению ценных бумаг, информационные услуги, услуги по внедрению юридического лица на биржу и т.п.);
- обеспечение гарантиями и поручительствами; операции доверительного характера;
- бухгалтерские услуги; осуществление деятельности по защите интересов в судебных органах; сейфовые услуги;
- и прочее.
Классификация всех затрат коммерческих банков проводится по формам, целям, способам учета, влияниям на налогооблагаемую базу, способам ограничения.
По форме отмечают наличие процентных, комиссионных и прочих непроцентных затрат.
Процентные издержки состоят из %, уплаченных банком за получение кредитов, остатков финсредств на счетах до востребования и срочных депозитов, открытых для физ- и юрлиц с подключением банков; процентных платежей по эмитированным векселям, облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам.[7]
Комиссию банк взимает за операции с ЦБ и инвалютой, за оказание услуг кассовых, расчетных, по инкассации, приобретенных гарантий и пр. Иными непроцентными затратами считаются дисконтный расход, издержки спекулятивного характера на рынке, при переоценке активов; также могут быть отображены штрафами, пенями, неустойками, затратами на аппарат управления (оплатой труда, подготовкой сотрудников и пр.), хозяйственными затратами.
По целям расходы банка состоят из шести групп: операционных, затрат по обеспечению хоздеятельности банка, затрат на ФОТ персонала банка, по оплате налогов, отчислений в специальные резервы и прочих расходов.
К операционным расходам относят:
- уплату процентов за привлечение банком ресурсов – депозитов/кредитов, выпуск ЦБ;
- комиссию, уплаченную банком по операциям с ЦБ, с инвалютой, по кассово-расчетным операциям, за инкассацию;
- прочие операционные затраты (вроде дисконтных расходов по векселям, отрицательного результата по переоценке ЦБ и счетов в инвалюте, расхода (убытка) от перепродажи ЦБ, по операциям с драгметаллами и пр.).
Таким образом, есть прямая связь операционных затрат и банковских операций.
Затраты по обеспечению хоздеятельности банка состоят из
- амортизации основных фондов и НМА;
- расходов по аренде, ремонту оборудования, канцелярских, содержанию автотранспортных средств, покупке спецодежды; эксплуатационных расходов по содержанию зданий и пр.
Издержками на ФОТ служащих банка являются зарплата, премии, начисления на зарплату. Издержки по уплате налогов состоят из налогов на актив, земельного, с владельцев автотранспорта, пользователей автомобильных дорог и иных налогов, имеющих отношение к себестоимости банковских операций. Затраты на создание резервов, покрывающих вероятные убытки по ссудам, издержки по ЦБ, дебиторскую задолженность и иные активные операции, - особая группа затрат, отражающая процесс переоценки различных групп активов банка по рыночным тарифам.
Вывод по главе:
Главная выгода банка – в процентных доходах по кредитным операциям, а еще различных комиссионных доходах за облуживание клиентов. Доходами банка должны возмещаться его издержки, покрываться риски и создаваться выгода (прибыль). Каждый банк, для того, чтобы прирастить личную эффективность, должен стремиться к максимизации дохода, улучшая качество обслуживания и повышая собственную прочность.
Издержки коммерческого банка ориентируются его операционной деятельностью и коммерческой деятельностью. Сообразно международным стандартам финотчетности затратами именуют уменьшение экономических выгод в виде оттока активов банка или же подьема его обязательств, которое приведет к уменьшению денежных средств, не имеющего отношения к его распределению между собственниками.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ПАО «ПОЧТА-БАНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО Почта Банка
Почта Банк – представляет собой один из крупнейших российских розничных банков. Дата его основания – 2017 год. Контрольный пакет акций финансового учреждения, созданного ВТБ и Почтой России, принадлежит одноименным компаниям, каждая из которых имеет по 49, 99%. Сеть отделений банка в регионах активно развивается. Новые отделения создаются преимущественно на базе почтовых точек.
Формат работы банка предполагает организацию окон продаж с работниками финансового учреждения или почты. Вся работа финансового учреждения ведется без применения кассовых узлов в обычном их понимании. Операции ведутся непосредственно клиентами при помощи банкоматов нового типа. Сеть банкоматов с системой закрытого оборота средств составляет более 4000 машин. Клиентская база учреждения превышает 5 000 000 человек.
Почта Банк активно работает как с физическими, так и с юридическими лицами, для которых представлен весьма широкий ряд финансовых продуктов.
Так, для частных лиц банк предлагает следующие услуги:
- Кредитование.
- Вклады.
- Платежи и переводы.
- Другие услуги.
Отдельно предусматриваются сберегательные и зарплатные программы, а также выпуск карт банка.
Для юридических лиц на данный момент в банке доступны:
- Кредиты.
- Зарплатные проекты.
В будущем представители банка планируют расширять перечь услуг доступных для юридических лиц.
Почта Банк – стремительно развивающееся финансовое учреждение, которое ставит своей целью предоставление качественных банковских услуг как частным, так и корпоративным клиентам.
Организационно-штатная структура ПАО «Почта Банк» на 11 января 2018 года представлена на рисунке 1.
Возглавляет его Президент-Председатель Правления – специалист работы в банковской сфере с многолетним опытом работы.
Рис. 1. Организационная структура банка
Диверсифицируя собственную работу, банк каждый день увеличивает круг проводимых на российском рынке операций и дает клиентам большой комплекс услуг, принятых в международной банковской практике.
ПАО «Почта Банк» – это уникальрная филиальная сеть, занимающая большую территорию нашего государства. География Банка включает в себя как широкие, развитые, например, так и небольшие мегаполисы.
В личной работе по приоритетным направленностям Банк в 2017 году оперировал утвержденными Наблюдательным советом Бизнес-планом, а так же стратегией развития.
Стратегия учитвыет выстраивание долговременных Банка будет представлен следующим образом:
- для физических лиц: отношений с «Пенсионным фондом Российской Федерации» и открытие точек присутствия в его региональных отделениях.
В целях реализации Стратегии продуктовый ряд:
- обычные продукты и сервисы для глобального сегмента населения: депозиты и сберегательные счета, кредиты наличными, кредиты на товары (POS-кредиты), кредитные и дебетовые карты, интернет-банк, виртуальная карта и т.д.;
- продукты с низкой стоимостью риска: кредитование зарплатных клиентов и клиентов с транзакционной историей;
- комиссионные продукты: коробочные страховые продукты, перевод пенсий в НПФ, предоставление доступа к юридическим услугам, возможность участвовать в восстановление лесов и др.
2.2 Оценка качества и достаточности капитала ПАО Почта банка
Рассмотрим динамику банковских активов ПАО «Почта Банк» за 2017 - 2018 гг., представленную в таблице 1.
Таблица 1
Динамика банковских активов ПЛО «Почта Банк» за 2017 -2018 гг.
Активы, тыс. руб. |
2017 |
2018 |
Абсолютное |
Темп роста, % |
Денежные средства |
1102141 |
1259991 |
157850 |
114,32 |
Обязательные резервы в Центральном банке |
1019286 |
457403 |
-561883 |
44,87 |
Средства в кредитных |
480635 |
681734 |
201099 |
141,84 |
Чистая ссудная |
41379200 |
49946034 |
8566834 |
120,70 |
Основные средства, |
662708 |
659860 |
-2848 |
99,57 |
Прочие активы |
6120367 |
8178928 |
2058561 |
133,63 |
Всего активов |
50764337 |
61183950 |
10419613 |
120,53 |
Анализ таблицы 2 показал, собственно что на протяжении рассматриваемого периода цена банковских активов беспрерывно росла. Подъем обусловлен, изначально, подъемом чистой ссудной задолженности (на 20,70%), подъемом других активов (на 33,63%), средств в кредитных организациях (на 41,84%). Наименьший темп подъема показали денежные средства (14,32%), что отрицательно отражается на ликвидности банка.